Организационно - игровой замысел.
Учитель знакомит детей с учебным школьным предметом «Физическая культура», который способствует необыкновенным превращениям человека из слабого в сильного, из некрасивого в красивого, из больного в здорового. Ученики принимают решения совершить путешествие по «Стране игр», где они смогут учиться играть в подвижные игры, полезные для здоровья, помогающие в спорте, дружбе, отдыхе, но для этого придётся развивать быстроту и гибкость, силу и ловкость, выносливость, смекалку и выдумку, а самое важное честно играть, осваивать новые игры и упражнения.Организационно - игровой замысел.
Учитель знакомит детей с учебным школьным предметом «Физическая культура», который способствует необыкновенным превращениям человека из слабого в сильного, из некрасивого в красивого, из больного в здорового. Ученики принимают решения совершить путешествие по «Стране игр», где они смогут учиться играть в подвижные игры, полезные для здоровья, помогающие в спорте, дружбе, отдыхе, но для этого придётся развивать быстроту и гибкость, силу и ловкость, выносливость, смекалку и выдумку, а самое важное честно играть, осваивать новые игры и упражнения.
Методическая разработка по
теме:
«Как разнообразить
уроки физкультуры в
начальной школе»
«Приключения в страну
игр»
(пример первого класса,
первого урока)Уроки построены на материале игр и освоении азов
игровой спортивной техники, предполагают
психосоциальную и физическую адаптацию детей к
условию начальной школы, формировании их
игрового поведения, учебной деятельности и
культуры здоровья.
Организационно - игровой
замысел.
Учитель знакомит детей с учебным школьным
предметом «Физическая культура», который
способствует необыкновенным превращениям
человека из слабого в сильного, из некрасивого в
красивого, из больного в здорового. Ученики
принимают решения совершить путешествие по
«Стране игр», где они смогут учиться играть в
подвижные игры, полезные для здоровья,
помогающие в спорте, дружбе, отдыхе, но для этого
придётся развивать быстроту и гибкость, силу и
ловкость, выносливость, смекалку и выдумку, а самое
важное честно играть, осваивать новые игры и
упражнения.Педагогическая структура уроков включает в себя
смысловую ориентацию и основные средства
реализации.
1)«Первые шаги» - смысловая ориентация
занятий. Психосоциальная и физическая
адаптация к условиям начальной школы,
формирования активного личностного перехода
от дошкольного детства к условиям школьного
образования. Развертывание физического
воспитания в единстве эмоциональной,
нравственной и духовной жизни. Разработка
физических упражнений как средство игры
развития способностей и поддержания здоровья
и бодрости детей.
Основные средства: введение в игровой замысел
уроков.
2)«Здоровье» - смысловая ориентация занятий.
Укрепление и коррекция здоровья детей,
воспитание характерных привычек поддержания
здоровья. Освоение исходных правил удержания
правильной осанки. Развитие ведущих
физических способностей первоклассников,
раскрывающих перспективу дальнейшей учебы,
спортивной подготовки и живого общения.
Повышение двигательной и умственной
работоспособности детей, организация здоровой
школьной жизни. Основные средства: беседы с
детьми о ЗОЖ. Упражнения и игры
общеукрепляющего характера. Задания для
развития гигиенических навыков. Упражнения и
игры, организующие здоровый отдых и досуг
детей. Специальные упражнения дляформирования правильной осанки, укрепление
сводов стопы, развитие физических качеств.
Игровые тесты.
3)«Умения и навыки» - смысловая ориентация
занятий. Развитие жизненно важных умений и
навыков. Формирование игровой деятельности
детей. Тренировка базовых умений и навыков
становлений и спортивно-игровой техники.
Основные средства: обучающие и тренировочные
программы. Привлечение детей к обновлению,
составлению и проведению упражнений, игровых
заданий и игр.
4)«Самоконтроль» - смысловая ориентация
занятий. Воспитание через игровые эпизоды
взаимодействия и противодействия, отношений
игрового партнёра, нравственности и духовности
ребёнка. Развитие начальных форм самоконтроля
и самооценки здоровья, физических качеств,
спортивных умений и навыков. Формирование
умения понимать своё физическое состояние и
безопасность поведения. Воспитание
организованности, дисциплины, следование
правилам, как основам честной игры.
