Классный час "Космос и человек"
Оценка 4.7

Классный час "Космос и человек"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитание
1 кл—4 кл
01.06.2024
Классный час "Космос и человек"
В ходе классного часа расширятся представления учащихся об освоении космического пространства человеком. На протяжении всего занятия ученики будут вести бортовые журналы, где они будут отмечать, что они знают по данной теме, что узнали нового, а что осталось для них загадкой. Как итог классного часа будет составление интеллект-карт.
Классный час Космос и человек.docx

 

Тема: Человек и космос

Цель: расширение  представления учащихся об освоении космического пространства человеком

Задачи:

* закрепить знания о космосе, о космонавтах, систематизировать и расширять представления детей о космонавтике, формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос, познакомить с первыми космонавтами, рассказать о роли животных в исследовании космоса, показать значимость космоса в жизни и деятельности человека.

* воспитывать чувство гордости за свою страну, которая открыла путь в космос, прививать уважение к истории России

* развить знания учащихся в области космонавтики.

 

Планируемые результаты.

Первый уровень результатов - приобретение учащимися знаний о    космосе, о космонавтах, о становлении космонавтики, о первых полётах в космос, о первых космонавтах, о роли животных в исследовании космоса, о значимости космоса в жизни и деятельности человека.

 Второй уровень результатов – формирование у учащихся чувства гордости за страну, которая открыла путь в космос; пробуждение  в детях уважения  к космонавтам и людям, влияющим на развитие космонавтики в России.

Третий  уровень результатов - получение учениками опыта общественного действия через Всероссийскую акцию «В космос, прямо к звёздам»

 

Оборудование: презентация, листы для ведения «Бортовых журналов»  каждому  ученику, тексты для «чтения с маркировкой» каждому ученику,  набор для составления интеллект-карт по  группам, книги для групповой работы (Приложение 4), выставка работ  учащихся (рисунки, аппликации, поделки), принявших участие в акции «В космос, прямо к звёздам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вступительная часть
-Здравствуйте, ребята!  Для того чтобы нам было интереснее и дружнее работать сегодня, давайте передадим свое тепло и хорошее настроение, улыбнувшись сначала соседу справа, а потом соседу слева.

-Отлично, присаживайтесь, пожалуйста.

 

-Посмотрите на доску. Прочитайте слова, записанные на ней.
На доске слова: Наука, апрель, космонавт, человек, собака, космос.
-Какие из этих слов вы назвали бы главными, обобщающими для всех остальных слов? Почему?
-Назовите  тему нашего классного часа.
-Космос и человек.

- Как оставшиеся слова связаны с темой нашего классного часа?

-Попробуйте определить цели нашего классного часа, используя опорные слова: приобретение учащимися знаний о    космосе, о космонавтах, о становлении космонавтики, о первых полётах в космос, о первых космонавтах, о роли животных в исследовании космоса, о значимости космоса в жизни и деятельности человека.

На доске слова: Вспомнить..

                            Узнать…

                            Поразмышлять…

    12 апреля наша страна отмечает грандиозный праздник – день Космонавтики. В этот день человек впервые преодолел притяжение земли и полетел в космос. В этом году мы отмечаем 60-летие первого полёта человека в космос.        

     Давайте вспомним,  как люди стали осваивать космическое пространство, поговорим о первых космонавтах, о роли животных в исследовании космоса, узнаем, каким должен быть настоящий космонавт и поразмышляем над тем, как в  будущем будет идти  освоение космоса.

II. Основная часть

- На тему «Человек и космос» мы с вами говорили уже много раз в течение трёх лет. Я предлагаю проверить, что Вы знаете по данной теме, а что  осталось до сегодняшнего дня для вас загадкой. Вы по ходу классного  часа будете вести «Бортовой журнал»

 

Что я знаю по этой теме

Новая информация

Осталось непонятным.

 

 

 

 

 

 

1.Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах с корзиной для пассажиров. Но такой шар летел в ту сторону, в которую дул ветер. (Слайд 2)

   Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. (Слайд 3 ) Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позже появились аэропланы. (Слайд 4) Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. (Слайд 5 и 6 )

Сделайте в бортовом журнале первую запись. Послушаем ваш отчёт. Что вы знали по данному вопросу, что узнали нового.


2. –Ребята, а вы когда-нибудь мечтали полететь в Космос? 

-Люди всегда мечтали об этом. Но сделать это непросто. Ка вы думаете, почему?

Проведём эксперимент. Возьмите воздушный шарик и надуйте его. Но не завязывайте, а зажмите пальцами. А потом отпустите шарик.

-Что вы наблюдали?

Воздух вырвался из горловины шарика. А сам шарик прыгнул  на 2-3 шага. Когда весь воздух вышел, пустая оболочка упала на стол. Но ведь шарик всё-таки летел! И летел именно как ракета. Он двигался вперёд, пока воздух вытекал назад.

