Пояснительная записка к программе по историческому краеведению в 8 классе.
Краеведение - один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.
Этот курс имеет свою систему оценивания: тесты, рефераты, сообщения, устные ответы, работа в школьном музее и другие детские работы.
Важным достоинством курса является его актуальность. Представленный курс создает определенные условия для качественного обновления структуры и содержания историко - культурологического образования, его гуманизации, вариативности, способствуя тем самым процессу возрождения российской школы.
Курс носит ярко выраженный краеведческий характер, является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков.
Историческое краеведение раскрывает учащимся связь родного края, его истории с жизнью и историей великой Родины, позволяет почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Большое значение историческое краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении их к работе по охране памятников истории и культуры. Экскурсии, поисковая работа, архивное дело, исследовательские экспедиции, краеведческие походы и др. помогают формировать положительное отношение детей к учению.
Цель курса:
-способствовать процессу познания в области культуры исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития Оренбуржья.
Задачи курса:
1) Обеспечить понимание важности изучения истории края, в котором ты живешь;
2) Дать необходимый объем знаний, помогающий осмыслить самобытность российской истории через призму краеведческого материала;
3) Развивать способность анализировать и оценивать факты, явления, события, имеющие место в Оренбургском крае, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также уметь высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших заметный след в истории Оренбуржья;
4) Приобщить школьников к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народов, населяющих Оренбургский край.
Принципы курса:
Краеведческий
Этот принцип обеспечивает связь школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края. Это дает возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет связывать общеисторические закономерности с особенностями развития родного края;
Культурно-исторический
Данный принцип помогает заложить интеллектуальную, нравственную, гуманистическую основу формирования личности, показывает глубину и наследие составляющих культуру.
Учебно-методическое обеспечение:
Программное обеспечение
Программа (авторская) по курсу « Школьное историческое краеведение»
Учебное пособие: История Оренбуржья (составитель Футорянский Л. И.),
Оренбургское книжное издательство, 1996 г.
Литература и источники к курсу « Школьное историческое краеведение»:
Александров А. И. Из истории Южного Урала. - Челябинск , 1967г.
Альтов В.Г. Города Оренбургской области. – Челябинск, 1974 г.
Дорофеев В.В. Над Уралом – рекой. – Южно – Уральское книжное издательство, 1988.
Десятков Г.М. Легенды старого Оренбурга. – Калуга, 1994.
За счастье народное. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. – Челябинск, 1969.
Семёнов В. Г. , Семёнова В. П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбургское книжное издательство, 1999.
История Оренбуржья (составитель Футорянский Л.И.)- учебное пособие.
История Оренбургского края: события, судьбы, реальность. Сборник научных трудов. - Оренбург, 1994.
Лисовский Л. И. Разгром дутовщины. - М., 1964.
Орденоносное Оренбуржье. Сборник статей. Составитель Мячин Н. И. - Челябинск, 1968.
Фёдорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. - Оренбургское книжное издательство, 1995.
Оренбург (составитель Футорянский Л. И.) – Челябинское книжное издательство,1993.
Уханов И. С. Рычков. – Москва, Молодая гвардия, 1996.
Любовь и Восток. Вся Россия. – Москва. Московский писатель. 1994.
Гостиный двор. Оренбургская глубинка – история, судьбы, надежды. – Оренбургское книжное издательство, 2001.
Футорянский Л. Я. Оренбуржье - Великой Победе. – Оренбург, 1994.
Молохова М. Н. Наш край. – Южно – Уральское книжное издательство, 1972.
Мой Оренбург. Фотоальбом. Автор – составитель Новохатский М. Е. Москва,1986.
Оренбуржье моё. Фотоальбом. Составитель Карасевич Ю. Москва «Плакат» 1988.
Оренбуржцы – Герои Советского Союза. Библиографический указатель – составитель Кузнецова Н. А. Оренбург, 1987.
Синельников В. Г. Знакомьтесь, Оренбуржье. Памятники истории и достопримечательности. Южно – Уральское книжное издательство, 1970.1
История родного края. Учебное пособие для 7 – 11 классов средних школ Оренбургской области. Южно – Уральское кн. Издательство, Челябинск, 1976.
Зобов Ю. С. , Футорянский Л. И Родной истории страницы. Оренбург, 1994.
Карты:
(нашествие монголо – татар).
