Классификации и информационная база изучения образования: Лекция по дисциплине «Социальная статистика»
Оценка 4.9

Классификации и информационная база изучения образования: Лекция по дисциплине «Социальная статистика»

Оценка 4.9
Лекции
docx
другое +1
СCУЗ, ВУЗ
07.05.2020
Классификации  и информационная база изучения образования: Лекция по дисциплине «Социальная статистика»
Классификации и информационная база изучения образования.docx

Леонтьева И.А.

Классификации  и информационная база изучения образования:

Лекция по дисциплине «Социальная статистика»

План

Введение

1 Классификация образования

2 Информационная база изучения образования

Заключение

Литература

Введение

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, тем, что образование населения, являясь важнейшим фактором социально-экономического и научно-технического развития страны, выступает важнейшим фактором социально-экономического прогресса общества, а с другой стороны – тем, что теоретическая разработанность экономико-управленческих аспектов развития и функционирования образовательных услуг отстает от быстро изменяющегося правового регулирования изучения информационной базы образования.

Устойчивое развитие общества имеет два «образовательных» аспекта: образование является решающим фактором развития экономического производства, поскольку инвестиции в человеческий капитал − образование, профессиональную подготовку − позволяет обществу и государству совершить качественный скачек в уровне развития и использовать полученные преимущества; образование и способность к рациональному мышлению и обучению являются важнейшими составляющими качества жизни, поскольку образование не только имеет самостоятельную ценность, но и служит средством для достижения широчайшего спектра результатов, формирующих многие аспекты качества жизни населения стран.

Развитие системы образования напрямую связано с социальной политикой, поэтому изучение системы образования всегда остается важным разделом социальной статистики, включая вопросы классификации системы образования и изучения информационной базы системы образования.

Целью данного исследования является ознакомление с классификациями и информационной базой изучения состояния образования.

Задачи исследования:

― ознакомиться с классификациями образования;

― ознакомиться с методами сбора информации о состоянии образования.

1 Классификации образования 

Глобализация в области образования вызвала необходимость для национальных органов управления обеспечивать координацию действий по государственному управлению в сфере образования, приведению системы образования в соответствие с международными стандартами.

Совокупность международных норм-принципов, регулирующих отношения в сфере образования, содержится в международно-правовых актах:

― Конвенция о техническом и профессиональном образовании;

 Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями;

 Рекомендации о развитии образования взрослых;

 Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе и в других правовых актах.

На 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО дано определение понятия образования как единства процесса и результата совершенствования способностей и поведения личности, в результате реализации которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста [2].

C целью приведения понятийного аппарата в области образования в соответствие с международными стандартами образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [4].

Частью Международной системы социальных и экономических классификаций ООН, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных, является Международная стандартная классификация образования − МСКО−2011 (International Standard Classification of Education — ISCED)результат международного соглашения и документ, утвержденный на Генеральной конференции ЮНЕСКО [1].

ЮНЕСКО рекомендует, чтобы национальные органы, ответственные за сбор и представление статистических данных по образованию, для улучшения международной сопоставимости своих данных руководствовались установленными стандартными определениями, классификациями и таблицами, приняв для этой цели Рекомендацию о Международной стандартизации статистических данных в области образования [2].

В первую очередь  ЮНЕСКО рекомендует классифицировать население в возрасте 10 лет и более, распределив его на две группы: грамотных и неграмотных; в случае необходимости, выделить функционально неграмотных. Затем каждую из этих групп классифицировать по полу, возрасту с определением на группы: 10−14, 15−19, 20−24, 25−34, 35−44, 45−54, 55−64, 65 и более лет. В случае необходимости, провести дополнительное распределение на: a) городское и сельское население; b) этнические группы, которые обычно выделяются в государстве для целей учета; c) социальные группы [2].

МСКО, как руководство для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования – основа для классификации образовательной деятельности, определенной в программах и итоговых квалификациях в соответствии с согласованными на международном уровне категориями, основные положения и определения МСКО предназначены для международного применения и охвата всего спектра национальных систем образования [13].

Классификационными единицами в МСКО являются национальная образовательная программа и соответствующие ей образовательные квалификации. Образовательная программа – это «единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определенного периода времени», а квалификация − уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [1].

