Карта инновационного педагогического опыта
Оценка 5

Карта инновационного педагогического опыта

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
математика
7 кл—11 кл
24.09.2018
Карта  инновационного  педагогического опыта
Мой инновационный опыт представлен в форме педагогического проекта, целью которого является оптимизация способов организации учебной деятельности через организацию решения учебных задач и постановку проблемных ситуаций на уроках. Данный педагогический опыт универсален: каждый учитель может применить его на своих уроках независимо от предметной направленности.
карта ИПО Шарипова.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №15» Карта  инновационного  педагогического опыта «Реализация деятельностного подхода в обучении математике  через систему  учебных задач». Шарипова Навия Равиловна, учитель математики г. Нижневартовск 2013 1. Формальные параметры: 1.1.   Наименование педагогического опыта.  Реализация   деятельностного   подхода   в   обучении математике  через систему  учебных задач. Шарипова Навия Равиловна, учитель математики Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» 2009­2013г.г.   Автор   – 1.2. разработчик педагогического опыта.  1.3.   Тип   и   вид представляемого образовательного учреждения.    1.4. Период формирования   и функционирования педагогического опыта.  Адрес   1.5. педагогического опыта.  1.6   Электронный адрес ХМАО­Югра, город Нижневартовск,  улица Спортивная ,21  Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа  №15» shgm@    school15­nv.ru 2. Содержательные параметры: 2.1. Актуальность  педагогического  опыта. Признаки  актуальности  (соотнесенность с  социально­ образовательным  заказом,  проводимой  политикой в  области в  образования и  востребованность в  практике).  В   соответствии   с   современной   образовательной концепцией   качество   образования   на   современном этапе   понимается   как   уровень   специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и   самореализацией   личности,   в   контексте   модели будущей   деятельности,   жизненной   ситуации. Исследования   психологов   и   педагогов   показывают, можно   научить   школьников   самостоятельно   и творчески   учиться,   для   этого   нужно   включить   их   в специально   организованную   деятельность,   сделать «хозяевами»   этой   деятельности.   Поэтому   наиболее актуальным и востребованным в современных условиях является деятельностный подход в обучении. Основу концепции   данного   подхода   составляет   положение: усвоение   содержания   обучения   и   развитие   ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели   учебной   деятельности   («зачем   учиться математике»),   обучить   способам   ее   осуществления («как учиться»).     Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее   знание   о   том,   как   информацию   добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это   решение   задач.   Таким   образом,   желая   сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания)   на   овладение   способами   взаимодействия   с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. При данном подходе к   обучению   основным   элементом   работы   учащихся будет   решение   задач,   т.е.,   освоение   деятельности, особенно новых  её видов:  учебно–исследовательской, поисково   конструкторской,  творческой   и  др.  В  этом случае фактические знания станут следствием работы над   задачами,   организованными   в   целесообразную   и эффективную   систему.   Речь   идет   об   учебной деятельности,   которая   включает   в   себя   следующие элементы:   учебно­познавательный   мотив,   учебную задачу   и   соответствующие   учебные   действия   и операции.   В   качестве   средства   реализации деятельностного   подхода   в   обучении   математике выступают учебные задачи.             С учетом сказанного можно выделить  следующие дидактические   основы   реализации   деятельностного подхода   в   обучении   математике   через   задачи:   цели обучения   направлены   на   овладение   учащимися системой знаний и деятельностью по их приобретению; в   структуру   учебной   деятельности   включены проблемная ситуация, задачи   (учебные и конкретно­ практические)     приоритет отдается   активным   методам   обучения,   направленным на   развитие   учащихся.  Таким   образом,   избранный подход   к   обучению   математике   представляется востребованным  на  практике  и  соотнесенным  с социально­образовательным   заказом   в   области   в образования на современном этапе.    и   учебные   действия;   Мой   инновационный   опыт   представлен   в   форме педагогического   проекта,   целью   которого   является оптимизация   способов   организации   учебной деятельности   через   организацию   решения   учебных задач и постановку проблемных ситуаций на уроках. Данный   педагогический   опыт   универсален:   каждый учитель   может   применить   его   на   своих   уроках независимо от предметной направленности. Главным   компонентом   структуры   учебной   Она деятельности   является   учебная   задача. предлагается обучающемуся:   а)   как   определенное   учебное   задание,   формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата;  б)   в   определенной   учебной   ситуации,   совокупностью которых представлен сам учебной процесс. 