«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство
7 кл
08.08.2019
Я представляю вам одну из интерактивных методик - «Кейс технология». Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс технологии на уроках изобразительного искусства.docx
«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
Из опыта работы учителя изобразительного искусства и МХК, МБОУ СОШ № 2
п. Раздольное, Приморского края Дрониной Инессы Валерьевны.
“Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
Вальтер Скотт
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня
представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить
качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое
мышление.
Хотите, чтобы ваши дети
не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Тогда, я представляю вам одну из интерактивных методик «Кейс технология». Это методы
и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а
также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть
технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых
либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной
ситуации, когда проблема обозначена.
История возникновения.
Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета.
Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в
своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в
аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был
издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе
была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций.
Классификация кейсов:
1. Печатный кейс
2. Мультимедиа кейс
3. Видео кейс
А также: Практические, Обучающие, Научноисследовательские.
Преподаватель играет роль фасилитатора (в переводе с латинского – посредник) — он
может обобщать, пояснять, обращать внимание на логические ошибки, давать ссылки на
специальную литературу.
Весь процесс работы состоит:
• Деление учащихся на группы
• Выбор руководителя • Организация работы
• Доклад по итогам работы
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
•
знанием.
•
•
теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
•
•
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией,
оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно
возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и
то же событие.
•
аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
•
развитию креативности.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос,
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует
Разработка урока.
Класс: 7 класс
Предмет: « Изобразительное искусство».
Тема урока: «Сказочнобылинный жанр»
Тип урока: комбинированный урок.
На уроке была использована технология кейсметода.
Цель: расширение и систематизация знаний обучающихся о видах и жанрах изобразительного
искусства, обучение художественной интерпретации литературного текста в процессе
иллюстрирования произведений сказочнобылинного жанра (былина «Садко») обучающихся 7
класса, применение технологии кейсаметода.
Задачи урока:
1. Систематизировать знания обучающихся о видах и жанрах изобразительного искусства.
2.
сказочнобылинном жанре в живописи.
3. Воспитывать нравственно эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.
4. Развивать художественный вкус, творческое отношение к выполнению задания.
Основные понятия: жанр, вид, сказка, былина, иллюстрация, техника коллаж.
Планируемые результаты:
Личностные:
активное отношение к традициям сказочно – былинного жанра как эстетической ценности;
осмысленное и эмоциональноценностное восприятие художественных образов былины
«Садко».
Познавательные:
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
видам, жанрам ).
Сформировать представление о анализировать собственную учебную деятельность в процессе выполнения коллажа и вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Регулятивные:
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе работы над коллажем;
Коммуникативные:
уметь аргументировать свою точку зрения;
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания текста былины «Садко»;
овладение устойчивыми навыками самостоятельной, целенаправленной, содержательной
изобразительноучебной деятельности;
научиться сотрудничать в ходе решения изобразительнотворческих задач в группах.
Межпредметные связи: литература (былина «Садко»), музыка (опера «Садко» Римский
Корсакова).
Формы работы: групповая.
Оборудование и материалы для урока: презентация, карточки (кейс) с вопросами и
репродукциями картин, компьютер, экран.
для оценки работы команд.
Бланки: «Оценочный лист деятельности обучающихся»
Разноцветные сигнальные карточки в виде палитры: зеленая – отлично; желтая – хорошо;
красная – удовлетворительно. Карточки 8х8 для написания ответов, цветная бумага.
План проведения урока
№
Временная реализация
Этапы урока
(мин)
1 Организационный момент.
2 Повторение материала предыдущего урока ( работа с кейсом).
3 Вхождение или погружение в тему. Целеполагание
4 Изложение нового материала ( работа с кейсом).
5
6 Восприятие и осознание учащимися нового материала;
7
8 Домашнее задание
Рефлексия
Разминка
Итого
1
7
2
11
5
16
2
1
45
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Жеребьевкой ( 3 карточки разного цвета: желтый, синий, белый) учитель делит
класс на 3 команды (по 5 человек), выбирают капитана в каждой команде. Одна команда
получают название «Оптимисты», вторая команда «Пессимисты», третья команда
«Эксперты» Обучающиеся рассаживаются по командам за столы.
II. Повторение материала предыдущего урока.
Работа по карточкам (кейсы). Актуализация.
Учитель знакомит с ходом работы на уроке, затем выдаёт каждой команде по репродукции
картины и карточка с вопросами (кейсы), на выполнение задания даётся 5минут. Работа в
группах. Капитаны каждой команды отвечают на вопросы:
1. Как называется произведение?
2. Кто автор произведения?
3. К какому виду изобразительного искусства можно отнести репродукцию картины?
4. К какому жанру изобразительного искусства можно отнести репродукцию картины?
5. По какому признаку определили жанр изобразительного искусства?
Учитель во время ответа капитана демонстрирует на экране каждую репродукцию картины.
Команда – эксперты следят за временем работы, могут дополнить ответ или задать вопрос.
После краткого обсуждения выставляют баллы выступающей команде (в оценочный лист
деятельности команд). Наивысший5 баллов, результат обсуждения
показывают
разноцветными сигнальными карточками. Экспертам на оценку каждой команды даётся 2
минуты.
III. Вхождение или погружение в тему. Целеполагание.
Учитель:
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жанрах изобразительного искусства. Мы
поговорим об особом жанре.
Работа с презентацией по слайдам.
