Картотека игр, развитие восприятие
Оценка 5

Картотека игр, развитие восприятие

Оценка 5
Документация
docx
искусство
4 кл—7 кл
09.11.2022
Картотека игр, развитие восприятие
Картотека игр
Картотека игр.docx

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

 

 

 

 

Программа профессиональной переподготовки

Воспитатель логопедической группы. Педагогическая и коррекционно-развивающая помощь детям с речевой патологией в условиях реализации ФГОС ДО (620)

 

 

 

Дисциплина: Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

Практическое задание 3, Модуль 3. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи

 

 

 

Выполнил:

Шевелева О. И.

Преподаватель:

Горбунова Елена Викторовна

 

 

 

 

г. Пермь – 2021

 

Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

Развитие восприятия

Задачи:

-          Формировать сенсорные эталоны, как устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Развивать действия идентификации.

-          Обучать способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет и величину и выполнять всё более сложные глазомерные действия. Развивать действия отнесения предмета к эталону.

-          Развивать моделирующие действия.

«Угадай, кто зовёт» (Развитие слухового восприятия) (5-7 лет)

Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.

«Зашиваем коврик» (Развитие зрительного восприятия) (4-7 лет)

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Заплатки можно вырезать, чтобы ребёнок мог не только выбирать заплатки, но и закрывать ими дырки.

«Узнай предмет» (Развитие тактильного восприятия) (5-7 лет)

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик,... . Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго ( или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

 

Формирование воображения

Задачи:

- Развивать способность использовать заместители предметов.

- Развивать способность осуществлять «опредмечивание» неопределённого предмета.

- Развивать способность создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.

- Формировать способность оперировать в уме образами простых многомерных объектов, пространственное воображение.

- Формировать способность подчинять своё воображение определённому замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.

«Шкатулка со сказками» (6 – 7 лет)

Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком.

Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.

«Перевёртыши» (6 – 7 лет)

Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).

Ход игры. В игре участвуют двое детей. Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Каждый ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание детей на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора.

 «Что произойдёт, если…» (5-7 лет)

Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.

Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?

 

Развитие памяти

Задачи:

-  Развитие произвольных форм запоминания.

- Усвоение приёмов самоконтроля и осмысленного запоминания.

- Формирование способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.

«Запомни рассказ» (5-7 лет)

Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту.

«Добавь слово» (5 – 7 лет)

Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти.

«Гуляем по саду» (5-7 лет)

Ход игры. Гуляя с ребёнком по саду, обратить его внимание на то что можно увидеть в саду, какие деревья, кустарники, овощи.

Задание 1. Попросите ребёнка перечислить эти растения.

Задание 2. Покажите ребёнку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений, которые он знает.

Задание 3. Уберите карточки и попросите ребёнка перечислить растения в том порядке, в котором он их называл.

 

 

Развитие мышления

Задачи:

- Развития наглядно-действенного мышления

-Развитие способности практического решения проблемных ситуаций.

-Формирование предпосылок наглядно-образного мышления.

«Плавает или тонет» (5-7 лет)

Оборудование. Набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики, деревянная и металлическая линейки.

Ход игры. Педагог рассматривает с детьми предметы, нужные для игры. Затем сообщает, что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что нет. Детям дают предметы в случайном порядке. А не попарно, и они отвечают заранее, поплывёт предмет или нет. Затем они опускают предметы по одному в воду и наблюдают за ними.

Задачи развития наглядно-образного мышления:

-Развивать способность мысленного преобразования предмета.

-Развивать способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план - схемы, а также самостоятельно её создавать.

-Развивать способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

-Развивать способность планировать свои действия в уме.

«Поезд» (6 – 7 лет)

Оборудование. Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения.

Ход игры. Педагог собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план комнаты. Затем взрослый говорит: - Сегодня мы поиграем в поезд. Выбудете вагончиками, а я – паровозом. Поезд будет ехать туда куда показывает стрелка.

-Задачи формирования словесно-логического мышления:

-Формирование способности устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости.

-Формирование логических операций.

-Формирование умения рассуждать, формулировать выводы в виде суждений и умозаключения.

«Что лишнее?» (4 – 7 лет)

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.