На уроках исторического краеведения используются карты, изготовленные учителем и учащимися:
В преподавании курса используются творческие отчёты учащихся, рефераты, сочинения, сообщения, исследовательские работы.
Опорой для организации и проведения уроков исторического краеведения является школьный историко-краеведческий музей, созданный в 1998 году. Экспозиции музея постоянно пополняются экспонатами, собранными учащимися во время поисково-исследовательской деятельности. Богатейший материал музея, состоящий в основном из подлинных источников, является дидактической и методической основой для проведения уроков исторического краеведения.
Данная программа предусматривает проведение определённых краеведческих уроков в самом музее. При этом используется не только объяснения учителя, но и рассказы экскурсоводов. Наряду с этим повествование по темам ведут приглашенные на уроки ветераны труда и войны, воины-афганцы, воины Чеченских войн, старожилы, выпускники школы и др. Уроки, проведенные на базе музея, способствуют активной познавательной деятельности учащимися, приобщают их к поисково-исследовательской деятельности.
Календарно- тематическое планирование в 8 классе
по историческому краеведению.
№ |
Наименование тем. |
Дата проведения
|
|
8 а |
8б |
||
Введение. |
|
|
|
1 |
Древнее прошлое Оренбургского края. |
1.09 |
1.09 |
2 |
Оренбургская экспедиция. |
8.09 |
8.09 |
3 |
И.И. Неплюев- основатель губернии. |
15.09 |
15.09 |
4 |
Начало разложения феодально-крепостнического строя. Развитие хозяйства края. |
22.09 |
22.09 |
5 |
Оренбургский край после крестьянской войны. |
29.09 |
29.09 |
6 |
Развитие культуры в 18 веке. |
6.10 |
6.10 |
7 |
Народы края в Отечественной войне. |
13.10 |
13.10 |
8 |
Оживление борьбы против царизма. |
20.10 |
20.10 |
9 |
Хозяйственное развитие края и классовая борьба в 30-50х гг. |
27.10 |
27.10 |
10 |
Падение крепостного права. Буржуазные реформы 60-70гг. |
10.11 |
10.11 |
11 |
Развитие капитализма в губернии. |
17.11 |
17.11 |
12 |
Революционно-демократическое движение в 60-70гг. |
24.11 |
24.11 |
13 |
Начало пролетарского этапа в революционном движении. |
1.12 |
1.12 |
14 |
Просвещение и культура. |
8.12 |
8.12 |
15 |
Вступление края в период империалистического развития. |
15.12 |
15.12 |
16 |
Участие оренбуржцев в русско-японской войне. |
22.12 |
22.12 |
17 |
Революция 1905-1907гг. в Оренбургском крае. |
29.12 |
29.12 |
18 |
Оренбуржье перед великим октябрём. |
12.01 |
12.01 |
19 |
Борьба за установление советской власти в губернии. |
19.01 |
19.01 |
20 |
Упрочнение советской власти в губернии. |
26.01 |
26.01 |
21 |
Дутовщина и иностранный империализм. |
2.02 |
2.02 |
22 |
Восстановление советской власти. |
9.02 |
9.02 |
23 |
В борьбе с разрухой. В борьбе за выполнение первого пятилетнего плана. |
16.02 |
16.02 |
24 |
Оренбуржье в годы второй пятилетки. Начало третьей пятилетки. |
2.03 |
2.03 |
25 |
На фронтах великой отечественной войны. |
16.03 |
16.03 |
25 |
Оренбуржцы – фронту. |
30.03 |
30.03 |
26 |
Александровский район в годы Великой Отечественной войны. |
6.04 |
6.04 |
27 |
Послевоенное восстановление промышленности. |
13.04 |
13.04 |
28 |
Освоение целинных и залежных земель. Развитие образования, науки и культуры. |
20.04 |
20.04 |
29 |
Экономическое развитие и социально-политическое развитие в 1960 –е годы. |
27.04 |
27.04 |
30 |
Оренбуржье в 1970-1980хгг. |
4.05 |
4.05 |
31 |
Оренбуржье на рубеже веков. |
11.05 |
11.05 |
32 |
Малая родина. |
18.05 |
18.05 |
33 |
История Оренбуржья. |
25.05 |
25.05 |
34 |
Творческие отчёты учащихся на тему « Оренбургская губерния». |
28.05 |
28.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.