Классный час на тему «Хлеб всему голова»
I. Вхождение в тему.
(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле)
- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).
- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)
- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
II. Выведение темы и цели занятия.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
- Тема нашего занятия так и звучит: "Хлеб – всему голова".
- Давайте определим цели занятия:
УЗНАТЬ…( когда появился хлеб, как хлеб на стол пришёл, )
ПОВТОРИТЬ…(профессии, связанные с производством хлеба, виды хлебобулочных изделий)
ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу)
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
(вручают хлеб – соль гостям).
Учитель: С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости.
А хотите узнать, как появился хлеб? Это было давно, во времена каменного века. Человек впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивал их водой. Потом он научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил человека печь хлеб.
УЧИТЕЛЬ: Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением.
- Какие традиции, связанные с хлебом, вы знаете?
( ответы детей + мои добавления)
ТРАДИЦИИ
С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Традиции русского народа, трепетное отношение к хлебу воспевались в устном народном творчестве. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Будем работать в группах. Напоминаю правила работы в группе:
1. Работать сообща!
2. Помогать друг другу!
3. Отвечает 1 учащийся от группы.
1-е задание: Из разрезанных слов составить пословицы о хлебе.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
У голодного хлеб на уме.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
- Прочитайте, что у вас получилось.
Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь. Но были и другие дни-лихие годы.
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие получали 250г., а остальные жители города – по 125г. хлеба. Он состоял из муки низкого качества, мякины, отрубей, жмыха, целлюлозы, столярного клея. И все – таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.
УЧИТЕЛЬ: 800 000 тысяч человек умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда…».
А что же сейчас?
Прослушайте стихотворение и оцените поступок ребят.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
«БЕСЕДА»
1. Какой скверный поступок совершили 3 парня?
2. Почему незнакомый человек, проходя мимо остановился и вздохнул?
3. Почему пожилой человек при всех поцеловал булку?
4. Почему дети задали такой вопрос?
5. Почему запахло слово «пекарь» хлебом?
6. Над чем стоит задуматься детям и вообще всем нам?
УЧИТЕЛЬ. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.
А какие профессии ещё пахнут хлебом, вы сейчас узнаете, поработав в группах. Задание называется «Путаница». У вас должны получиться названия современных профессий, которые имеют отношения к хлебу ( пекарь, мельник, шофер, комбайнер, агроном, селекционер)
ОТВЕТЫ ГРУПП (смайлики)
А за то, что вы так активно работали и назвали много профессий я приглашаю вас на экскурсию в пекарню Чернянского общепита.
- Вам понравилась экскурсия?
- А вы узнали изделия, которые пекут мастера? Да, это, действительно, булочки, которые вам подают на завтрак в школе.
УЧИТЕЛЬ: Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. /о ЗНАМЕНИТЫХ ХЛЕБОРОБАХ ИЗ КНИГИ/ ГОРИН
Работа в группах
Как хлеб на стол пришёл
Изготовление символа благополучия - "Хлебного дерева".
В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста - большое удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе. Я предлагаю изготовить "Хлебное дерево" - символ благополучия, ваша задача - вылепить всевозможные хлебобулочные изделия.
Пусть же это дерево каждому принесёт добро, радость и благополучие.
УЧИТЕЛЬ: Хлеб необходим человеку каждый день. И он есть у нас. Даже с избытком. Он лежит в магазинах во всех видах – от сухаря до пирога. Он дешев и доступен каждому. И заменить нам его ничто не может.
/ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАШУ ВЫСТАВКУ хлебо-булочных изделий/
Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
3-е задание: Назовите продукты питания, в приготовлении которых используется мука.
4-е задание: БРЕЙН-РИНГ!
Вы должны быстро ответить на вопросы, на обдумывание вопроса даётся 20 сек.
1. В чём разница между озимой и яровой пшеницей?
2. Куда везут зерно после уборки? (на элеватор)
3. Где зерно превращают в муку?
4. Что такое квашня? (дрожжевое тесто)
5. Как называют ещё дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
6. Как называется профессия человека, который выращивает хлеб? (хлебороб)
УЧИТЕЛЬ: Терпение, любовь и счастье-всё это крепко сплелось в жизни хлебороба, в жизни русского человека. Всюду, где трудится он на земле, золотой, душистый каравай красуется на самом почётном месте. Ведь хлеб-сила тысячи рук, тепло тысяч сердец. Хлеб-это и сама жизнь, и её праздник!
/1. Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Учись готовить из чёрствого хлеба…/
Финал
УЧИТЕЛЬ:
Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа народа, твоей родной земли; судьбы многих людей. Их неустанный труд. И еще помните: для того, чтоб хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда – трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. Хлеб – всему голова!
Итог занятия.
Продолжите фразы, которые вы видите на экране…
"Я понял(а), что….
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
"К сожалению ……
"Я буду ……
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.