В рамках МСКО используются две классификационные переменные — уровень образования и область образования.

Так, по рекомендациям ЮНЕСКО, образование следует классифицировать по следующим основным секторам: a) обычное образование; b) образование взрослых. Обычное образование и образование взрослых следует подразделить дополнительно, чтобы выделить обычное специальное образование и специальное образование взрослых. По мере возможности, образование следует подразделить по категориям ступеней и областям обучения МСКО. Там, где это возможно, образование взрослых следует дополнительно подразделить по программам МСКО [2].

ЮНЕСКО также рекомендует для целей учета классифицировать финансовую статистику образования за финансовый год следующим образом:

a) поступления:

i) от государственных органов власти, таких как центральное или федеральное правительство; правительства провинций, штатов или другие подобные правительства; окружные, городские, районные или другие местные органы власти;

ii) из других источников (включая плату за обучение, прочие поступления от родителей, пожертвования т.д.);

b) расходы:

i) текущие расходы: на администрацию или общее руководство; на обучение со следующим распределением: заработная плата преподавателям и другому непосредственному вспомогательному квалифицированному персоналу, другие расходы на обучение; все другие текущие расходы;

ii) капитальные затраты (помимо расходов по займам): на обучение, не на обучение (общежития студентов, кафетерии, книжные магазины и т.д.);

iii) операции по займам [2].

Уровень образования характеризуется категориями, позволяющими выделить образовательные программы в соответствии с учебным опытом, знаниями, навыками и компетенциями, обеспечиваемыми конкретной образовательной программой. Чем более сложной и требующей более высокого уровня знаний является программа, тем выше уровень образования. Характеристика уровней образования в соответствии с МСКО-2011 представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 − Характеристика уровней образования в соответствии с ISCED-2011

Код

Уровень

образования

Основные критерии

Дополнительные

критерии

Дополнительные

параметры

0

Early childhood education —

образование детей младшего возраста

• образовательная направленность программы;

•  институциональный контекст;

• типичный целевой возраст детей, для которых разработана программа;

• интенсивность/продолжительность программы

• квалификация персонала;

• наличие нормативно-правовой базы;

• обычно не является частью обязательного образования

• целевая возрастная группа

1

Primary —

начальное образование

• систематическое обучение основным знаниям, навыкам и компетенций;

• типичный возраст поступления и продолжительность;

• обучение, организованное, как правило, одним учителем

• часть обязательного образования

• отсутствуют

2

Lower secondary

первый этап среднего образования

• переход к более предметно-ориентированному обучению;

• требования к поступлению;

• совокупная продолжительность

с начала обучения на уровне МСКО-1

• типичный возраст поступления;

• преподавание учителям и - п ред метн и кам и и квалификация учителей;

• связь с обязательным образованием

• ориентация программы;

• завершение уровня и доступ к программам более высокого уровня МСКО

3

Upper

secondary — второй этап среднего образования

• второй/заключительный этап общего и профессионально-технического образования;

• требования к поступлению;

• совокупная продолжительность

с начала обучения на уровне МСКО-1

• более дифференцированные программы

с более широким выбором возможностей и направлений;

• ориентация программы;

• завершение уровня и доступ к программам более высокого уровня

Окончание таблицы 1

Код

Уровень

образования

Основные критерии

Дополнительные

критерии

Дополнительные

параметры

 

 

 

• квалификация преподавателей

МСКО

4

Post-secondary non-tertiary -

послесрсднсе

нетретичное

образование

• ориентация;

• сложность содержания выше, чем

на уровне МСКО-3, и ниже уровня третичного образования;

• требования к поступлению

• отсутствуют

• ориентация программы;

• доступ к программам более высокого уровня МСКО

5

Short-cycle tertiary — короткий цикл третичного образования

• содержание программ короткого цикла третичного образования;

• требования к поступлению;

• минимальная продолжительность программы

• институциональная точка перехода;

• обычная продолжительность программы

• ориентация программы;

• завершение уровня

6

Bachelor or equivalent

бакалавриат или его эквивалент

 

• теоретическая и (или) профессиональная основа содержания;

• требования к поступлению;

• минимальная совокупная продолжительность (первая степень) программы;

