Клише заполнение логопедического представления на ребенка

  • Документация
  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Клише заполнения логопедического представления на ребенка
Иконка файла материала Клише Заполнение логопедических представлений.docx

Логопедическое представление

на обучающегося

 

Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________

_______________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________

Речевое  окружение  (недостатки  речи  у взрослых членов семьи и социальные условия.)_______________________________________________________________

·                   речевая среда без особенностей;

·                   двуязычие в семье;

·                   у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

·                   ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

·                   речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;

·                   недостатки речи  у близких родственников (указать, какие);

·                   нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются);

·                   процесс воспитания под контролем  или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания;

·                   не уделяется достаточного внимания внешнему виду;

·                   недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается);

·                    родители не интересуются жизнью класса.

 

Занятия с логопедом в дошкольном возрасте ______________________________

___________________________________________________________________

 

Устная речь:

фонематическое восприятие ____________________________________________

____________________________________________________________________

·        нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез);

·        дифференциация звуков (не нарушена, неустойчивый навык, единичные  или множественные ошибки, невозможность выполнения заданий);

·        правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки  или  неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот – кит, крыша – крыса…).

·        при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные (множественные) ошибки;

·        затрудняется в определении или  правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).

·        способность выделить звук на фоне слова сформирована, определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки, допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.

·        способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована, допускал многочисленные ошибки (в слове коза звук «з» слышится перед звуком «к»)

·        наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

·        фонематический синтез сформирован. правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, п-а-с-т-а, в-о-р-о-н-а).

·        фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы; придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки,  в названии которых 5 звуков (сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков).

 

звукопроизношение ___________________________________________________

·                   Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный  ротацизм, боковой сигматизм свистящих (шипящих), увулярный ротацизм.

·                   Звукопроизношение не нарушено.

·                   Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм…

 

состояние словаря ____________________________________________________

____________________________________________________________________

·                   Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.

·                   Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.

·                   Пассивный словарь детей шире активного.

·                   Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)

·                   Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.

·                   Недостаточен объём знаний об окружающем мире.

·                   Знаком с редкоупотребляемой лексикой.

·                   Несформированны отношения антонимии и синонимии.

·                   Низкий уровень практических обобщений.

·                   Трудности понимания и употребления лексики.

 

грамматический строй речи _____________________________________________

_____________________________________________________________________

а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании:

·                   ошибки в употреблении сложных предлогов;

·                   в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

г) Грубые нарушения:

·        в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

·        составляет предложения по опорным словам;

·        сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и );

·        сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

·        ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

·        наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прилагательных с существительными (у девочки красная платье);

·        неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на деревьев пожелтели листья);

·        отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце);

·        аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок);

·        неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

·        соответствует особенностям умственного развития детей младшего  школьного  возраста.

·        понимает и употребляет предлоги;

·        использует приставки при образовании существительных и глаголов;

·        общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка;

·        примитивность синтаксических конструкций;

          Виды нарушений:

1.                  изменение существительных по падежам;

2.                  согласование существительных с числительными 1,2,5.

3.                  образование множественного числа существительных,

4.                  образование прилагательных от существительных,

5.                  образование приставочных глаголов;

6.                  понимание предложно-падежных конструкций  (другие)                                                                                          

 

связная речь __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Критерий смысловой целостности

·                   Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

·                   Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.

·                   Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.

·                   Отсутствует описание ситуации.

 

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

·                   Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

·                   Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.

·                   Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.

·                   Рассказ не оформлен.

 

Пересказ прослушанного текста.

                                                       Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 

Критерии смысловой целостности.

·                   Воспроизведены все смысловые звенья

·                   Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

·                   Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.

·                   Невыполнение.

Критерии лексико-грамматического оформления

·                   Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.

·                   Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.

·                   Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.

·                   Пересказ недоступен.

Критерии самостоятельности выполнения.

·                   Самостоятельный пересказ после первого предъявления.

·                   Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.

·                   Пересказ по вопросам.

·                   Даже по вопросам пересказ недоступен.

 

 

Письменная речь:

чтение ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

·        Не сформировано.   

1.     Техника чтения:

·                    побуквенное;

·                    послоговое;

·                    соответствует / не соответствует возрасту;

·                    автоматизированное / неавтоматизированное;

2.     Дыхание при чтении:

·                    правильное /неправильное;

·                    с интонациями;

·                    нарушение ритма дыхания.

3.     Выразительность.

·        Монотонное / выразительное.

4.     Понимание прочитанного.

В полном объёме /затруднено.

письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________

·                   не сформировано;

·                   отсутствие орфографических ошибок;

·                   при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

·                   в диктантах и изложениях многочисленные ошибки;

·                   графические ошибки:

Ø пропуск элементов или лишние элементы;

Ø сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;

Ø трудности в удержании строки;

Ø постоянные колебания наклона и высоты букв;

Ø несоответствие элементов букв по размеру;

Ø раздельное написание букв внутри слова;

Ø трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (к – н);

Ø замены рукописных букв печатными;

Ø необычный способ написания букв, особенно прописных;

Ø устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с;

Ø замены букв у – ч, д - б, д - в.

·                   невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).

·                   специфические ошибки:

Ø персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий;

Ø пропуски букв и слогов;

Ø антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок;

Ø контаминации (слипание) слов;

Ø отсутствие выделения начала предложения;

Ø пропуск и замена гласных, в том числе ударных;

Ø нарушение порядка букв;

Ø тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»);

Ø трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно, позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

·                   орфографические ошибки

·                   умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).

·                   темп письма медленный.

 

Заключение: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

·                   Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.

·                   Второе полугодие 1 класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.

·                   Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.

·                   Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР :

·        (1 кл.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР  (ФФН, ФН).

·        (2 - 3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.

·        (перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.

 

Рекомендации: _________________________________________________________

______________________________________________________________________

На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

Занятия с логопедом, направленные на

развитие слухового восприятия.

развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов              с заданной фонемой.

развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

коррекция звукопроизношения:_____________________________

воспитание кинестезий, необходимых для речи.

развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

развитие грамматического строя речи.

развитие понимания речи.

развитие слухо-зрительного внимания.

развитие памяти (слухоречевой, зрительной).

формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

формирование элементарных математических представлений.

развитие крупной /мелкой моторики.

 

 

Дата __________             _____________________________

                                                         (Ф.И.О. учителя-логопеда)

Директор __________________                             _______________                 

                                 (Ф.И.О. руководителя)                                                          (Подпись)      

         М.П.


 

Посмотрите также