2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта   (программа, проект, технология, методика   и   т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме. Методика?___что входит Практически всю учебную деятельность  я строю как система   учебных   задач.   Они   даются   в   определенных учебных   ситуациях   и   предполагают   определенные учебные   действия   —   предметные,   контрольные   и вспомогательные   (обобщение,   анализ,   схематизация, подчеркивание, выписывание и т. д.).  Состав задачи, как данное и искомое, известное и неизвестное,   условие   и   требование   представляется   в форме   исходного   и   будущего   как   результата разрешения   отношения   между   компонентами   состава задачи. Задача рассматривается как сложная система информации о каком­либо явлении, объекте, процессе, в   котором   четко   определена   лишь   часть   сведений,   а остальная неизвестна. Она может быть найдена лишь на основе сведений, сформулированных   таким   образом,   что   между отдельными   понятиями,   имеются   несогласованность, противоречие,   требующие   поиска   новых   знаний, доказательства, преобразования, согласования. задачи   или     решения   Способом   решения   задачи   называется   всякая процедура, которая при ее осуществлении решателем может   обеспечить   решение   данной   задачи.   При решении задачи одним способом цель учащегося ­найти правильный   ответ;   решая   задачу   несколькими способами, он стоит перед выбором наиболее краткого решения,   что   требует   актуализации   многих теоретических знаний, известных способов и приемов и создания   новых   для   данной   ситуации.   При   этом развивается   логический   поиск   и   исследовательские способности учащегося. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика.   Решение   учебной деятельности   возможно   только   на   основе осуществления учебных действий и операций. выполнение задачи,     В   нового основу государственного образовательного       стандарта     положен       системно­ деятельностный концептуально базирующийся на обеспечении соответствия   учебной подход, (новизна 2.3.   Инновационная направленность педагогического опыта педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта   критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.     особенностям. деятельности   обучающихся   их   возрасту   и индивидуальным Освоение эффективного   способа   организации   познавательной деятельности, общения и межличностных отношений, а именно,   переход   от   внешне   ­   к   внутренне мотивированной деятельности, от субъект ­ объектных отношений   к   субъект   ­   субъектным,   являются наиважнейшим   в   организации   учебного   процесса.   Он помогает стать личности социально­адаптированной, а значит здоровой. Новизна   представленного   опыта   заключается   в изменении подходов к организации учебного процесса.   Опыт   можно   обозначить   как   рационализаторский, поскольку   данный   вопрос   уже   разрабатывался отечественными   и   зарубежными   педагогами.   Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта,   к   условиям   своей   школы   в   соответствии   с целями   и   задачами   моей   методической   темы.   Также новизна моего опыта выражается в составлении мной системы   уроков   и   методических   рекомендаций   по темам.   В   общих   положениях   нового   государственного стандарта   сказано,   что  личностные   результаты освоения   основной   образовательной   программы должны отражать: 1)   сформированность   основ   саморазвития   и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями   и   идеалами   гражданского   общества; готовность   и   способность   к   самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;      2) готовность и способность к образованию, в том числе   самообразованию,   на   протяжении   всей   жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как   условию   успешной   профессиональной   и общественной деятельности. На данные результаты направлены основные критерии и базовые нового образовательного   стандарта,   в   числе   которых   и построения   основания следующие специальную   деятельность обеспечение   психического     и   физического   здоровья обучающихся.   Движущей   силой   любого   развития   является преодоление   противоречий.   А   преодоление   этих противоречий   всегда   связано   рефлексивными способностями.   Они   предполагают   умение   адекватно оценить   ситуацию,   выявить   причины   возникновения трудностей   в   деятельности,   а   также   спланировать   и осуществить   по преодолению   этих   трудностей.   