• положение в национальной структуре степеней и квалификаций

• квалификация персонала;

• нет прямого доступа к программам уровня МСКО-8

• ориентация программы;

• продолжительность программы и положение

в национальной структуре степеней и квалификаций

7

Master or equivalent —

магистратура или ее эквивалент

 

• теоретическая и (или) профессиональная основа содержания;

• положение в национальной структуре степеней и квалификаций;

• требования к поступлению

• минимальная совокупная продолжительность долгосрочных программ первой степени;

• прямой доступ

к программам уровня МСКО-8

• ориентация программы;

• положение

в национальной структуре степеней и квалификаций


8

Doctoral or equivalent

докторантура или ее эквивалент

 

• теоретическая и (или) профессиональная основа содержания;

• положение в национальной структуре степеней и квалификаций;

• требования к поступлению

• минимальная совокупная продолжительность долгосрочных программ первой степени;

• прямой доступ

к программам уровня МСКО-8

• ориентация программы;

• положение

в национальной структуре степеней и квалификаций

 

Область образования представляет собой достаточно широкое понятие, охватывающее характеристики раздела или области содержания в рамках образовательной программы, курса или модуля.

В МСКО-2011 выделяется 25 областей образования, которые объединены в группы: 1) Общие программы; 2) Образование; 3) Гуманитарные науки и искусство; 4) Социальные науки, бизнес и право; 5) Наука; 6) Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли; 7) Сельское хозяйство; 8) Здравоохранение и социальное обеспечение; 9) Службы [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» на основе положений Конституции РФ и с учетом Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования вводится новая система видов и уровней образования в Российской Федерации.

Образование можно разделить на следующие основные виды:

― общее ― предоставляет базовые знания, навыки и умения, необходимые каждому человеку, вне зависимости от его специализации в будущем;

― профессиональное, или специальное, ― предоставляет знания узкой сферы, необходимые специалисту определенной профессии;

― дополнительное образование (в том числе дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) [4].

Общее образование реализуется по уровням образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование [4].

К уровням профессионального образования относятся; 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование ― бакалавриат; 3) высшее образование ― специалитет, магистратура; 4) высшее образование ― подготовка кадров высшей квалификации [4].

Дошкольное и среднее образование находится преимущественно в ведении государственных органов и финансируется в основном из государственного бюджета. Наряду с этим в России существует частный сектор в области среднего и дошкольного образования, но он практически не развит и так или иначе зависит от государства и местного самоуправления, поэтому можно говорить о том, что частное дошкольное и среднее образование по сравнению с профессиональным и дополнительным образованием занимают пренебрежимо малую долю рынка.

В России действуют национальные классификаторы образования:

1) Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (ОКСО), который является документом по стандартизации Российской Федерации, предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования [11]. ОКСО основывается на утверждаемых Минобрнауки России перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  ОКСО используется при решении задач, связанных с:

― регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

― определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;

― регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;

― регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования [11].

2) Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013 (ОКСВНК) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации [8]. ОКСВНК гармонизирован с МСКО-2011 путем установления соответствия объектов классификации ОКСВНК и объектов классификации МСКО-2011. При построении ОКСВНК использована Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2009 г. № 59. ОКСВНК используется при решении следующих задач:

― планирования выпуска и приема специалистов в докторантуру;

― статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов высшей научной квалификации;

― интеграции системы подготовки специалистов высшей научной квалификации Российской Федерации в соответствующие международные образовательные структуры;

― проведения международных статистических сопоставлений;

 статистического учета по линии ЮНЕСКО [8].

Объектами классификации в ОКСВНК являются специальности научных работников высшей квалификации, отнесенные к различным отраслям науки, и для некоторых отраслей, собранные в группы специальностей научных работников высшей квалификации, выделенные в пределах данной отрасли науки [8];

3) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) определяет коды классификации различных видов образования [9];

4) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) определяет коды классификации различных видов образовательных услуг [10].

Таким образом, глобализация в области образования вызвала необходимость для национальных органов управления обеспечивать координацию действий по государственному управлению в сфере образования, приведению системы образования в соответствие с международными стандартами. Результатом международного соглашения стала Международная стандартная классификация образования − МСКО−2011. В России на основе положений МСКО и с учетом принципа непрерывности образования приняты Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016, Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013.

