Какой бывает музыкальная фактура?

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них. Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.
Иконка файла материала 7.docx
Какой бывает музыкальная фактура Содержание: 1. Фактура как способ изложения музыки. 2. Различные варианты фактурного воплощения  (на примере фрагментов нотной записи) 3. Одноголосная, фактура (на примере Первой  песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского­ Корсакова). 4. Мелодия с сопровождением (на примере  романса С. Рахманинова «Сирень»). 5. «Фактурный узор»: зрительное сходство  фактурного рисунка в аккомпанементе с формой  цветка сирени. Музыкальный материал:1. Н. Римский­Корсаков. Первая песня Леля из  оперы «Снегурочка» (слушание); 2. С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень»  (слушание); 3. Г. Струве, стихи С. Маршака. «Пожелание  друзьям» (пение); 4. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать разнообразие и специфику  фактурных воплощений в музыкальных  произведениях. 2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения.3. Находить ассоциативные связи между  художественными образами музыки и  изобразительного искусства. Из главных средств музыкальной выразительности  складывается «лицо» любого музыкального  произведения. Но у каждого лица может быть  множество выражений. И «выражением лица»  «ведают» дополнительные средства. Фактура ­  одно из них. Дословно «фактура» означает «обработка». Мы  знаем, что фактура есть, например, у ткани. На  ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от  другой. У каждого музыкального произведения  тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы  слышим красивую мелодию или необычную  гармонию, то нам кажется, что эти средства  выразительны сами по себе. Однако, чтобымелодия или гармония зазвучала выразительно,  композиторы используют различные приёмы и  способы обработки музыкального материала,  разные виды музыкальной фактуры. Прежде чем понять, что означает выражение  «музыкальная фактура», давайте рассмотрим  нотные примеры. Мы видим, что все примеры отличаются своим  графическим изложением. Первый пример представляет собой вертикальные  «аккордовые столбы», второй – волнообразную  линию, третий – своеобразное трёхэтажное  построение, четвёртый – похожий на  кардиограмму (кардиограмма – графическое  изображение работы сердца) музыкальный  рисунок.Именно способ изложения музыки называется  фактурой. Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко  выражает область музыкального художества ­  линии, рисунки, нотную графику, ­ она получила  множество различных определений. «Музыкальная ткань», «узор», «орнамент»,  «контур», «фактурные пласты», «фактурные  этажи» ­ эти образные определения указывают на  зрительность, живописность, пространственность  фактуры. Выбор определённой фактуры зависит от многих  причин – от музыкального содержания, от того, где исполняется данная музыка, от тембрового  состава. Например, полифоническая музыка,  предназначенная для звучания в храме, требует  значительного фактурного пространства.Лирическая музыка, связанная с передачей чувств  человека, как правило, одноголосна. Её звучание  представляет сжатие фактуры до одного­ единственного голоса, поющего свою одинокую  песнь. Иногда одноголосное изложение мелодии  используется композиторами для выражения  красоты того или иного тембра. Так, пастуший  рожок солирует во вступлении к Первой песне  Леля из оперы Н. Римского­Корсакова  «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу  чудесной языческой сказки. Юный пастушок Лель является олицетворением  искусства музыки и солнечной, неотразимо  влекущей любовной силы. Любовь и искусство ­  дары Ярилы и одновременно выражениенеиссякаемых творческих сил человека. В том, что Лель ­ простой пастух, в том, что его  песни народны, заключён глубокий смысл. В образе Леля Островский и Римский­Корсаков прославили  народное искусство и подчеркнули его  жизнеутверждающую сущность. Не случайно Лель,  единственный из ведущих действующих лиц оперы, охарактеризован почти исключительно песнями ­  сольными и хоровыми, где он выступает запевалой. Инструментальная сторона в музыкальной  характеристике Леля представлена  многочисленными пастушескими наигрышами.  Иные из них ­ подлинно народные. Звучание деревянных духовых инструментов и  чаще всего солирующего кларнета (подражание  пастушескому рожку) придаёт музыке Леля яркую  народную окраску.Первая песня Леля «Земляничка­ягодка» ­  протяжная заунывная. В ней Римский­Корсаков с  замечательным искусством передал характер и  музыкальные особенности лирических народных  песен: плавную распевность, часто встречающуюся  вокализацию, неполные (без терции) созвучия и  унисоны в концах фраз. Большую прелесть и  своеобразие придают песне многочисленные  «разводы» ­ наигрыши флейты и английского  рожка с их народным тембровым колоритом. Однако исключительно одноголосная фактура –  явление достаточно редкое. Гораздо чаще мы  видим другой тип фактуры – мелодию с  сопровождением, которые, как правило,  дополняют друг друга. Вспомните песню Ф.  