Формирование внутренних мотивов к
личностному самовыражению целенаправленных
движениях и школьном поведении. Развитие
детской двигательной инициативы и творчества
в игре. Организация поступков ребёнка в
условиях простейших игровых и учебных
противоречий и событий. Основные средства:
Игровые задания для расширения дружеского
общения и взаимодействия детей. Игры,
организующие нравственное поведение. Игровые
и творческие задания; задания и игры дляпроявления инициативы, самовыражения детей.
Постановка проблемных игровых задач.
Имитационные упражнения и игровые задания.
Пример сюжетного урока для первого
класса
«Страна игр»
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: магнитофон, кегли, кубики,
гимнастическая скамейка.
Задачи:
Проведение подвижных игр с включением
строевых и гимнастических упражнений.
Развитие двигательных навыков и
физических качеств.
Воспитание у детей дисциплины и любви к
занятиям физической культуры.
Учитель: В школе изучают удивительный предмет, он
называется «Физическая культура». Физическая
культура – это самое сильное волшебство в мире.
Даже достижение великих кудесников и магов не
могут сравниться со всемогущими чарами физической
культуры. Стоит овладеть её волшебными силами инаша жизнь изменится. Например, физическая
культура может превратить слабого человека, в
какого?... В сильного. Трусливого, в …? В смелого.
Больного, в …? В Здорового. А ещё физическую
культуры можно сравнить с огромным миром, в
котором есть разные страны, и мы совершим
путешествие по этим странам. Одна из них страна
спорта. В неё живут юные и взрослые спортсмены, из
более чем ста разных видов спорта. Некоторых
жителей страны вы узнаете. Что бы нам их
вспомнить, давайте выполним физические
упражнения – подсказки.
Перестроение детей по меткам для выполнения
общеразвивающих упражнений на месте. Учитель
показывает движения, имитирующие разные виды
спорта, дети выполняют движения и называют вид
спорта. Далее дети показывают несколько
имитационных движений придуманных
самостоятельно. Учитель вместе с ними ведёт счёт
называемым видам спорта. Затем выбирает один из
видов спорта, например плаванье или гимнастику, и
проводит комплекс упражнений «сухого плавания»
или комплекс упражнений аэробики под музыку.
Учитель: В мире физической культуры существует
ещё одна необыкновенная страна, это страна игр.
Начинается она в школьном спортивном зале. А где
она заканчивается? Что бы ответить на этот вопрос
надо подумать. Можно ли играть не только в
спортивном зале, но и в классе, в школе, дома, во
дворе? Назовём игры, в которые мы любим играть. А
можем ли мы играть в лесу, в воде, а в космосе? А вот
и получается что страна игр не имеет границ. Мы
сегодня отправляемся путешествовать в самуюлучшую детскую страну – страну игр. В этой стране
дети учатся быстро бегать, высоко и далеко прыгать,
преодолевать различные препятствия, метать разные
снаряды. У них всё получается легко, весело,
играючи. Пойдём в эту страну?
Учащиеся: Да.
Учитель: Тогда взяли рюкзаки (имитация действия) и
выходим из школы на улицы города, а на улицах
большое движение, много машин и перейти через
дорогу нам поможет светофор.
Проводится игра «Светофор». Учитель читает
стихотворение С. Михалкова, недостающие слова
дети подсказывают хором и выполняют
соответствующие тексту движения.
Учитель: «Если свет зажёгся красный, значит
двигаться …(опасно)». (Стоят неподвижно). «Свет
зеленый говорит: Проходите, путь … (открыт)
( маршируют на месте)». «Желтый свет …
(предупреждение) (Хлопают в ладоши), жди сигнала
для движения».
Инвентарь для игры: кубики красный, желтый,
зеленый. Если учитель показал красный кубик, дети
стоят неподвижно, зеленый – маршируют на месте,
желтый – хлопают в ладоши. Сигналы меняются
неожиданно. Тот, кто перепутал сигналы, делает шаг
вперёд из шеренги и продолжает игры.
Учитель: У нас есть такие дети, которые неправильно
перешли дорогу. Возьмём их в дорогу?
Учащиеся: Да.Учитель: Тогда пусть они встают в строй и учатся у
вас ПДД. Продолжаем путь.
Учитель проводит строевые упражнения. По его
команде «Шагом марш!» школьники выполняют
обычную ходьбу.
