Кинезиологические упражнения как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии.

  • Педсоветы
  • docx
  • 20.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Иконка файла материала Кинезиология -инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии..docx
Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников. Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе  является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более  востребованным становится поиск эффективных психолого­педагогических  методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом  его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания  требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными  возможностями здоровья В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков   М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и  речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой  моторики. Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой  зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем  активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он  начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный  эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому.  Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться  запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у  малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают  силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение  навыком письма. Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква­гимнастика,  биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их  стали применять  в психологии и в логопедической практике, в качестве  коррекции недостатков речевого развития у детей. Аква ­ гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и  экспериментировать.  Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква­ гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми  упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и  пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают  оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции  рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5­7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие  тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет  физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают  интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение  концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимаетнапряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие,  происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок  получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного  психического развития. «Пальчиковые игры и игры в воде» ­ это инсценировка каких­либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения  подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой.  Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям  ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и др. Дети  старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом ­  кубиками, мелкими предметами и т. д. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы  сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также  использовались изолированные движения каждого из пальцев. Игра «Медуза» Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе.  Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.  Игра «Морская звезда» И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном  порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны. Игра «Рыбка» И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде. Рыбки­малютки По морю плывут, Скачут, резвятся и хвостиком бьют. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они  пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно  благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей,  развивает координацию движений и мелкую моторику. На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или  челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении  перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом  педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением  кисти одной руки.На третьем­четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции  движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой  рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно  подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет  артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно  движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного  аппарата. Такая пальцево­речевая гимнастика продолжается весь учебный  год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью  применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками  логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление  дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими  ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы,  идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции  звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над  речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не  уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро  убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по  ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят  свою артикуляцию. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус,  переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными: Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь,  которая движется под счет влево ­ вправо. “Качели” ­ движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. “Утюжок” ­ сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя,  четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед ­ назад и влево ­ вправо. “Футбол” ­ ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под  счет кисть руки поворачивается вправо – влево. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы,  динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную  артикуляционную и пальчиковую позу: “Улыбка” ­ пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под  счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5  сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. “Хоботок” ­ ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. “Жало”, “Змейка” ­ пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. “Лопаточка” ­ большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая,  ненапряженная ладонь опущена вниз. “Чашечка” ­ пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.“Парус” ­ сомкнутая ладонь поднята вверх. “Горка” ­ согнутая ладонь опущена. Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития  интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу  применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических  тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме:  синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются  способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила,  равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются  на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и  координирующая роль нервной системы. Название “кинезиология”  происходит от греческого  слова “кинезис” (kinesis),   что   означает   “движение”.   Греческое   же   происхождение   имеет   и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная   и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.   межполушарное Кинезиологические   упражнения   –   это   комплекс   движений,   позволяющий активизировать   Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать   проблемы   в   различных   областях   психики.    Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.   взаимодействие. Кинезиология   относится   к   здоровьесберегающей   технологии.   Данная методика   позволяет   выявить   скрытые   способности   ребенка,   расширить возможные   границы   головного   мозга.   Многие   упражнения   направлены   на развитие   физических   и   психофизиологических   качеств,   на   сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма,  синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно­моторную  координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют  регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают  немедленный и кумулятивный эффект. Для результативности коррекционно­развивающей работы необходимо  соблюдение следующих условий:  Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5­15  мин.;  Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке; Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без  пропусков;  От детей требуется точное выполнение движений и приемов;  Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2  недели. Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических  упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего  улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа  головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается  воображение, мышление.  Кинезиологическое упражнение  «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе) Речевое сопровождение: Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут, А пруд зарос травой, Зеленой и густой. Кинезиологическое   упражнение   «Здравствуй»  (Пальцами   правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками) Речевое сопровождение: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! Кинезиологическое   упражнение   «Ухо   –   нос»  (Левой   рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно   отпустите   ухо   и   нос,   поменяйте   положение   рук   «с точностью до наоборот») Речевое сопровождение: Села на нос мне, на правое ухо – Лезет назойливо черная муха. Снова на нос, но на левое ухо­ Кыш, улетай от меня, Цокотуха! Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение  комплексов  упражнений кинезиологической гимнастики , аква­гимнастики,  биоэнергопластики способствует активизации межполушарного  взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказываютположительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и  улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей,  снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития  дошкольников с общим недоразвитием речи.  Спасибо за внимание!!! Психолог: Ховалко Г.П.