Классный час на тему «Конфликты и пути их разрешения»
Цель: разобрать понятие «конфликт» и его виды, научиться способам разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- познакомиться с понятием «конфликт»;
- выделить виды конфликта;
- научиться способам разрешения конфликтных ситуаций.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня, мы с вами будем говорить о конфликтах. А именно: что такое конфликт, какие его основные виды, и путях его разрешения.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое конфликт? И почему он возникает? (Ответы учащихся)
Ведущий: Да, конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.
Конфликты довольно часто происходят в нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. И чаще всего, конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.
Ведущий: Ребята, выяснив, что такое конфликт, рассмотрим виды конфликтов.
Ведущий: Есть различные виды конфликтов, но два основных это – межличностный, и внутриличностный.
Итак, межличностный конфликт - столкновение двух человек в процессе их взаимоотношений. Столкновения и непонимание может происходить в разных сферах жизни человека, н-р, школе, работе, в кругу друзей, дома и т.п. И по разным поводам.
Ведущий: далее, внутриличностный конфликт, это конфликт который происходит в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Внутри у человека происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Это и называется столкновением противоположных направленных потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов. Это тогда, когда наши желания, не совпадают с нашими возможностями.
Ведущий: Ребят, а какие конфликты в последнее время случались у вас?
Какие чувства вы тогда испытывали? (Ответы учащихся)
Ведущий: А теперь, проведем небольшой тест и узнаем, насколько вы являетесь конфликтными.
Раздаются бланки.
Ведущий: Ребята, перед вами бланк теста, выполнив который, вы сможете определить степень вашей конфликтности. Вам необходимо оценить по 7-бальной шкале, насколько схоже с вами каждое из перечисленных утверждений.
Семь баллов означает, что вы на 100% согласны с тем, что описано в левой части таблицы, 1 балл – для вас 100% характерно поведение, описанное в правой части таблицы. Если же вы считаете, что вы можете действовать по - разному в конфликтной ситуации, н-р, в зависимости от обстоятельств, то выбирайте пограничный балл, средний балл.
Прошу вас долго не раздумывать, на каждый вопрос не более 5 сек.
Диагностика конфликтности
( Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»)
1 |
Вы рвётесь в спор |
7654321 |
Вы уклоняетесь от спора |
2 |
Свои выводы вы сопровождаете тоном, не терпящим возражений |
7654321 |
Свои выводы вы сопровождаете извиняющимся тоном. |
3 |
Вы считаете, что добьётесь своего, если будете возражать |
7654321 |
Вы считаете, что если будете возражать, то не добьётесь своего |
4 |
Вы не обращаете внимания на то, что другие не принимают ваших доводов |
7654321 |
Вы сожалеете, если видите, что другие не принимают ваших доводов |
5 |
Спорные вопросы вы обсуждаете в присутствии оппонента |
7654321 |
Вы рассуждаете о спорных вопросах в отсутствии оппонента |
6 |
Вы не смущаетесь, если попадаете в напряжённую обстановку |
7654321 |
В напряжённой обстановке вы чувствуете себя неловко |
7 |
Вы считаете, что в споре надо проявлять свой характер |
7654321 |
Вы считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8 |
Вы не уступаете в спорах |
7654321 |
Вы уступаете в спорах |
9 |
Вы считаете, что люди легко выходят из конфликта |
7654321 |
Вы считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10 |
Если вы «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя |
7654321 |
Если вы «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины |
Ведущий: Итак, время истекло. Теперь, попрошу вас сосчитать сумму всех полученных баллов. Сосчитав баллы, напишите получившуюся сумму.
Далее, я буду называть промежутки баллов, и зачитывать характеристику. Тот, чье получившееся количество баллов входит в названный промежуток, тот внимательно слушает свой результат.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается суммарное количество баллов.
Менее 15 баллов. Для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, лишь бы избежать какой-либо напряжённости в отношениях. Так можно потерять уважение окружающих.
15 – 30 баллов. Конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
31 – 50 баллов. Конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
51 – 60 баллов. Выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За что вас не всегда любят, но зато уважают.
Свыше 60 баллов. Высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше задумайтесь о своём поведении.
Ведущий: И наконец, в завершении классного часа, мы рассмотрим основные правила разрешения конфликтов:
1. Встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами».
Комм: Задайте себе вопрос: “Почему у него возникли эти чувства, реакции?” Постарайтесь “встать в тапочки” собеседника, на его позицию и оттуда посмотреть на проблему. Именно так вы лучше поймете мотивы, эмоции и поведение человека, увидите, что надо делать в создавшейся ситуации.
2. Детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.
3. Расскажите о своих чувствах в данной ситуации.
Комм: Не стоит говорить: “Вы меня обманываете”, лучше звучит: “Я чувствую себя обманутым”. Не говорите: “Вы - грубый человек”, лучше сказать: “Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”. Тем самым, вы корректно говорите о своих чувствах, не задевая личность своего оппонента
4. Выслушайте оппонента – не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.
5. Не прибегайте к ультиматуму, т.е. не требуйте выполнения своих условий и не угрожайте, а внесите конкретные предложения относительно исправления ситуации. (Я хотел бы… Я вас прошу…).
6. Контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей и нецензурной лексики).
Ведущий: Ребята, спасибо вам за внимание и отличную работу! Желаю вам никогда не попадать в конфликтные ситуации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.