Следовательно, учебный   процесс   должен   моделировать   процесс возникновения   и   преодоления   противоречий,   но   на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня   реализация   деятельностного   подхода   в обучении математике  через систему  учебных задач. В   результате   внедрения   деятельностного   подхода   в обучении   математике   посредством   учебных   задач, возможны результаты: 1.   Повышение   качества   школьного   математического образования в результате внедрения активных форм и методов   обучения,   в   результате   которых   обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на   обучение   через   практику,   продуктивную   работу учащихся   в   малых   группах,   выстраивание индивидуальных   учебных   траекторий,   использование межпредметных   связей,   развитие   самостоятельности учащихся   и   личной   ответственности   за   принятие решений. 2.   Успешная   социализация   в   послешкольной   жизни: действовать ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни Инновация     новое   решение актуальной     проблемы   и   приводит   к     качественному изменению уровня развития личности. Инновационная направленность моего педагогического опыта состоит в постановке учебных задач в различных этапах урока: открытия   нового   знания,   рефлексии,   развивающего контроля, общей дидактической направленности. эффективно   всегда     содержит     в 2.4. Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта.   Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные   теории, использованные для проектирования педагогического опыта.       Предложенный   опыт   работы   является   актуальным на протяжении   последних   лет   и   будет   востребован   в ближайшем будущем,   так   как   отражает   требования, обозначенные в ФГОС.  Системно­деятельностный  подход   основывается на   теоретических   положениях   концепции   Л.С. Выгодского,   А.Н.   Леонтьева,   Д.Б.   Эльконина,   П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности   процесса   обучения   и   структуру учебной   деятельности   учащихся   с   учетом   общих закономерностей   онтогенетического   возрастного развития детей и подростков. В литературе (А.К. Артемов, Л.М. Фридман, В.А. Якунин и др.) под учебной задачей понимается задача, в процессе решения которой ученик усваивает общий способ   выполнения   действия,   и   в   процессе   решения которой происходят изменения в ученике. Учебная   задача   в   технологии   развивающего обучения   (Эльконина  ­Давыдова)   похожа   на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем­то   новым,   неизвестным,   но   решение   учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в   отыскании   общего   способа   действия,   принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная     задача   решается   школьниками   путем выполнения  определенных  действий: ­ принятие  от   учителя   или  самостоятельная постановка учебной задачи; ­   преобразование  условий     задачи     с     целью обнаружения     всеобщего     отношения     изучаемого объекта; ­   моделирование  выявленного     отношения     в предметной,  графической  и  буквенной  формах; ­   преобразование  модели     отношения   для изучения его свойств в «чистом виде»; ­ построение  системы частных задач, решаемых общим способом; ­ контроль выполнения предыдущих действий; ­ оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. Решить задачу теоретически ­ значит решить ее не только   для   данного   частного   случая,   но   и   для   всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование  в   предметной,   графической   или знаковой   форме   способа   решения   задачи.   Учебной моделью   можно   назвать   такое   изображение,   которое фиксирует   всеобщее   отношение   некоторого целостного   объекта   и   обеспечивает   его   дальнейший анализ. Поскольку   в   учебной   модели   изображается некоторое   всеобщее   отношение,   найденное   и выделенное в процессе преобразования условий задачи, то   содержание   этой   модели   фиксирует   внутренние характеристики наблюдаемые непосредственно.   Таким   образом,   учебная   модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека. объекта,           школьники, преобразовывая Отношение   объекта   (всеобщее)   как   бы «заслоняется»   многими   частными   признаками,   что затрудняет   его   специальное   рассмотрение.   В   модели это   отношение   выступает   зримо   и   в   «чистом»   виде. Поэтому и   получают переконструируя   учебную   модель, возможность   изучать   свойства   всеобщего   отношения   без   «затенения»   привходящими как   такового, обстоятельствами.   Работа   с   учебной   моделью выступает   как   процесс   изучения   свойств содержательной   абстракции   ­   некоторого   всеобщего отношения. Далее, опираясь на него, учащиеся строят систему частных задач. Эти задачи решаются общим способом,   и   выводят   многообразные   частные особенности данной учебной задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). И, наконец, весь ход решения рефлексии. задачи   подвергается 2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.   