В состав комплекса упражнений входят упражнения на развитие мышц рук, языка, глаз. При использовании кинезиологических упражнений отмечается улучшение почерка, повышение работоспособности, активизация интеллектуальных и познавательных процессов. Это подтверждают на своем опыте многие учителя, работающие по этой методике с детьми с проблемами в развитии. Эта методика была мною апробирована и дополнена определенными дыхательными упражнениями, упражнениями для глаз и приемами самомассажа. В рамках эксперимента я веду диагностическую и исследовательскую работу по влиянию упражнений на развитие ВПФ учащихся.
Выступление Косолаповой Н.П..doc
Кинезиологические
Кинезиологические
здоровьесберегающие
здоровьесберегающие
упражнения и
упражнения и
технологии.
технологии.
Использование для
развития ВПФ и
здоровья учащихся
Косолапова Наталия
Павловна
«Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо
наполненный»
Мишель де Монтень.
М Б О У С О Ш № 4
г . С о л н е ч н о г о р с к СЛАЙД №1 Начать свое выступление я хочу со слов Гиппократа, которые
имеют прямое отношение к теме моего выступления – здоровьесберегающие
технологии и кинезиология: «Гимнастика, физические упражнения должны
прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить
работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Год от года заметно увеличивается количество детей с ЗПР и нарушениями
в здоровье. Работа с такими детьми требует от учителя поиска приемов и
способов, которые смогут помочь в преодолении, имеющихся у детей
трудностей.
СЛАЙД №2 Мне хотелось найти тот способ, тот прием, который сможет
полноценно помочь нашим детям. Среди огромного разнообразия методик и
научной информации мое внимание привлекла кинезиология наука о
развитии умственных способностей и физического здоровья через
определенные двигательные упражнения. Если заглянуть в интернет, то в
коррекционной педагогике на первом месте стоит кинезиология. Многие
учителя используют ее в своей работе. Меня увлекла эта наука и
возможности, которые она может открыть. Суть цели выполнения этих
упражнений сводится к достижению синхронизации работы обоих полушарий
мозга. Хочется здесь привести слова Мишеля де Монтеня: «Мозг хорошо
устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
В состав комплекса упражнений входят упражнения на развитие мышц рук,
языка, глаз. При использовании кинезиологических упражнений отмечается
улучшение почерка,
активизация
интеллектуальных и познавательных процессов. Это подтверждают на своем
опыте многие учителя, работающие по этой методике с детьми с проблемами
в развитии. Эта методика была мною апробирована и дополнена
определенными дыхательными упражнениями, упражнениями для глаз и
приемами самомассажа. В рамках эксперимента я веду диагностическую и
исследовательскую работу по влиянию упражнений на развитие ВПФ
учащихся.
СЛАЙД №3 Истоки кинезиологии следует искать в философии Конфуция,
Асклепиада, в трудах Гиппократа. Известно, что искуснейший врач Греции
Гиппократ пользовался кинезиотерапией, а в философских трудах Конфуция
есть описание кинезиологических упражнений. Клеопатра на протяжении
всей своей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет
которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что
старение организма начинается со старения мозга. В этом и был секрет
красоты и молодости Клеопатры. Несмотря на свое древнее происхождение,
эта наука актуальна сегодня и будет актуальна и завтра.
СЛАЙД №4 Современные кинезиологические методики направлены на
активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет
повышение работоспособности, развивать способности человека или корректировать проблемы в различных
областях психики. Целью кинезиологической методики является развитие
мелкой моторики, межполушарного взаимодействия (синхронизация работы
головного, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей –
это возраст до 10 лет. Использование кинезиологических тренировок
приводит к положительным структурным изменениям в организме. Причем,
чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
! СЛАЙД №5 Кинезиологические упражнения имеют широкое применение.
Например, гимнастика показывает хорошие результаты при лечении детей и
подростков с ДЦП. Секрет этого феномена заключается в том, что все
упражнения выполняются на уровне предельного мышечного напряжения.
Главное условие – самосопротивление.
1. Указательным пальцем правой руки тяните на себя большой палец левой
руки, который должен сопротивляться изо всех сил. Выполните то же
для другой руки.
2. Указательным пальцем правой руки с усилием нажимайте на большой
палец левой руки со стороны ладони. Большим пальцем необходимо
сопротивляться. Повторите то же для другой руки.
