Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
9 кл
02.10.2017
В календарно-тематическом планировании по литературе для 9 класса дано указание планируемых предметных результатов, форм организации учебной деятельности, методов обучения видов и форм контроля. В планировании указано содержание тем учебного курса, распределением учебных часов. В календарно-тематическом планировании указаны № урока, наименование раздела, количество часов и указание дат.Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс.
КТП.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету литература
класс 9
2017– 2018 учебный год
Рабочая учебная программа по литературе для основной
общеобразовательной школы (IX класс) составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования, в соответствии с примерной программой
основного общего образования по литературе, утвержденной
Министерством образования и науки РФ для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
Программа рассчитана на 102 часа (34 учебные недели) из расчета 3
часа в неделю. Срок реализации 1 год.
Цели:
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного
и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных
представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовохудожественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историколитературных сведений и теоретико
литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно
исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
Задачи :
познакомиться с такими направлениями русской литературы и их
представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм;
сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9
классе;
научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод
из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы,
писать сочиениехарактеристику одного персонажа, сопоставительную
характеристику, групповую характеристику, обобщающую
характеристику;
развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта
лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и
тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на
заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Регулятивные
УУД:
Коммуникативные
УУД:
Совершенствование духовно
нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству,
уважительного отношения к
русской литературе, к культурам
других народов;
Использование для решения
познавательных и
коммуникативных задач
различных источников
информации(словари,
энциклопедии, интернет
ресурсы ); формирование чувства
прекрасного – умение чувствовать
красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию
собственной речи;любовь и
уважение к Отечеству, его языку,
обучение
целеполаганию;
самостоятельно
формулировать
тему, проблему и
цели урока;
анализировать
условия достижения
цели; устанавливать
целевые
приоритеты;
выделять
альтернативные
способы достижения
цели и выбирать
наиболее
эффективный
способ; принимать
решения в
формулировать
собственное мнение и
позицию,
аргументировать её;
высказывать и
обосновывать свою точку
зрения; устанавливать и
сравнивать разные точки
зрения, прежде чем
принимать решения и
делать выбор; оформлять
свои мысли в письменной
форме с учётом речевой
ситуации; создавать
тексты определённого
жанра; учитывать разные
мнения и стремиться к
координации различных
позиций в культуре;устойчивый
познавательный интерес к чтению,
к ведению диалога с автором
текста; потребность в чтении;
осознание и освоение
литературы как части
общекультурного наследия России
и общемирового культурного
наследия;• ориентация в системе
моральных норм и ценностей, их
присвоение;эмоционально
положительное принятие своей
этнической идентичности;
уважение и принятие других
народов России и мира,
межэтническая
толерантность;потребность в
самовыражении через
слово;устойчивый познавательный
интерес, потребность в чтении.
Предметные результаты
проблемной
ситуации;
самостоятельно
ставить новые
учебные цели и
задачи; адекватно
самостоятельно
оценивать свои
суждения и вносить
необходимые
коррективы в ходе
дискуссии.
сотрудничестве;
выступать перед
аудиторией сверстников с
сообщениями; работать в
группе – устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в группу
сверстников и строить
продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и
взрослыми;
задавать вопросы,
необходимые для
организации собственной
деятельности.
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,
обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять
фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный
фильм);
•
нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;•видеть черты
русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других
народов в героях народного эпоса;
•
своих устных и письменных высказываниях;
•
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;•
использовать малые фольклорные жанры в
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;•
пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность
•
сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать
произведения для чтения;•
•
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного
воспринимать художественный текст как произведение искусства; чтения;
•
собственные ценностные ориентации;
•
•
•
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах
Формы организации учебной деятельности:
урок, лекция, доклад, дискуссия, тест.
Методы обучения:объяснительноиллюстративный; проблемное изложение;
частичнопоисковый; исследовательский.
Виды и формы контроля:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
выразительное чтение (в том числе и наизусть),
развёрнутый ответ на вопрос,
анализ эпизода, стихотворения,
комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя,
инсценирование,
сочинение на литературную тему,
сообщение,
проверка начитанности учащихся, знания теоретиколитературных
понятий.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с
искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление
представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер
древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема
авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...»
