Классный час + ИЗО в 3 «б» классе
Тема: Бурятский национальный костюм
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цель урока:
Реализация воспитательного потенциала урока:
· воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,
· способствовать формированию художественного вкуса
· - познакомить с элементами бурятского национального костюма;
Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор,
Ход урока
I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.
Звучит бурятская мелодия, входят мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о Бурятии.
Стихотворение Моя Бурятия
МОЯ БУРЯТИЯ.
Я из Бурятии!
Славное место!
Горы и степи, рядом Восток,
Быстрые реки, тайга говорливая,
Жизни моей беспокойной исток.
Чудные песни Саян* несравненных,
Воды Аршана** вкусны,
Грозные ветры Байкала могучего
Ждут приближенья весны.
Зимы здесь русские, а лето – восточное,
Осень строга и чиста.
Так лучезарны, тихи и загадочны
Мудрого Будды святые места.
-Что вы знаете о Бурятии?
- Чем интересна, необычна Бурятия? (ответы детей)
-Сегодня на классном часе будем говорить о бурятской национальной одежде. О том, как правильно буряты одевались в будни и на праздник.
- Чем отличается бурятская одежда?
Национальный костюм — значительная область традиционной культуры бурят. Традиционная одежда бурят была максимально приспособлена к особенностям ведения хозяйства в тяжелых климатических условиях Сибири. Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. (слайд№1)
-Бурятская одежда состоит из трех частей:
Шапка-малгай (учитель прикрепляет слова на доске)
Халат-дэгэл
Сапоги-гутал (слайд№2,3,4,5,6)
Мужская и женская одежда бурят относительно мало различается. Нижняя одежда состоит из рубахи и штанов, верхняя представляет собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывается широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носят жилет-безрукавку, имеющую разрез спереди, которая шьётся на подкладке. Излюбленное украшение женщин - височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны.(слайд №7)
Женская одежда соответствовала возрасту, семейному положению. Например, девочки носили длинные тэрлиги или дэгэлэ и подпоясывались поясами. Лет в 15 в переходном возрасте менялась прическа у девочек, менялось и платье. Свадебный наряд дэгэлэй одевался поверх платья. Шили его из парчи или сукна.(Слайд№8)
Традиционная мужская одежда бурят была двух видов: дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была, как правило, прямоспинной. Зимняя одежда шилась из овчины и окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневныйдэгэл покрывался хлопчатобумажной тканью, а праздничный – шелком, бархатом и т.п. Дэгэл шили из голубой (синей) ткани, редко он был коричневого, темно-зеленого или бордового цветов. Обязательным элементом мужского халата был пояс.(слайд№9)
Соблюдали правила надевания халата-дэгэла: мужчины надевали с левого рукава, а женщины- с правого. Пуговицы начинали застегивать снизу вверх. Самая верхняя пуговица-символ прибыли, благодати.Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, рвать на части.Пояс- это символ чести и достоинства мужчин.
* Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. От портного требовалось много знаний и умений – он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета… Целое искусство!(слайд№10)
* Обувь у бурят называется гутул.(слайд №11,12,13)
Обувь снимали последней, а одевали первее, чем шапка и дэгэл.
Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен.Слайд №14-18)
Очень бережно относились к головным уборам:
Шапку нельзя было бросать на землю;
Перешагивать через неё;
Нельзя надевать шапку с кривыми швами;
Никогда не дарили шапку на праздники, что означало пустоту, бедность;
- Что вам понравилось в бурятской одежде? ( она украшена орнаментом красивым)(Слайд№19,20)
- Что такое орнамент?
Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Они предназначены для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.
-Мы видим, что в каждом орнаменте обязательно повторяются одни и те же элементы. Их называют мотивы.(слайд№22)
-Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики.
-Хотелось бы отметить, что плоскость на которой можно располагать орнамент может быть совершенно разная: круг, квадрат, прямоугольник и так далее.
-Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
-Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.
-Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента.
- Сегодня мы нарисуем один из орнаментов бурятской одежды
Орнамент в круге (слайд №41)
1.Инструктаж по технике безопасности
2.Текущий инструктаж учителя,показ на плакате (слайд№42)
3.Самостоятельная работа учащихся
Подведение итогов урока.
Сообщение учителя о достижении цели урока.
Вопросы к детям:
-Чему вы сегодня научились? -Что
вы узнали для себя нового?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.