Гибкость-это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Этим термином целесообразно пользоваться, когда речь идёт о суммарной подвижности всего тела. Применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность». Имея большую подвижность в суставах ребёнок приобретает возможность выполнять движения с большой быстротой и силой.
Существует две основные формы проявления гибкости: подвижность суставов при пассивных движениях и при активных движениях. Пассивная гибкость осуществляется в результате действия посторонних сил, а активная гибкость - за счёт работы мышечных групп, проходящих через данный сустав. Пассивная гибкость больше чем активная и она является базовой для отбора в детские спортивные школы.Гибкость-это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Этим термином целесообразно пользоваться, когда речь идёт о суммарной подвижности всего тела. Применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность». Имея большую подвижность в суставах ребёнок приобретает возможность выполнять движения с большой быстротой и силой.
Существует две основные формы проявления гибкости: подвижность суставов при пассивных движениях и при активных движениях. Пассивная гибкость осуществляется в результате действия посторонних сил, а активная гибкость - за счёт работы мышечных групп, проходящих через данный сустав. Пассивная гибкость больше чем активная и она является базовой для отбора в детские спортивные школы.
Как развить гибкость.
«Чем больше гибкость, тем дольше молодость»
Гибкость-это способность человека выполнять движения
с большой амплитудой. Этим термином целесообразно
пользоваться, когда речь идёт о суммарной подвижности
всего тела. Применительно к отдельным суставам
правильнее говорить «подвижность». Имея большую
подвижность в суставах ребёнок приобретает возможность
выполнять движения с большой быстротой и силой.
Существует две основные формы проявления гибкости:
подвижность суставов при пассивных движениях и при
активных движениях. Пассивная гибкость осуществляется в
результате действия посторонних сил, а активная гибкость -
за счёт работы мышечных групп, проходящих через данный
сустав. Пассивная гибкость больше чем активная и она
является базовой для отбора в детские спортивные школы.
Интенсивный прирост показателей гибкости идёт в
младшем школьном возрасте (6-10лет) и в 14-16лет.
Работая 30 лет в школе, к сожалению, сделала вывод: с
каждым годом это качество у детей снижается. Принимая
тест на гибкость (наклон вперёд из положения сидя) в 2012-
13 учебном году у первоклассников обнаружила очень низкие
результаты:
29%- дети с «высокой» гибкостью(6см (мальчики),9см
(девочки);
29%- «средняя» гибкость(4 см и 6 см соответственно);
42% -«низкая», из них 16%- «минусовая» гибкость.
При анализе столь низких показателей выяснила
причины, от которых зависит гибкость:
1.заболевания опорно-двигательного аппарата;
2.генетическая наследственность;
3.социальные факторы (малоподвижный образ жизни).
Первую причину сразу исключила, т.к. по данным
медицинского осмотра всего 5% первоклассников с
подготовительной группой здоровья, из них детей с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата нет.
Доказано, что общая гибкость в суставах в значительной
мере обусловлена наследственными факторами. Но как ни
велика роль наследственности, однако примерно в равной
мере на подвижность суставов оказывает влияние среда,
образ жизни, а значит и физическая культура. Так что если
при самой плохой генетической наследственности погибкости её развивать, то можно достичь значительных
успехов. Современный ребёнок не обременён домашними
делами, ему не надо далеко идти в магазин, школу (всё
находится в «шаговой» доступности). Дети привыкли сидеть
за компьютером, телевизором, не знают подвижных
народных игр, в которые играли их родители, бабушки и
дедушки.
Проанализировав всё это, я сделала вывод: главная причина
– малоподвижный образ жизни.
Поэтому, чтобы дети справились с нормативом по
гибкости, на каждом уроке я стала отводить по 5-7 минут на
развитие этого качества. Составила комплексы упражнений
для развития подвижности в тазобедренных, коленных,
голеностопных, плечевых, локтевых суставах,
для позвоночника и включаю поочерёдно комплексы этих
упражнений после разминки или в конце каждого урока.
При выполнении комплексов я руководствуюсь
следующими правилами:
1. Важное условие эффективности выполняемых
упражнений – обязательная разминка. Она должна быть тем
интенсивнее, чем ниже температура в спортивном зале.