Шуберта «В путь». В ней звучит не только бодрая  мелодия, но и вращение мельничного жёрнова впартии фортепиано, создающего яркое зрительное  впечатление. Песня Ф. Шуберта «В путь» открывает цикл  «Прекрасная мельничиха». В нём рассказывается о  том, как мельник отправился в путь, о любви  молодого простодушного героя ­ это очередная  романтическая история одинокой души. Счастье  человека так близко, его надежды так светлы, но  им не суждено сбыться, и лишь ручей, ставший с  первых минут другом мельника, утешает его,  печалясь вместе с ним. Он как бы влечёт юношу за  собой в путь. На фоне этого журчания звучит  простая, народная по характеру мелодия. Богатство музыкальных образов позволяет  использовать разные приёмы фактуры. Так, в  романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунокаккомпанемента имеет чисто зрительное сходство  с формой цветка сирени. Музыка романса светла и  чиста, как юность, как цветение весеннего сада: Поутру, на заре, по росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать ... В жизни счастье одно мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт. Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень»  пишет об одном лете, которое провёл  семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении  Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «всяразом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях,  и в парке». В память о том лете, об одном раннем  утре, когда композитор встретился с юной первой  своей влюблённостью, он и написал, может быть,  самый нежный и взволнованный романс «Сирень». Что же ещё, какие чувства и настроения  заставляют фактуру то сжиматься, то  оформляться в пространство, то принимать форму  прелестного весеннего цветка? Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в  живом обаянии образа, в его дыхании, красках,  неповторимом облике, а главное ­ в том  переживании образа, которое вносит в свою  музыку сам композитор. Никогда музыкант не  обращается к теме, которая ему не близка и не  находит отклика в его душе. Не случайно многиекомпозиторы признавались, что никогда не писали  о том, чего не пережили, не прочувствовали сами. Поэтому, когда зацветает сирень или земля  покрывается снегом, когда восходит солнце или  струи быстрой воды начинают играть  разноцветными бликами, художник испытывает те  же чувства, какие испытывали миллионы людей во  все времена. Он так же радуется, грустит, любуется и  восхищается безграничной красотой мира и его  чудесными превращениями. Свои чувства он  воплощает в звуках, красках и рисунках музыки,  наполняя её дыханием жизни. И если его музыка волнует людей, значит, в ней не  просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания,которые испокон веков испытывают люди при  соприкосновении с красотой. Поэтому, наверное, не будет преувеличением  сказать, что каждое такое произведение, как бы ни  были сокровенны чувства, вдохновившие автора, ­  памятник всем цветам мира, всем его рекам и  восходам солнца, всему безмерному  человеческому восхищению и любви. Вопросы и задания: 1. Что обозначает слово «фактура» в музыке? 2. Какие образные определения применимы к  различным видам фактуры? 3. Почему в Первой песне Леля из оперы  «Снегурочка» Н. Римского­Корсакова  используется одноголосная фактура?4. Как содержание музыкального произведения  влияет на его фактурную запись? Расскажите на  примере романса «Сирень» С. Рахманинова. Мир образов полифонической музыки Содержание: 1. Смысл понятия полифония. 2. Выдающиеся композиторы­полифонисты.3. Эмоциональный строй полифонической  музыки. 4. Полифоническая музыка в храме. 5. Жанр канона; его отличительные особенности. 6. Полифонический приём «имитация» (на  примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»). Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я  взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); В. А. Моцарт. «Dona nobis pacem» («Да будет  2. мир») (слушание, пение); 3. «Камертон». Норвежская народная песня,  обработка Г. Струве (пение). Характеристика видов деятельности:1. Осознавать значение искусства в жизни  современного человека. 2. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учётом  критериев, представленных в учебнике). 3. Воспринимать характерные черты творчества  отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха,  В. А. Моцарта). 4. Узнавать по характерным признакам  (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим  приёмам) музыку отдельных выдающихся  композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А.  Моцарта). Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка…(М. Бахтин) Полифония относится к одной из самых ранних  форм музыки. Её возникновение относится к XII  веку. В переводе с греческого языка слово  «полифония», означает «многозвучие». Оно  указывает на то, что речь идёт о музыке  многоголосной ­ вокальной, вокально­ инструментальной или чисто инструментальной. Но не только наличие нескольких голосов  связывается в музыке с понятием полифонии ­ ведь многоголосие встречается и в народных песнях, и в оперных ансамблях, и в хоровой музыке. Во всех  этих видах музыкального творчества, конечно,  может присутствовать полифония. Однако с  полифонией, как правило, ассоциируется особый  мир музыкальной образности, прежде всего тот,  который зародился в недрах церковной музыки идостиг своего расцвета у мастеров средневековья,  Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у  композиторов последующих эпох, таких, как В. А.  Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И.  Брамс, и многих других.  Когда с высоты более двух столетий мы смотрим  на музыку Баха, она представляется нам  грандиозным фундаментом, на котором покоится  всё музыкальное творчество нового и новейшего  времени, включая нашу современность. Слово  «Бах», как известно, по­немецки значит «ручей».  Когда­то Бетховен сказал о своём великом  предшественнике: «Не ручей, а море ему имя!»  