Логопедическое представление
на обучающегося
Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________
_______________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи и социальные условия.)_______________________________________________________________
· речевая среда без особенностей;
· двуязычие в семье;
· у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
· ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
· речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
· недостатки речи у близких родственников (указать, какие);
· нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются);
· процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания;
· не уделяется достаточного внимания внешнему виду;
· недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается);
· родители не интересуются жизнью класса.
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте ______________________________
___________________________________________________________________
Устная речь:
фонематическое восприятие ____________________________________________
____________________________________________________________________
· нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез);
· дифференциация звуков (не нарушена, неустойчивый навык, единичные или множественные ошибки, невозможность выполнения заданий);
· правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот – кит, крыша – крыса…).
· при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные (множественные) ошибки;
· затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
· способность выделить звук на фоне слова сформирована, определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки, допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
· способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована, допускал многочисленные ошибки (в слове коза звук «з» слышится перед звуком «к»)
· наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
· фонематический синтез сформирован. правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, п-а-с-т-а, в-о-р-о-н-а).
· фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы; придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков).
звукопроизношение ___________________________________________________
· Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм, боковой сигматизм свистящих (шипящих), увулярный ротацизм.
· Звукопроизношение не нарушено.
· Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм…
состояние словаря ____________________________________________________
____________________________________________________________________
· Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
· Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
· Пассивный словарь детей шире активного.
· Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
· Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
· Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
· Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
· Несформированны отношения антонимии и синонимии.
· Низкий уровень практических обобщений.
· Трудности понимания и употребления лексики.
грамматический строй речи _____________________________________________
_____________________________________________________________________
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании:
· ошибки в употреблении сложных предлогов;
· в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения:
· в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
· составляет предложения по опорным словам;
· сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и );
· сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
· ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
· наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прилагательных с существительными (у девочки красная платье);
· неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на деревьев пожелтели листья);
· отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце);
· аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок);
· неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
· соответствует особенностям умственного развития детей младшего школьного возраста.
· понимает и употребляет предлоги;
· использует приставки при образовании существительных и глаголов;
· общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка;
· примитивность синтаксических конструкций;
Виды нарушений:
1. изменение существительных по падежам;
2. согласование существительных с числительными 1,2,5.
3. образование множественного числа существительных,
4. образование прилагательных от существительных,
5. образование приставочных глаголов;
6. понимание предложно-падежных конструкций (другие)
связная речь __________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картинок.
Критерий смысловой целостности
· Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
· Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
· Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
· Отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
· Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
· Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
· Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
· Рассказ не оформлен.
Пересказ прослушанного текста.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Критерии смысловой целостности.
· Воспроизведены все смысловые звенья
· Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
· Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.
· Невыполнение.
Критерии лексико-грамматического оформления
· Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.
· Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.
· Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.
· Пересказ недоступен.
Критерии самостоятельности выполнения.
· Самостоятельный пересказ после первого предъявления.
· Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.
· Пересказ по вопросам.
· Даже по вопросам пересказ недоступен.
Письменная речь:
чтение ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
· Не сформировано.
1. Техника чтения:
· побуквенное;
· послоговое;
· соответствует / не соответствует возрасту;
· автоматизированное / неавтоматизированное;
2. Дыхание при чтении:
· правильное /неправильное;
· с интонациями;
· нарушение ритма дыхания.
3. Выразительность.
· Монотонное / выразительное.
4. Понимание прочитанного.
В полном объёме /затруднено.
письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________
· не сформировано;
· отсутствие орфографических ошибок;
· при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
· в диктантах и изложениях многочисленные ошибки;
· графические ошибки:
Ø пропуск элементов или лишние элементы;
Ø сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
Ø трудности в удержании строки;
Ø постоянные колебания наклона и высоты букв;
Ø несоответствие элементов букв по размеру;
Ø раздельное написание букв внутри слова;
Ø трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (к – н);
Ø замены рукописных букв печатными;
Ø необычный способ написания букв, особенно прописных;
Ø устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с;
Ø замены букв у – ч, д - б, д - в.
· невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
· специфические ошибки:
Ø персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий;
Ø пропуски букв и слогов;
Ø антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок;
Ø контаминации (слипание) слов;
Ø отсутствие выделения начала предложения;
Ø пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
Ø нарушение порядка букв;
Ø тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»);
Ø трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно, позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
· орфографические ошибки
· умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
· темп письма медленный.
Заключение: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
· Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
· Второе полугодие 1 класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
· Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.
· Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Заключение для ЗПР :
· (1 кл.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР (ФФН, ФН).
· (2 - 3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
· (перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.
Рекомендации: _________________________________________________________
______________________________________________________________________
На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.
Занятия с логопедом, направленные на
развитие слухового восприятия.
развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;
определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.
развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.
стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.
работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).
коррекция звукопроизношения:_____________________________
воспитание кинестезий, необходимых для речи.
развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).
развитие грамматического строя речи.
развитие понимания речи.
развитие слухо-зрительного внимания.
развитие памяти (слухоречевой, зрительной).
формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).
формирование элементарных математических представлений.
развитие крупной /мелкой моторики.
Дата __________ _____________________________
(Ф.И.О. учителя-логопеда)
Директор __________________ _______________
(Ф.И.О. руководителя) (Подпись)
М.П.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.