3. Согнутыми пальцами правой руки изо всех сил пытайтесь оттолкнуть
левую кисть, которой давите на пальцы. Выполните то же для другой
руки.
4. С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки со стороны
ладони. Кулак пытайтесь разжать. Выполните то же для другой руки.
5. С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки с тыльной
стороны. Кулак пытайтесь разжать. Выполните то же для другой руки.
6. С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки с тыльной
стороны. Кулак пытайтесь развернуть. Выполните то же для ругой руки.
Н СЛАЙД №6 Применение кинезиологических упражнений для
адаптации леворуких детей в праворуком мире дает так же
положительный эффект. Леворукость это не просто предпочтение левой
руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями
мозга. Речевые центры у леворуких представлены симметрично в левом и
правом полушариях. Письмо и чтение – ассиметричные виды деятельности.
Письмо осуществляется только одной рукой, а читают в русском языке слева
направо. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью
сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Частота зеркального письма у
леворуких составляет 85%
Практические рекомендации для учителей и родителей.
1. Не переучивайте леворукого ребенка — дело не в руке, а в организации мозга.
Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок более подвержен
невротизации.
2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно
трудным.
3. Леворукость — достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
4. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо
использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого
ребенка к школе
1. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их
сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется
сначала одной рукой, затем другой.
2. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти
пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение
выполняется сначала одной рукой, затем другой
3. Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак
все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на
стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца)
сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в
обратном порядке.
5. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или
фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально
симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете,
как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий
синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Нейрохирург М.М. Кольцова, исследовавшая взаимосвязь между степенью развития тонкой
моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что «есть
все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный
аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». ! СЛАЙД №7 Я использую комплекс кинезиологических упражнений,
направленных на развитие межполушарного взаимодействия в качестве
физкультминутки во время урока, в коррекционной работе. Занятия
проводятся в доброжелательной обстановке под музыкальное
сопровождение. Упражнения нравятся детям, они выполняют их с
удовольствием, радостью, и тем самым приносят пользу сами себе. У них
есть уже любимые упражнения. Детям интересно знакомиться с новыми
упражнениями. Физкультминутка стала не только переключением с одного
вида деятельности на другой, но и источником эмоционального
удовольствия, пользой для физического здоровья, психического развития.
Н СЛАЙД №8 12 В октябре 2009 года я провела диагностику
умственных способностей учащихся своего класса с целью выявления
влияния кинезиологических упражнений на изменения в их развитии. Здесь я
привожу сравнительные диаграммы, результатов диагностики психических
функций за период октябрь 2009 –октябрь 2010 года. Очевидно
положительное влияние методики.
(анализ диаграмм) Методики
диагностики, анализ диагностики подробно можно увидеть в моей папке по
экспериментальной работе. Сейчас я готовлю к патенту развивающую
программу с использованием здоровьесберегающих технологий и
кинезиологии.
СЛАЙД № 13 Когда я получила класс с такими множественными речевыми
нарушениями у детей, я и Наталья Михайловна, думали, что не вытянем
этих детей. Они будут писать, как слышат. Однако, совместными усилиями
мы добились приятных результатов. Например, Саша Прохин, ребенок с
серьезными речевыми нарушениями имеет достаточный уровень развития
интеллекта. В школьном интеллектуальном марафоне он занял первые места
по русскому языку и математике. Я, думаю, что без кинезиологии мы бы не
справилась с теми проблемами, которые были у детей.
Меня к этой методике подтолкнули мои вопросы, как помочь детям,
которые имеют трудности не только в обучении, но и в здоровье, в развитии.
Я чувствовала, что моих знаний как психолога и педагога было
недостаточно, нужно было чтото еще. Один из мудрецов говорил, что
«ученик это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно
зажечь». Когда познакомилась с этой методикой, я поняла, что это то, что
поможет моим детям, это важно и нужно.
СЛАЙД № 14 Я увлечена кинезиологией уже давно, имею положительные
результаты от работы по этой методике на примерах своих выпускников, и через кинезиологические упражнения увлекаю нынешних своих учеников. У
кинезиологии древнее происхождение, но у нее есть настоящее, и я уверена,
есть и будущее.
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.