Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
информатика +1
5 кл
02.06.2017
Курс «Основы робототехники» для 5 класса спланирован на 70 часов (2 часа в неделю, 35 занятий, 70 часов в год).
Курс рассчитан на делающих первые шаги в мир робототехники с помощью конструктора Lego Mindstorms EV3.
Цель курса: познакомить обучающихся с конструктором Lego Mindstorms, научить базовые конструкции роботов, программировать их под определенные задачи, разобрать базовые решения наиболее распространенных задач, встречающихся на соревнованиях по робототехнике.Документ Word
КТП_5_кл_Робототехника.doc
Пояснительная записка
Календарнотематическое планирование разработано на основе рабочей программы элективного курса «Основы
робототехники» МБОУ «Лицей № 136», входящей в состав ООП (утверждена приказом директора ОУ № 195 от
28.08.2015 г.).
Предметная область: Математика и информатика
Название курса: Основы робототехники
Уровень изучения предмета: общеобразовательный.
Календарнотематическое планирование курса «Основы робототехники» рассчитано на 70 часов (5 класс – 2 часа в
неделю, 70 часов в год).
Плановые контрольные работы:
Количество контрольных и
проверочных работ
Личностные и метапредметные результаты освоения курса Основы робототехники на 2016/2017 учебный год
Личностные результаты
1 четверть
4 четверть
2 четверть
3 четверть
Год
3
1
1
1
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
адекватная мотивация учебной деятельности;
формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов;
освоение типичных ситуаций управления роботами, включая цифровую бытовую технику.
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности.
формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении
учебных заданий, в том числе проектов.
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
формирование готовности к продолжению обучения с целью получения инженерного образования;
навыки сотрудничества в разных ситуациях;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты
Регулятивные
формулировать и удерживать
учебную задачу;
выбирать действия
в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации;
определение
последовательности
промежуточных целей с учетом
конечного результата.
уметь вносить необходимые
дополнения и изменения в ходе
решения задач.
преобразовывать практическую
задачу
в образовательную;
уметь самостоятельно
планировать пути достижения
цели, в том числе
Коммуникативные
адекватно воспринимать устную речь и
способность передавать содержание
прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью
учебного задания;
осознанно бегло читать тексты различных
стилей и жанров;
проводить информационносмысловой анализ
текста;
использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.).
владеть монологической и диалогической
речью;
уметь вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение).
создавать письменные высказывания,
адекватно передающие прослушанную и
Познавательные
использовать для познания
окружающего мира различных
методов (наблюдение, измерение,
опыт, эксперимент,
моделирование);
определять структуру объекта
познания, поиск и выделение
значимых функциональных связей
и отношений между частями
целого;
уметь разделять процессы на
этапы, звенья;
выделять характерные причинно
следственные связи;
определять адекватные способы
решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов;
комбинировать известные
алгоритмы деятельности в Регулятивные
альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач;
владеть основами
самоконтроля, самооценки,
принятия решений и
осуществления осознанного
выбора в учебной и
познавательной деятельности;
использовать установленные
правила в контроле способа
решения задачи;
оценивать свои учебные
достижения, поведение, черты
своей личности, свое физическое
и эмоциональное состояние;
осознанно определять сферы
своих интересов и возможностей;
соблюдать нормы поведения в
окружающей среде, правил
здорового образа жизни.
оценивать свою деятельность с
точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических
ценностей.
использовать свои права и
выполнять свои обязанностей как
Коммуникативные
прочитанную информацию с заданной степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно);
составлять план, тезисов, конспекта.
приводить примеры, подбирать аргументы,
формулировать выводы;
отражать в устной или письменной форме
результаты своей деятельности;
уметь перефразировать мысль (объяснять
«иными словами»); выбирать и использовать
выразительные средства языка и знаковых
систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей, сферой и ситуацией общения;
использовать для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари,
Интернетресурсы и другие базы данных.
