Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
МХК
4 кл
09.10.2017
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю. (34 часа). Содержит пояснительную записку. Составлено на основе программы А.Я.Данилюка. К учебнику А.Л.Беглова, Е.В.Саплина " Основы мировых религиозных культур".
Утверждаюрабочая программа по ОМРК 2013-2014.doc
«Утверждаю»
«Согласовано»
Директор МБОУ «ООШ №13»
Зам. дир. по УВР
Швалева О.А.
Вологжанина Н.В.
_________________________
____________________________
«Рассмотрено»
на заседании М\О
протокол №___1__
«______» _____сентября 2013_г.
«_______» ____сентября___2013_г.
«____» ____________ 2013_г.
Развернутое календарнотематическое планирование
« Основы религиозных культур и светской этики»
модуль: Основы мировых религиозных культур.
Составлено на основе программы А.Я.Данилюка
Количество часов: в неделю 1 , в год – 34 часов
Составила: учитель Фролова Ольга Петровна Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует
общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду
с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне
рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах,
рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение , поскольку характер светской
школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями,
признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное
образование, решающее, помимо прочего, задачи духовнонравственного воспитания граждан России, достаточно высок,
чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к
необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и
воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской
этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и
опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» формирование у младшего
подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений. Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на
принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль
как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного,
честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, общность в многообразии, многоединство, поликультурность,
отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
∙ Общая историческая судьба народов России;
∙ Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений,
налаженный веками диалог культур, а также общность социальнополитического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у
обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
∙ ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного,
творческого, ответственного гражданина России;
∙ педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
∙ системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными
предметами;
∙ ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных
проблем развития личностной ценностносмысловой сферы младших подростков;
∙ единых требований к результатам освоения содержания учебного курса. Учебновоспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей,
педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама
национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого
курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
∙ знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
∙ развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
∙ обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной
школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
∙ развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного,
самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического,
национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно
обеспечить:
∙ понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
∙ формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур; ∙ знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы
традиционной культуры многонационального народа России;
∙ укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и
духовных ценностей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её
осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности
России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Содержание курса «Основы мировых религиозных культур»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и
содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям
и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет
использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов.
Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического
раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел
представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2
29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной
традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Содержание программы учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 4 класса МБОУ «ООШ №13», рассчитана на один год. Рабочая программа
составлена на основе авторской программы Данилюк А.Я. с учетом федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в
соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней
представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов
курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю ).
Учебно методическое обеспечение курса: 1. А. Я. Данилюк Программы «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы мировых
религиозных культур». 45 классы. Москва «Просвещение» 2011 г.
2. В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя 45 классы.
Москва «Просвещение» 2012 г.
3. А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение» 2012
г.
4. А. Л. Беглова, Е. В. Саплина Учебник Основы мировых религиозных культур 45 классы. Москва «Просвещение»
2012 г.
5. CD «Основы мировых религиозных культур». 45 классы 2012 г.
Тематическое планирование по курсу « Основы мировых религиозных культур»
№ п/п
урока
Дата Тема урока
Характеристика
деятельности
учащихся. 1
Россия – наша Родина.
Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных
культур.
2 – 3
Культура и религия.
Изучают основы разных религиозных традиций.
4 – 5
Возникновение религий. Религии
мира и их основатели.
6 – 7
Священные книги религий мира.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и
поведением людей.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих
священных книг, священных сооружений, религиозных праздников и
святынь. 8
Хранители предания в религиях
мира.
Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной
культуры.
Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни
людей, общества.
9 – 10
Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
11
Человек в религиозных
традициях мира.
12 – 13
Священные сооружения.
14 – 15
Искусство в религиозной
культуре. 16 – 17
Творческие работы учащихся.
18 19
История религий в России.
Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории
России.
2021
Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды.
Учиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные
формы поведения, сопоставлять их с нормами религиозной культуры
разных традиций.
22
Паломничества и святыни.
2324
Праздники и календари.
2526
Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира.
мировоззрений и культурных традиций.
Учатся толерантному отношению к представителям разных 27
28
Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь.
Семья.
2930
Долг, свобода, ответственность,
труд.
31
Любовь и уважение к Отечеству.
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и
светской культуры и сравнивать их.
32 – 34
Итоговая презентация
творческих проектов учащихся.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.Участвуют в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам.
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование по модулю "Основы мировых религиозных культур"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.