Ход игры. Предложите рёбёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Например:Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш.

 

 

Развитие речи

Дидактическая игра «Родственные слова» (6-7 лет)

Цель: Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.

Например:

- Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.

- Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.

- Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

- Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.

 

Дидактическая игра «Закончи предложение» (6-7 лет)

Цель: Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.

- Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.

- Платье из шёлка. Оно …

- Футболка из трикотажа. Она …

- Куртка из кожи. Она …

- Шуба из меха. Она …

- Сапоги из резины. Они …

- Брюки для мужчин. Они …

- Майка для детей. Она …

- Сарафан для лета. Он …

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (6-7 лет)

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.

Материал. Мяч.

Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.

Например:

- Берет новый, а платок …

- У ботинок широкие носы, а у туфель …

- Брюки грязные, а комбинезон …

- Блузка светлая, а пальто …

- Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …

 

 

Тема занятия: «Таинственный остров». Дидактическая игра – путешествие.

Форма занятия: групповая

Возрастная группа: 5-6 лет, средняя (коррекционная ) группа ДОУ (ЗПР

психогенного происхождения)

Продолжительность занятия: 30 мин.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: воспитание позитивных коммуникативных личностных качеств.

Задачи занятия:

- развивающие:

1.Продолжать развивать зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.

3. Формировать планирующую функцию речи.

4. Продолжать развивать целенаправленное запоминание.

5. Продолжать развивать произвольное внимание.

- коррекционные:

1. Обучать детей прием волевой само регуляции.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР.

- воспитательные:

1. Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать вежливое отношение к людям.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

 - умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;

 - умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;

 - умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым

необходимо следовать при общении с окружающими;

 - умение договариваться о совместных делах и играх;

 - построение планов и их реализация и пр.; свобода выражения просьб;

- использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых,

мимических, образно-жестовых.

Планируемые результаты:

 - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом

высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

 - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

 - приобретается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности;

 - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и

самому себе;

 - обладает чувством собственного достоинства;

 - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

играх;

 - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

 - старается разрешать конфликты;

 - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами

игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам

и социальным нормам;

 - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование:

1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря.

2.Подушки, игрушки (из м/ф «38 попугаев»), альбомные листы, карандаши; «цветы -

ромашки» для заключительного этапа.

3.Звукоряд: запись звука летящего самолета; запись звуков леса, шума моря;

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Мой садик».

 

Ход занятия:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

1

Вводный этап.

(организационный

, сюрпризный

момент,

разворачивание

сюжета,

постановка цели

занятия).

– Здравствуйте, ребята! Давайте все поприветствуем друг друга.

Покажем улыбкой, как мы рады друг друга видеть.

 

 - Скажите, вы любите

путешествовать, посещать

незнакомые интересные красивые

места?

Дети приветствуют

воспитателя и друг друга.

 

 

 

Ответы детей.

3 мин.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Основной этап

(последовательное

решение всех

поставленных

задач).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный

этап (подведение

итогов занятия

(обобщение),

оценка

деятельности

детей, создание

благоприятного

эмоционального

фона, выход в

другой вид

деятельности).

- Я так и думала. Тогда предлагаю

всем вместе отправиться в

путешествие. Для этого мы

расположимся на ковре и

представим, что это ковер –

самолет. Возьмитесь за руки, закройте глазки – и вперед.

(не громко - звук летящего

самолета)

 - Представьте, что мы

поднимаемся вверх в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается. Вам совсем не страшно, ведь рядом друзья. Крепче держитесь за руки.

Дышим все легко, ровно, глубоко.

Глубокий вдох, долгий выдох.

Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, ниже.

(запись звуков леса, шума моря)

 - Откройте глаза. Мы на

таинственном острове.

(слайды природы)

- Пойдемте по острову, осмотрим его.

- Что вы видите?

 - Место это незнакомое, потому надо идти и слушать каждый звук.

Вроде все спокойно и безопасно.

- Мы можем поиграть.

Перед нами ручей и нам нужно перебраться с одного берега на другой, мы с вами будем прыгать с камня на камень, но нужно быть

очень осторожными, помогать друг другу, подавать руку.

- А здесь есть пещера, вход в

пещеру маленький и узкий.