уметь ставить вопросы, обращаться за
помощью, проявлять активность для решения
коммуникативных задач;
уметь определять наиболее рациональную
последовательность действий по
коллективному выполнению учебной задачи
(план, алгоритм, модули и т.д.), а также
адекватно оценивать и применять свои
способности в коллективной деятельности;
уметь самостоятельно оценивать свою
деятельность и деятельность членов коллектива
Познавательные
ситуациях, не предполагающих
стандартное применение одного
из них;
делать сравнение,
сопоставление, классификацию,
ранжирование объектов по
одному или нескольким
предложенным основаниям,
критериям;
уметь различать факт, мнение,
доказательство, гипотезу,
аксиому;
исследовать несложные
практические ситуации, выдвигать
предположения, понимать
необходимость их проверки на
практике;
использовать практические
работы, несложные эксперименты
для доказательства выдвигаемых
предположений,
описывать результаты этих работ;
творчески решать учебные и
практические задачи;
уметь мотивированно
отказываться от образца, искать
оригинальные решения;
самостоятельно выполнять Регулятивные
Коммуникативные
гражданина, члена общества и
учебного коллектива
посредством сравнения с деятельностью
других.
Познавательные
различные творческие работы;
принимать участие в проектной
деятельности. Дата
10.0
9
10.0
9
17.0
9
Тема 1. Введение в робототехнику (2 ч)
Основные
Роботы. Виды роботов.
Значение роботов в жизни
направления
применения
человека. Правила техники
безопасности при работе с
роботов.
роботамиконструкторами.
Управление роботами.
Языки программирования.
Методы
общения с
роботом.
Познавательные:
общеучебные
умение самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель.
Тема 2. Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 (6 ч)
Правила работы с конструктором
LEGO. Основные механические
детали конструктора и их
назначение.
17.09 Модуль EV3. Обзор, экран,
кнопки управления модулем,
индикатор состояния, порты.
Включение модуля EV3.
24.09 Сервомоторы EV3, сравнение
моторов.
24.09 Механика механизмов и машин.
Виды соединений и передач и их
свойства.
Виды
соединений и
передач
Состав
конструктора
LEGO
Mindstorms
EV3.
Установка
батарей
Мощность и
точность
мотора.
способы
экономии
энергии.
Регулятивные:
планирование – выбирать
действия в соответствии
с поставленной задачей.
Познавательные:
общеучебные – умение
самостоятельно выделять
и формулировать
познавательную цель
умение разделять
процессы на этапы,
звенья;
Коммуникативные:
сотрудничество –
ставить вопросы,
обращаться за помощью;
Календарное поурочное планирование 5 класс. 2 часа в неделю (70 часов в год)
Применение
педагогически
х технологий
Требования к результатам обучения
Метапредметные
Изучаемые
вопросы
Решаемые
проблемы
ЦОР
Тип
урока
Раздел/
Тема
(УУД)
личностные
результаты
Формы и
виды
контроля
Дом
ашне
е
зада
ние
Беседа
Зачет по
правила
м
техники
безопасн
ости
вид
ео
вид
ео
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки;
формирование
ценности здорового и
безопасного образа
жизни
актуализация сведений
из личного жизненного
опыта
информационной
деятельности;
формирование
понятия связи
различных явлений,
процессов, объектов;
освоение типичных
ситуаций управления
роботами, включая
цифровую бытовую
технику;
самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Беседа демонстра
ция
демонстра
ция
демонстра
ция
проблемное
обучение
Частично
поисковый
демонстра
ция
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум Дата
Раздел/
Тема
Изучаемые
вопросы
Решаемые
проблемы
01.10 Подключение датчиков и
моторов. Приложения модуля.
01.10 Сборка модели робота по
инструкции.
Программирование движения
вперед по прямой траектории.
Интерфейс
модуля EV3
Расчет числа
оборотов
колеса для
прохождения
заданного
расстояния.
