Цели урока:
− Профлактика подросткового суицида
− Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков
Задачи:
− Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
− Развивать коммуникативные умения учащихся
Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга
Предварительная подготовка:
1. Подбор музыкального сопровождения классного часа
2. Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа
3. Ребятам предлагается нарисовать рисунки на тему «Я выбираю Жизнь!»
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан
Сценарий классного часа «Как прекрасен этот мир…»
Цели урока:
− Профлактика подросткового суицида
− Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков
Задачи:
− Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
− Развивать коммуникативные умения учащихся
Форма классного часа: беседаразмышление с элементами тренинга
Предварительная подготовка:
1. Подбор музыкального сопровождения классного часа
2. Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа
3. Ребятам предлагается нарисовать рисунки на тему «Я выбираю Жизнь!»
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4,
камни большого и среднего размера, песок, стакан
I.
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Ход классного часа
II.
Определение темы и целей:
Учитель: Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы
узнать тему классного часа, я предлагаю посмотреть музыкальный ролик.
Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран.
Ролик «О как прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что
прекрасно жить).
Учитель: Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ
ПРЕКРАСНО!
И тема классного часа называется «Как прекрасен этот мир…»
III.
Вступительное слово
Учитель:Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Учитель: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все,
чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду,
плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. Предлагаю
прослушать песню в исполнении Самоцветов «Все, что в жизни есть у
меня…»
Прослушивание песни Самоцветов «Все, что в жизни есть у меня…»
Учитель: Да, мир непрост, совсем непрост. Согласны ли вы со мной? (ответы
учащихся).
Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для
злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят своюжизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить.
(ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка
денег, вина, страх, стыд и т.д.)
Хорошо. А теперь давайте представим разные случаи, когда у Вас может быть
было на душе плохо, а может быть обидно, горько.
Пути решения проблем при трудных жизненных ситуациях.
Рассматриваемые ситуации:
1) Алкоголизм родителей
2) Финансовые трудности
3) Необоснованные обвинения
4) Неразделенная любовь
5) Насилие со стороны взрослых
6) Отношение со сверстиниками
Пути решения:
1) Работа «Телефонов доверия»
2) Помощь профессиональных психологов, социологов
3) Поддержка друга
4) Помощь со стороны близких родственников
5) Помощь со стороны классного руководителя
Учитель:На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и
опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает
множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно
сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже,
казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая
ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его
поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений.
Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры»,
отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой
жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает.
Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно
непоправимо.
Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНОБЕЛЫЕ ТОНА! НЕ
СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО
БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО
ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.
IV. Притча «Соломоново кольцо»
Учитель:Сегодня мы попытаемся вместе выработать принципы, которые будут нам
помогать в трудных ситуациях.
Для этого давайте прослушаем притчу о кольце Соломона.
Прослушивание притчи «Соломоново кольцо»
Учитель: Как вы можете объяснить эту фразу «Все пройдет… Пройдет и это…»
(ответы учащихся)
Учитель: Давайте попытаемся обобщить нашу мысль.
Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое
огорчение когдато закончится или настолько смягчиться, что перестанет
нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди еще стольковсего интересного!Столько радостей и удач! Глупо их лишаться изза
того, что сегодня на душе не сладко!
V.
Смысл жизни
Учитель: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь
жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум
удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?
Учитель берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх
сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан?
Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного
потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между
большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан?
Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в
стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и
всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают:
да, и на этот раз однозначно, он полон.
Учитель: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие
камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие
ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всётаки оставалась
полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это
вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа,
мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это
всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку
песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие
камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на
мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте
внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых,
следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального.
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все
остальное это только песок.
VI. Притча «Все в твоих руках»
Учитель: Давайте посмотрим еще одну притчу, которая называется «Все в твоих руках»
Просмотр притчи «Все в твоих руках»
Учитель: Какую мысль мы можем извлечь из этого рассказа? (ответы учащихся)
VII. Обсуждение выражения
Учитель: Ребята, а как вы понимаете это выражение «Смерть не имеет к нам
отношения: пока мы живы, ее нет, когда есть она, то нет нас» (Эпикур)
(обсуждение)
VIII. Упражнение капля
Учитель:Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях
видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен насвоем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по
нескольку раз.
Я вам предлагаю выполнить одну интересное упражнение. А называется она
«Капля».
Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или
неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема
решаема.
Ход упражнения: учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги
по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее,
чтобы получилось какоето изображение, может из нее чтото нарисовать или
оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не
делать из мухи слона!
Учитель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать дляснятие нервно
психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили
сами)
• спортивные занятия
• контрастный душ (баня)
• стирка белья
• скомкать газету и выбросить
• мытье посуды
• погулять на свежем воздухе
• послушать музыку
• посчитать зубы языком с внутренней стороны
• вдохнуть глубоко до 10 раз
• постараться переключиться на другую деятельность.
Учитель: Но если вы видите, что в нервнопсихологическом напряжении пребывает ваш
друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките
его в какуюнибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока
ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично,
ненавязчиво.
IX.
Рефлексия
Учитель:Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!
Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!
Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам!
Любите свою ЖИЗНЬ!
Давайте подытожим. Что для вас смысл жизни? У вас на парте есть листочки с
разными надписями. Главное, задумайтесь над этим вопросом, выберите
правильный выбор и закрепите его на наших лучах СОЛНЫШКИ.
(работа в парах)
X.
Итог классного часа
Эпиграф урока. (Озвучить) под песню «Как прекрасен этот мир»
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Леонардо Да Винчи
Учитель: Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому
солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не
подвергайте себя малодушию и невежеству.
Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и
жизней сотен других людей.
Будьте счастливы!