Давайте по очереди пролезать в пещеру. Мальчики идут первыми,

потому что в пещере может быть опасно.

 - Молодцы! Теперь отдохнем.

(запись «Вальса цветов»)

 - Посмотрите, сколько здесь

цветов! Кто может назвать эти цветы? Опишите их.

 - Ночью они спят, а днем

расцветают. Давайте представим, что мы - цветы. Присев на пол, обхватим руками колени-цветы спят. Просыпаемся мы

покачиваем руками. Солнце

скрылось — цветы опять уснули.

Проснулись — веселые, уснули —грустные. Опять проснулись.

 - Ой, ребята, кто это к нам

пришел?

 - Да, они живут на этом острове!

 -Кто назовет этот м/ф?

 -Представим, что мы, как и они, греемся на солнце. Покажите слоненка…, обезьянку…,

попугая…, удава…

- Эти персонажи всегда вместе играют, никогда не ссорятся, потому что они друзья.

 - А еще тут живут зайчики.

Один из них всех боится.

Покажите, как он трясется от

страха.

Другой - смелый заяц. «Я никого не боюсь!» - встаньте и смело скажите это.

- Дети, помните, когда-то вы

говорили, что боитесь темноты, страшных зверей, кататься на качелях? Здесь же, на острове, вы стали такими смелыми и

сильными!

 - Сейчас я выключу музыку, а вы вспомните, чего вы раньше боялись. Нарисуйте все это. Когда я хлопну в ладоши, все станет по-другому: исчезнет страх, вы

почувствуете силу, доброту.

(хлопок)

 - Рвем страхи на мелкие-мелкие кусочки и выбрасываем в

мусорную корзину.

-Знаете, на острове есть водопад. Он тоже волшебный. Вода в нем

теплая. Если опустить в него

руки, искупаться в нем — то вода смоет все плохое, все обиды. Вы станете радостными, все грустное и плохое уйдет прочь. (Звучит

музыка.) Давайте подойдем к

водопаду и окунем свои руки в теплые струи. Вода смывает все печали, огорчения, обиды, ссоры.

Настроение у всех веселое,

радостное.

 

 

 

- Закончилось наше путешествие.

Все были внимательными,

активными, дружелюбными. У кого сложилось приятное

впечатление от занятия с друзьями – возьмите в подарок «ромашку»,

кому было грустно и не интересно – возьмите «грустный поникший

колокольчик». После занятия,

если захотите, можете мне

рассказать о причине, по которой взяли колокольчик. Можете рассказать о своих впечатлениях своим друзьям.

 - Сядьте на подушки,

возвращаемся в группу.

(звук самолета)

- Ну вот мы и вернулись. Всем

большое спасибо! До новых

встреч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют команду

воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети описывают то, что

видят на слайдах.

 

 

 

 

 

Переступают с «кочки на

кочку» (с листа на лист).

 

 

 

 

 

Пролезают в обруч.

Мальчики – первые.

 

 

 

Присаживаются на ковер.

Называют представленные

на слайде цветы,

описывают, ( в случае

необходимости побуждать

вопросами к

употреблению прилагательных).

 

 

 

 

 

Слоненок, удав, мартышка

и попугай.

 

Ответы детей.

Дети движениями

изображают животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют слова

воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют свои страхи.

 

 

 

 

 

Рвут свой рисунок,

говорят: «Я перестал

бояться…»

Опускают руки в теплую

воду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берут «цветок –

ромашку», делятся

впечатлениями. Садятся на

подушки, успокаиваются.

Прощаются с педагогом.

20-25 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

Формировать способность подчинять своё воображение определённому замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла

Формировать способность подчинять своё воображение определённому замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла

Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту

Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту

Развивать способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов

Развивать способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов

Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый

Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый

Тема занятия: «Таинственный остров»

Тема занятия: «Таинственный остров»

Оборудование: 1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря

Оборудование: 1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря

Ход занятия: № Этапы

Ход занятия: № Этапы

Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач)

Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач)

Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач)

Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач)

Я так и думала. Тогда предлагаю всем вместе отправиться в путешествие

Я так и думала. Тогда предлагаю всем вместе отправиться в путешествие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2022