КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ.
Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов , приемов образования, основанных на решении конкретных проблем, задач.
Название технологии произошло от латинского «КАЗУС»- запутанный, необычный случай, а также английского case – портфель, чемоданчик.
Происхождение терминов открывает суть технологии.
Учащиеся получают от учителя пакет документов( кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс-технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс-технологиям, активизирующих учебный процесс, относятся:
- МЕТОД ИНЦИДЕНТА
- МЕТОД РАЗБОРА ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
- МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА.
МЕТОД ИНЦИДЕНТА.
Особенность состоит в том, что обучающийся самостоятельно находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Т.к. на уроке для этого не хватает времени, возможна самостоятельная работа школьников дома.
На 1 этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
ТЕКСТ 1.
Вопросы к ТЕКСТУ1:
1.В чем заключается проблема?
2.Как государство её решает?
3.Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?
2 ЭТАП: ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложной ситуации.
3 ЭТАП: предоставление полученных результатов и обмен мнениями.
МЕТОД РАЗБОРА ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ.
Учащиеся получают папки с описанием ситуации, пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения ( можно включить и лишние документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбрать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
ДОКУМЕНТЫ:
«Всеобщая декларация прав человека»
« Конвенция о правах ребенка»
«Конституция РФ»
ФЗ «Об образовании».
Перед вами лежит описание ситуации( кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.
ТЕКСТ №2.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
1.Что вам известно о праве на образование?
2.Где, от кого, вы узнали о своем праве на образование?
3.Какое право нарушено?
4.На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
5.Кем конкретно нарушено право ( персоналии, орган)?
6.Что можно( нужно) сделать для его восстановления?
7.Кто обязан это сделать?
Как Вы считаете, удалось ли родителям отстоять право своего ребенка на образование?
ТЕКСТ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ.
ВЫВОД: Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких либо событий, побывать в роле защитника.
МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию .Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача., требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
ТЕКСТ №3.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
1.В чем заключается проблема?
2.Какие причины её возникновения указаны в тексте?
3.Как вы можете объяснить возникшие трудности?
4.Как предлагает решить проблему АВТОР?
5.Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучший.
ТАБЛИЦА .
Причины проблемы |
проблема |
План разрешения проблемы |
Преимущества план |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце урока ученики предлагают свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Метод ситуационного анализа направлен на развитие критического мышления, формирование интереса обучающихся к самому процессу добывания знаний в проблемных ситуация.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и устной форме.
Учитель может использовать как готовые кейсы, так и создавать их самостоятельно. Источниками могут служить художественные произведения, публикации, кинофильмы, научная информация, экспозиция музеев, опыт учащихся и т.д.
Достоинством кейс-технологий является гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности и учителя, и учеников.
МЕТОД «КЕЙСОВ» мною на уроках используется довольно часто. Причем, это не зависит от предмета, да и от возраста учащихся. Этот метод хорош практически на любом предмете и позволяет добиться очень хороших результатов. В подборке есть кейсы и по истории, и по обществознанию, по праву.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.