Если бы Бетховен жил в наши дни, он говорил бы  не о море, а об океане! Действительно, могучие традиции Баха  оплодотворили творчество едва ли не всех жившихпосле него композиторов. Каждый из них чему­ нибудь у него учился и чему­нибудь научился. Своим учителем считали Баха композиторы  классической поры – Гайдн, Моцарт, Бетховен,  своим учителем считали его и композиторы­ романтики – Шуберт, Шуман, Шопен и другие.  Огромным, несомненно, возросшим в сравнении с  предшествующим столетием интересом к Баху  отмечено музыкальное творчество XX века. После Баха не было, кажется, ни одного  композитора, на котором в той или иной мере не  сказалось бы влияние баховских традиций. И уж  наверняка не сыскать композитора, который бы не  любил Баха, не восхищался его музыкой, не  преклонялся бы перед его гигантским даром, перед силой его могучего человеколюбивого искусства,  перед его необыкновенным мастерством.В полной мере это относится к русским  музыкантам­композиторам, исполнителям,  критикам. Глинка называл музыку Баха чудесами  поэзии и изобретения и в одном из писем к сестре  отмечал, что ежедневно в два часа по полудню  играет на фортепиано фуги Баха. Это входило  важным звеном в распорядок его дня. Как перекликается это с высказыванием нашего  замечательного современника Дмитрия  Шостаковича: «Я ежедневно играю на фортепиано  Баха, это стало моей настоятельной  потребностью». И если Бах написал в своё время  два цикла, каждый из которых содержит 24  прелюдии и фуги для фортепиано, то, отдавая дань преклонению перед великим музыкантом, к  торжествам, связанным с двухсотлетием со дня его смерти, Шостакович создаёт аналогичный цикл,состоящий также из 24 прелюдий и фуг, в музыке  которых даже не слишком искушённое ухо без  труда уловит интонации русской народной  песенности. Родион Щедрин говорил о том, что творчество  Баха помогает ему, вдохновляет его,  воодушевляет, что он видит в нём самое близкое  приближение к идеалу, считая идеалом всякого  творчества полнейшее слияние ума и сердца.  Действительно, поэтичнейшие чувства сливаются в музыке Баха с глубиной мысли и с  композиторским мастерством, совершенство  которого и сегодня продолжает поражать даже  самых мудрых, самых опытных музыкантов. Если бы Бах дожил до нашего времени, его музыка, конечно же, очень во многом отличалась бы от той, какую он создавал, живя почти три столетия томуназад. Поэтому учиться у Баха (как и у другого,  впрочем, мастера прошлого) ­ значит не подражать  ему, а развивать его традиции, предоставив своему  творческому воображению услышать такую  музыку, какую он мог бы сочинить сегодня.  Именно так учились у Баха все композиторы  нового и новейшего времени от Моцарта и  Бетховена до Шостаковича и Щедрина. Для них  Бах всегда оставался живым, никогда не  превращался в музейную мумию. Чем же характеризуется эмоциональный мир  полифонии ­ этой обширнейшей области  творчества, чьё господство в музыке длилось  свыше пяти столетий ­ с XII по XVII век? Прежде всего отметим, что полифония ­ особый  способ изложения музыкальной мысли, который,по словам И. С. Баха, должен восприниматься как  беседа голосов. «Если одному из голосов нечего  сказать, он некоторое время должен помолчать,  пока не будет вполне естественно втянут в беседу.  Но никто не должен вмешиваться в середине  разговора и не должен говорить без смысла и  надобности»,­ советовал Бах своим ученикам. В словах великого композитора заключён глубокий смысл. В них подчёркивается коренной характер  полифонической музыки, рождённой не для  утверждения индивидуальности каждого голоса, а  для выражения общей идеи, для растворения в  едином потоке звучания. Поэтому и жанры  полифонической музыки по своему содержанию  далеки от тех, что создаются под воздействием  земных страстей.Мессы, мотеты, хоралы ­ все эти жанры отмечены  особым, внеличностным характером,  сдержанностью чувств, свободой от всего  бытового, суетного, повседневного. Большинство полифонических произведений этого  времени отмечено сдержанностью чувств,  свободой от всего бытового, суетного,  повседневного. «Ибо для успокоения и  примирения всех нисходит в мир высокое созданье  искусства. Оно не может поселить ропота в душе,  но звучащей молитвой стремится вечно к Богу», ­  говорит старый художник в повести Н. Гоголя  «Портрет». Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное,  что отличает полифоническую музыку прошлых  столетий.Всмотритесь в изображения великих мастеров  живописи, чьё творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, ­ и вы  почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте. Точно так же свет и покой излучает  полифоническая музыка. Её воздействие на душу  человека всегда было необыкновенно  возвышающим, облагораживающим. Исполнялась она, как правило, в храме с его  прекрасным и величественным интерьером, где  высота колонн и стен подчёркивала  устремлённость к небу. А если учесть, что эта  музыка звучала в исполнении органа, полного  торжественности и мощи, то сила её воздействия  многократно усиливалась.Плавны, как пение хора, Прочь от земли и огней Высятся дуги собора К светлым пространствам ночей… В горний простор без усилья Взвились громады камней… Птичьи упругие крылья – Крылья старых церквей. (Из стих. М. Волошина «Ночь», цикл «Руанский  собор») Горний – находящийся в вышине; небесный Давайте вспомним звучание органной хоральной  прелюдии И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи».  