"Картотека пальчиковых игр"
Оценка 4.8

"Картотека пальчиковых игр"

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
6 кл—11 кл
24.05.2022
"Картотека пальчиковых игр"
картотека пальчиковых игр для детей с ОНР младшего школьного возраста
САМООБРАЗОВАНИЕ 3 ЭТАП ШУКАЙЛО.docx

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

Методические рекомендации:

 

       Данные игры предназначены для учителей подготовительных и начальных классов.

 

            Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

           При проведении данных игр учитель вместе с ребенком должны произносить слова, соотнося их с действиями. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда и приносили ему радость.

          Представленные игры, способствуют развитию мелкой моторики рук у детей, которые нужно использовать на уроках в виде физминуток.


«Черепаха»
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Говорит она: «Кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!» ( отрицание –указательным пальцем)


«Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог? (Руки в замке)
Потянули, ( Пальцы тянем, не разжимая)
Покрутили, ( Вращаем руки, пальцы не разжимая)
Постучали (Стучим основанием ладоней)
И – открыли! ( Руки разжимаются)


«Апельсин»
Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа ( Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой
Эта долька – для чижа руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! ( Встряхиваем обе кисти)


«Моя семья» полезный стишок с практической точки зрения
Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)

«Счет»
Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

«Сороконожки»
Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются)
Бежали по дорожке.
Встретились, (Ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (Ладошки переплелись)
Насилу расстались - (Ладошки разжались)
И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

«Ладошки»

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Котик (действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

«Тесто»
Тесто мы месили ( Сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили ( Ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог! ( разводим руки)

«Рыбка»
Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)

«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим ( Ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем ( Кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим ( «солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем ( Пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладем и пробуем.

«Большой пальчик»
Сожмите ручку ребенка в кулачек и поднимите большой палец, приговаривая:
Этот пальчик самый главный.
Он у (имя) для того,
Если спросят: «Как дела?»
Громко ты ответишь: «Во!»

«Салатик»
- Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу)
- Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладони по столу)
- Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой)
- Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик)
- Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)
- Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту)

«Топ-топ»
- Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги)
- Топ-топ, топ-топ.
- А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног)
- Топ-топ-топ-топ.

«Скворечник»
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.
- Из скворечника торчат
клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
- Клювик раз (показываем клюв одной рукой),
клювик два (показываем клюв другой рукой)
- Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики),
голова (делаем «замок»).
- Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

 «Цветы»
Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).
- Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)
- Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)
- Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)
- Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

   «Мишка»
- Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)
- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)
- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)
- Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)

  «Еж»
- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)
на пригорке (показать руками жест – горку)
- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)
устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
- А под листьями шуршат
пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

 

«Пальчики-мальчики» (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)

Этот пальчик - в лес пошел
Этот пальчик - гриб нашел
Этот пальчик - леденец
Этот пальчик - огурец
Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.

Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая")

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова - разбежались кто-куда.

(используйте известные стишки. Собирая по одному пальчику в кулачок)

«Комар»
"Летит муха вокруг уха, жжж" - водим пальцем вокруг уха.
"Летят осы вокруг носа, сссс" - водим пальцем вокруг носа.
"Летит комар, на лоб - оп" - пальцем дотрагиваемся до лба.
"А мы его - хлоп" - ладошкой до лба.
"И к уху, зззз" - зажимаем кулачок, подносим его к уху.
"Отпустим комара? отпустим!" - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

 

«Курочка» Поём песенку:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).

 

«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (Ручки лежат на столе, ладошками вниз. Сгибаем и разгибаем пальчики.)
Вдруг, ворона выбегает, (2 пальчика "бегут" по столу.)
Каркает: "Вот и обед" (Указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь (Разводим ручками.),
а червячков уж нет. (Сжимаем пальчики в кулачки).

 

«ГНОМИКИ – ПРАЧКИ»
Жили – были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.( Загибают пальчики,начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (Разгибают пальчики,начиная с мизинца.)
Стали гномики стирать (Трут кулачки друг о друга. )
Таки – рубашки, (Загибают пальчики,начиная с большого.)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

«ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН»
Что принес нам почтальон?(Сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. ( Шагают пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету, (Загибают пальчики.)
В бандероли – две кассеты,
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. ( Сжимают,разжимают кулачки.)