Требования к результатам обучения
ЦОР
Метапредметные
(УУД)
личностные
результаты
проявлять активность во
взаимодействии для
решения задач
Тип
урока
Применение
педагогически
х технологий
Беседа
практи
кум
демонстра
ция
Частично
поисковый
Формы и
виды
контроля
Дом
ашне
е
зада
текущий
15.10 Датчик цвета, режимы работы
15.10 Решение задач на движение с
использованием датчика
08.10 Датчик касания. Устройство
датчика.
08.10 Практикум. Решение задач на
датчика.
движение с использованием
датчика касания.
Тема 3. Датчики LEGO MINDSTORMS EV3 и их параметры. (12 ч)
Регулятивные:
планирование – выбирать
действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные:
общеучебные –
самостоятельно выделять
и формулировать
познавательную цель.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество –
ставить вопросы,
обращаться за помощью;
проявлять активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных задач
адекватно использовать
речь для планирования и
регуляции своей
использованием
гироскопического датчика
22.10 Ультразвуковой датчик.
22.10 Решение задач на движение с
использованием датчика
расстояния
29.10 Гироскопический датчик.
29.10 Решение задач на движение с
актуализация
сведений из личного
жизненного опыта
информационной
деятельности;
адекватная
мотивация учебной
деятельности;
формирование
понятия связи
различных явлений,
процессов, объектов;
формирование
умения осуществлять
совместную
информационную
деятельность, в
частности, при
выполнении учебных
заданий
вид
ео
вид
ео
вид
ео
вид
ео
Беседа
Беседа,
демонстра
ция
проблемное
обучение
практи
кум
Беседа Частично
поисковый
Поисковый
Беседа,
текущий
текущий
практи
кум
Беседа
Беседа,
практи
кум
Беседа
Беседа,
практи
кум
проблемное
обучение
текущий
проблемное
обучение
текущий Дата
Раздел/
Тема
Изучаемые
вопросы
Решаемые
проблемы
12.11 Инфракрасный датчик, режим
приближения, режим маяка.
12.11 Решение задач на движение с
использованием инфракрасного
датчика
19.11 Представление порта.
Управление мотором.
19.11 Проверочная работа № 1 по теме
«Знакомство с роботами LEGO
MINDSTORMS».
Требования к результатам обучения
ЦОР
Метапредметные
(УУД)
личностные
результаты
деятельности.
вид
ео
самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности
Тема 4. Основы программирования и компьютерной логики (18 ч)
26.11 Среда программирования модуля.
Создание программы.
Удаление блоков.
Выполнение
программы.
Перезапуск
модуля
26.11 Сохранение и открытие
программы. Устранение
неполадок.
03.12 Счетчик касаний. Ветвление по
датчикам.
03.12 Методы принятия решений
роботом. Модели поведения при
разнообразных ситуациях.
10.12 Программное обеспечение EV3.
Среда LABVIEW.
Основное окно проекта.
Свойства и
структура
проекта.
Формы и
виды
контроля
Дом
ашне
е
зада
текущий
Проверо
чная
работа
Тип
урока
Применение
педагогически
х технологий
демонстра
ция
проблемное
обучение
Частично
поисковый
Частично
поисковый
Беседа
Беседа,
практи
кум
Беседа
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум
Беседа
Регулятивные УУД:
планирование
определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата.
Умение использовать
различные средства
самоконтроля (дневник,
портфолио, таблицы
достижения результатов,
беседа с учителем и т.д.).
Познавательные УУД:
Использование
практических и
лабораторных работ,
адекватная
мотивация учебной
деятельности;
актуализация
сведений из личного
жизненного опыта;
формирование
готовности к
продолжению
обучения с целью
получения
инженерного
образования;
освоение типичных
ситуаций управления
роботами;
навыки
сотрудничества в
Беседа,
Поисковый
вид
ео
практи
кум
Беседа,
практи
кум
Частично
поисковый Дата
Раздел/
Тема
Изучаемые
вопросы
Решаемые
проблемы
10.12 Решение задач на движение вдоль
сторон квадрата.
17.12 Использование циклов при
решении задач на движение.
17.12 Программные блоки и палитры
программирования
24.12 Страница аппаратных средств
Редактор контента. Инструменты
24.12 Решение задач на движение по
кривой.