Её неторопливый темп, строгость,  сосредоточенность вызывают состояниевозвышенного покоя, благородной сдержанности и  красоты. Орган ­ любимый инструмент И. С. Баха, спутник  всей его творческой жизни. В игре на органе, в  импровизациях на этом инструменте, в создании  музыки для него, Бах особенно глубоко проявил  своё артистическое «я». Он мог доверить органу и  высокое духовное начало, и строгость, и  серьёзность помыслов, и величие, и пафос чувств.  Орган давал Баху возможность обращаться к  людям на том языке, который был ему особенно  близок. В условиях органного исполнительства  раскрылся дар Баха­импровизатора. Композитор­ исполнитель поражал слушателей глубиной мысли, искусством развития начальной темы... и  мастерством игры. В его импровизацияхвдохновенная фантазия сочеталась с мудрым  художественным расчётом. Какие же законы отличают полифоническую  музыку? Прежде всего в ней присутствует несколько  голосов, каждый из которых ведёт свою  самостоятельную мелодическую линию. Такое  равноправие голосов ярко проявляет себя в  простейшем полифоническом жанре канона. Обратите внимание на звучание канона В. А.  Моцарта «Да будет мир».  Главная начальная мелодия, звучащая в первом  голосе, переходит во второй, затем – в третий.  Причём звучание мелодии во втором и третьем  голосах повторяется предельно точно. Такойприём повторения в музыке получил название  имитации. Одновременное звучание всех трёх голосов  подчинено закону благозвучия. При этом один  голос, не нарушая самостоятельности других,  выполняет роль аккомпанемента, обогащая  звучание музыки. Особенности строения полифонических  произведений: Полифонические произведения, в основном, имеют следующие особенности строения: 1. Полифонические произведения имеют два или  более голосов. 2. Основой полифонических произведений  является тема (основная мелодия), многократно3. 4. 5. 6. повторяющаяся в разных голосах и разных  тональностях. Все голоса равноправны между собой. Каждый  из них становится главным во время проведения  темы. Голос, повторяющий с некоторым опозданием  тему за другим голосом, называется имитацией.  Это слово в переводе означает «подражание». Вместе с голосом, ведущим тему, звучат  другие голоса, которые называются  противосложениями. В некоторых разделах полифонических пьес не  звучит тема ни в одном из голосов. Такие разделы, расположенные между проведениями темы,  называются интермедиями («inter» в переводе с  латинского языка означает «между»). Их развитиечасто основано на секвенциях, повторяющих  начальный мотив темы. 7. Для полифонического произведения также  характерна непрерывность движения голосов.  Если в одном из голосов происходит остановка на  длинной ноте или паузе, то в остальных движение  не прекращается. Вопросы и задания: 1. Что означает слово «полифония»? 2. Что отличает характер полифонической  музыки? С чем это связано? 3. Где преимущественно исполнялась  полифоническая музыка? 4. Какие законы отличают полифонические  произведения? Расскажите на примере канона «Да будет мир» В. А. Моцарта.Красочность музыкальной гармонии Содержание: 1. Усиление красочности музыкальной гармонии  в произведениях, написанных на сказочно­ фантастические сюжеты.2. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд  морских» из оперы «Садко» Н. Римского­ Корсакова. 3. Всегда ли гармонична музыкальная гармония.  Что такое дисгармония? Причины её  возникновения. Музыкальный материал: 1. «Шествие чуд морских», «Появление лебедей и их волшебное превращение в девушек», «Пляска  златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы  «Садко» Н. Римского­Корсакова (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Узнавать по характерным признакам  (гармонии) музыку отдельных выдающихся  композиторов (Н. Римского­Корсакова).2. Устанавливать ассоциативные связи между  художественными образами музыки и визуальных  искусств. 3. Наблюдать за развитием одного образа в  музыке. 4. Рассуждать о яркости музыкальных образов в  музыке. Гармония, прикоснувшись к тайнам человеческой  души, сама научилась быть многоликой,  изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые  различные выражения ­ портретные и пейзажные  характеристики, цвета и цветовые сочетания.  Гармония проникла в «душу» даже  неодушевлённых предметов ­ деревьев и облаков,  морей и озёр, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших  «обитателей» мира.Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно­ фантастические сюжеты.  Мы уже обращались к сказочным музыкальным  образам, составляющим одну из прекраснейших  сторон музыкального искусства. Говорили и о  великом музыкальном сказочнике, каким был Н. А. Римский­Корсаков, создавший целую галерею  причудливых сказочных персонажей, образов,  пейзажей. Их захватывающее эмоциональное  воздействие связано со многими особенностями  музыкальных средств – красочностью гармоний и  тембров, выразительностью ритмов и мелодий. Из былины о Садко Сказки, легенды, предания разных народов мира  хранят имена своих выдающихся музыкантов. Так,в Древней Руси на протяжении нескольких веков  слагались былины о новгородском гусляре Садко.  В одной из них сказывалось: В славном Нове­граде Как был Садко­купец, богатый гость. А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчатые. Слава о нём рекой лилась по Великому  Новгороду: Звали Садка в боярские терема златоверхие, В купеческие хоромы белокаменные. Заиграет он, заведёт напев ­ Все слушают гусляра, не наслушаются ... ...Задумал Садко плыть в далёкие моря –  насмотреться чудес невиданных, побывать в  странах неслыханных да спеть там славу  Господину Великому Новгороду.