Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Технологическая карта урока музыки в 7 классе
«Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов»
Составитель:
Миронова Н.В.
Учитель музыки
высшей квалификационной категории
п. Медвеженский
2023 год
Технологическая карта урока
Миронова Нина Викторовна, учитель музыки МКОУ СОШ №6.
Высшая квалификационная категория
Предмет: музыка. Класс: 7. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 7 класс.
Тема урока. Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель. Дать представление о произведениях музыкального искусства, передающих красоту природы и выражающих вызываемые ею чувства.
Задачи:
1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов, раскрыть понятие «музыкальный пейзаж».
2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству и природе.
Оборудование: ноутбук, монитор, наглядный материал (слайды для демонстрации на экране, репродукции видов осенней природы).
Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский, «Осень» А.Вивальди, Т. Морозова «Разноцветная осень».
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.
Предмет «Музыка» учащиеся любят, много тем им знакомо, поэтому есть возможность использовать приемы по развитию психических качеств и речевых навыков. Дети знакомы с такими формами учебного взаимодействия, как работа в парах, индивидуальная, групповая, однако данные навыки еще не сформированы полностью и продолжаем над этим работать. Практически все ребята адекватно оценивает свою успешность и возможности.
Цели урока, планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|
Предметные УУД |
Раскрыть понятия «пейзаж», «музыкальный пейзаж»; Определить характерные особенности этого жанра; Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития; характерные особенности музыкального языка великих композиторов на примере музыки П.И.Чайковского, А.Вивальди. |
Средний |
|
Метапред-метные УУД |
Познава-тельные |
Базовые логические действия: -устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; -сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; -выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; -выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; -самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия: -следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; -использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: -применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; -выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; -использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации; -оценивать надежность информации. |
Средний |
Регуля-тивные |
Самоорганизация: -ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, настойчиво продвигаться к поставленной цели; - планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; - делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): -владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; -давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; -предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; -объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту; -использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания. Эмоциональный интеллект: -чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; -развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; -регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: -уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; -признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; -принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать все вокруг. |
Высокий |
|
Коммуни-кативные |
Невербальная коммуникация: -воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, -стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения. Вербальное общение: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; -выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; -понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; -вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; -публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество): -развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; -понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. |
Высокий |
|
Личностные УУД
|
- знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; - восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; -нравственно-эстетическое отношение к природе, |
Высокий |
Этапы урока |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимо-действия |
Деятель-ность учителя |
Ход урока. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 Орг. момент
|
Организовать детей на учебную деятельность |
|
Фронтальная |
Создаёт настрой на учебную деятельность, мотивацию на самооцени-вание. |
Здравствуйте ребята. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку? Всё ли лежит ровно на партах? Теперь повернемся к своему соседу по парте и улыбнемся. Надеюсь, наш урок будет успешным и наполненным только хорошим настроением и такими яркими улыбками.
|
Приветствуют педагога и друг друга
Проверяют готовность к уроку |
Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия; Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
2 Актуализация знаний. Поста-новка цели и темы урока
|
Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному матери-алу. Подвести детей к теме урока. |
Просмотр видео
Слайд – тема урока, цели урока
|
Фронтальная
|
Создает условия для актуализации знаний учащихся, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подводит. детей к теме урока.
|
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины. Иногда, как в нашем случае, картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Посмотрите на картины вокруг и вспомните, что такое пейзаж? Пейзаж – это описание природы. Скажите, в каких видах искусства встречается пейзаж? (литература, ИЗО, музыка) При помощи чего пейзаж изображается в литературе? (слово),ИЗО? (краски), Музыке? (звук) Попробуйте определить, о чём мы будем сегодня говорить? (предположения учащихся) Итак, тема нашего урока: «Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов». Определим задачи урока, о чем будем говорить по теме урока (познакомимся с композиторами и музыкальными произведениями, в которых отражены образы природы, узнаем какие средства музыкальной выразительности используют композиторы)
Что же такое музыкальный пейзаж?
У вас на парте лист с определением, прочитайте внимательно, совпали ли ваши предположения? Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором композитор рисует природу при помощи музыки. |
Смотрят видео
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё предположение
Формулируют тему урока
Читают определение |
Предметные: знакомство с понятиями «пейзаж», «музыкальный пейзаж», определение характерных особенностей этого жанра. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать учителя. Регулятивные: умение ставить цели и выводить тему урока; умение адекватно оценивать свою деятельность; умение работать индивидуально и в группе. Личностные: мотивация к обучению и познанию; готовность открыто выражать свою позицию на уроках. |
3 Объяснение нового знания
|
Создать условия для открытия новых знаний.
