Как устроен организм человека

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Формировать умение распознавать органы человека. – В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены. Оборудование: рисунки, изображающие различные организмы (амёбу, медузу, дождевого червя, жука, щуку, лягушку, ящерицу, воробья, тигра, человека, дуб, белый гриб, бактерии), а также строение человека и отдельных систем органов человека.
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur1-korr.doc
Окружающий мир  Урок 1.  РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Тема: Как устроен организм человека Цели: – Формировать умение распознавать органы человека. –  В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены. Оборудование:  рисунки, изображающие различные организмы (амёбу, медузу, дождевого червя, жука, щуку, лягушку, ящерицу, воробья, тигра, человека, дуб, белый гриб, бактерии), а также строение человека и отдельных систем органов человека. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  1 3 –  Что   мы   изучали   в   прошлом   году?  (В  прошлом   году   мы   изучали   различные экосистемы, живые организмы.) – Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бактерии.) – Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.) – Какие группы животных мы знаем? Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  © ООО «Баласс», 2014особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. Записать на доске. Одноклеточные,   черви,   кишечнополостные,   насекомые,   рыбы,   земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что­то не вспомнят). –  Чем   позвоночные   отличаются   от   других   животных?   (Вспомнить   скелет.) (Позвоночные имеют внутренний скелет.) –  Какие   позвоночные   вам   известны?   (Рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.) – В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери – теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве.) –  Что   такое   обмен   веществ?   (Обмен   веществами   между   организмом   и окружающей средой.) –  Как   называется   самая   маленькая   часть   организма,   в   которой   идёт   обмен веществ?  Необязательный   материал.  (Самая   маленькая   часть   организма   – клетка. Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.) – Что такое орган? (Это часть организма.) –  Какие   органы   вы   знаете?   Какие   органы   есть   у   человека?   Как   вы   думаете, организм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы.) (Мы думаем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных органов.) – Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос? Какие преимущества имеет организм со сложным строением? Давайте составим план работы. План 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. © ООО «Баласс», 2014. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4  3  2  4  3 1. Работа в учебнике.  – Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним. – Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? (Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.) –  Чтобы  организм смог выполнять   общие  задачи,  что должны  делать  органы? (Работать согласованно.) –  Найдите   в   тексте   учебника   на   с.   8,   как   называется   такая   группа   органов. (Система   органов   –   группа   органов,   связанных   друг   с   другом   и   совместно выполняющих общую задачу.) – Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и выполните задание на с. 9.  Работаем в группах: 1) опорно­двигательная система; 2) система пищеварения;  3) система дыхания;  4) система кровообращения; 5) система выделения;  6) кожа; 7) нервная система и органы чувств. Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  © ООО «Баласс», 2014целенаправленной  познавательной  деятельности. Ключевые слова выносятся на доску. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. –  Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы должны работать слаженно.) 2. Игра «Что было бы, если бы...  (из каждой системы удалили один орган)». Можно   играть   по   цепочке:   начинает   учитель,   учащиеся   по   очереди продолжают. –  Как   мы   ответим   на   вопрос   урока?   (Организм,   имеющий   сложное   строение, может выполнять сложные задачи.) – Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.   – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  2 1 2 3 1 1. Работа в учебнике.  © ООО «Баласс», 2014 Регулятивные УУД 1. Развиваем умениевысказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ Самостоятельное  применение  знаний. Вопросы на с. 11. 2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради на выбор.  желудок, Задание   1  предлагает   условно   поделить   известные   школьникам   органы   тела человека   на   три   группы.   К   органам,   совершающим   разнообразную   работу, относится   большинство   органов   опорно­двигательной   системы,   с   помощью которых мы выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и  ноги.  Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной системы,   т.е.  печень  и   др.   (восстанавливают   запас питательных   веществ),   дыхательной   системы,   т.е.  лёгкие  (восстанавливают оптимальное содержание кислорода), кровеносной системы, т.е.  сердце,  сосуды (доставляют   клеткам   все   необходимые   им   вещества   и   уносят   отходы), выделительной системы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества).   Наконец,   к   органам,   управляющим   организмом,   следует   отнести нервную систему, т.е. головной и спинной мозг, нервы. К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока ещё могут ничего не знать.  кишечник, В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут управлять. Это руки и ноги, а также голова, глаза, язык, зубы и т.п. Учителю   следует   иметь   в   виду,   что   мы   можем   также   до   некоторой   степени управлять  работой  части  органов выделения (сознательное  выведение  мочи  из © ООО «Баласс», 2014организма)   и   пищеварения   (выведение   каловых   масс   за   счёт   расслабления сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система. Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать частоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего участия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном мозге.   Это,   прежде   всего,   органы   кровеносной, В   правый   столбец   ребята   записывают   те   органы,   которыми   мы   не   можем управлять.   дыхательной, пищеварительной   и   выделительной   систем:  сердце,  сосуды,  желудок,  печень, кишечник, почки, лёгкие – большинство органов, расположенных внутри тела. В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они выполнялись   разными   группами   учащихся,   то   сравнение   производят   на   этапе подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов: 1)   органы,   восстанавливающие   истраченные   силы,   как   правило,   действуют самостоятельно, независимо от нашей воли; 2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило, можем управлять по своему желанию. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2014Выполнение проверочной работы. Возможные ответы на задания проверочной работы № 1. Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Мозг относится к органам нервной системы; глаза – к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к опорно­двигательным органам.  Повышенный   уровень.  В   руке   находятся   органы   чувств,   опорно­ двигательной и нервной систем, органы кровообращения.  Максимальный уровень. В голове находятся органы пищеварения, дыхания, чувств, опорно­двигательной и нервной систем, органы кровообращения.  2. Необходимый   уровень.  Удаляют   углекислый   газ   –   органы   дыхания; переваривают   пищу   –   органы   пищеварения;   очищают   кровь   –   органы выделения; продолжают род – органы размножения.  Повышенный   уровень.  Рост,   размножение,   дыхание,   подвижность, неспособность превращать минеральные вещества в органические.  3.  Повышенный   уровень.  От   простуды   пострадают   органы   дыхания;   от наркотиков   –   нервная   система;   от   слишком   громкой   музыки   –   органы чувств. Вариант 2.  1. Необходимый уровень. Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам кровообращения.  Повышенный   уровень.  В   ноге   находятся   органы   чувств,   опорно­ двигательной и нервной систем, органы кровообращения.  © ООО «Баласс», 2014VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Максимальный уровень. В туловище находятся органы дыхания, выделения, размножения,   чувств,   опорно­двигательной   и   нервной   систем,   органы кровообращения.  2. Необходимый уровень. Позволяют воспринимать окружающий мир –органы чувств;   позволяют   принимать   решения   –   органы   нервной   системы; доставляют   питательные   вещества   к   клеткам  –   органы   кровообращения; создают опору телу – опорно­двигательные органы.  Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание.  3. Повышенный уровень. От переедания – органы кровообращения (можно считать   верным   ответ   –   органы   пищеварения);   от   курения   –   органы дыхания; от падения с дерева – опорно­двигательная система. Чтение учебника (тема 1). Задания из рабочей тетради на выбор. 4 –  Какова   роль   и   необходимость   систем   органов?   Можно   ли   заменить   одну систему   органов   на   другую?   (Различные   системы   органов   выполняют   разную работу   –   каждая   свою,   но   вместе   они   обеспечивают   слаженную   работу   всего организма. Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.) – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? © ООО «Баласс», 2014– Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2014

Посмотрите также