«КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

3 7 3 1-й способ. Постановку проблемы можно осуществить с помощью текста учебника. Дети по цепочке или по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации (с. 8). Затем учитель просит детей ответить на вопросы: – Какие поступки, по мнению Анюты и Илюши, должен совершать человек, выросший среди животных, – Маугли? (Дружить с людьми, уметь говорить и интересно рассказывать.) На доске появляется запись: «Маугли должен вести себя как человек». – Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных? (Ходил на четырёх конечностях, рычал, огрызался и т.д.) На доске появляется запись: «Маугли вёл себя как животное». – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Маугли человек, но вёл себя как животное.) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему человек, который вырос среди животных, не может стать настоящим человеком? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы: 2-й способ. Учитель демонстрирует ученикам отрывок из мультфильма о Маугли. Из отрывка должно быть видно, что Маугли ходит на двух ногах, разговаривает. – Что Маугли умеет делать то же, что и люди? (Ходить, разговаривать.) На доске появляется запись: «Маугли в сказке ведёт себя как человек». – Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение? Если ученики затрудняются, можно использовать наводящие вопросы: – Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь, не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей? – Может ли он сам научиться ходить на двух ногах? – Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке? После ответов учеников учитель может рассказать историю настоящего Маугли или предложить прочитать об этом в учебнике на с. 8. – Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных? (Ходил на четырёх конечностях, рычал, огрызался и т.д.) Можно обратить внимание учеников на рисунки на с. 9. – Где изображён Маугли из сказки, а где настоящий? (Из сказки – на левых рисунках.) По каким признакам вы догадались? На доске появляется запись: «Маугли в жизни вёл себя как животное». – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Маугли в сказке – человек, а в жизни вёл себя как животное.) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему человек, который вырос среди животных, не может стать настоящим человеком? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Давайте составим план работы. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?
Иконка файла материала konsp_okr_ob_4kl_ur2-korr.doc
Окружающий мир  Урок 2.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР Тема: «КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?» Цели: – Научить выделять особенности внутреннего духовного мира человека. – Формировать умение объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы.  3 7 3  1­й способ.  Постановку проблемы можно осуществить с помощью текста учебника. Дети по цепочке или по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной   ситуации   (с.   8).   Затем   учитель   просит   детей   ответить   на вопросы: –  Какие   поступки,   по   мнению   Анюты   и   Илюши,   должен   совершать   человек, выросший   среди   животных, –  Маугли?  (Дружить   с  людьми,  уметь   говорить   и интересно рассказывать.) На доске появляется запись:  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  © ООО «Баласс», 2014объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. «Маугли должен вести себя как человек».  –  Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных? (Ходил на четырёх конечностях, рычал, огрызался и т.д.) На доске появляется запись:  «Маугли вёл себя как животное».  – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Маугли человек, но вёл себя как животное.)  – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему   человек,   который   вырос   среди   животных,   не   может   стать настоящим человеком? Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Можно предложить другой способ постановки проблемы: 2­й способ.  Учитель демонстрирует ученикам отрывок из мультфильма о Маугли. Из отрывка должно быть видно, что Маугли ходит на двух ногах, разговаривает. – Что Маугли умеет делать то же, что и люди? (Ходить, разговаривать.) На доске появляется запись:  «Маугли в сказке ведёт себя как человек».  – Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение? Если ученики затрудняются, можно использовать наводящие вопросы: – Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь, не имея © ООО «Баласс», 2014таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей? – Может ли он сам научиться ходить на двух ногах? – Кто научит его говорить на каком­нибудь человеческом языке? После   ответов   учеников   учитель   может   рассказать   историю   настоящего Маугли или предложить прочитать об этом в учебнике на с. 8.  –  Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных? (Ходил на четырёх конечностях, рычал, огрызался и т.д.) Можно обратить внимание учеников на рисунки на с. 9.  –  Где   изображён   Маугли   из   сказки,  а  где   настоящий? (Из   сказки  –  на   левых рисунках.) По каким признакам вы догадались? На доске появляется запись:  «Маугли в жизни вёл себя как животное».  –  Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Маугли в сказке – человек, а в жизни вёл себя как животное.)  – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему   человек,   который   вырос   среди   животных,   не   может   стать настоящим человеком? Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  – Давайте составим план работы. © ООО «Баласс», 2014II.  Версии   детей, актуализация знаний. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 1  3  2 Учитель   предлагает   детям   высказать   свои   предположения   (версии)   по проблеме урока.   Ученики   высказывают   свои   мнения.   Возможно,   среди   них   встретятся   и такие:  – он всегда будет бояться людей;  – не умеет разговаривать;   – не сможет работать и др. От проблемы  урока провести  стрелки, под  которыми  ключевыми словами записать основные версии.  – Давайте вспомним, что нам уже известно. Предлагаем использовать приём «знаем – не знаем». Таким образом, в начале курса   «Человек   и   человечество»   мы   осуществляем   актуализацию   знаний, полученных учениками в рамках области «Окружающий мир» в курсах 3­го класса   «Обитатели   земли»   и   «Моё   Отечество»,   также   может   быть использован   материал   4­го   класса   «Человек   и   природа».   Учитель   задаёт вопросы,   ответы   учеников   ключевыми   словами   заносятся   в   таблицу   (см. ниже.) © ООО «Баласс», 2014–  Что мы вообще знаем о человеке? (Человек – это млекопитающее, его тело состоит из …) («Человек и природа») – Чем человек отличается от животных?  Ученики вспоминают про мышление, речь … («Человек и природа») – Связаны ли разные люди друг с другом?  Ученики   вспоминают,   что   все   люди   составляют   одно   общество   («Моё Отечество».) –  А знаете ли вы, откуда у человека появляются признаки, отличающие его от животных? Ученики могут ответить, что не знают ответа на вопрос, а могут высказать свои предположения. Предположения необходимо выслушать  –  как верные, так и неверные, но не комментировать. По ходу урока дети сами сделают необходимые выводы, а пока мы можем только записать в таблицу вопрос, на который необходимо ответить, чтобы решить проблему.  Что мы знаем о человеке? (признаки человека) Человек   –   часть   живой   природы, млекопитающее. Человек умеет говорить, мыслить. Человек   живёт   в   обществе   других людей. 4 3 2 4 3 1. Врождённые признаки человека. Что мы не знаем? Как   у   человека   появляются признаки,   отличающие   его   от животных? ΙΙI. Совместное  © ООО «Баласс», 2014 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умениеоткрытие знаний.  – Вы правильно сказали, что человек – часть живой природы, млекопитающее. Но ведь   уже   с   рождения   человек   не   похож   на   животное.   Давайте   поиграем. Покажите, какими признаками человек уже с рождения отличается от животных. У человека есть руки? (Да.) Покажите. (Дети поднимают руки.) У человека есть лапы? (Нет.) А у кого есть? (У животных.) У человека есть хвост, лицо, ноги, морда, шерсть, рога, копыта? (Дети отвечают, показывают, если есть.) – Все эти признаки человека можно объединить в одну группу. Найдите на с. 9 учебника, как эти признаки называются (ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «Врождённые признаки человека».) – Так что же такое врождённые признаки человека? (То, что отличает человека от животного с рождения, то, что дано ему природой.) Если   дети   затрудняются   сразу   сформулировать   ответ,   обратите   их внимание на название смыслового фрагмента: «Что человеку дано природой?» После ответа детей на доску в колонку «Что мы не знаем?» под вопросом «Как   у   человека   появляются   признаки,   отличающие   его   от   животных?» вывешиваем карточку «врождённые признаки». – У человека, выросшего в среде животных, есть врождённые признаки человека? (Да.) 2. Приобретённые в обществе признаки человека, внутренний духовный мир. –  Продолжим   игру.   Я   буду   называть   человеческие   качества,   а   вы   будете поднимать руки (или вставать, хлопать и т.д.) только тогда, когда я назову что­то такое,   чего   не   умеют   животные.   Человек   умеет   есть   (руки   не   поднимают, животные тоже это умеют.) Человек умеет говорить (руки поднимаются, животные   этого   не   умеют.)   Человек   умеет   прыгать,   думать,   пить,   читать. слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2014(Ученики реагируют.)  – Кто научил вас говорить, думать, читать? (Родители, другие люди.) Найдите на с. 10  учебника,  как  эти  признаки  называются. (Ориентируясь  на  выделенные слова, дети называют: «приобретённые признаки человека».) –  Так   что   же   такое   приобретённые   признаки   человека?   (Признаки   человека, сформированные благодаря жизни в обществе.)  