Термин «учебная задача» в широком понимании ­ это то, что дается учащемуся (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения в познавательных целях.   планирования, Цель:  формирование   у   обучающихся   методов самообучения   и  приемов  мыслительной   деятельности (анализа, через   рефлексии)  использование метода решения учебных задач. Поставленную   цель   можно   решить   с   помощью следующих задач:        ­ исследовать освещенность в научной литературе содержания учебной деятельности и  понятия учебной задачи ; ­ деятельности, учебной задачи ; ­  разработка  системы методических рекомендаций по организации       деятельностного   подхода   в   обучении математике через систему учебных задач.  изучить   структуру   и   компоненты   учебной Педагогическая целесообразность педагогического опыта  заключается   в   том,   что    формирование   у обучающихся  компонентов   учебной   деятельности, универсальных   учебных   действий,   как   ключевых методов самообучения,  является основополагающим в достижении   новых   образовательных   результатов, обозначенных в ФГОС.  а)   Основными   субъектами,   вовлеченными   в осуществление   опыта   и   для   которых   данный   опыт предназначен,   являются   педагогические   работники школы,   образовательной   области   «Математика», классные   руководители,   учащиеся,   родители   или законные представители учащихся.  б)   Методика   предполагает   учет   возрастных особенностей, потребностей  учащихся 5­ 11 классов в рамках получения математических знаний. в)   Эффективность   взаимодействия   выражается   в качественных   показателях   участия   в   олимпиадном движении, сдачи ЕГЭ по алгебре. Приложение  № 1  Направленность опыта на создание и обеспечение 2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта.  2.7.   Социальная направленность педагогического опыта.              изучения   математики   в   учебном   заведении     как   во время   учебной   деятельности,   так   и   в   процессе внеклассной работы.   Возможность     профессиональной самореализации   учителя   как   участника   реализации опыта   (признание   учительским   сообществом   опыта работы).  Реализация   профессиональной   ориентации учащихся   как   участников   проекта   в   рамках математических   знаний.   С   2007   года,   работая   в классах   с   углубленным   изучением   математики, ориентировала на поступление в технические вузы.          Учащиеся,    реализовывали   себя   в  олимпиадном движении   по   математике     и   городских   конкурсах проектов.   Технология обучения позволяет  не перегружать учащегося домашним заданием и сохранять здоровье ребенка,  поиск   задач   происходит   во   время  реальной жизни ребенка. 2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. материалов, подтверждающих использование.   Наличие Разработанные   материалы     и   рекомендации   к проведению   уроков   получили   высокую   оценку педагогического   сообщества   на   школьном   и муниципальном уровнях. Опыт работы был обобщен на уровне   школьного   методического   объединения, научно­методического   совета   школы.   Методические разработки, представленные на заседании городского методического   объединения,   были   рекомендованы для широкого использования. Внедрение   опыта   не   требует   специальных финансовых   затрат   и   нестандартного   материально­ технического обеспечения, под силу любому педагогу и образовательному учреждению.             Кадровые   ресурсы:   учителя   математики,   заинтересованные своего профессионального   мастерства   и   качества   обучения школьников.             Материально­технические   ресурсы:   кабинет повышении в       2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. имеется библиотека оснащен   современными   техническими   средствами: компьютером с выходом в интернет, доской SMART В кабинете ЦОР, систематизированная   по   предметным   курсам, включающая   в   себя   электронные   учебники, презентации (учительские и ученические), контрольно­ диагностические   материалы   и   дидактические материалы.   Значительная   часть   ЦОР   включает собственные разработки: дидактические материалы для организации проектно­исследовательской деятельности обучающихся различных возрастных категорий.  3. Результативные параметры: 3.1. Эффективность педагогического опыта   с   точки зрения полученных результатов.  В результате реализации деятельностного подхода в обучении математике через использование учебных задач, приоритет   отдается   активным   методам   обучения,   что обеспечивает развитие у обучающихся мышления, таких компонентов   учебной   деятельности   как   целеполагание, рефлексия  (Приложение   3).   Также   показателем эффективности   является   положительная   динамика познавательного   интереса   школьников,  способности решать нестандартные задачи.    Мои ученики   являются постоянными участниками городских предметных олимпиад,  научных конференций, конкурсов.  