Создать условия для психоло-гической и динами-ческой разрядки |
3 Слайда – художественные средства выразительности в музыке и ИЗО и их сходства
Слушание Беседа
Динами-ческая пауза.
Слушание Беседа
|
Фронтальная.
Индивидуальная работа
Фронтальная |
Рассказывает о средствах выразительности в музыке
Предлагает прослушать Фрагмент произведения А. Вивальди «Осень». Задает вопросы по прослушан-ному произведе-нию.
Ритмическое упражнение «Осенний оркестр». Раздаёт деревянные ложки.
Предлагает прослушать произведение П.И. Чайковского «Октябрь»
|
Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) - тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает всю нашу жизнь. Обратите внимание на картину Левитана «Золотая осень». А с помощью чего до нас доносит настроение художник? (колорит, цветовой фон, палитра цвета, оттенки цвета, перспектива). Действительно, посмотрите, насколько сходны художественные средства выразительности в видах искусства. Левитан показал нам солнечную тёплую осень, когда все деревья покрыты яркой жёлтой и красной листвой. Недаром такую осень зовут золотой. Покажите, на каких фото изображена такая осень. (Учащиеся показывают). Внимательно прослушайте музыкальное произведение и попробуйте определить его настроение и характер. Кто из вас может ответить, какое настроение и характер музыки? О чем это произведение? (Об осени, о радости, о празднике урожая). Какие средства музыкальной выразительности использует композитор? (Мажорный лад, подвижный темп, струнные инструменты).
Предлагаю сейчас отправиться верхом на лошади в осенний лес, где мы услышим и цоканье копыт, и стук дятла по дереву, и удары зайца лапкой по пеньку. Осень с каждым днём всё краше. Чтобы на уроке нашем Всем в оркестре поиграть, Надо наши ложки взять! Оркестр свой не подводи! Вовремя и правильно стучи!
Сейчас мы послушаем ещё одно произведение. Попробуйте снова определить его настроение и характер. Скажите, что мы услышали в музыке? Можно ли назвать это произведение живописным? Какое теперь настроение передаёт композитор в музыке, какой характер? Какой инструмент звучит? Какая осень видится нам в этой музыке? Есть ли здесь в классе картины, схожие по характеру с этой музыкой? Это произведение нашего русского композитора П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года».
Давайте подведем небольшой итог, чем похожи и чем отличаются эти произведения друг от друга? (Похожи тем, что оба рассказывают об осени, рисуют с помощью музыки каждое свой пейзаж, осеннюю природу. Только первое показывает нам раннюю золотую осень, а второе – позднюю, холодную, туманную). |
Выбирают похожие репродукции.
Слушают
Отвечают на вопросы. Читают информацию о композиторе на слайде.
Играют на ложках, повторяя заданный ритм.
Смотрят видеоряд, слушают.
Выбирают репродукции картин. Читают информацию о композиторе на слайде. Рассказывают, чем похожи два произведения и в чем их отличие. |
Предметные: Знакомство с характерными особенностями музыкального языка великих композиторов на примере музыки П.И.Чайковского, А.Вивальди Регулятивные: умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. Личностные: готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. |
4 Закреп-ление изучен-ного |
Закрепле-ние пройден-ного. Формирование умения использо-вать получен-ные знания в практических ситуациях |
Работа с текстом. |
Индиви-дуальная |
Предлагает ознакомиться с текстом на карточках во время звучания песни. |
Ребята, музыку и песни об осени создают и в наше время. Они тоже бывают разного характера: одни светлые и радостные, другие с оттенком лёгкой грусти об ушедшем лете и улетающих птицах. |
Читают про себя цитаты великих композиторов о природе и музыке. |
Умение использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации. |
5 Рефлек-сия |
Подвести итог урока |
Чтение. |
Индиви-дуальная. |
Предлагает подвести итог урока. |
Ребята, мир музыки и мир природы – неразрывное единство. В истории искусства природа у многих композиторов, поэтов, писателей и художников была источником вдохновения и предметом восхищения. Человек с добрым сердцем всегда старался выразить в музыке своё трепетное, восторженное отношение к природе. Прочитайте слова великих композиторов о природе и музыке. Предлагаю вам выполнить домашнее задание по выбору: -нарисовать осенний пейзаж или натюрморт; -найти и принести на следующий урок понравившуюся песню об осени; -сочинить небольшое осеннее стихотворение из 4-6-8 строк. Поставьте себе оценку за работу на уроке. Кто может прокомментировать свою работу? Что было для вас легко, а что вызвало затруднение? Какое настроение у вас сейчас? На этом наш урок окончен, спасибо за работу, до свидания. |
Учащиеся зачитывают вслух цитаты на карточках. |
Умение объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.