2 Информационная база изучения образования

В теории социальной статистики к основным источникам информации об образовании населения относят: переписи населения; формы федерального статистического наблюдения;  формы статистического наблюдения ведомственной статистики; выборочные обследования [14].

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем [3].

 Так, при проведении переписи населения 2010 г. раздел 8 переписного листа Л1 содержал вопрос об образовании населения − наивысшем уровне полученного образования. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Уровень образования в переписи 2010 г. фиксировался для лиц в возрасте от 6 лет и старше. Для лиц без образования указывалось умение читать и писать; а для лиц в возрасте 6−50 лет ― обучаются ли они в данный момент в образовательном учреждении. Кроме того, для детей в возрасте до 10 лет, не посещающих школу, отмечалось посещение дошкольного учреждения [7].

При проведении социально-демографического обследования (микропереписи населения) 2015 г. раздел 18 переписного листа Л3 формы «Федеральное статистическое наблюдение» также содержал вопрос об образовании. Уровень образования также фиксировался для лиц в возрасте от 6 лет и старше. Помимо этого учитывались занятость и желание трудоустроиться для неработающих лиц в возрасте 15−72 лет [12].

В целях реализации ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство РФ ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Доклад готовит Министерство образования и науки Российской Федерации с участием Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи. С учетом основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [5].

Доклад включает разделы, характеризующие особенности реализации государственной политики в сфере образования, и содержит информацию: об основных направлениях и инструментах реализации государственной политики в сфере образования; о количественных и качественных показателях, характеризующих результаты реализации государственной политики в сфере образования за отчетный год; о принятых в отчетном году нормативных правовых актах в сфере образования [5].

Доклад содержит показатели, характеризующие реализацию мер государственной политики в сфере образования, представленные в перечне обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, формах федерального статистического наблюдения, мониторинге системы образования и форме итогового отчета о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования, иные источники информации [5].

Так, сведения о развитии дошкольного образования содержат следующую информацию: уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования; кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников; материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций; условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования; изменение сети дошкольных образовательных организаций; финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций; создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях [6].

Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования:

― уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;

― содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса;

― кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ (далее – иных организаций), оценка уровня заработной платы педагогических работников;

― материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций;

― условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее− ОВЗ) и инвалидами;

― результаты аттестации обучающихся лиц;

― состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях;

― изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам;

― финансово-экономическая деятельность перечисленных организаций в части реализации основных общеобразовательных программ;

― создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях [6].

Сведения о развитии среднего профессионального образования:

― уровень доступности среднего профессионального образования и численность населения, получающего среднее профессиональное образование;

― содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса;

― кадровое обеспечение организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

― материально-техническое и информационное обеспечение организаций;

― условия получения среднего профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидами;

― учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций;

― изменение сети организаций;

― финансово-экономическая деятельность организаций в части обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального образования;

― структура организаций;

― создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях [6].

Сведения о развитии высшего образования: уровень доступности высшего образования и численность населения, получающего высшее образование; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам высшего образования; кадровое обеспечение образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников; материально-техническое и информационное обеспечение организаций; условия получения высшего профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидами;  учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы высшего образования; финансово-экономическая деятельность организаций в части обеспечения реализации образовательных программ высшего образования; структура образовательных организаций; научная и творческая деятельность образовательных организаций, связанная с реализацией образовательных программ высшего образования; создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях [6].

Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых: численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса; кадровое обеспечение организаций; материально-техническое и информационное обеспечение организаций; изменение сети организаций; финансово-экономическая деятельность организаций; структура организаций; создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях; учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей [6].

Сведения о развитии дополнительного профессионального образования: численность населения, обучающегося по дополнительным профессиональным программам; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам; кадровое обеспечение организаций; материально-техническое и информационное обеспечение организаций в части реализации дополнительных профессиональных программ; изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам; условия освоения дополнительных профессиональных программ лицами с ОВЗ и инвалидами; научная деятельность организаций; создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях; профессиональные достижения выпускников [6].