для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт,
реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае
великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической позии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира
сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.
«Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные
герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты
русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы
XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике,
публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического
языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность,
фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние
сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада
«Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской
веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в
Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых
типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о
комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов
классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк»,
«Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил:
любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике
Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и
мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в
стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная
линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа.
Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в
судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейнокомпозиционный и
лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики
(прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая»
критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное
начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в
двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере
творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).
Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие
понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени»
— первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной
личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет
своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и
Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть
«Фаталист» и ее философскокомпозиционное значение. Споры о романтиз
ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в
критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и
грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так
пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви,
поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия).
Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы.
Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель»,
новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя.
Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романомпутешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины
незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к
пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на
критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о
литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе,
иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с
тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический
смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский
смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его
распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик
Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви
— воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие
понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и
одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным
фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии.
Формирование личности юного героя повести, его стремление к
нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его
средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»),
чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия
психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев
рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской
литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и
негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном
городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых
особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах
(по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное
богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах)
лирических произведений.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы
XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX
века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных
социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл
названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная,
духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины»,
«швондерства». Поэтика Булгаковасатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика,
сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и
судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого
человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая
манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия
идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе.
Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ
«Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная
основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору
учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров,
видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как
тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире».
Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических
интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой
заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народнопесенная основа
произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России —
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и
учащихся. Новаторство Маяковскогопоэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня
похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,
«С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..»,
«Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Гдето в поле возле
Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и
природе. Философская глубина обобщений поэтамыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая»,
«Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические
интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и
поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу»,
«Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии.
Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна
Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы
стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сологуб.
«Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка»
(«Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н.
Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический
жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь
заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов
и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная
проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе
человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и
Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов
поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение
идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к
истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира),
моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический
(интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты
поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком,
разумом поэта). Универсальнофилософский характер поэмы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя,
например: монологи Гамлета из сцены пятой (1й акт), сцены первой (3й
акт), сцены четвертой
(4й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст).
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста
эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром
«расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская
глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление
понятия).
Дж.Г.Байрон: личность, судьба, творчество.
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя,
например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста»,
«Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог
Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и
композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и
неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и
разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к
основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера,
творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и
свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии
«Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики.
Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философскодраматическая поэма.
Повторение
Распределение учебных часов по разделам программы
№
Название раздела
1
Введение
Всего
часов
1
Из них
Развитие речи
Контрольные работы 2
3
4
5
6
7
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIIXVIII вв
Из русской литературы первой половины XIX
века
Из русской литературы второй половины XIX
века
Из русской литературы XX века
Из зарубежной литературы
Итого:
2
10
38
18
27
6
102
1
4
2
7
Календарнотематическое планирование
Наименование раздела. Тема урока
№
п/п
1
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Введение
Литература как искусство слова. Историколитературный процесс
Древнерусская литература
Литература Древней Руси «Слово о полку Игореве» крупнейший памятник мирового средневековья
«Слово о полку Игореве»: художественные особенности, самобытность содержания, специфика жанра,
проблема авторства
Русская литература XVIIXVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
XVII в. эпоха расцвета классицизма в литературе и других видах искусства. Особенности русского
классицизма.
М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве…»
М.В.Ломоносов. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на всероссийский престол … »
Г.Р.Державин: личность, творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина
«Истину царям с улыбкой говорить…» Гражданская поэзия Г.Р.Державина
Сентиментализм как литературное направление.
Н.М.Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя
Н.М.Карамзин. «Осень»
Р. Контрольное сочинение «Литература XVIII в. в восприятии современного читателя (на примере одного
двух произведений)» 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Русская литература первой половины ХIХ века
Общая характеристика мировой литературы начала ХIХ в. Понятие о романтизме и реализме. Русская
критика, публицистика, мемуарная литература
Вн.чт. Дж.Г.Байрон: личность, судьба, творчество
Романтизм в русской литературе. В.А.Жуковский: жизнь, творчество (обзор) Элегия «Море»
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».
