Как возникали и строились города
Оценка 4.8

Как возникали и строились города

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
31.03.2017
Как возникали и строились города
Публикация является частью публикации:
технологическая карта.docx
Педагогические  цели Педагогические  задачи Тип урока Планируемые  результаты (предметные) Личностные  результаты Универсальные  учебные  действия  (метапредметны е) Основное  содержание  темы, понятия и термины Оборудование Тема: Как возникали и строились города Сформировать представления учащихся о древнерусских городах Образовательные:  ­ создать условия для формирования представлений о постройке старинных городов;  ­ дать определение понятий «торг», «посад», «кремль»,  ­ показать его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников;  Развивающие: ­ способствовать развитию наглядно­образного, логического мышления, воображения;  Воспитательные: ­ содействовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию наших предков Открытие нового знания Узнают, как строились города; научатся выделять особенности кремлевских городов, узнавать  города. Осознают себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры Познавательные: осуществляют высказывание предположения, анализ, обобщение изученного  материала,  установление причин исторического факта и события, высказывание­рассуждение;  составляют рассказ­описание  по рисунку, пересказ с использованием иллюстративного материала. Регулятивные: осуществляют оценку деятельности. Коммуникативные: осуществляют презентацию сообщения; владеют правилами совместной  деятельности в парах Выбор места для основания города. Характеристика города как населенного пункта Ноутбук, проектор, экспозиционный экран; изображения древнерусских городов, старинных  поселений, фотографии или открытки с видами исторических памятников, улиц родного города Этапы урока I.  Мотивиро вание к  учебной  деятельно сти  (организа ционный  момент) Н.В. II.  Проверка  домашнег о задания Н.В. Технологическая карта урока Деятельность учителя Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!  Ребята, поприветствуйте улыбкой гостей и друг друга.  Настроенье каково?  А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и  почувствуйте друг друга. Вы – вместе, вы – команда.  Откройте глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу  удачи, настройтесь на рабочий лад и .... в добрый путь! Перед нами протекает времени река, Полноводна, глубока и широка. Время движется, меняется, течёт, К изученью нас истории влечёт. ­Начинаем урок окружающего мира. а)Дифференцированная работа:  1 команда работает по карточкам, отгадывая загадку и разгадывая ребус, 2, 3, 4 команды разгадывают кроссворд. 1 карточка 1. «Каменным поясом Земли Русской» называли: а) Саяны  б) Алтай    в) Кавказские горы   г) Уральские  горы 2. Самые высокие горы России – это… а) вулканы Камчатки   б) Уральские горы в) Кавказские горы Деятельность учащихся осуществляемые действия Приветствуют  гостей и учителя.  Во (показывают  какое настроение)  выполняют задания учителя формируемые умения Проявляют  эмоциональную отзывчивость.  Умеют  организовывать  рабочее место Выполняют  тестовые задания,  разгадывают  кроссворд Владеют  навыками  самоорганизаци и,  саморегуляции, самопроверки,  взаимопроверк и, формируют  умение работы  в команде и  малой группе Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения 3. Западно­Сибирская равнина – это… а) холмистая равнина     б) плоская равнина 4. В список Всемирного наследия включены… а) вулканы Камчатки   б) Саяны   в) Алтай 5. Одна из крупнейших равнин земного шара … а) Западно­Сибирская равнина   б) Восточно­Европейская равнина 2 карточка 1.Что   такое   равнина?   (Равнины   –   это   ровные   или холмистые участки земной поверхности.) 2.Что   вы   можете   сказать   о   горах? (Горы   высоко поднимаются   над   уровнем   моря.   Горы   бывают молодые – высокие, и старые — невысокие.) 3 карточка 1.Как называют Уральские горы? («старые горы») 2.Что такое рельеф? 3. Какие равнины расположены на территории нашей  страны? б) Работа с классом. Разгадывание кроссворда. (Коллективная работа) 1. Место с равниной или холмистой  поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.  (Плоскогорье) 2. Крупная река, протекающая по  территории Западно­Сибирской равнины. (Обь) Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения III.  Постанов ка  учебной   задачи 3. Какие горы называли “Каменным поясом  Земли?” (Уральские) 4. Какой поэт был убит на Северном Кавказе, на  склоне горы Машук? (М.Ю.Лермонтов) 5. Самая высокая гора Уральских гор? (Народная) ­ Какое слово было загадано?  (Город). ­ В каком числе стоит это слово?  (В  единственном  числе.) ­Поставьте  слово «город» во множественное число.  (Города) Это слово будет ключевым, главным словом в  названии темы нашего урока. А теперь, ребята, вам нужно собрать из «рассыпанных» слов, напечатанных на листочках, название  темы  урока. Тема: « Как возникали и строились города» ­  самопроверка (сравнить с темой на  доске).  