14.01 Поворот на заданное число
градусов.
14.01 Решение задач на движение с
остановкой на черной линии.
14.01 Решение задач на движение вдоль
линии.
21.01 Калибровка датчика цвета.
21.01 Программирование модулей.
Расчет угла
поворота.
Использовани
е датчика
цвета.
Использовани
е датчика
цвета.
28.01 Решение задач на прохождение по
полю из клеток
28.01 Сборка и программирование
модели робота для соревнований.
04.02 Соревнование роботов на
Требования к результатам обучения
ЦОР
Метапредметные
(УУД)
несложных
экспериментов для
доказательства
выдвигаемых
предположений; описание
результатов этих работ
Коммуникативные
УУД: Умение
определять наиболее
рациональную
последовательность
действий по
коллективному
выполнению учебной
задачи (план, алгоритм,
модули и т.д.), а также
адекватно оценивать и
применять свои
способности в
коллективной
деятельности.
личностные
результаты
разных ситуациях
умение избегать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.
вид
ео
самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности
вид
ео
Практи
кум
Практи
кум
Практи
кум
Беседа
Практи
кум
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум
Тип
урока
Применение
педагогически
х технологий
Формы и
виды
контроля
текущий
Дом
ашне
е
зада
Поисковый
Частично
поисковый
Поисковый
текущий
проблемное
обучение
проблемное
обучение
текущий
текущий
проблемное
обучение
самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности
самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности
вид
ео
Практи
кум
Практи
кум
проблемное
обучение
проблемное
обучение
текущий
текущий
тестовом поле.
Тема 5. Практикум по сборке роботизированных систем (17 ч)
04.02 Измерение освещенности.
Определение цветов.
Распознавани
е цветов.
Регулятивные УУД:
планирование
Формирование
понятия связи
Практи
кум
Частично
поисковый Требования к результатам обучения
ЦОР
Тип
урока
Применение
педагогически
х технологий
Дата
Раздел/
Тема
Изучаемые
вопросы
Решаемые
проблемы
Сканировани
е местности.
11.02 Использование конструктора в
качестве цифровой лаборатории.
11.02 Измерение расстояний до
объектов.
18.02 Ориентация автономного робота
в ограниченном пространстве.
18.02 Решение задач на перемещение
робота в ограниченном
пространстве с использованием
датчика касания
25.02 Сила. Плечо силы. Подъемный
кран.
25.02 Сборка и программирование
модели робота манипулятора
04.03 Счетчик оборотов. Скорость
вращения сервомотора.
04.03 Управление роботом с помощью
внешних воздействий. Таймер.
11.03 Реакция робота на звук, цвет,
касание.
11.03 Решение задач на движение по
замкнутой траектории.
18.03 Конструирование моделей
роботов для решения задач с
использованием нескольких
разных видов датчиков.
18.03 Решение задач на выход из
лабиринта
личностные
результаты
различных явлений,
процессов, объектов;
актуализация сведений
из личного жизненного
опыта
информационной
деятельности;
освоение типичных
ситуаций управления
роботами;
формирование умения
осуществлять
совместную
информационную
деятельность, в
частности, при
выполнении учебных
заданий, в том числе
проектов.
Метапредметные
(УУД)
определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата;
умение вносить
дополнения и изменения
в ходе решения задач.
Познавательные УУД:
Формирование
системного мышления –
способность к
рассмотрению и
описанию объектов,
явлений, процессов в
виде совокупности более
простых элементов;
осуществить перенос
знаний, умений в новую
ситуацию для решения
проблем, комбинировать
известные средства для
нового решения проблем.