слайд 1 – «Золушка», «Садко», «Три богатыря», «Кот в сапогах», «Курочка Ряба»,
«Русалочка», «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Что объединяет данные фрагменты?
Можно ли объединить их в один жанр?
Какой жанр?
слайд 2 Сказочнобылинный жанр.
слайд 3 Определение жанра
Сказочнобылинный жанр — это жанр, изображающий вымышленные события или подвиги
богатырей.
Сформулируйте тему урока? (Сказочнобылинный жанр)
слайд 4 Иллюстрация былины «Садко»
Посмотрите на слайд, знакомы ли персонажи и произведение? (Изображён Садко,
подводный царь, царевна).
Какая цель нашего урока? (Познакомиться со сказочнобылинным жанром на примере
былины «Садко»).
Кем был Садко? ( Гусляр.)
слайд 5 Изображение муз. инстр. – гусли.
IV. Изложение нового материала.
Работа с кейсом.
Учитель предлагает вспомнить краткое содержание былины «Садко», читает текст былины,
затем выдаёт каждой команде раздаточный материал (кейсы), который содержит:
иллюстрации, краткий текст, вопросы для обсуждения. На выполнение задания даётся 9
минут. Работа в группах. Капитаны каждой команды отвечают на вопросы (может ответить
на вопросы любой обучающийся из команды): Ответьте на вопросы по былине Садко:
1.К какому циклу относится былина Садко? Какова ее тема?
Былина «Садко» относится к новгородскому циклу былин, тема её — жизнь купцов,
организация торговли.
2. Расскажите о главном герое былины?
Былинный герой Садко был простым бедным гусляром, а потом разбогател и стал одним
из самых уважаемых купцов в Новгороде. По легенде, он разбогател благодаря своему
искусству он так ловко играл на гуслях, что это понравилось Морскому Царю, который
вышел из озера Ильмень и пообещал Саду за его музыкальный талант "три рыбины
золотыми перьями". Так и произошло. С того времени Садко уже не знал бедности,
потому что волшебный улов превратился на различные драгоценности. Однако богатство
не сделало Сада ни жестоким, ни жадным. Под влиянием золота он не потерял чувство
достоинства. Обладая огромными богатствами, Садко остается деятельным и
активным. Он плавает морями, реками и озерами, стремясь увидеть различные земли; не
оставляет своего художественного призвания гусли, которые не раз спасали его.
3. Как оказался Садко в Синем море? Что увидел у царя морского? Чем закончились
путешествия Садко?
У морского царя было 12 дочерей и все не замужем. Садко на корабле плыл, морской
царь поднял на море страшную бурю, шторм, корабль пошёл на дно, царь выстроил перед
юношей всех дочерей и сказал выбирай, но тот любил свою Любаву и кит помог Садко
выбраться на берег, спас его. Путешествие закончилось счастливо: Садко привёз
несметные богатство в город и женился на Любаве, жили они долго и счастливо!
4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?
Морскому царю очень понравилась игра Садко на гуслях, он хотел отблагодарить
(пожаловать) его и женить на своей дочери.
5. Чем закончится событие? Придумайте конец текста.
Путешествие при помощи святого Миколы Можайского закончилось благополучно: Садко
оказался на новгородской земле, решил больше не плавать по морю, а стал «поживать» в
Новгороде.
Команда – эксперты следят за временем работы, могут дополнить ответ или задать
вопрос. После краткого обсуждения выставляют баллы выступающей команде (в оценочный
лист деятельности команд). Экспертам на оценку каждой команды даётся 2 минуты.
V. Разминка.
VI. Восприятие и осознание учащимися нового материала ( Практическое задание).
Практическую часть учитель предлагает выполнить в технике коллаж. На выполнение задания
даётся 16 минут. Во время выполнение работ звучит музыка из оперы «Садко» Римского
Корсакова.
Каждая команда получает задание.
1.Команда «Оптимисты» завершают былину в позитивном ключе.
Задание: выполнить коллаж, используя тёплые, светлые, яркие цвета палитры.
Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции. 2.Команда «Пессимисты» в негативном.
Задание: выполнить коллаж, используя холодные, тёмные цвета палитры.
Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции.
3.Третья группа выступает в качестве экспертов, следят за временем работы.
VII. Рефлексия.
1.Организация просмотра работ.
Команды представляют свои работы.
2. Организация обсуждения творческих работ.
Творческие работы готовы, посмотрим, каким образом через изображение, группам удалось
показать свою задумку.
3. Организация выступления экспертной группы.
Эксперты дают оценку творческим работам, опираясь на критерии оценивания. Наивысший5
баллов. Фиксируют в оценочный лист деятельности команд. Результат
выполнения
практического задания показывают разноцветными сигнальными карточками. Подсчитывают
баллы каждой команды. Объявляют победителя.
Учитель:
Почему былина похожа и на быль и сказку?
Быль – это то, что было, происходило на самом деле. Но в былине она расцвечивается
невиданными сказочными подробностями.
Вывод: сегодня мы были в роли писателей, художников, ценителей. Если творческая работа
команды «пессимистов» не совпадает с первоисточником, это не значит, что их точка зрения
не имеет право на существование. У каждого человека своё представление и видение, все мы
личности, индивидуальности, и от этого окружающий нас мир становится более интересным.
VIII. Домашнее задание.
Приготовить к следующему уроку сообщение о великих русских живописцах XIX столетия.
ИТОГО: 45минут.
«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
«Кейс технологии на уроках изобразительного искусства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.