Учитель: Мы идём по улицам города. Расправьте
плечи, спина прямая, покажем всем, что вы не дети
из детского сада, а ученики первого класса. Теперь
мы в лесу! Вокруг тишина. В берлоге спит медведь
(ходьба на носках, руки на поясе). Ой мы зашли в
болото! (Ходьба на пятках, руки за голову). Впереди
лесные заросли (ходьба в полном приседе, руки на
коленях). Мы не успеваем в эту страну (обычный бег с
переходом на ходьбу).
Учитель показывает все виды бега, ходьбы,
сопровождая показ методическими указаниями.
Учитель: Ребята пора сделать остановку, устроим
привал, снимем рюкзаки (имитация действия). Я
взяла с собой в дорогу магнитофон. Мы сейчас
сделаем зарядку, а потом поиграем.
По команде учителя «На зарядку становись!»
дети, произвольно расположенные по спортивному
залу, принимают основную стойку. Проводится
ритмическая гимнастика в трёх частях – медленной,
быстрой, медленной; учитель показывает, школьники
повторяют движения.
Учитель: Поиграем в «Кошки мышки» (проводится
игра). Пока мы играли на наши рюкзаки налетели
воробьи . Посмотрите, как они клюют наши
бутерброды. Погоняем воробьёв?На полу чертят круг, дети становятся вне круга.
Идёт игра «Попрыгунчики-воробушки»
Учитель: ребята, а у кого дома есть кошка?
Дети поднимают руки, называют клички своих
кошек и становятся поочерёдно водящими в центр
круга. Кошка должна ловить-пятнать воробьёв.
Пойманный садиться на скамейку. Когда кошка
поймает три-четыре воробья выбирают новую кошку.
Игровые задания: прыжки на обеих ногах;
прыжки на одной ноге; прыжки в полном приседе;
прыжки боком. Прыжки выполняют, впрыгивая в круг
и выпрыгивая из него.
Учитель: Всех воробьёв разогнали, и ноги свои
укрепили, теперь нам и горы нипочём. Взяли рюкзаки
(имитация действия) и построились в одну
шеренгу(расставить по спортивному залу инвентарь:
барьеры из полуобручей, кегли, гимнастическую
скамейку). Перед нашим взором выросли горы, надо
их преодолеть. За мной, шагом марш! Ходьба по
кругу преодолевая препятствия: кегли-ходьба
змейкой, не сбивая из; барьеры-перешагивание;
гимнастическая скамейка – ходьба по скамейке.
Учитель продолжает свой рассказ: В стране игр много
разных дорог, и некоторые из них таят в себе
опасность. Недавно большой любитель игр Фунтик
попал в сети компьютерных игр. А вы знаете, что
если долго играть в компьютерные игры можно
навредить здоровью. Фунтик просит помочь ему
выбраться из сети компьютерных игр и
познакомиться с играми полезными для здоровья,
веселья и дружбы. Это сделать непросто. Сначаласамим нужно пройти по стране игр, получить
физическую закалку, узнать законы этой страны,
подружиться с новыми играми. Когда всё это
выполним, то в конце четверти сможем открыть для
Фунтика игротеку и научить его правильно играть,
соревноваться, дружить и быть здоровым.
Для начала нужно пройти тест «Входилку». Если
мы его выполним, то станем полноправными
жителями страны игр. Первое задание это теста
сыграть в игру. Второе – придумать название для
игры. Играющие делятся на несколько групп и
строятся в колонны. Направляющий в каждой группе
является водящим. Под звуки музыки дети ходят и
бегают по площадке в разных направлениях. Когда
музыка прекращается, водящие останавливаются и
поднимают руку вверх. Остальные быстро
собираются за водящим в колонны. Учитель отмечает
особенности построения каждой группы (быстро,
аккуратно, бесшумно и пр.). Дети вмести с учителем
придумывают название для игры и выбирают
наиболее интересное.
Учитель: Вот мы и попали в страну игр. Давайте
внимательно посмотрим, где мы провели нашу
первую встречу. Это школьный спортивный зал. Здесь
установлены свои правила, законы и порядки.
Учитель даёт домашнее задание: Подобрать
книгу для чтения об играх, физической культуре и
спорте. Нарисовать рисунок «Моя спортивная семья»
для выставки в игротеке.Последующие темы для планирования уроков.
Спортивная одежда
Здоровье и осанка школьника
Зарядка школьника
Самочувствие при физических нагрузках
Физические способности школьника
Игры, игроки, команды
Правила игры
Результаты игры
Спортивный праздник в школе