Листочки  с темой урока, прикрепленные к   доске,  переворачиваются.  Отвечают на  вопросы учителя. Собирают слова в  тему Называют тему Дети сравнивают  тему урока. Высказывают свои  предположения Хотели бы вы узнать о городах на уроке? О каких  городах вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему? ­Давайте поставим цели урока. Узнать о том, как    возникали,  строились древние города,  кто в них  Принимают  учебную задачу Этапы урока Деятельность учителя  в) лексическая работа со словом «город». ­ Ребята, как вы думаете, от каких слов произошло  слово «город»? Подберите однокоренные слова Работа с толковым словарём. Город –   это   крупный   населенный   пункт,   торговый, административный, промышленный центр». Прочитайте высказывание на доске: «Вселенная без города – это словно тело без  головы» Деятельность учащихся формируемые умения осуществляемые действия жил, чем там  занимались люди,  как назывались эти города, чем  знамениты эти  города и т.д. Слово «город»   произошло от слов  городить, ограда,  огораживать,  огород, городище – место, где в  древности стоял  город. Городской,  городок, городище, пригород,  пригородный Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения Эти слова принадлежат французскому писателю  Виктору Гюго. Где мы с вами уже встречались с этим  писателем?  Что такое вселенная? – Весь мир, вся земля. Как   вы   понимаете   слова   французского   писателя Виктора Гюго: ­Виктор Гюго, размышляя о значении города, писал о том, что необходимо место, которое бы  играло роль  мозга. Значит, город – это главный хозяйственный  центр  жизни людей. Да, действительно, города в Древней Руси являлись  центрами всей жизни государства. А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную  тему?  –Я предлагаю вам прочитать небольшой текст в  учебнике. Страницу вы узнаете, решив пример:800:20  +11= 51­ на доске листок с примером. ­Чтобы начать наш разговор о городах, нужно  узнать, а как появились города?  Работа в группах. Вопросы  ­  Какие места для своих поселений  выбирали славяне? – 1группа  ­ Почему выбирали именно эти места? – 2 группа  Литературное  чтение «Козетта» Высказывания  учащихся Решают пример Ученики самостоя тельно работают с  текстом в  учебнике и  выполняют задание IV.  Изучение  нового  материала . Н.В. Этапы урока Деятельность учителя ­ Что служило защитой в центре торговой  площади? – 3 группа ­ Не всё было так гладко и хорошо. Время было  беспокойное, жители соседних поселков часто воевали  между собой, поэтому селились славяне обычно в  местах, окруженных крутыми склонами, глубокими  оврагами или водой. Вокруг своих поселений они  копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого  срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали,  заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо  было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они  плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая  изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. (На высоких берегах рек.)  ( Не было дорог. По рекам передвигались.  Высокие  берега защищали от наводнений и нападений врагов.  Занимались рыболовством, земледелием ). ­ Реки были в то время единственной дорогой,  используя которую славяне могли обмениваться  товарами, как между собой, так и с другими народами.  По пути следования купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования  товаров и обмена ими. Товары нужно было  огораживать, охраняя их от врагов. А защитой могла  служить только крепость, в центре которой была  Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения в  рубрике «Выскаж ем  предположение».  ( Ответ­1,2,3  высказывания). Отвечают на  вопросы,  высказывают  предположения. Фиксируют  знание и  незнание,  затруднения. Извлекают  необходимую  информацию из текста.  Работают с  текстом. Владеют  навыками Этапы урока Деятельность учителя торговая площадь. Крепость становилась главным  местом, вокруг которого разрастался город. Таким  образом, на славянской территории возникли  многочисленные города.   Послушайте стихотворение Натальи  Кончаловской Много было в чаще бора и медведей и волков, Много уток на озёрах, на болотах куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,  Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом, И решили: Места много есть, что есть и есть что пить! Помолились люди Богу, стали строиться и жить. Почему же именно на этих территориях  остановились славяне? В 5 классе вы будете изучать новый предмет –  историю, но узнать немного об исторических событиях  Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения самоорганизаци и,  саморегуляции, самопроверки. Учащаяся читает  стихотворение,  остальные –  слушают.  (Места были  водные, охотничьи, медовые.  Огромные луга  гарантировали  обильный корм  скоту). Этапы урока Деятельность учителя вы можете уже сейчас. Давайте посмотрим, что  представляли собой города с точки зрения истории.  Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения Возникновение   городов   в   Древней   Руси   носило бурный   характер.   Не   зря   в   западноевропейских летописях она именуется Гардарикой, (СЛАЙД 2) то есть   страной   городов.   Из   письменных   источников, датированных IX – X веками, известно о 24 крупных населенных   пунктах,   но   можно   предположить,   что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило,   были   славянскими.   Например,   Новгород, Вышгород,   К   концу двенадцатого столетия роль городов в Древней Руси была поистине неоценимой: их насчитывалось уже 238, они   были   хорошо   укрепленными,   являлись   центрами политики,   образования   и   культуры. (СЛАЙД 3)   Перемышль.   торговли, Е.В.   Белоозеро, В Древней Руси городом называлось всякое жилое место,   окружённое   такой   защитной   оградой.   Со временем жители городов стали заниматься ремеслом и торговлей, повсеместно появились рынки и ярмарки. Площадь для торговли называлась торгом. (СЛАЙД 4) Здесь   размещались   лавки   купцов   и   общественные здания. Для приезжих купцов строили гостиные дворы. Часто города возникали по берегам морей и рек или на Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения перекрёстках   дорог:   на   судах   или   лошадях   купцам было легче привозить товары. Близость переправы — моста или брода — тоже имела значение. Порой город возникал   рядом   с   волоком   —   сухим   путём,   по которому корабельщики «волокли» суда с товарами из одной   реки   в   другую   (так   появился   Волоколамск). Иногда   город   вырастал   вокруг   крупного   монастыря (как Сергиев Посад). Город   состоял   из   крепости   (кремля)   и   посада. (СЛАЙДЫ 7,8) Посад делился на слободы. В каждой из   них   жили   ремесленники   одной   профессии   — гончары, кожевенники, кузнецы. Город мог появиться по   воле   князя   или   царя.   Так,   князем   Владимиром Святославичем был основан Владимир­на­Клязьме.  Город  выживал  в   том  случае,  если  в   его  округе было   хорошо   налаженное   сельское   хозяйство. Городская жизнь имела отпечаток жизни деревенской. Часто неприятели сжигали древние города дотла, но жители восстанавливали их из пепла и руин. Город мог «исчезнуть»,   если   мелкое   княжество,   которому   он принадлежал,   прекращало   своё   существование   или   в округе истощались запасы ценного сырья, ради добычи которого   строился   город.   Люди   также   покидали «беспокойные»  города,  устав   от  постоянных   набегов степных кочевников. Что   из   себя   представляет   древнерусский   город? Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения Е.В. город,   Нередко   Город   был   деревянным.   Из   камня   строили   храмы   и редко   палаты.   Жилые   дома   были   чаще   всего одноэтажными.   окружённый деревянной   (а   позже   каменной)   стеной   и   рвом, дополнительно   защищал   земляной   вал   или   ещё   одна деревянная   стена.   Между   кремлём   и   этими укреплениями жили люди. Так, в центре Москвы был кремль   и   Китай­город.   На   расстоянии   от   них находилась другая защитная стена — Белый город. А дальше шло следующее укрепление — земляной вал. Ребята, посмотрите, на доске иллюстрации с  изображениями Древнерусских городов.  Какие города  вы здесь увидели, назовите их ­Проведем  лексическую работу. ­Скажите,   пожалуйста,   а   кто   такие   ремесленники? ( Ремесленники – люди, мастера, занимающиеся каким – либо делом: гончарное дело, кузнечное дело и т. д.)  ­   Кто   такие   купцы?   (Купцы­люди,   занимающиеся торговлей.) ­Итак, подведем итог :  ­Назовите основные  части древнерусского города.   ( Посад, кремль, торг). Этапы урока V.  Практиче ская  деятельно сть. Н.В. VI. Итоги  урока. Рефлекси я Домашнее задание Деятельность учителя Моделирование: Давайте наглядно убедимся, как  появлялись первые поселения. Вы будете древними  строителями и сами построите город, используя  полученные знания. Ребята, а вы знаете, что на территории Тюменской  области есть кремль? Где он находится? Давайте с  вами совершим небольшую видео­экскурсию по  Тобольскому кремлю  Деятельность учащихся осуществляемые формируемые действия умения Принимают и  сохраняют  учебную задачу Дети  выполняют  проект  «Строительство древнего города»  на плакате. Смотрят видео X. Домашнее задание: Приготовить сообщение об  одном из кремлей. Снова прозвенел звонок – вот и кончился урок ­Всего таких городов 12.  Астрахань, Зарайск, Казань, Коломна, Москва,  Великий Новгород, Нижний Новгород, Псков, Ростов,  Рязань, Тула, Тобольск Отвечают на  вопросы учителя Осуществляют  оценку  собственной  учебной  деятельности,  соотносят цель  и результаты,  степень их  соответствия Древний Киев Древний Изборск КАК  И ВОЗНИКАЛ И СТРОИЛИС Ь ГОРОД А 800:20+ 11=

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города

Как возникали и строились города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017