Как удаляются ненужные вещества

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формировать у учащихся новые понятия о выделении, функции органов выделения; – развивать известные учащимся понятия о роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания. Оборудование: иллюстрации с изображением строения выделительной системы, стаканы с водой, речной песок, фильтровальная бумага, воронки, пластиковые стаканчики. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur5-korr.doc
Окружающий мир  Урок 5.  РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Тема: Как удаляются ненужные вещества Цели: – формировать у учащихся новые понятия о выделении, функции органов выделения; –  развивать известные учащимся понятия о роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания. Оборудование:  иллюстрации   с   изображением   строения   выделительной   системы,   стаканы   с   водой,   речной   песок, фильтровальная бумага, воронки, пластиковые стаканчики. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 3  4  3 Обсуждение   творческих   вопросов   прошлого   урока   (интеллектуальная разминка). Презентация меню ужина. – Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 26. Давайте обсудим их мнения. Высказывание версий: – Лена считает, что у человека есть только один орган выделения, а Миша – что для этого есть целая система органов. – Какой у вас возникает вопрос?  Какие вещества и через какую систему органов выделяются из организма? Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  © ООО «Баласс», 2014Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Что такое обмен веществ? – Между чем происходит обмен веществ? – Какие вещества поступают в организм и какие выделяются из него в процессе обмена веществ? –  Какие   знакомые   вам   органы   удаляют   углекислый   газ,  воду,  непереваренные остатки пищи? Отвечают на вопросы. – А теперь попробуйте определить тему сегодняшнего урока. «Выделение веществ из организма». – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План  3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  4  3  7  2  4  3 1. Работа в учебнике. Работа с текстом на с. 26. –  Через   какие   органы   выделяется   наибольшее   количество   разнообразных веществ?   Используя   рисунок   на   с.   27,   определите,   какие   органы   образуют выделительную систему. Определяют органы выделительной системы: почки, мочеточники, мочевой Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. © ООО «Баласс», 2014пузырь. – У вас есть смесь различных веществ. Предложите способ их разделения. Высказывают гипотезы. На столах учащихся стаканы с водой, речной песок, фильтровальная бумага, воронки. Выполняют опыт по разделению веществ. –  Кровь   также   несёт   различные   вещества   –   и   питательные,   и   уже   ненужные, переработанные.   Может   ли   в   нашем   организме   идти   аналогичный   процесс (процесс фильтрации в почках)? (Да.) – Проверьте ваше предположение по учебнику. Проверяют. –  При   нарушении   работы   обеих   почек   происходит   сильное   отравление   всего организма, и человек погибает уже через 5 дней. Какими веществами отравляется человек с повреждёнными почками, если никакие яды в его организм из внешней среды   не   поступали?   (Выделительная   система   очищает   кровь   от   отходов жизнедеятельности клеток; если не работают почки, то эти вещества остаются в крови и вызывают отравление.) – Какую роль в организме играют почки? Высказывают гипотезы. – Попробуйте разделить органы выделительной системы на две группы: а) органы, которые   действуют   самостоятельно;   б)   органы,   работой   которых   можно управлять по желанию (работа на доске). – а) почки, мочеточники; б) мочевой пузырь. Максимум. Проблемная ситуация. – Если в организме происходит обмен веществ, будет ли он происходить в каждой 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2014его клетке? (Гипотезы.) –  Да,   организм   состоит   из   клеток,   которые   обмениваются   друг   с   другом веществами,   ведь   разным   клеткам   необходимы   различные   вещества.   Клетки организма  живые,  и в  них  происходит  обмен  веществ  такой  же, как  в  живом организме. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 2 1   2   3   1 1. Работа в учебнике.  Вопросы на с. 27. 2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради на выбор. Выполняют задания. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2014 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную иличностную рефлексию. ТОУУ 3. Проверочная работа. Возможные ответы на задания проверочной работы № 3. Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Слюнные железы, глотка, желудок, прямая кишка, желчный пузырь, тонкая кишка. Повышенный уровень. Измельчение пищи – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень. Хлеб, апельсины, картофель. 2.  Необходимый уровень. Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Повышенный уровень. Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр. Вариант 2.  1.  Необходимый уровень. Толстая  кишка, поджелудочная железа, зубы,   желудок,   печень,   пищевод.  Повышенный   уровень.   Измельчение   пищи   – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень. Мясо, колбаса, сыр. 2. Необходимый уровень. Мочевой пузырь.  Повышенный уровень. Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр. Чтение учебника (тема 5.) Задания из рабочей тетради на выбор. 4 – Какова роль выделительной системы? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2014– Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания рабочей тетради. В задании 1 требуется заполнить таблицу, которая должна приобрести следующий вид: В  задании 2  ученики должны подчеркнуть зелёным цветом слова  глотка,  желудок,  пищевод,  печень,  тонкая кишка, язык и зубы; чёрным цветом – почки, мочеточник и мочевой пузырь; голубым – лёгкие. Задание 3 знакомит школьников с фильтрацией – процессом, лежащим в основе работы почек. Ребята должны соединить стрелками размятую клюкву с крупноячеистым ситом, сито – с воронкой с вложенной в неё мелкоячеистой тканью, а воронку – с банкой клюквенного сока. © ООО «Баласс», 2014