Регулятивные УУД:
планирование
определение
последовательности
промежуточных целей с
освоение типичных
ситуаций управления
роботами;
формирование умения
осуществлять
совместную
Практи
кум
Беседа,
практи
кум
Практи
кум
Беседа,
практи
кум
Беседа,
практи
кум
практи
кум
Практи
кум
Практи
кум
Практи
кум
Беседа,
практи
кум
Практи
кум
вид
ео
вид
ео
вид
ео
вид
ео
Формы и
виды
контроля
Дом
ашне
е
зада
текущий
текущий
Частично
поисковый
проблемное
обучение
проблемное
обучение
проблемное
обучение
Частично
поисковый
Частично
поисковый
текущий
Частично
поисковый
Частично
поисковый
проблемное
обучение
Частично
поисковый
текущий
текущий
текущий
Частично
поисковый
текущий Дата
Раздел/
Тема
Изучаемые
вопросы
Решаемые
проблемы
01.04 Решение задач на выход из
лабиринта
01.04 Сборка и программирование
модели робота для соревнований.
08.04 Соревнование роботов на
Ограниченно
е движение.
тестовом поле. Зачет времени и
количества ошибок
08.04 Проверочная работа №2 по теме
«Виды движений роботов»
Тема 6. Творческие проектные работы и соревнования(14 ч)
Метапредметные
(УУД)
учетом конечного
результата;
умение вносить
необходимые дополнения
и изменения в ходе
решения задач;
осуществить перенос
знаний, умений в новую
ситуацию для решения
проблем.
Требования к результатам обучения
ЦОР
личностные
результаты
информационную
деятельность, в
частности, при
выполнении учебных
заданий, в том числе
проектов.
Тип
урока
Применение
педагогически
х технологий
Частично
поисковый
Частично
поисковый
вид
ео
Практи
кум
Практи
кум
Практи
кум
Формы и
виды
контроля
текущий
Дом
ашне
е
зада
текущий
текущий
15.04 Виды соревнований роботов.
Правила соревнований.
15.04 Работа над проектами
«Следование по линии» и
«Траектория»
22.04 Работа над проектами
«Кегельринг и «Кегельринг
квадро».
22.04 Работа над проектом «Сумо».
29.04 Соревнование роботов на
тестовом поле.
29.04 Работа над проектом
«Манипулятор»
06.05 Работа над проектом
«Сортировка цветных цилиндров»
06.05 Работа над проектом
«Сортировка отходов».
13.05 Работа над проектом «Чистый
путь к школе».
Регулятивные:
целеполагание –
преобразовывать
практическую задачу
в образовательную;
контроль и
самоконтроль –
использовать
установленные правила в
контроле способа
решения задачи.
Познавательные: обще
учебные – Творческое
решение учебных и
практических задач:
умение мотивированно
отказываться от образца,
искать оригинальные
решения;
самостоятельное
Самоопределение –
самостоятельность и
личная
ответственность за
свои поступки.
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешности
учебной деятельности
Нравственно
этическая
ориентация – навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтных
ситуаций и находить
выходы
Беседа
Урок
проект
Урок
проект
Урок
проект
Соревн
ования
Урок
проект
Урок
проект
Урок
проект
Урок
проект
проектная
деятельност
ь
проектная
деятельност
ь
проектная
текущий
проектная
проектная
проектная
проектная Дата
Раздел/
Тема
Изучаемые
вопросы
Решаемые
проблемы
13.05 Соревнование роботов на
тестовом поле.
20.05 Выполнение творческого проекта
«Мой уникальный робот»
20.05 Выполнение творческого проекта
«Мой уникальный робот»
27.05 Презентации и защита проекта
«Мой уникальный робот»
27.05 Презентации и защита проекта
«Мой уникальный робот»
Итого
70 час
Требования к результатам обучения
ЦОР
Метапредметные
(УУД)
личностные
результаты
выполнение различных
творческих работ;
участие в проектной
деятельности
Коммуникативные:
взаимодействие –
формулировать
собственное мнение и
позицию
Формы и
виды
контроля
текущий
Дом
ашне
е
зада
Тип
урока
Применение
педагогически
х технологий
Соревн
ования
Урок
проект
Урок
проект
проектная
проектная
проектная
проектная
Итоговый
проектная
Итоговый
Повторе
ние
обобщен
ие
знаний
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы робототехники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.