Слова-накладки
Цель: развитие речевой активности, словотворчества.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого.
Комар + Марка = Комарка
Зебра + Ракушка = Зебракушка
Дерево + Ворона = Дереворона
Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть
Дети по очереди придумывают слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают.
Комментарий: термин «слово-накладка» образован В. Мининой. Он был создан в процессе изучения творчества Льюиса Кэрролла (вспомните знаменитую Алису и не менее знаменитого кота).
При образовании слова-накладки образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребенку нарисовать какое-нибудь понравившееся слово-накладку. Наверняка такие слова вызовут самые необычные ассоциации.Картотека игр для развития творческих способностей
Детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр для развития творческих способностей
Детей старшего дошкольного возраста.
Слованакладки
Цель: развитие речевой активности, словотворчества.
Количество играющих: любое.
Описание игры: слованакладки имеют один общий компонент, который
Возраст: 67 лет.
произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого.
и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают.
Комментарий: термин «словонакладка» образован В. Мининой. Он был создан в
процессе изучения творчества Льюиса Кэрролла (вспомните знаменитую Алису и не менее
знаменитого кота).
Комар + Марка = Комарка
Зебра + Ракушка = Зебракушка
Дерево + Ворона = Дереворона
Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть
Дети по очереди придумывают слованакладки, затем они выбирают самое смешное
При образовании слованакладки образуется новый образ, который заключает в себе
свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребенку нарисовать
какоенибудь понравившееся словонакладку. Наверняка такие слова вызовут самые
необычные ассоциации.
Угадай мелодию
Цель: развитие музыкальнослухового опыта.
Игровой материал: магнитофон, кассета с музыкой известных детям песен, флажки,
жетоны.
Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее
ребенок поднимает флажок. За правильный ответ дается жетон. Выигрывает тот ребенок,
который наберет больше всех жетонов.
Музыкальная шкатулка
Цель: закрепление знания песенного материала.
Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками,
иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля
указано название песни).
Ход игры: в шкатулку помещаются 56 карточек. Дети по очереди выбирают карточки
и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. Правильный ответ ведет за
собой исполнение песни без музыкального сопровождения.Волшебная стрелочка
Цель: накопление музыкального опыта.
Игровой материал: табло со стрелочкой и картинками по его периметру с
иллюстрациями песен, знакомых ребенку.
Ход игры: ведущий переводит стрелочку на выбранную иллюстрацию, а игроки
назыаают песню, ее символизирующую, или поют ее.
Выкладывание различных фигур
из заданного числа палочек.
Цель: развитие мышления, воображения, мелкой моторики.
Возраст: 68 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: палочки.
Описание игры: ребенку предлагается из определенного числа палочек (можно
использовать спички, очищенные от серы) сложить какуюнибудь фигуру. Можно
договориться, что разрешается использовать необходимые предметы.
Комментарий: если в игре принимает участие несколько человек, интереснее
устроить так, чтобы они не видели фигур, создаваемых другим играющим. Сравнивать
можно как каждую фигуру, так и несколько фигур, созданных за определенное время.
Детей, придумавших самые оригинальные фигуры, необходимо отметить словесно.
Чудесный лес
Цель: развитие творческих способностей.
Возраст: 35 года.
Количество играющих: от одного и более.
Необходимые приспособления: большие листы с нарисованными деревьями и
контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами;
карандаши.
Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать
то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то,
что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какието
фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные
фигурки.
Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение
рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.
Также можно играть в «Чудный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т.д.
Комментарий:
организации и подготовке необходимых материалов.
Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты
заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т.д. (которые можно изготовить самим
или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовкирисунки
в виде различных линий на листе бумаги.
роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ееВолшебные кляксы
Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.
Возраст: 4 – 6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения клякс.
Описание игры: ребёнку предлагается несколько изображений клякс. Он должен
внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как
можно больше версий. Затем сам ребёнок должен назвать самую интересную, на его взгляд,
версию и объяснить, почему он так думает.