Только очень мощная ракета может улететь в космос. Ракету, конечно воздухом не надувают. Её заряжают горючим веществом. При горении это вещество превращается в газ. Он-то и вырывается назад мощной струёй.

-Много ли горючего надо для полёта в космос? Знаете ли вы, как решили эту проблему?

Горючего действительно надо очень много. Так много, что даже пустой бак в космос взлететь не сможет. Он будет слишком тяжёл. Поэтому космическую ракету делают из нескольких частей. Эти части называются ступенями. (Слайд 7)

-В каждой ступени свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Как только в первой ступени кончилось горючее, её отбрасывают. Включается двигатель второй ступени. Он разгоняет облегчённую ракету ещё быстрее. Горючее во второй ступени закончится, её тоже отбрасывают. До космоса доберётся только третья ступень, маленькая и лёгкая. Она-то и выведет на орбиту спутник или кабину с космонавтом. (Слайд 8)

Сделайте в бортовом журнале вторую  запись. Послушаем ваш отчёт. Что вы знали по данному вопросу, что узнали нового.

 

3. Одним из первых о полёте в космос задумался замечательный русский ученый,  Константин Эдуардович Циолковский. Именно он придумал чудо техники – ракету. (Слайд 9)

А построил ракету, спустя много лет, конструктор Королев Сергей Павлович. (Слайд 10)

4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственный спутник, созданный руками человека, был выведен мощной ракетой на орбиту и стал самостоятельно, без помощи моторов, вращаться вокруг Земли. (Слайд 11 ). Но при помощи первого спутника люди так и не смогли найти ответ на вопрос: а можно ли жить в космосе, в условиях невесомости?

-Знаете ли вы, ребята,  какую работу выполняют спутники? (Слайд 12 и 13 ).  Прочитайте текст и сделайте пометки.

«V»-это я знал раньше, это мне известно.

«+»-эта информация является для меня новой.

 

Спутники следят за движением облаков. Это помогает точнее предсказывать погоду.

Они следят за движением судов в океанах. Если судно терпит бедствие, спутник примет его сигнал и передаст спасательной службе.

Спутники разносят по всей Земле телеграммы, телефонные разговоры, передачи телевидения. На крышах домов установлены огромные тарелки. Они принимают сигналы от далёких спутников и передают их в телеграфный аппарат, в телефон, в телевизор.

Спутники изучают звёзды и планеты.

С помощью спутников находят в земле залежи нефти, газа, руды.

Спутники фотографируют Землю для составления географических карт.

Спутники-разведчики обнаруживают аэродромы, заводы, военные базы, следят за передвижением войск противника.

(Приложение 1)

Сделайте в бортовом журнале третью запись. Послушаем ваш отчёт. Что вы знали по данному вопросу, что узнали нового.

 

Динамичекая пауза «Я-ракета» (под музыку выполняются движения)

 (Слайд 14)

 

4. А знаете ли вы, что в космосе работают не только спутники-разведчики, но и роботы-разведчики? В отличие от людей, роботы обходятся без воздуха, без воды, без пищи. Советские аппараты серии «Луна»  первыми достигли Луны. (Слайд 15 ). Роботы взяли горстку лунного грунта и послали его на Землю. Они облетели вокруг Луны и сфотографировали её тёмную сторону, которой Луна никогда к нам не поворачивается. Потом на Луну были высажены роботы-луноходы. (Слайд 16 )  Они ездили по поверхности Луны и передавали на Землю всё, что там увидели. Советские роботы «Венера» исследовали эту планету, проникнув под её ядовитые облака. Теперь у нас есть карты Венеры с её горами и вулканами. Американские роботы исследовали другие планеты. (Слайд 17 ). Только к далёкому Плутону роботы ещё не летали.

Сделайте в бортовом журнале четвёртую  запись. Послушаем ваш отчёт. Что вы знали по данному вопросу, что узнали нового.

 

5. – Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Это были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (Слайд 18).  Потом наступила очередь собак. Но не каждая собака подходит для полёта. Надо найти такую, чтобы она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух – трёх лет и чтобы у неё была светлая шерсть – её лучше видно в кинокамеру. Собак заранее учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и ещё многому другому. Лучше других была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1959 года собака Лайка в специальном скафандре отправилась в космос. Лайка из космоса не вернулась. (Слайд 19). 

Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка (Слайд 20), Чернушка и Звёздочка. Все они возвратились на Землю.

-Посмотрите фрагмент мультфильма о полёте  в космос  собак  Белки и Стрелки. (Слайд 21). 

- Что было бы, если бы в космос полетели сначала не животные, а полетел сразу человек?