Сведения о развитии профессионального обучения: численность населения, обучающегося по программам профессионального обучения; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по основным программам профессионального обучения; кадровое обеспечение организаций в части реализации основных программ профессионального обучения; материально-техническое и информационное обеспечение организаций в части реализации основных программ профессионального обучения; условия профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов; трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников организаций; изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения; финансово-экономическая деятельность организаций; сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе [6].

Дополнительная информация о системе образования:

― сведения об интеграции образования и науки, образования и сферы труда: интеграция образования и науки; участие организаций различных отраслей экономики в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.

― сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством;

― развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования: оценка деятельности системы образования гражданами; результаты участия обучающихся лиц в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях; развитие механизмов государственно-частного управления в системе образования; развитие региональных систем оценки качества образования;

― сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи: социально-демографические характеристики и социальная интеграция; ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных достижениях; образование и занятость молодежи; деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по созданию условий социализации и самореализации молодежи [6].

Формы статистического наблюдения за образованием в настоящее время достаточно разнообразны, утверждаются новые формы федерального статистического наблюдения за объектами инфраструктуры муниципального образования (например, форма федерального статистического наблюдения по состоянию на 31 декабря 2018 года № 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования») и другие формы (например, формы федерального статистического наблюдения № 1-НК «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры», № 85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми» и другие, утвержденные приказом Росстата от 30 августа 2017 г. № 563 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий»).

Наблюдения ведутся Росстатом и органами ведомственной статистики.

В последние десятилетия особую актуальность приобретают выборочные обследования населения, Концепцией социально-демографического развития Российской Федерации предусмотрено создание целостной системы социально-демографических обследований населения, включающей в себя дополнительно к существующим еще 11 выборочных статистических обследований населения с различной периодичностью, в том числе: качество и доступность услуг в сферах образования, трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, микроперепись населения [9]. При этом особое внимание уделяется вопросам занятости, и в первую очередь организации статистического наблюдения за трудоустройством выпускников, обеспечивающего получение представительных данных на уровне субъектов РФ, поскольку успешное трудоустройство выпускников является результатом сбалансированной государственной политики в сфере образования и на рынке труда, предусматривающей создание нормативных и экономических рычагов, способствующих как подготовке специалистов в необходимых объемах и с требующимися компетенциями, так и их адекватного использования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда относится к приоритетным направлениям в сфере образования.

Наиболее полная система выборочных обследований, проводимых с 2002 г., осуществляется в настоящее время НИУ-ВШЭ по поручению Минобрнауки России (НИУ ВШЭ с конца 1990-х гг. стал развиваться как центр исследований. В 2008 г., когда Правительство России перевело НИУ ВШЭ в своё непосредственное ведение, на университет официально было возложено экспертно-аналитическое обеспечение деятельности правительства).

В рамках системы обследований осуществляется мониторинг экономики образования, целью проведения которого является обеспечение органов государственного управления получаемой на регулярной основе систематизированной и достоверной информацией о состоянии и развитии системы образования России, ее экономическом положении, а также о поведении участников рынка образовательных услуг. В рамках мониторинга изучаются процессы но детскому дошкольному образованию, общему образованию, профессиональному образованию. Мониторингом охвачено и внесистемное образование. Такой подход обеспечивает возможность получения информации в рамках концепции непрерывного образования.

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения ― РМЭЗ (Russian Longitudinal Monitoring Survey — RLMS)y проводимый НИУ-ВШЭ, позволяет получить информацию не только об уровне образования населения, но и о занятости населения с различным уровнем образования. Основными источниками информации при проведении мониторинга являются массовые опросы и социологические обследования; специальные статистические обследования в образовательных организациях и учреждениях; материалы государственной и ведомственной статистики; информация Минфина России; экспертные оценки. Выборочные обследования по проблемам занятости Росстата позволяют получить информацию об экономической активности, занятости и безработице населения с различным уровнем образования.

По инициативе Российского союза ректоров с 2009 г. проводится Мониторинг «Бизнес и образование». К участию в исследовании приглашаются, с одной стороны, высшие учебные заведения России, с другой − компании, работающие на российском рынке и входящие в топ-400 ведущих компаний России, а также компании, осуществляющие стратегическое сотрудничество с высшей школой, заинтересованные в привлечении молодых специалистов и активно позиционирующие себя на молодежном рынке труда.

Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Это:

― данные официального статистического учета, касающиеся системы образования;

― данные мониторинга системы образования;

― данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Важным информационным ресурсом и инструментом управления российским образованием является мониторинг системы образования −  систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования, которое используется для анализа и оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Мониторинг осуществляется в целях: информационной поддержки разработки и реализации государственной политики России в сфере образования; непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования; усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений; выявления нарушения требований законодательства об образовании. Мониторинг включает в себя: 1) сбор информации о системе образования, 2) обработку, систематизацию и хранение полученной информации, 3) непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

Таким образом, к основным источникам информации об образовании населения относятся: переписи населения; формы федерального статистического наблюдения; формы статистического наблюдения ведомственной статистики; мониторинг системы образования; выборочные обследования. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Заключение

Итак, исследование позволило прийти к следующим выводам.

Глобализация потребовала приведение национальных систем образования в соответствие с международными стандартами. Результатом международного соглашения стала Международная стандартная классификация образования − МСКО−2011 (International Standard Classification of Education — ISCED).

В Российской Федерации на основе положений МСКО−2011 приняты и действуют Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Общероссийский классификатор специальностей по образованию, Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации и другие. Они необходимы для регламентации лицензионной деятельности, планирования приема студентов, численности профессорско-преподавательского состава и т.п.

К основным источникам информации об образовании населения относятся: переписи населения; формы федерального статистического наблюдения; формы статистического наблюдения ведомственной статистики; мониторинг системы образования; выборочные обследования.

Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета по системе образования, данные мониторинга системы образования, иные данные, получаемые при осуществлении функций в сфере образования федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями.

Важным информационным ресурсом и инструментом управления м образованием является мониторинг системы образования, в процессе которого осуществляется наблюдение за: динамикой изменений результатов в сфере образования; условиями осуществления образовательной деятельности;  контингентом обучающихся;  достижениями обучающихся и выпускников;  состоянием организаций, осуществляющих образовательную деятельность.


Литература

1.       Международная стандартная классификация образования (МСКО—2011) [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://studme.org/155781/pedagogika/mezhdunarodnaya_standartnaya_klassifikatsiya_obrazovaniya_msko2011

2.       Пересмотренная Рекомендация о Международной стандартизации статистики в области образования: принята в г. Париже 27.11.1978 г. на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. ― М.: Логос, 1993. ― С. 550−556.

3.       Федеральный закон от 25.01.2002 г. № 8-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О Всероссийской переписи населения» // Собрание законодательства РФ. − 2002. ― № 4. ― Ст. 252; ― 2018. ― № 51. ― Ст. 7860.

4.       Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. ― 2012. ― № 53 (ч. 1). ― Ст. 7598; ― 2018. ― № 53 (ч. I). ― Ст. 8423.

5.       Положение о подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2015 г. №  645 // Собрание законодательства РФ. ― 2015. ― № 27. ― Ст. 4077.

6.       Правила осуществления мониторинга системы образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 // Собрание законодательства РФ. ― 2013. ― № 33. ― Ст. 4378.

7.       Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1990-р «Об утверждении форм бланков переписных листов Всероссийской переписи населения 2010 года» // Собрание законодательства РФ. ― 2009. ― № 52 (ч. II). ― Ст. 6624.

8.       ОК 017-2013. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации: принят и введен в действие приказом Росстандарта от 17.12.2013 г. № 2255-ст. ― М.: Стандартинформ, 2014; Поправка 1/2017 ОКСВНК к ОК 017-2013 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК), утв. Росстандартом // ИУС «Национальные стандарты». −2018. − № 1; Поправка 2/2018 ОКСВНК к ОК 017-2013 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК), утв. Росстандартом // ИУС «Национальные стандарты». ― 2018. ― № 4.

9.       ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст (ред. от 29.03.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

10.   ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст  (ред. от 29.03.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

11.   ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию: принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст. ― М.: Стандартинформ, 2016.

