Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Инновационные методы в работе с детьми в речевом
развитии дошкольников.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе
является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более
востребованным становится поиск эффективных психологопедагогических
методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом
его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания
требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными
возможностями здоровья
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков
М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и
речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой
моторики.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем
активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он
начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому.
Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться
запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у
малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают
силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение
навыком письма.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают аквагимнастика,
биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их
стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве
коррекции недостатков речевого развития у детей.
Аква гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и
экспериментировать.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква
гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми
упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают
оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции
рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 57 минут, постепенно
доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие
тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет
физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают
интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение
концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимаетнапряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие,
происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок
получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного
психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» это инсценировка какихлибо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения
подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и др. Дети
старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом
кубиками, мелкими предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы
сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также
использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе.
Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
Игра «Морская звезда»
И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном
порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбкималютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с
движениями кисти руки.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они
пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное
распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно
благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей,
развивает координацию движений и мелкую моторику.
На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или
челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении
перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом
педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением
кисти одной руки.На третьемчетвертом занятии и у детей подключается к артикуляции
движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой
рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно
подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет
артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно
движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного
аппарата. Такая пальцеворечевая гимнастика продолжается весь учебный
год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью
применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками
логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление
дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими
ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы,
идущие к коре головного мозга от языка.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает
моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции
звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над
речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не
уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро
убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по
ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят
свою артикуляцию.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус,
переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь,
которая движется под счет влево вправо.
“Качели” движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя,
четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед назад и влево
вправо.
“Футбол” ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под
счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы,
динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную
артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под
счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5
сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая,
ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.“Парус” сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” согнутая ладонь опущена.
Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития
интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу
применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических
тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме:
синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются
способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила,
равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются
на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и
координирующая роль нервной системы.
Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”
(kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и
слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом,
кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное
движение во всех его проявлениях.
межполушарное
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий
активизировать
Современные
кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов
коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или
корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому
коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена
«снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.
взаимодействие.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная
методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить
возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на
развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение
здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма,
синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительномоторную
координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют
регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают
немедленный и кумулятивный эффект.
Для результативности коррекционноразвивающей работы необходимо
соблюдение следующих условий:
Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 515
мин.;
Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке; Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без
пропусков;
От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2
недели.
Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических
упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего
улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа
головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается
воображение, мышление.
Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука
сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой
руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг
друга кончиками)
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»
(Левой рукой
возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот»)
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение
комплексов упражнений кинезиологической гимнастики , аквагимнастики,
биоэнергопластики способствует активизации межполушарного
взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказываютположительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и
улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей,
снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в
свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Спасибо за внимание!!!
Психолог: Ховалко Г.П.