Комментарии: хорошо, если в игре предшествует подготовительная работа,
проведённая вместе с детьми – по заданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при
котором вхождение в игру произойдёт очень органично.
Сочиним историю
Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.
Возраст: старше 5ти лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: взрослый начинает историю: «Жилибыли…» далее придумывают
дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том,
чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.
Комментарии: перед началом игры дети рассаживаются по цепочке друг за другом,
чтобы соблюдалась определенная последовательность рассказывания истории. Начало
может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном)
городе (лесу)…», «За тридевять морей…» и т.д. Перед началом игры важно настроить
детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т.д. Можно задавать детям
наводящие вопросы, типа: «А, может быть, он когото встретил?» или «И вдруг на них
выскочило чудище мохнатое. Какое оно было?»… Взрослый постоянно наталкивает детей
на развертывание сюжета, а не простое повествование.
В конце игры ведущий целиком пересказывает полученную историю. Для этого он
фиксирует все высказывания детей в процессе рассказывания истории.
Подарки
Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому
придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т.д.).
нельзя ничего говорить, ребёнок должен показать свой подарок жестами, а принимающий
подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться.
Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что
происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования
подарка. Игра продолжается с того ребёнка, который дал правильный ответ.
Пользоваться словами может только взрослый.
Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что
здесь подарком может быть всё, что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.
Цель: развитие воображения.
Угадайка.
Возраст: 46 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и
фактуры: зёрна, семена, бусинки, камешки и т.д., белый лист бумаги.
Описание игры: 10 – 12 предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с
небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные
изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.
Комментарий: дети могут просто фантазировать. В этом случае нужно просить их
детально описать предлагаемый объект, т.е. если говорит, что похоже на мордочку собаки,
он должен показать, где уши, где нос и т.д.
На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем
лучше.
Цель: развитие воображения, фантазии, творчества.
Если бы да кабы…
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: взрослый предлагает детям поиграть в «если бы», т.е. продолжить
предложения, начинающиеся словами «если бы»:
Если бы крокодилы жили в городах…
Если бы кошки умели летать…
Если бы мы были инопланетянами…
Если бы люди никогда не ссорились…
Если бы мы оказались на необитаемом острове…
Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Э. Успенского
«Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»Затем нужно настроить детей на то, что в этой игре может произойти всё, что
угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии и предлагать самые
необычные окончания фраз.
Сравнения
Цель: развитие творческого воображения.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: один и более.
Описание игры: ребёнку предлагается придумать, с чем можно сравнить: птичку,
реку, ветер, варежки, снежинку, утюг и т.д.
Очень важно, чтобы в процессе ответов дети использовали образные выражения.
Комментарий: дети дошкольного возраста испытывают большие трудности при
необходимости подбора ассоциаций, так как их речь ещё бедна. Лучший способ
обогащения речи – это совместное чтение. Желательно постоянно задавать детям вопросы
типа: «На что похожи облака?», «На что похожа лужа», «На что похожа мама?». Все это
будет стимулировать детей на сравнительные ассоциации предметов.
Что потом?
Цель: развитие творческого мышления
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребёнку предлагается придумать как можно больше вариантов
событий, которые наступили после того, как…
Папа поймал большую рыбу…
Что было после этого?: (развейте каждую из историй).
пруд стал мелкой лужей;
рыба перекусила леску и уплыла;
семья целый год ела рыбу;
рыбу разрезали, а там оказалась ещё одна рыба, а в той – ещё рыба, а в следующей
– ещё и т.д.).
Белоснежка кормила голубей…
Папа Карло строгал полено…
Аннушка пролила масло…
Воробьишка выпал из гнезда…
Бабушка испекла пирожки...
Слон проглотил ежа…
Компьютеры стали работать самостоятельно… и. т.
Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру,
изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.
Пуговичная поляна
Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.Возраст: 39 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.
Описание игры: ребёнку предлагается из пуговиц «нарисовать» какойнибудь
предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами»
и угадать, что на них «нарисовано».
Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их
на палитрах или плотных листах с пластилином.
Игра может стать основой для придумывания сказок.
Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже
начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения
застенчивых детей в процесс общения.
Дополни фигуру
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Возраст: 46 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов,
карандаши.
Описание игры: ребёнок получает карточки, на которых должен нарисовать что
нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с
изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки),
ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги
и т.д.
Комментарий: перед тем, как начинается игра, взрослый должен убедиться в том,
что ребёнок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получится, так как ребёнок
будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.
Запомни имя
Цель: развитие воображения, двигательной памяти.
Возраст: 67лет.
Количество играющих: 610.
Описание игры: играющие встают в круг, затем один из них выходит вперёд,
называет себя и рассказывает о том виде спорта, который ему нравится. Рассказ
сопровождается показом движений, которые совершают спортсмены, занимающиеся этим
видом. Потом называет себя и представляет любимый вид спорта другой ребёнок, и так по
кругу. Когда все дети выступят, участники должны показать, что запомнили, какой вид
спорта кто любит. Информацию можно получить в результате фронтального опроса или в
игровой форме: выбирается ведущий, он показывает движения, а дети должны угадать имя
того, кто их выполняет; или ведущий называет имя, а дети выполняют движения,
показанные ребёнком с этим именем.
Комментарий: эта игра способствует сплочению группы детей, развивает терпение,
чувство очередности.Действия детей можно разнообразить, если предложить им показывать любимых
героев сказок, виды занятий и т.д.
Шкатулка со сказками
Цель: развитие воображения.
Возраст: 46 лет.
Количество играющих: 56.
Необходимые приспособления: шкатулка (коробочка), 810 разноцветных
кружков, платок.
Описание игры: кружки складывают в коробочку, накрывают её платком, а затем
дети по одному вытаскивают кружочки и придумывают 23 предложения сказки. Причём,
если ребёнок вытащил красный кружок, то он начинает рассказ о чёмто красном:
солнышке, цветке, мячике, машине и т.д. Потом второй ребёнок вытаскивает кружок
(например, зелёный) и рассказывает сказку дальше, но уже с новым героем (огурчиком,
кузнечиком, яблоком) и т.д. Когда дети вытащат все кружки, их можно собрать и снова
вытаскивать – пока сказка не получит логического завершения.
Комментарий: взрослый должен следить, чтобы дети не повторялись, придумывали
разных героев и разные ситуации на один и тот же кружок.
Игру можно усложнить включением кружков других цветов. Например: белый
(облака, вата, простыня) или черный (ночь, клякса, нора) и. д.
Как это можно использовать
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: взрослый называет какойлибо предмет и предлагает ребёнку
сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «пакет», а ребёнок
называет варианты: складывать, подстилать, запускать в качестве шарика, надувать и
лопать и т.д.
Комментарий: детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков,
которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно
рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.
Измени конец сказки.
Цель: развитие воображения, внимания, умения соблюдать последовательность
рассказывания, развитие изобразительных навыков.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: всё необходимое для рисования.
Описание игры: ребёнок в процессе рисования картины на сюжет какойнибудь
сказки должен придумать её новое окончание, а затем рассказать его.Комментарий: в игру можно ввести дополнительное правило: ребёнок не
рассказывает о своём рисунке, за него это сделает ктото другой, а автор или подтвердит
его версию, или опровергнет её. Либо, возможен вариант, когда рисунок рисуется
несколькими детьми и сказка придумывается в соответствии с задумками авторов рисунка.
В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка.
Рисунок ребенка может быть нарисован абсолютно новый. В таком случае, ребенку
необходимо полностью изменить какуюлибо сказку, в соответствии с нарисованными
персонажами.
Путешествие в страну звуков
Цель: развитие слухового восприятия, воображения.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: 6 человек.
Необходимые приспособления: аудиокассеты или диски с записями звуков леса и
голосов птиц и т.д.