Ежегодно   мои   обучающиеся   участвуют   в муниципальном   этапе   предметной   олимпиады. Подготовила:  в   2010   году   призера   муниципального     этапа всероссийской   предметной   олимпиады   по   математике (Мухаметьянов Ринат – 3 место по городу),   в   2010   году   ­     победителя   Международной математической   конкурс­игры   «Кенгуру»   (Мохов Алексей 1 место по Нижневартовскому району),        2011   году   победителя     муниципального   и     в регионального   этапа   всероссийской   предметной олимпиады по математике   (Мухаметьянов Ринат ­1место по городу, 3 место по региону),          в   2012году   ­  победителя   Международной математической конкурс­игры «Кенгуру» (Мухаметьянов Ринат 1 место по Нижневартовскому району). 2011 году на межрегиональном фестивале  исследовательских работ «Открытие мира»  (Исаншин  Андрей, 9 класс)  номинация «За лучшую презентацию  проекта». Ежегодно   учащиеся   принимают   участие   в дистанционных олимпиадах УрФО.  Распространение опыта: выступление   с  обобщением   опыта   на   круглых   столах   и школьных педагогических семинарах  2010 , 2011 году. педагогического     В рамках работы городской стажерской площадки «Развивающие   технологии   обучения»   в   2011г,   2012   г. представляла опыт работы по темам:  «Организация урока постановки   учебной   задачи»,   «Приемы   формирования действий   контроля   и   оценки   у   обучающихся   на  уроках математики». Выступала в 2012 году с обобщением опыта работы на   городском   методическом   объединении   учителей математики   (тема   «Система   работы   с   одаренными детьми»).  На   окружных   курсах   повышения   квалификации «Реализация   деятельностного   подхода   при   изучении математики   в   контексте   ФГОС   ООО»   провела «стендовый»   урок   по   теме   «Путешествие   в   мир натуральных чисел» , 5 класс. Использование проблемных ситуаций, как основного  элемента постановки учебной задачи, разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к  математике, формирует логику и практическую  значимость предмета. Как подтверждение можно  представить следующие результаты:  ­обеспечиваю стабильно высокие результаты обучения:  качество знаний обучающихся по математике достигло  3.2.   Наличие Распространение педагогического опыта. материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта   в   рамках профессионально го сообщества    3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. 60%. (Приложение№2)      ­ результаты   единого   государственного  экзамена  по  математике  выше среднего балла по городу и округу  (Приложение №1). ­    положительная   динамика   сформированности   у обучающихся   мыслительных   операций,   компонентов (по учебной результатам   психологических   диагностик),  доля   обучающихся, демонстрирующих  высокий уровень и выше среднего растет   на   протяжении   последних   трех   лет (Приложение №3). деятельности     Стабильно, на протяжении последних пяти лет мои  воспитанники  занимают призовые места на олимпиадах  различного уровня. Опыт моей работы использовался учителями математики   МБОУ «СОШ № 34» Хафизовой Ф.К.,  учителями  математики МБОУ «СОШ № 15» Колмаковой А.М.,  Хворостовской О.Н.,  учителями школы №1 с.Бураево  Башкортостана Искандеровой Л.В.  В реализации педагогического опыта принимают участие обучающиеся, 7­х классов (28 %), 8­х классов (12%), 9­х классов (15%), 10­11 классов (45%) 1.Шарипова Н.Р. «Система работы с одаренными  детьми» / Сборник научно­ методических трудов.  Нижневартовский государственный гуманитарный  университет. ­  Нижневартовск .2012– 90 стр. 2. Шарипова Н.Р. «Реализация деятельностного подхода в  обучении математике  через систему  учебных задач» /  Сборник научно­ методических трудов. Нижневартовский  государственный гуманитарный университет. ­   Нижневартовск .2010– 78 стр. 3.Методическая   разработка   «Рабочая   программа   по алгебре(10класс)  .  php   ?  =98665541  fileid    ://   videouroki  /  filecom    http   .  net   3.4.   Репрезентативнос ть внедрения педагогического опыта.  3.5. Публикация педагогического опыта в печати. Приложение 1. Рейтинг результатов ЕГЭ, ГИА по математике обучающихся классов Шариповой Н.Р. в разрезе результатов  образовательных учреждений города. 2009­2010 уч.г 5 место 2010­ 2011уч.г 2011­ 2012уч.г 2 место 2012­ 2013уч.г 2 место 8 место 11класс 9класс Количество медалистов 2009­2010 2011­ уч.г 2 2012уч.г 10 4 2012­ 2013уч.г 13 1 Результаты ЕГЭ за три года 11класс 9класс Динамика показателей качества обученности классов Шариповой Н.Р. Приложение 2 Приложение 3 Динамика сформированности у обучающихся классов Шариповой Н.Р. мыслительных операций, компонентов учебной деятельности (по результатам психологических диагностик, доля обучающихся, демонстрирующих высокий уровень и выше среднего)

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта

Карта  инновационного  педагогического опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018