12.   Приказ Росстата от 22.04.2014 г. № 267 «Форма: «Федеральное статистическое наблюдение “Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 г.”» // Справочная правовая система “КонсультантПлюс».

13.   Ашанина, Е.Н. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://studme.org/155781/pedagogika/mezhdunarodnaya_standartnaya_klassifikatsiya_obrazovaniya_msko2011 (дата обращения: 05.03.2019).

14.   Быкова, С.Г. Социальная статистика. ― М., 2017.

15.   Хрестоматия практико-ориентированного комплекса учебно-методических материалов по курсу «Организация выборочных обследований». ― [б.м.и.]: Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств, 2015.


 

Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева И.А. Классификации и информационная база изучения образования:

Леонтьева И.А. Классификации и информационная база изучения образования:

Целью данного исследования является ознакомление с классификациями и информационной базой изучения состояния образования

Целью данного исследования является ознакомление с классификациями и информационной базой изучения состояния образования

Частью Международной системы социальных и экономических классификаций

Частью Международной системы социальных и экономических классификаций

Классификационными единицами в

Классификационными единицами в

Уровень образования характеризуется категориями, позволяющими выделить образовательные программы в соответствии с учебным опытом, знаниями, навыками и компетенциями, обеспечиваемыми конкретной образовательной программой

Уровень образования характеризуется категориями, позволяющими выделить образовательные программы в соответствии с учебным опытом, знаниями, навыками и компетенциями, обеспечиваемыми конкретной образовательной программой

Окончание таблицы 1 Код

Окончание таблицы 1 Код

Сельское хозяйство; 8) Здравоохранение и социальное обеспечение; 9)

Сельское хозяйство; 8) Здравоохранение и социальное обеспечение; 9)

В России действуют национальные классификаторы образования: 1)

В России действуют национальные классификаторы образования: 1)

Российской Федерации в соответствующие международные образовательные структуры; ― проведения международных статистических сопоставлений; ― статистического учета по линии

Российской Федерации в соответствующие международные образовательные структуры; ― проведения международных статистических сопоставлений; ― статистического учета по линии

Информационная база изучения образования

Информационная база изучения образования

Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования

Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования

Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: ― уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего…

Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: ― уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего…

Сведения о развитии среднего профессионального образования: ― уровень доступности среднего профессионального образования и численность населения, получающего среднее профессиональное образование; ― содержание образовательной деятельности и организация…

Сведения о развитии среднего профессионального образования: ― уровень доступности среднего профессионального образования и численность населения, получающего среднее профессиональное образование; ― содержание образовательной деятельности и организация…

Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых: численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса; кадровое обеспечение организаций;…

Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых: численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса; кадровое обеспечение организаций;…

Сведения о развитии профессионального обучения: численность населения, обучающегося по программам профессионального обучения; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по основным программам профессионального обучения; кадровое…

Сведения о развитии профессионального обучения: численность населения, обучающегося по программам профессионального обучения; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по основным программам профессионального обучения; кадровое…

РФ по созданию условий социализации и самореализации молодежи [6]

РФ по созданию условий социализации и самореализации молодежи [6]

РФ, поскольку успешное трудоустройство выпускников является результатом сбалансированной государственной политики в сфере образования и на рынке труда, предусматривающей создание нормативных и экономических рычагов, способствующих как…

РФ, поскольку успешное трудоустройство выпускников является результатом сбалансированной государственной политики в сфере образования и на рынке труда, предусматривающей создание нормативных и экономических рычагов, способствующих как…

Минфина России; экспертные оценки

Минфина России; экспертные оценки

Важным информационным ресурсом и инструментом управления российским образованием является мониторинг системы образования − систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования, которое используется для анализа и оценки…

Важным информационным ресурсом и инструментом управления российским образованием является мониторинг системы образования − систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования, которое используется для анализа и оценки…

Заключение Итак, исследование позволило прийти к следующим выводам

Заключение Итак, исследование позволило прийти к следующим выводам

Литература 1. Международная стандартная классификация образования (МСКО—2011) [Электронный ресурс]

Литература 1. Международная стандартная классификация образования (МСКО—2011) [Электронный ресурс]

ОКСВНК к ОК 017-2013 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК), утв

ОКСВНК к ОК 017-2013 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК), утв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020