Жизнь, судьба, творчество А.С.Грибоедова
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Фамусовская Москва. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Молодое поколение, разные его представители.
А.С.Грибоедов «Горе от ума».Чацкий в системе образов комедии
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы
Р. р. «Мильон терзаний»
А.С.Пушкин: жизнь, творчество, судьба. Лицейская лирика, лирика дружбы в творчестве поэта
Лирика петербургского периода.
Адресаты любовной лирики поэта
А.С.Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»: обучение анализу одного стихотворения
Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
Вн.чт. А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма
А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: замысел, композиция, сюжет. Онегинская строфа
А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Трагические итоги жизненного пути.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».Татьяна Ларина – нравственный идеал. Ольга и Татьяна Ларины
А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Автор как идейнокомпозиционный и лирический центр романа
А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской
жизни
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале русской критики
Вн.чт. А.С.Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»: проблема «гения и злодейства»
Р.Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина
М.Ю.Лермонтов: жизнь, творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта
М.Ю.Лермонтов. Образ поэтапророка в лирике
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и её своеобразие
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени. Смысл названия романа
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера
героя. Глава «Тамань»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина». Глава «Княжна Мери»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Глава «Фаталист». Печорин в системе мужских образов романа
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и система женских образов романа. Любовь в жизни 49
главного героя
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Литературная критика о романе
5051
Р. Контрольное сочинение по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
Русская литература второй половины ХIХ века
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл
названия
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образы чиновников губернского города NN
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души»поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических
отступлений
Р. Контрольное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
А.Н.Островский. Слово о драматурге. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок»
А.Н.Островский. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок»
Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи»
Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его
внутреннего мира
Ф.М.Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести
Вн.чт. Л.Н.Толстой: судьба, личность, творчество. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество»,
«Юность»
А.П.Чехов: судьба, личность, творчество. «Смерть чиновника»: образ «маленького человека»
А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Вн.чт. А.П.Чехов. «Остров Сахалин». Особенности жанра произведения.
Р. Подготовка к контрольному сочинению на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского,
Л.Н.Толстого, А.П.Чехова
Русская литература ХХ века
Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений (обзор)
Философия любви в новеллах И.А.Бунина. Мастерство И.А.Бунина в новелле «Тёмные аллеи»
М.А.Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести «Собачье
сердце»
М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Система образов, поэтика повести.
М.А.Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека»
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного
героя.
А.И.Солженицын: личность, творчество. «Матрёнин двор». История создания и публикации
77
78 79
А.И.Солженицын «Матрёнин двор» как рассказпритча.
Контрольная работа по изученным произведениям второй половины ХIХ, ХХ вв. 80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Русская лирика ХХ века
Избранные страницы творческого наследия поэтов Серебряного века русской поэзии
А.А.Блок: судьба,личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта
С.А.Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта
С.А.Есенин: «Всю душу выплесну в слова…». Размышления о жизни, любви, природе, предназначении
человека в лирике поэта.
В.В.Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского
В.В.Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации
М.И.Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой
М.И.Цветаева. «Стихи к Блоку». Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»
Н.А.Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта.
А.А.Ахматова: судьба, личность, творчество. Трагические интонации в любовной лирике
А.А.Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики
Б.Л.Пастернак: личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
А.Т.Твардовский: личность, творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта
А.Т.Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне
Вн.чт. Романсы на стихотворения русских поэтов ХIХХХвв.
Вн.чт. Авторская песня. Песенное творчество Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого
Контрольная работа по теме «Русская лирика ХХ века» (по изученным произведениям)
Из зарубежной литературы.Античная лирика. Любовная лирика Катулла. Гораций. Традиции оды Горация
в русой поэзии
Данте Алигиери. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы .
У.Шекспир «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы
И.В.Гёте. «Фауст». Фауст как вечный образ мировой литературы
Обобщение изученного в курсе 9 класса
Итоговый урок. Летнее чтение
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.