Сделайте в бортовом журнале пятую  запись. Послушаем ваш отчёт. Что вы знали по данному вопросу, что узнали нового.

 

6. -12 апреля 1961 года, 60 лет назад с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 22). 

 

Посмотрите фрагмент мультфильма о первом полёте человека в космос. (Слайд 23). 

В  1963 году в космос полетела женщина-космонавт  Валентина Терешкова. (Слайд 24). 

В 1965 году советский космонавт Алексей Леонов первым вышел из корабля в открытый космос. (Слайд 25).  Одетый в прочный скафандр, он выбрался из люка и повис рядом с кораблём в пустом пространстве. После этого многие космонавты выходили в космос и работали там по нескольку часов: устанавливали и снимали научные приборы, чинили повреждения от метеоритов. В 1969 году человек впервые вступил на Луну. Это был американец Нейл Армстронг. (Слайд 26).  После этого американцы высаживались ещё на Луну. Они ходили по ней, ездили на электрическом автомобиле, сделали много ценных наблюдений. Высаживаться приходилось в скафандрах, потому что на Луне нет воздуха. Из-за отсутствия воздуха небо на Луне чёрное и на нём даже днём видны звёзды.

В 1971 году наша страна создала первую орбитальную станцию «Салют». Орбитальная-это значит летающая вокруг Земли. (Слайд 27).  На станциях делают наблюдения, ставят разные опыты. Работать на станции очень тяжело. Ведь на станции нет тяжести и люди плавают в воздухе. Все напитки приходится сосать из бутылок. В открытой  чашке их держать нельзя. Воды, соки, супы свободно вылетают из чашек и гуляют по станции.

С 1986 года на околоземной орбите в течении 15 лет работала российская станция «Мир». (Слайд 28).  По причине устаревания оборудования в 2001 году станция была ликвидирована.

В 2000 году появилась новая, очень большая орбитальная станция. На ней трудятся исследователи разных стран. (Слайд 29). 

-Какое важное событие в истории освоения космоса произошло 9 апреля 2021 года?

9 апреля 2021 года со стартовой площадки № 31 космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Ю.А. Гагарин» (Союз МС-18) и экипажем длительной экспедиции МКС-65. По установившейся традиции космическая миссия посвящается первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину.

-Посмотрите видеозапись запуска ракеты. (Слайд 30). 

Сделайте в бортовом журнале шестую  запись. Послушаем ваш отчёт. Что вы знали по данному вопросу, что узнали нового.

 

-Обратимся ещё раз к вашим бортовым журналам. Что для вас осталось непонятным. Попробуем ответить на эти вопросы.

-Чем мы сможем воспользоваться?

- Распределим вопросы по  группам. Воспользуемся энциклопедиями.

-Заслушаем информацию по данным вопросам.

-Сегодня мы с вами поговорили об истории освоения космоса. 

-А вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь? Выберите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему?

На доске слова: 

умным 
здоровым
сильным 
необщительным
добрым 
находчивым
рассеянным 
тренированным

 -В заключении давайте составим интеллект-карту. Какие варианты главной темы предложите? Выберем. (История освоения космоса)

(Приложение 2 и 3)

-Рассмотрим и обсудим, что у вас получилось.

 

III. Заключительная часть

-У вас на партах лежат звёзды. Вспомните, что все звёзды разные по цвету. Почему это так? Расскажите.

-Да,  я подготовила три типа звёзд, в зависимости от того, насколько они раскалены. Выберите голубую (самую горячую), если вам классный час понравился и вы для себя узнали что-то новое. Выберите белую (немного холоднее)  звёздочку, если вам классный час не совсем понравился и вы не всё поняли. Выберите жёлтую (ещё холоднее), если вам совсем не понравилось и вы ничего не поняли. Приклейте на рисунок нашего неба.

(Приложение 4)

- Закончить наш классный час хочу словами Юрия Алексеевича Гагарина: «Космос-это не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твёрдых, идущих и верящих в будущее этого, пока ещё не познанного мира».

-Всем спасибо за работу! С днём космонавтики! (Слайд 31). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Человек и космос Цель: расширение представления учащихся об освоении космического пространства человеком

Тема: Человек и космос Цель: расширение представления учащихся об освоении космического пространства человеком

I . Вступительная часть -Здравствуйте, ребята!

I . Вступительная часть -Здравствуйте, ребята!

Что я знаю по этой теме

Что я знаю по этой теме

Одним из первых о полёте в космос задумался замечательный русский ученый,

Одним из первых о полёте в космос задумался замечательный русский ученый,

Американские роботы исследовали другие планеты

Американские роботы исследовали другие планеты

В 1969 году человек впервые вступил на

В 1969 году человек впервые вступил на

В заключении давайте составим интеллект-карту

В заключении давайте составим интеллект-карту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2024