И сказал он богатым купцам новгородским: «Кабы  была у меня золота казна да дружинушка хоробрая, я не сидел бы сиднем в Нове­городе. Не стал бы  жить по старине ­ по пошлине. Не пировал бы день  и ночь, не бражничал. Пробегали бы мои бусы­ корабли, объезжали бы моря синие. Накупил бы я в краях дальних скатна жемчуга да камней  самоцветных и понастроил бы в Нове­городе  церквей Божиих с золотыми маковицами.  Разнеслась бы тогда по далёким морям, по  раздолью земли слава Новгорода». Рассердились купцы спесивые, не стерпели упрёк:  «Не тебе нас корить, не тебе нас учить. Ты гусляр  простой, не торговый гость». Насмеялись над ним  и прогнали. Опечалился Садко, пошёл на берег  Ильмень­озера, ударил в струны звонкие и запел  песню­кручинушку:Ой, ты тёмная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку. Услыхало Ильмень­озеро песню дивную,  всколыхнулося. Выплыла стая лебёдушек.  Обернулись они красными девицами. С  изумительным мастерством рисует композитор  фантастическую картину: звучит сопровождаемая  форшлагами (форшлаг – один из видов небольших  мелодичных вокальных и инструментальных  украшений) флейт, точно птичьим курлыканьем,  певучая мелодия девушек­лебедей. Слушание: Сцена «Появление лебедей и их  волшебное превращение в девушек»   Вышла на берег прекрасная Волхова, дочь царя  Морского: «Долетела песнь твоя до глубокого дна  Ильмень­озера. Полонили сердце мне твои песни  чудные». За песню да за игру дивную посулилаВолхова Садку чудных рыб ­ золоты перья.  «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и  счастлив…» Из глубины озера поднимается Морской царь и  приказывает дочерям возвращаться домой. Вмиг  обернувшись лебедями и утицами, девы исчезают. Исполнила Волхова своё обещание. На  новгородской площади собрался весь городской  люд. Здесь и бедняки, и богатые купцы, и калики  перехожие, распевающие божественные  песнопения, и скоморохи, потешающие народ  шутками и плясками. Сочно и ярко живописует  композитор быт средневекового города. Кажется,  здесь нет места ничему нереальному. Но нет.  Фантастика вновь вступает в свои права, когда  Садко отправляется на лов золотых рыбок.Слышится голос Волховы, повторяющей своё  обещание: «Закинешь сеть, поймаешь их…» И вот рыбки пойманы, и тут же они превращаются  в слитки золота. «Чудо чудное, диво дивное», ­  удивляется народ, только что осыпавший Садко  насмешками. Чудо создаёт композитор: на фоне трелей  деревянных духовых, струнных и фортепиано  слышны зычные голоса меди. Звенящие удары  колокольчиков, треугольника, тарелок, пассажи  арф – всё это искрится, переливается, блестит,  точное настоящее золото. Слушание: Ария Садко «Месяц золотые рожки»  (фрагмент)Садко выиграл спор с купцами, теперь все товары  принадлежат ему, он богат и отправляется в  путешествие. Двенадцать лет путешествует Садко со своей  дружиной по белу свету. Но, чувствует, настал час  расплаты: стал среди моря корабль. По жребию  бросили Садко в море в дань Морскому царю, и  пошёл корабль своим путём­дорогою. Дно морское. Отец Волховы задумал повенчать её  с Садко, пышное торжество устроил. Садко  величает Морского царя, дальше следует шествие  чуд морских, пляска речек и ручейков, пляска  златопёрых и сереброчешуйчатых рыбок, и,  наконец, общая пляска, в которой участвуют все  гости, Садко с Волховой и сам Морской царь. Слушание: «Пляска златопёрых и  сереброчешуйных рыбок»Слушание: «Шествие чуд морских» Разбушевалось море, разыгралась на нём буря,  топит, ломает корабли… В разгар веселья  появляется Старчище – могуч богатырь. Он  прекращает пляску, повелевает Подводному  царству исчезнуть, Морской царевне –  превратиться в реку, а Садко – вернуться в  Новгород. «Шествие чуд морских» из оперы Н. Римского­ Корсакова «Садко» ­ один из примеров  необыкновенной красочности гармонии. Рисуя  волшебный мир подводного царства – загадочного,  невидимого для людей композитор выбирает такие  аккорды, которые подчёркивают именно  атмосферу загадочности, романтичности,  сказочной красоты.Фрагмент носит название «Шествие чуд морских»,  то есть указывает на момент движения. При этом  движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не  открытая стихия моря – это неведомые его  глубины, не согретые человеческим взглядом. Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как будто складывают красочную  музыкальную мозаику. К концу «Шествия…»  движение успокаивается и замирает, словно унося  последние всплески воды. На короткое время  музыка застывает в созданной ею картине  беспредельной сказочной красоты. Завершая разговор о гармонии, попробуем  ответить ещё на один вопрос: всегда ли гармонична музыкальная гармония? Ведь музыка, уходящая от  стройного звучания, отказывающаяся от света и  покоя, сама становится другой. При передачечеловеческих горестей и страданий в ней  появляются напряжённые мелодии, отрывистые  ритмы. Должна ли музыка быть такой? Разве не радость и  успокоение цель этого искусства? Музыка становится дисгармоничной (дисгармония  – нарушение гармонии) лишь потому, что бывает  дисгармоничной реальная жизнь, в которой не всё  только свет и покой, в которой всегда остаются и  тревога, и боль, и утраты. Но эта дисгармония не равнозначна хаосу (хаос –  беспорядок, путаница), потому что в музыке  сохраняется всё высшее, что несёт в себе  искусство, ­ стремление к свету, благородство  замысла, выразительность музыкальных средств.  Наконец, в ней сохраняется главное, что присуще  подлинному искусству, ­ его милосердие,безграничная любовь ко всему, к чему оно  прикасается. А там, где есть эта любовь, там из  противоположностей, из сомнений и вопросов  всегда возникает высшая гармония. Эта гармония – подлинная душа искусства, его  красота и правда. Вопросы и задания: 1. Какой образ создаётся гармонией в «Шествии  чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского­ Корсакова? 