Классный час +ИЗО "Бурятский национальный костюм"(3 класс)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Классный час +ИЗО "Бурятский национальный костюм"(3 класс)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
искусство
3 кл
06.01.2017
Презентация "Бурятский костюм"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
Бурятский народный костюм.docx

Классный час + ИЗО в 3 «б» классе

Тема: Бурятский национальный костюм

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Цель урока: 

Реализация воспитательного потенциала урока:

·         воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,

·         способствовать формированию художественного вкуса

·         - познакомить с элементами бурятского национального костюма;

Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор,

Ход урока

I.                    Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.

 

Звучит бурятская мелодия, входят мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о Бурятии.

Стихотворение Моя Бурятия

МОЯ БУРЯТИЯ.
Я из Бурятии!
Славное место!
Горы и степи, рядом Восток,
Быстрые реки, тайга говорливая,
Жизни моей беспокойной исток.
Чудные песни 
Саян* несравненных,
Воды 
Аршана** вкусны,
Грозные ветры Байкала могучего
Ждут приближенья весны.
Зимы здесь русские, а лето – восточное,
Осень строга и чиста.
Так лучезарны, тихи и загадочны
Мудрого Будды святые места.

 

-Что вы знаете о Бурятии?

- Чем интересна, необычна Бурятия? (ответы детей)

-Сегодня на классном часе будем говорить о бурятской национальной одежде. О том, как правильно буряты одевались в будни и на праздник. 

- Чем отличается бурятская одежда?

Национальный костюм — значительная область традиционной культуры бурят. Традиционная одежда бурят была максимально приспособлена к особенностям ведения хозяйства в  тяжелых климатических условиях  Сибири. Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. (слайд№1)

-Бурятская одежда состоит из трех частей: 
Шапка-малгай (учитель прикрепляет слова на доске) 
Халат-дэгэл 
Сапоги-гутал
(слайд№2,3,4,5,6)

Мужская и женская одежда бурят относительно мало различается. Нижняя одежда состоит                     из рубахи и штанов, верхняя представляет собой длинный свободный халат с запахом               на правую сторону, который подпоясывается широким матерчатым кушаком или ременным поясом.                     Замужние женщины поверх халатов носят жилет-безрукавку, имеющую разрез спереди, которая шьётся на подкладке. Излюбленное украшение женщин - височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны.(слайд №7)

Женская одежда соответствовала возрасту, семейному положению. Например, девочки носили длинные тэрлиги или дэгэлэ и подпоясывались поясами. Лет в 15 в переходном возрасте менялась прическа у девочек, менялось и платье. Свадебный наряд дэгэлэй одевался поверх платья. Шили его из парчи или сукна.(Слайд№8)

Традиционная мужская одежда бурят была двух видов: дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была, как правило, прямоспинной. Зимняя одежда шилась из овчины и окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневныйдэгэл покрывался хлопчатобумажной тканью, а праздничный – шелком, бархатом и т.п. Дэгэл шили из голубой (синей) ткани, редко он был коричневого, темно-зеленого или бордового цветов. Обязательным элементом мужского халата был пояс.(слайд№9)

Соблюдали правила надевания халата-дэгэла: мужчины надевали с левого рукава, а женщины- с правого. Пуговицы начинали застегивать снизу вверх. Самая верхняя пуговица-символ прибыли, благодати.Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, рвать на части.Пояс- это символ чести и достоинства мужчин.

*        Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. От портного требовалось много знаний и умений – он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета… Целое искусство!(слайд№10)

*        Обувь у бурят называется гутул.(слайд №11,12,13)

Обувь снимали последней, а одевали первее, чем шапка и дэгэл.

Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен.Слайд №14-18)

Очень бережно относились к головным уборам: 
Шапку нельзя было бросать на землю; 
Перешагивать через неё; 
Нельзя надевать шапку с кривыми швами; 
Никогда не дарили шапку на праздники, что означало пустоту, бедность; 

- Что вам понравилось в бурятской одежде? ( она украшена орнаментом красивым)(Слайд№19,20)

- Что такое орнамент?

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Они предназначены для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. 

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.

-Мы видим, что в каждом орнаменте обязательно повторяются одни и те же элементы. Их называют мотивы.(слайд№22)

-Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики.

-Хотелось бы отметить, что плоскость на которой можно располагать орнамент может быть совершенно разная: круг, квадрат, прямоугольник и так далее.

-Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

-Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.

-Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента.

- Сегодня мы нарисуем один из орнаментов бурятской одежды

Орнамент в круге (слайд №41)

1.Инструктаж по технике безопасности

2.Текущий инструктаж учителя,показ на плакате (слайд№42)

3.Самостоятельная работа учащихся 

Подведение итогов урока.

Сообщение учителя о достижении цели урока.

Вопросы к детям:

-Чему вы сегодня научились? -Что вы узнали для себя нового?


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке