Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов
Оценка 5

Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
24.05.2024
Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов
Технологическая карта урока музыки в 7 классе. Цель урока: дать представление о произведениях музыкального искусства, передающих красоту природы и выражающих вызываемые ею чувства.
Картины природы в творчестве русских и зарубежных композиторов Тех.карта урока в 7 классе.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока музыки в 7 классе

«Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов»

 

 

 

Составитель:

Миронова Н.В.

Учитель музыки

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

п. Медвеженский

 2023 год

 

Технологическая карта урока

Миронова Нина Викторовна, учитель музыки  МКОУ СОШ №6.

Высшая квалификационная категория

Предмет: музыка. Класс: 7. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 7 класс.

Тема урока.  Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель. Дать представление о произведениях музыкального искусства, передающих  красоту природы и выражающих вызываемые ею чувства.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов, раскрыть понятие «музыкальный пейзаж».

2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству и природе.

Оборудование: ноутбук, монитор, наглядный материал (слайды для демонстрации на экране, репродукции видов осенней природы).

Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский,  «Осень» А.Вивальди, Т. Морозова «Разноцветная осень».

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.

Предмет «Музыка» учащиеся любят, много тем им знакомо, поэтому есть возможность использовать приемы по развитию психических качеств  и речевых навыков. Дети знакомы с такими формами учебного взаимодействия, как работа в парах, индивидуальная, групповая, однако данные навыки еще не сформированы полностью и продолжаем над этим работать. Практически все ребята адекватно оценивает свою успешность и возможности.

 

                        Цели урока, планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД

Раскрыть понятия «пейзаж», «музыкальный пейзаж»;

Определить характерные особенности этого жанра;

Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития; характерные особенности музыкального языка великих композиторов на примере музыки П.И.Чайковского, А.Вивальди.

Средний

Метапред-метные УУД

Познава-тельные

Базовые логические действия:

-устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

-сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

-выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

-выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

-самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

-следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

-выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

-использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации;

-оценивать надежность информации.

Средний

Регуля-тивные

Самоорганизация:

-ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

- делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

-объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту;

-использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.

Эмоциональный интеллект:

-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

-регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

-уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

-признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

-принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Высокий

Коммуни-кативные

Невербальная коммуникация:

-воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,

-стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения.

Вербальное общение:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

-выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

-вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

-публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

-развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;

-понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Высокий

Личностные УУД

 

- знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

- восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

-нравственно-эстетическое отношение к природе,

Высокий

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятель-ность учителя

Ход урока. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1

Орг. момент

 

Организовать детей на учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Создаёт настрой на учебную деятельность, мотивацию на самооцени-вание.

Здравствуйте ребята.

Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку? Всё ли лежит ровно на партах? Теперь повернемся к своему соседу по парте и улыбнемся. Надеюсь, наш урок будет  успешным и наполненным только хорошим настроением и такими яркими улыбками.

 

Приветствуют педагога и друг друга

 

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия;

Личностные:   развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2

Актуализация знаний. Поста-новка цели и темы

урока

 

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному матери-алу.  Подвести

детей  к  теме  урока.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд – тема урока, цели урока

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает условия для актуализации знаний учащихся, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подводит.

детей  к  теме  урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные кар­тины. Иногда, как в нашем случае, картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от дру­гого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Посмотрите на картины вокруг и вспомните,

что такое пейзаж?

Пейзаж – это описание природы.

Скажите, в каких видах искусства встречается пейзаж? (литература, ИЗО, музыка)

При помощи чего пейзаж изображается в литературе? (слово),ИЗО? (краски), Музыке? (звук)

Попробуйте определить, о чём мы будем сегодня говорить? (предположения учащихся)

Итак, тема нашего урока: «Картины родной природы в творчестве русских и зарубежных композиторов».

Определим задачи урока, о чем будем говорить по теме урока (познакомимся с композиторами и музыкальными произведениями, в которых отражены образы природы, узнаем какие средства музыкальной выразительности используют композиторы)

 

Что же такое музыкальный пейзаж?

 

У вас на парте лист с определением, прочитайте внимательно, совпали ли ваши предположения?

Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором композитор рисует природу при помощи музыки.

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Высказывают своё предположение

 

 

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают определение

Предметные: знакомство с понятиями «пейзаж», «музыкальный пейзаж», определение характерных особенностей этого жанра.

Коммуникатив-ные: умение

слушать и слышать учителя.

Регулятивные: умение ставить цели и выводить тему урока;

умение адекватно оценивать свою деятельность;

умение работать индивидуально и в группе.

Личностные:

мотивация к обучению и

познанию;

готовность

открыто выражать свою

позицию на уроках.

3

Объяснение нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать условия для открытия новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать условия для психоло-гической и динами-ческой разрядки

3 Слайда – художественные средства выразительности в музыке и ИЗО и их сходства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динами-ческая пауза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Рассказывает о средствах выразительности в музыке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает прослушать

Фрагмент произведения А. Вивальди

«Осень».

Задает вопросы по прослушан-ному произведе-нию.

 

Ритмическое упражнение «Осенний оркестр».

Раздаёт деревянные ложки.

 

 

 

 

 

Предлагает прослушать произведение П.И. Чайковского

«Октябрь»

 

Музыка владеет своеобразными художественными средства­ми (красками) - тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмиче­скими, динамическими, с помощью которых изображает всю нашу жизнь.

Обратите внимание на картину Левитана «Золотая осень». А с помощью чего до нас доносит настроение художник? (колорит, цветовой фон, палитра цвета, оттенки цвета, перспектива).

Действительно, посмотрите, насколько сходны художественные средства выразительности в видах искусства.

Левитан показал нам солнечную тёплую осень, когда все деревья покрыты яркой жёлтой и красной листвой. Недаром такую осень зовут золотой. Покажите, на каких фото изображена такая осень. (Учащиеся показывают).

Внимательно прослушайте музыкальное произведение и попробуйте определить его настроение и характер.

Кто из вас может ответить, какое настроение и характер музыки? О чем это произведение? (Об осени, о радости, о празднике урожая).

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор? (Мажорный лад, подвижный темп, струнные инструменты).

 

Предлагаю сейчас отправиться верхом на лошади в осенний лес, где мы услышим и цоканье копыт, и стук дятла по дереву, и удары зайца лапкой по пеньку.

Осень с каждым днём всё краше.

Чтобы на уроке нашем

Всем в оркестре поиграть,

Надо наши ложки взять!

Оркестр свой не подводи!

Вовремя и правильно стучи!

 

Сейчас мы послушаем ещё одно произведение. Попробуйте снова определить его настроение и характер.

Скажите, что мы услышали в музыке?

Можно ли назвать это произведение живописным?

Какое теперь настроение передаёт композитор в музыке, какой характер? Какой инструмент звучит? Какая осень видится нам в этой музыке? Есть ли здесь в классе картины, схожие по характеру с этой музыкой?

Это произведение нашего русского композитора П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года».

 

Давайте подведем небольшой итог, чем похожи и чем отличаются эти произведения друг от друга? (Похожи тем, что оба рассказывают об осени, рисуют с помощью музыки каждое свой пейзаж, осеннюю природу. Только первое показывает нам раннюю золотую осень, а второе – позднюю, холодную, туманную).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают похожие репродукции.

 

 

 

Слушают

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Читают информацию о композиторе на слайде.

 

Играют на ложках, повторяя заданный ритм.

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоряд, слушают.

 

 

 

 

 

 

Выбирают репродукции картин.

Читают информацию о композиторе на слайде.

Рассказывают, чем похожи два произведения и в чем их отличие.

Предметные:

Знакомство с характерными особенностями музыкального языка великих композиторов на примере музыки П.И.Чайковского, А.Вивальди

Регулятивные:

умение оценивать

результат своей

деятельности,

аргументировать своё мнение и позицию,

самоконтроль процесса и

результатов деятельности.

Личностные:

готовность открыто

выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

4 Закреп-ление изучен-ного

Закрепле-ние пройден-ного.

Формирование умения  использо-вать  получен-ные знания в практических ситуациях

Работа с текстом.

Индиви-дуальная

Предлагает ознакомиться с текстом на карточках во время звучания песни.

Ребята, музыку и песни об осени создают и в наше время. Они тоже бывают разного характера: одни светлые и радостные, другие с оттенком лёгкой грусти об ушедшем лете и улетающих птицах.

Читают про себя цитаты великих композиторов о природе и музыке.

Умение  использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации.

5

Рефлек-сия

Подвести итог урока

Чтение.

Индиви-дуальная.

Предлагает подвести итог урока.

Ребята, мир музыки и мир природы – неразрывное единство. В истории искусства природа у многих композиторов, поэтов, писателей и художников была источником вдохновения и предметом восхищения. Человек с добрым сердцем всегда старался выразить в музыке своё трепетное, восторженное отношение к природе. Прочитайте слова великих композиторов о природе и музыке.

Предлагаю вам выполнить домашнее задание по выбору:

-нарисовать осенний пейзаж или натюрморт;

-найти и принести на следующий урок понравившуюся песню об осени;

-сочинить небольшое осеннее стихотворение из 4-6-8 строк.

Поставьте себе оценку за работу на уроке. Кто может прокомментировать свою работу? Что было для вас легко, а что вызвало затруднение? Какое настроение у вас сейчас? На этом наш урок окончен, спасибо за работу, до свидания.

Учащиеся зачитывают вслух цитаты на карточках.

Умение объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту.

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

Технологическая карта урока Миронова

Технологическая карта урока Миронова

Метапред-метные УУД Познава-тельные

Метапред-метные УУД Познава-тельные

Эмоциональный интеллект: -чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; -развивать способность управлять…

Эмоциональный интеллект: -чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; -развивать способность управлять…

Коммуни-кативные Невербальная коммуникация: -воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, -стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения

Коммуни-кативные Невербальная коммуникация: -воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, -стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения

Этапы урокаЗадачи этапаМетоды, приемы обученияФормы учебного взаимо-действияДеятель-ность учителяХод урока

Этапы урокаЗадачи этапаМетоды, приемы обученияФормы учебного взаимо-действияДеятель-ность учителяХод урока

Слайд – тема урока, цели урока

Слайд – тема урока, цели урока

Создать условия для открытия новых знаний

Создать условия для открытия новых знаний

Фронтальная.

Фронтальная.

Рефлек-сия Подвести итог урока

Рефлек-сия Подвести итог урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2024