Описание игры: во время прогулки взрослый обращает внимание детей на звуки,
раздающиеся вокруг: голоса птиц или детей, шум ветра, звук льющийся воды, шум
автомобилей, лай собак и т.д., предлагая сравнить их со звуками, которые издают
известные детские музыкальные инструменты. Затем дети могут попробовать изобразить
какойлибо звук на импровизированных музыкальных инструментах – бутылках,
кастрюлях, ложках…
Комментарий: восприятие окружающего мира детей отличается искренностью,
нестандартностью. И часто в ответ на привычный для взрослого «стимул» дошколята дают
нетипичный «ответ», ставящий родителей и воспитателей в тупик. Лучший пример этому –
игра «Путешествие в мир звуков». Если попросить детей нарисовать те образы, которые у
них возникают под воздействием тех или иных звуков, можно получить очень оригинальные
рисунки и ассоциации.
Что происходит?
Цель: развитие слухового восприятия, воображения, коммуникативных навыков.
Возраст: 6 8 лет.
Количество играющих: две группы детей.
Описание игры: две команды садятся так, чтобы не видеть друг друга. Одна
команда загадывает чтонибудь, а вторая должна угадать загаданное по тем звукам,
которые дети издают. Например, можно озвучит шум прибоя, табун лошадей, ферму и т.д.
побеждает команда, которая придумала самую необычную
«озвучалку». Также приз может получить команда, которая отгадала больше звуковых
«картинок».
Комментарий:
Взрослый может помогать как одной команде, так и другой в подборе подходящих
звуков или в разгадывании чеголибо.
Также возможен несколько другой вариант игры: отгадывает загаданный звук один
ребёнок, а группа детей издаёт этот звук.Делаем поразному.
Цель: развитие мышления, воображения, внимания.
Возраст: 35 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети показывают, как можно сделать чтото поразному.
Например, идти – быстро, прогуливаясь, вприпрыжку, устало; прыгать – через скакалку, на
одной ножке, через барьер, в высоту и т.д.
Комментарий: команду к выполнению какоголибо действия может давать
взрослый, а может ктото из детей. Если взрослый ставит задачу развития внимания детей,
можно ввести дополнительное правило: ребёнок, не успевший быстро сменить движение,
выбывает из игры.
Куда катился колобок?
Цель: развитие мышления, воображения, внимания, звуковысотного слуха.
Возраст: 35 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: Карточки с изображением идущего колобка вверх, вниз или
стоящего на месте. Взрослый поочередно показывает детям карточки в любой
последовательности. Дети изменяют пропеваемый звук в зависимости от движения
колобка.
Комментарии: ведущим может быть сам ребенок. Для усложнения игры можно
придумать другие движения колобка: волнистая линия, пунктир, точки и. д..
Где мы были?
Цель: развитие воображения, внимания, двигательной активности, творческого
поиска.
Возраст: 35 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети при предварительной договоренности исполняют характерные
для деятельности движения, а ведущий угадывает, какую деятельность они хотят показать.
Комментарии: игра сопровождается следующими словами:
«Где мы были мы не скажем,
А что делали – покажем!»
Эта игра может быть использована и в качестве подвижной игры. Важно научить
детей показывать разнообразные действия, можно одновременно несколько, а не повторять
одно и то же движение постоянно. Именно поэтому, при условии предварительного
отсутствия ведущего, деятельность и показанные ее движения оговариваются совместно с
детьми и взрослым. Взрослый координирует и обобщает придуманные детьми действия.
Ровным кругом…
Цель: развитие воображения, внимания, двигательной активности, творческого
поиска.Возраст: 35 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети стоят в кругу, выбирается один ведущий, который будет
показывать движения, повторяемое всеми остальными.
Комментарии: игра сопровождается следующими словами:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так: « (показ движения…)
Важно, чтобы дети постоянно меняли показываемые движения, употребляя редкие:
показ реверанса, использование мимики, кружение вокруг себя а носочках и т. д.
Взрослый следит, чтобы движения среди детей не повторялись и стимулирует их к
показу редких движений.