2. Всегда ли гармонична музыкальная гармония?  Объясните свой ответ. 3. Назовите гармоничные и дисгармоничные, на  ваш взгляд, явления окружающей жизни. 4. Какое содержание способна выражать  музыкальная гармония?Эдвард Григ. Норвежская идиллия Город Берген расположен в западной части  Норвегии, у прекрасного фьорда, выходящего в  Северное море. Крыши домов, разбросанных по  окрестным холмам, целыми неделями и месяцами  звенят под ударами длинных пальцев дождя. В  портовых тавернах старые рыбаки с влажными от  тумана бородами рассказывают спокойными исуровыми голосами сказки о феях и троллях, о  мирских чудовищах и ужасных бурях. И лишь  поздно ночью, когда ветер укладывается спать в  подворотнях, их шаги звучат и затихают на сырых  от дождя и тонущих в тумане улицах. В этом городе 15 июня 1843 года родился Эдвард  Григ ­ самый замечательный композитор не только  своей родины, но и всей Скандинавии. До его  появления народы северной Европы не ценили  народной музыки, не знали, что может сделать из  неё композитор. Песни и танцы крестьян они считали лишёнными  подлинной ценности и не понимали, что в них  звучат целые века воспоминаний. Столько  радостей и горестей, столько незабываемых  праздников! Григ уже в детстве открыл их красоту: мама, которая давала ему первые уроки музыки,часто наигрывала песни и танцы, услышанные от  крестьян. Однообразное и мощное колебание их  ритмов рождало мелодии то весёлые, то грустные.  Ночью, перед тем как заснуть, ребёнок вспоминал  их; он вставал с постели, спотыкаясь в темноте,  тихо спускался по лестнице и начинал  импровизировать на фортепиано, едва касаясь  клавиш, чтобы его не забранили. В школе Григу пришлось испытать немало горя из­ за арифметики. Чтобы избавиться от неё, он  нередко сбегал с уроков. Чаще всего мальчик  бродил под дождём, до тех пор, пока с его одежды  не начинали стенать потоки воды. Видя это,  учитель посылал его домой переодеться, и, пока он возвращался в сухой одежде, урок арифметики  кончался.Григу было двенадцать лет, когда он показал  соученикам своё первое музыкальное сочинение,  «Вариации для фортепиано на немецкую тему»,  опус 1. Но учитель, заметив, чем он занимается,  наклонился над молодым музыкантом и влепил ему хорошую оплеуху: ­ Лучше бы ты вспомнил имя короля, с которым  Улаф Геральдссен вёл переговоры о независимости Норвегии! ­ сердито добавил он. Эдвард учился в гимназии, когда их дом посетил  знаменитый норвежский скрипач Уле Булль,  бывший ученик Паганини. Вероятно, даже молния,  неожиданно упавшая в комнату, не поразила бы  молодого Грига сильнее. Этот сильный, сутуловатый человек со всегда  склонённой к левому плечу головой рассказывал о  замечательных вещах. Эдвард целыми часамислушал эти рассказы, глотая его слова и глядя на  его руки. Ему приходилось домысливать, как он  играет ими на скрипке, потому что скрипач  приехал без инструмента. Зато он захотел  послушать игру Эдварда на фортепиано и,  услышав, предсказал ему блестящее будущее. Уле  Буллю удалось уговорить родителей послать  мальчика в Лейпциг, в консерваторию,  славившуюся на весь континент. Эдвард покинул родину с глубоким сожалением,  но скоро привык к новой обстановке и к  студенческой жизни. В Лейпциге повсюду жили воспоминания о  Иоганне Себастьяне Бахе и Феликсе Мендельсоне­ Бартольди, и молодой норвежец с глубоким  волнением открывал места, в которых эти великиемузыканты давали свои концерты, где им  аплодировали и где они обучали своих учеников. Вернувшись в Берген, Григ был поражён красотой  своей страны, которую увидел теперь глазами  зрелого человека. Море раскинулось вдали, мягкое, зелёное,  блестящее. Голубоватая дымка поднималась, чуть колеблясь,  над залитым солнцем фьордом. Красные и жёлтые  цветы прятались в траве, склоняясь под тяжестью  росы. Вверху, в горах, снег лежал даже летом, посылая  вниз, к фьорду с кружевными берегами,  прохладные дуновения ветра. Через скалистые долины к морю бежали шумные  реки, они пересекали неумолимо шумевшие леса,густые заросли ежевики и поляны, покрытые  душистыми травами, доходившими человеку до  пояса. Возле моря из склона горы выступали красные  гранитные скалы самых причудливых форм.  Нежный свет лежал на всём, как блестящая  пыльца, и в его лучах гонялись друг за другом  молчаливые птицы. Григ любил бывать среди крестьян, знакомиться с  их обычаями, песнями и танцами. В конце почти  каждой недели он уходил из дому и совершал  путешествия по стране. Он услышал множество  мелодий, множество рассказов о гномах и эльфах,  познакомился с жизнью и обычаями простых  людей. Вскоре он написал танец троллей:  норвежцы думают, что это крошечные духи,  которые прячутся в пещерах и превращаются вкамень, как только их коснётся первый луч солнца. Поэтому они блуждают по лесу лишь ночью и  исчезают, лишь только первые лучи окрасят  верхушки елей. Композитора зачаровало поэтическое воображение его народа, песни и красочная одежда крестьян. Он старался узнать всё это как можно глубже и  выразить в своей музыке. Первый свой концерт он  дал в Бергене, включив в него и несколько своих  сочинений. Его искреннее волнение поразило  слушателей, ибо Григ обладал даром выражать  свои чувства в живой и свободной форме,  передавая в них свои впечатления о природе  родины, о встреченных людях. Всякий раз, сочиняя музыку, он так ясно видел их перед глазами, будто  бы рисовал их портреты с помощью музыкальных  нот.