2.Выполняя упражнения на гибкость, нужно обязательно
помнить, что амплитуду движений следует увеличивать
постепенно, делать их плавно, не начинать с резких
движений.
3.Перед каждым упражнением ставить перед собой цель.
Например, при наклонах вперёд достать кончиками пальцев
сначала стопы ног, затем пол и т. д. Тогда занятие станет
более целенаправленным.
4.После выполнения каждого упражнения на гибкость
полезно расслабиться на несколько секунд, сделать
потряхивание.
5.Если на следующий урок дети будут жаловаться на
лёгкую боль в различных звеньях тела – не пугайтесь. Это
значит, что занятие не прошло даром, суставы, связки и
мышцы получили определённую нагрузку.
6.Следует помнить, что перерывы даже в 2-3 недели
отрицательно сказываются на гибкости. Поэтому надо
систематически работать над этим физическим качеством.
Ниже я привожу комплекс упражнений для развития
гибкости позвоночника .
Комплекс упражнений для позвоночника
1 И. п. - стойка ноги врозь, руки вверх. Потягивания вверх.10 И. п. – стойка на коленях, руки за головой (вверху).
2 И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые
3 И. п. - стойка ноги врозь, правая рука на поясе, левая
4 И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперёд
5 И. п. - стойка ноги врозь (вместе), Наклоны туловища
6 И. п. - стойка ноги врозь с наклоном туловища вперёд
движения туловищем вправо и влево.
вверху. Наклоны туловища вправо, затем поменять
положение рук – наклоны влево.
прогнувшись, руки вперёд.
вниз (руками коснуться пола, колени не сгибать).
прогнувшись, руки в стороны. Повороты туловища с
руками вправо и влево («мельница»).
7 И. п. - стойка ноги врозь, руки вниз. Наклоны назад
(слегка сгибая колени), коснуться руками пяток.
8 И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе (за головой,
вверху). Наклоны туловища назад (прогибания).
9 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты
туловища с руками вправо и влево (таз не
поворачивать).
Наклоны туловища назад (стараться достать сначала
руками, а затем головой пола).
11И. п. – стойка на коленях, руки в стороны. Повороты
туловища вправо и влево, стараясь достать правой
рукой левой стопы и наоборот.
12И. п. – стойка на коленях, руки перед собой в упоре
(спина прямая). Прогнуть и согнуть спину (при прогибе
спины – голову вверх, сгибе – вниз).
туловища вправо и влево (таз и ноги от пола не
отрывать).
пола (опираясь на кисти и стопы), прогнуться как можно
больше в пояснице.
15И. п. – сед ноги вместе, руки сзади. Опираясь на левую
руку (правая вверх), оторвать таз от пола, прогнуться в
пояснице и повернуть туловище влево, затем вернуться
в и. п., то же в другую сторону.
скользя грудью по полу, перейти в упор лёжа на
согнутых руках, а затем так же плавно, разгибая руки и
сгибая ноги, вернуться в и. п.
13И. п. – сед ноги врозь, руки в стороны. Повороты
14И. п. – сед ноги вместе, руки сзади. Оторвать таз от
16И. п. – сед на пятках, руки впереди на полу. Плавно,17И. п. – сед на пятках, взяться руками за пятки. Встать на
19И. п. – упор лёжа на согнутых руках. Медленно
колени, прогибаясь как можно больше в позвоночнике
(руками держаться за пятки).
18И. п. – лёжа на животе, руки впереди (за головой или на
пояснице). Оторвать руки и ноги от пола, прогнуться в
пояснице и удержать несколько секунд это положение,
а затем вернуться в и. п.
выпрямляя руки, поднять сначала голову, затем грудь –
прогнуться назад как можно больше (таз от пола не
отрывать), а затем вернуться в и. п.
20И. п. – лёжа на животе, ноги врозь, взяться руками за
стопы (щиколотки) снаружи. Прогнуться, поднимая без
рывков голову, грудь и бёдра как можно выше от пола.
Задержаться в этом положении несколько секунд.
Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову,
грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться
дотронуться ступнями ног до головы.
подняты вверх. Опускать ноги вправо и влево.
Упражнение можно выполнять с согнутыми в коленях
ногами или опускать а сторону одну ногу.
21И. п. – упор лёжа на согнутых руках, ноги разведены.
22И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, прямые ноги