«СНЕЖОК»
Раз,два,три,четыре, ( Загибают пальчики.)
Мы с тобой снежок слепили («Лепят»,меняя положение ладоней.)
Круглый,крепкий,очень гладкий. ( Показывают круг,гладят ладони друг
о друга.Грозят пальчиком)
Раз – подбросим, («Подбрасывают»,смотрят вверх)
Два – поймаем. ( «Ловят»,приседают)
Три – уроним (Встают, «роняют»)
И … сломаем! ( топают)

 

«Дом»
Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучас, сторят домик для зайчат-
вот с такою крышей, ( ладошки над головой)
вот с такими стенами, ( ладошки около щечек)
вот с такими окнами, ( ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, ( одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! ( сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!

 

«Черепашка-черепаха»
Хвостик спрятала от страха. (Погладьте большой палец ребенка и спрячьте его в кулачок)
Тук-тук, как дела? (Стучитесь, похлопывайте)
Мама дочку/сына обняла. (Обнимаете, мягко удерживая ребенка за кисть руки)

«Маленькая мышка»
По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка
И пальчиком грозит: Грозим пальчиком
"А кто не лёг в кроватку? Руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку
А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок", под другую щечку
Такого непослушного
Я буду щекотать!" Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку или дитенка, что вызывает неописуемый восторг

 

***

Очень полезная пальчиковая игра получается по стихотворению Ирины Токмаковой, учим птиц, параллельно смотрим картинки, презентации:
Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Перечисляем, напевая, массируем (для старших показываем по одному) пальчики-птички по очереди, последним должен остаться большой пальчик «орлан», показываем его. Последняя строчка - ручки прячем за спину.

 

***

Раз, два, тpи, четыpе, пять
Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)
Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)
Затем скажите:
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.

 

***

Рыбки плавали, резвились
В чистой, свеженькой воде. (машем ручками из стороны в сторону - рыбки плавают)
То сомкнутся (ручки вместе)
Разомкнутся (ручки в стороны)
То зароются в песке (круговые движения руками от себя)

***
Пальчик сильный и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога –
Указал ему дорогу,
Средний пальчик самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный – поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

(Беремся за пальчики и массируем их)

***
Строим стенку выше-выше (ставим ладонь на ладонь ребром, мизинцы опущены вниз, чередуем ладони)
Добрались уже до крыши. (сложить ладони домиком над головой)
Чья крыша выше? (потянуться вверх)
Выше-выше-выше-выше… (тянемся).
Прорубили мы окошки (сложить «окошки» из указательного и большого пальцев на каждой руке)
И дверочку для кошки, (одно окошко двумя руками)
И дырочку для мышки…(сложить вместе две щепоти)
Пи-пи-пи-пи-пи….

 

***

Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показывает три пальчика)
Ой, мы видили котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показывает четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапает ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности)
Играем сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

 

***

К Жене гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальцы)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Сережа, (большой и безымянный)
Рад Снежана. (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок ( 2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальцем тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

 

***

Теплую землю вложил я зерно (правой рукой вкладываем воображаемое зерно в раскрытую ладонь левой руки)
Легкое, будто пушинка оно. (раскрытыми ладонями, повернутыми от себя, делаем небольшой полукруг, разводя руки в стороны)
Зернышко-крошка лежало в земле, (округлые ладони прижимаем друг к другу, соприкасаясь пальцами и основаниями ладоней)
Лежало, промокло, согрелось в земле. (большие пальцы поочередно прижимать, не отрывая оснований ладоней друг от друга)
Сначала набухло, потом проросло. (Постепенно разжимать руки, затем распрямить пальцы)
Тонкой былинкой над пашней взошло. (поднять соединенные руки вверх над головой)

***
Падал снег на порог (руки над головой, перебирая пальцами медленно опускаем вниз)
Кот лепил себе пирог. (ладони приставляем к голове, изображая уши)
А пока лепил и пек (лепим пирог)
Ручейком пирог утек (ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться)

***
Листья желтые летят и под ножками шуршат. (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ладонью об ладонь)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (указательные пальщы шаркают друг об друга).

***
Тритатушки, тритата (хлопаете в ладоши),
Убежали три кота (зажимаете кулачки):
Белый, черный, рыжий (один за другим поднимаете пальцы вверх)-
Все сидят на крыше! (сложили «крышу» из пальчиков обеих рук).

 

 

 


 

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Вышли пальчики гулять. Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)

Вышли пальчики гулять. Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)

Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой) -

Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой) -

Этот пальчик - леденец Этот пальчик - огурец

Этот пальчик - леденец Этот пальчик - огурец

И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали

И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали

Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко

Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко

Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик)

Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик)

Тритатушки, тритата (хлопаете в ладоши),

Тритатушки, тритата (хлопаете в ладоши),
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2022