«Как нет народа без искусства, так искусство не  может существовать без народа»,­ любил  повторять композитор. Неустанно совершенствуя своё мастерство,  молодой артист всё же никогда не довольствовался тем, что знал; мир музыки с его неисчерпаемыми  тайнами казался ему слишком огромным, чтобы он  мог считать себя его господином. Это заставило  Грига снова поехать учиться, на этот раз в  Копенгаген, где он брал уроки у Нильса Гаде,  которого считали основоположником  скандинавской школы музыки. Там он  познакомился с пианисткой и певицей Ниной  Хагеруп, на которой позднее женился, и сочинил  на слова Ганса Христиана Андерсена знаменитую  «Песню любви», которую посвятил любимой.В годы, проведённые в Копенгагене, Григ  подружился с композитором Рихардом Нурдроком ­ автором национального гимна Норвегии.  Музыканты решили бороться плечом к плечу за  создание национального искусства, чуждого  иностранных влияний. Оба они восхищались  народной музыкой и поэзией, оба гордились их  оригинальностью. По инициативе этих  композиторов­энтузиастов было создано общество  Евтерпы, поставившее своей целью борьбу за  развитие скандинавского искусства. Воодушевлённый этой целью, Григ развернул у  себя на родине широкую концертную деятельность. Концерт в столице Норвегии, Осло, прошёл с  невиданным успехом и привёл к назначению  композитора на пост капельмейстера оркестра  Филармонического общества. В этом качестве оннаписал одно из своих самых известных сочинений, ля­минорный концерт для фортепиано с  оркестром, и сегодня фигурирующий в репертуаре  всех крупных пианистов мира. Впервые  исполненный в Лейпциге, он был встречен бурными аплодисментами публики. Критики  придерживались, однако, другого мнения и, как  это случалось не раз, обманулись в своей оценке.  Они писали о «жалкой, незначительной пьеске  Грига», не понимая ценности и богатства её ярких,  оригинальных мелодий. Однако не только критики, но и многие соотечественники Грига проявили к  его сочинению полное невнимание. Отсутствие доходов очень стесняло композитора,  тем более что, не имея средств содержать оркестр,  он вынужден был надолго распустить его. Именно  в этот период, когда на него обрушилось столькотрудностей и огорчений, композитор потерял  своего первого и единственного ребёнка.  Положение казалось уже совсем безвыходным,  когда из Рима пришло восторженное письмо  Франца Листа. Великий венгерский пианист и  композитор от всей души поздравил его с Сонатой  для фортепиано, опус 8, и заключил письмо  словами: «Хочу надеяться, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и поддержкой, которых  достойны!» Показав это письмо норвежским  властям, композитор получил, наконец, скромную  дотацию, и на эту сумму съездил в Рим. Там он  лично познакомился с Листом, который жадно  расспрашивал композитора о Норвегии, об её  искусстве и народной музыке. Но ещё более  ценными, чем рассказы Грига, были для него его  сочинения. Они показались Листу сокровищницейчувства, характерной для страны, из которой  приехал их создатель; в этих мелодиях звучали  порывы героизма, блеск солнца и звон бокалов,  пролетали порывы ветра, вырисовывались  прекрасные пейзажи. ­ Ваша музыка источает дикий и пьянящий дух  северных лесов, ­ сказал Лист Григу, когда тот  сыграл ему Концерт для фортепиано с оркестром,  блестяще воспроизведя все его оттенки. Потом он взял руку норвежца, который был ниже  его ростом, и крепко пожал её. На его лице сияла  радость, он говорил непрерывно, восхищаясь  искренностью и новизной подлинно народного  искусства Эдварда Грига. Поддержка Листа была самым важным событием в  жизни Грига. Охваченный новым воодушевлением  и страстью к творчеству, он вернулся на родину.Там он начал искать тихий уединённый уголок, где  он мог бы поселиться и писать музыку, никем не  тревожимый. Он бродил от села к селу, от одного  фьорда к другому, но нигде не останавливался, не  находя уединения и покоя, необходимых для  творчества. После множества неудачных попыток композитор,  материальное положение которого между тем  значительно улучшилось благодаря концертам и  гонорарам, купил наконец домик в дикой  местности, неподалёку от Бергена. Это было  каменное строение с небольшой башенкой на  крыше и витражами в окнах, окружённое соснами и зарослями жасмина; композитор назвал его  Тролльхауген, то есть «Холм троллей». Там бывали друзья композитора, простые,  неизвестные люди и знаменитости, как писательБьёрнстьерне Бьёрнсон, немецкий композитор  Франц Бауэр, драматург Генрих Ибсен. Когда  Ибсен переделал свою поэму «Пер Гюнт» для  театра, он попросил Грига написать к ней музыку.  Там родилась сюита под тем же названием,  которая получила известность, редко достигаемую  подобного рода сочинениями. Она принесла  композитору благосостояние и славу, убедив  норвежское правительство дать ему ежегодное  пособие. Никогда не опьяняемый успехом, неустанно  изучающий искусство своего народа Эдвард Григ  был одним из тех национальных художников,  которые способны различить и воспроизвести  тончайшие оттенки народной мысли и чувства. В  его романтической музыке звучат мелодии и ритмынорвежского фольклора, старинные песни и танцы  страны древних викингов. До последних дней своей жизни сохранив молодую  душу, Григ не покладая рук писал произведения  для голоса и фортепиано, для сольных  инструментов, камерную музыку и пьесы для  оркестра. Особенно любил он песню, в которой  звучала поэзия его народа. Его щедрое сердце было готово с любовью принять всё прекрасное. Он  считал, что его произведения ­ это искры,  вылетающие из души народа. Когда композитор