Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Профессиональный модуль 03 «Классное руководство»
Классный час
«Поговорим о дружбе»
2020
Тема: «Поговорим о дружбе»
Цель: создание условий для формирования понятий «дружба», «друг»; определение качеств настоящего друга, роли друзей в нашей жизни; содействие формированию дружного коллектива.
Задачи
· формирование умения высказывать свою точку зрения;
Ход работы
Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна сегодня я проведу у Вас классный час. А теперь друг на друга посмотрели,улыбнулись и тихонечко все сели. Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза. И думаю, что наш классный час принесет нам всем радость общения друг с другом.
Основная часть
Посмотрите на слайд (С1). Написана тема классного часа: «Поговорим о ………..»
А чтобы узнать, о чем будем говорить на классном часе, мы предлагаем вам послушать песню.
(Звучит песня «Когда мои друзья со мной»).
- О чем эта песня?
- Значит, о чем будем говорить сегодня?
- Предлагаю прочитать тему нашего классного часа.
(С2) Сегодня мы поговорим о дружбе.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев. Дружба – это дар, данный человеку.
Дружба
– главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда.
Если рядом друзья настоящие!
Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. -Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
(С3) Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.
– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.
(С4).Дружба же - это высшая степень товарищества.Она приносит радость и удовлетворение от общения.
Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.
(С5)- Ребята, а что такое «дружба»?Давайте посмотрим на презентацию и узнаем что же означает дружба?
(С6) Вот какое определение слова «дружба» даётся в толковом словаре Ожегова «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
- С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
- С какими животными можно связывать слово дружба?
- Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
- Ребята, подберите однокоренные слова (которые близки по значению) к слову дружба. (Дружба, дружить, друг, подруга, дружный, дружелюбный,
дружно, друзья, дружок…)
(С6) - Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит. Как называют такого человека?
- А кого можно назвать другом? Продолжите предложение «Друг – это тот, кто …»
(Понимает меня;с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;
верный человек; с кем я могу поделиться секретом; выручит из
беды; умеет прощать обиды; не будет кричать на друга,
обзывать(оскорблять, унижать)).
- Вот определение слова «друг»: «Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
- Послушайте притчу о дружбе.
Как-то два другамного дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
(С7) Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
Сейчас мы с вами поиграем.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.Враньё. Сострадание. Верность. Драчливость. Предательство. Справедливость. Взаимовыручка. Грубость. Обидчивость.
- Посмотрите, ребята, как от хороших качеств настоящего друга зазеленело наше дерево, стало красивым.
- Прочитаем ещё раз качества, какими должен обладать настоящий друг.
(читают на слайде)
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?
Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть настоящим Другом.
(С8)ФИЗМИНУТКА (в презентации)
(С9) А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.
(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)
(С10)
Учитель: Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно. Давайте посмотрим несколько сценок по рассказам В. Осеевой.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки – первоклассницы: Соня и Вера. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Они с гордостью всем говорили:
- Мы – подружки! Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали
уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
- Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
«До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли
по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.
Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
-Что означают слова воспитательницы «Ваша дружба до первого дождя»??
«Заколка»
Маша потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Рядом стояли два одноклассника – Петя и Максим. Заметив это, Петя стал смеяться над Машей, называть её Машей-растеряшей:
- Ну и Маша. Маша – растеряша!
А Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку.
Учитель: Кто из мальчиков оказался настоящим другом?
А какой совет вы можете дать Пете?
(Другу всегда помогай, друга всегда выручай. Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна. Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. Добрые дела всегда нужны и приятны людям. Помогать друг другу, не бросать в беде.)
А иногда бывает и так.
(С11)
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Какие вы знаете?
Вот некоторые из них:
Основные законы дружбы.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
-Вы согласны с этими законами дружбы? (ответы детей)
- Принимаем их? (Да.)
Эти законы я оставляю вам и надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться выполнять законы дружбы.
(С12)
Ребята, давайте поиграем в игру: закончите пословицу, читаем по очереди по одной пословице.
Нет друга – ищи, а нашёл – … (береги)
Друзья познаются в … (беде)
Старый друг лучше… (новых двух)
Человек без друзей, что … (дерево без корней)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Дружба – не гриб, в лесу… (не найдёшь)
Ребята, а какие пословицы вы еще знаете?
- Перед вами лежат рисунки яблок. Когда на дереве появляются первые, ещё незрелые яблоки, то какие они? (зеленые)
- А когда яблоки созреют, нальются теплом солнца, сладостью, то какими они чаще всего становятся? (желтые)
- Подумайте, а вы уже научились дружить? Наши «яблочки» созрели для настоящей дружбы?
Если «да», то возьмите желтоеяблоко, если кто – то ещё не созрел, а только учиться быть настоящим другом, то возьмите зелёное яблоко.Теперь свои яблочки прикрепите к дереву дружбы.
- Каких яблок больше на нашем дереве дружбы?
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Тогда все наши яблочки согреются теплом и светом! Зеленых яблок со временем не останется, все они станут желтыми, золотистыми, дружными!
Заключительная часть
(С13)
Учитель: А закончить наш классный час я предлагаю песней о дружбе.
(Звучит песня «Песенка друзей».Дети поют её все вместе.)
Учитель: Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.