умер, пятьдесят тысяч  норвежцев проводили его в последний путь. Его  прах захоронили под каменной насыпью, на  высоком скалистом мысе, недоступном  посетителям. Там, никем не тревожимый, автор  Песни Сольвейг и Танца Анитры мирно слушаетшум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зелёных лесах Норвегии. Звуки музыки Творчество Грига обширно и разнообразно. Оно  разнообразно и в жанровом отношении, и по  тематике. В его сочинениях мы находим и картины  народной жизни, родной природы, и образы  народной фантастики, и жизнь человека со всей её  полнотой. Наибольшей известностью пользуются  его сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». В области фортепианной музыки Григ сыграл очень важную роль. Но прежде надо отметить одну из  характерных черт его таланта ­ о чём бы ни писал  композитор, к какому бы жанру ни обращался, все  его сочинения овеяны лиризмом, живым и  любовным отношением. Недаром П. И. Чайковскийписал: «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем,  что музыку эту писал человек, движимый  неотразимым влечением посредством звуков  излить наплыв ощущений и настроений глубоко  поэтической натуры». Проникнувшись духом норвежских народных  мелодий, он положил их в основу почти всех своих  произведений. Особенно ярко характерные черты  творчества проявились в фортепианных  произведениях Грига. Эдвард Григ обращался к фортепиано на  протяжении всей жизни. Его фортепианные  миниатюры были для него своеобразным  «дневником», в который композитор записывал  свои личные впечатления и наблюдения, мысли и  чувства. В этих миниатюрах Григ предстаётнастоящим писателем, ярко и образно  описывающим картины жизни. Композитор оставил около ста пятидесяти  фортепианных пьес. Семьдесят из них изданы в  десяти тетрадях, получивших название  «Лирические пьесы». Они во многом близки  «Музыкальным моментам» и «Экспромтам»  Шуберта, «Песням без слов» Мендельсона. Из «Лирических пьес» Грига видно, как много дум  и чувств отдал композитор родине. Эта тема по­ разному проявилась пьесах ­ в великолепных  музыкальных пейзажах, в жанровых сценках, в  образах народной фантастики. Например, «Норвежская мелодия» (слушание)  рисует целую танцевальную сценку. Нам зримо  видны фигуры танцующих, разные «па» танца ­  кружащегося спрингданса. Характерподчёркивается и своеобразным сопровождением,  подражающим звучанию народных инструментов. «Гангар» («Крестьянский марш») (слушание) –  популярный в Норвегии танец­шествие (gang ­  шаг). Это старинный парный танец спокойного и  величаво­торжественного характера. Слушая эту  пьесу, мы можем представить себе процессию  танцующих. Они как будто сначала приближаются  к нам, а затем удаляются. Одним из самых ярких образцов музыкальной  фантастики Грига является его пьеса «Шествие  гномов» (слушание). Музыка рисует нам  причудливый сказочный мир, подземное царство  троллей и гномов, этих страшных и злых карликов.  Средний раздел пьесы рисует чарующую красоту,  ясность природы.Одно из самых радостных и ликующих  произведений Грига – «Свадебный день в  Тролльхаугене» (слушание) (Тролльхауген ­  местечко в Норвегии, где находилась вилла Грига.  Здесь композитор провёл последние годы своей  жизни. Несмотря на то, что большинство  Лирических пьес» ­ миниатюры камерного  характера, эта пьеса выделяется среди них своей  яркостью, масштабами, виртуозным блеском.  Броскостью музыкальных образов это сочинение  приближается к типу концертной пьесы. Свадебные марши занимают большое место в  норвежском фольклоре. И это шествие Грига  звучит уверенно, горделиво. Но в то же время,  характерный «волыночный» бас придаёт ему  простоту и очарование сельской сценки. Пьеса  также существует в оркестровой версии. Этопроизведение Григ подарил своей жене Нине 11  июня на годовщину свадьбы. Среди «Лирических пьес» мы встречаем светлые,  поэтические образы природы: «Бабочка»,  «Птичка», «Весной». В этих пьесах проявился  редкий дар композитора немногими штрихами  создать точный и тонкий рисунок. Яркий пример тому ­ пьеса «Птичка» (слушание),  как бы сотканная из коротких порхающих трелей и скачущего ритма. Пьеса «Весной» (слушание) ­ апофеоз пробуждения природы. Неповторимое очарование звуковых  образов напоминает трогательно неуверенное  появление подснежников. В письме к издателю  Григ назвал это собрание пьес «весенними  песнями».Тонкими страницами лирических высказываний  являются такие пьесы цикла, как «Вальс­ экспромт», «Элегия» (слушание). Одним из самых лиричных эпизодов творчества  Грига является пьеса, открывающая цикл, ­  «Ариетта» (слушание). Она отличается  удивительной чистотой, наивностью,  непосредственностью, душевным покоем. Очень  тонкий приём композитор использовал в её  заключении: такое своеобразное многоточие.  Песня обрывается на полу фразе, как будто мысль  певца унеслась куда­то вдаль.Как могут проявляться выразительные  возможности гармонии Содержание: 1. Гармония как важнейший фактор музыкальной  драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». 2. Применение композитором метода «забегания  вперёд» в увертюре произведения; роль темы  роковой страсти в дальнейшем развитии оперы.3. Ладовый контраст между темами увертюры и  темой роковой страсти. Художественный материал: 1. А. Блок. Поэтический цикл «Кармен».  Фрагмент. Музыкальный материал: 1. Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»  (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать гармонические особенности  музыкального произведения. 2. Анализировать приёмы взаимодействия  нескольких образов в музыкальном произведении.