Если   дети   затрудняются   сразу   сформулировать   ответ,   обратите   их внимание на название смыслового фрагмента: Что даёт человеку общество?  После ответа детей на доску в колонку «Что мы не знаем?» под вопросом «Как   у   человека   появляются   признаки,   отличающие   его   от   животных?» вывешиваем карточку «приобретённые признаки». –  У   человека,   выросшего   в   среде   животных,   есть   приобретённые   признаки человека? (Нет.) – Как вы думаете, приобретённые признаки человека у всех людей одинаковые? (Могут быть разные ответы, затруднение.) Нам нравятся одинаковые книги, музыка, одежда и т.д.? (Нет.) Почему? (Всем нравится разное, потому что все люди разные, у каждого свои увлечения, интересы и т.д.) – Найдите в тексте на с. 10, как называется круг наших интересов и увлечений. (Ориентируясь   на   выделенные   слова,   дети   называют:   «внутренний   духовный мир».) Как вы понимаете эти слова? (Ученики объясняют, как они понимают каждое из этих слов, всё словосочетание целиком.) На доску в колонку «Что мы   не   знаем?»   под   вопросом   «Как   у   человека   появляются   признаки, отличающие его от животных?» вывешиваем карточку «внутренний мир». Название колонки меняем на «Что мы узнали». –  У человека, выросшего в среде животных, может быть внутренний духовный © ООО «Баласс», 2014мир? (Нет.) К   понятию   «приобретённые   признаки   человека»   можно   подвести   учеников иначе: – Посмотрите на рисунки на с. 10. Что общего на всех трёх рисунках? (На всех мамы (женщина, кошка, птица) занимаются со своими детьми.)  – Чему будет учить своих детей кошка и птица? Ученики перечисляют разные варианты поведения животных. Учитель  вместе  с   учениками  подводит   итог:  кошка  и  птица  будут  учить тому, что необходимо в природе для выживания кошкам и птицам.  – Чему будет учить своих детей человеческая мама? Ученики   перечисляют   те   умения, разговаривать, потом читать, писать, быть вежливым и т.д. Учитель вместе с учениками подводит итог: человека будут учить тому, что необходимо для жизни не просто в природе, но и в обществе.   которыми   овладевают   люди: –  Почему   кошка   (собака,   волк,   обезьяна)   не   смогут   научить   человека человеческим качествам? (Потому что они сами ими не владеют. Они живут в природе, а не в обществе людей.)  Научить человека говорить, читать и писать, общаться с людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связано с особенностями развития человека, его мозга. Именно поэтому дети, которые долгое время находились среди животных, не общались с существами, себе подобными, не могут стать полноценными членами общества и более того – они очень рано умирают. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? © ООО «Баласс», 2014VΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 2  1  2  3  1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?   (Почему   человек,   которые   вырос   среди   животных,   не   может   стать настоящим человеком?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что, кроме врождённых признаков, у человека есть и приобретённые, которые   формируются   в   обществе   людей,   в   ходе   воспитания,   обучения, работы,   игр   и   т.д.  Человек,   который   вырос   среди   животных,   не   может стать настоящим человеком, потому что обладает только врождёнными признаками, а этого недостаточно для самостоятельной жизни в обществе.  Работа в учебнике.  Вопросы после текста (по выбору учителя). Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ V. Домашнее  Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 1, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить © ООО «Баласс», 2014задание. желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выполнить   творческое задание:  –  Нарисуй   или   опиши   словами,   что   ты   считаешь   настоящим   богатством внутреннего мира человека, чему бы тебе хотелось научиться, чем обогатить свой духовный мир. Прими участие в выставке «Сокровища души». VI. Итог урока. 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех четырёх конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны: при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по­видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей. В начале XIX века известный психиатр Пинель (Pinel) обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар (Itard), специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение © ООО «Баласс», 2014ребёнка, которого назвали Виктором,    следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убеждён, что путём надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Итар решил взять это на себя. Однако   после   пятилетних   усилий   Итар   был   вынужден   признать,   что   ему   никогда   не   удастся   достичь   поставленной   цели.   К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи. Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие­ либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было ещё менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло. История Виктора порождает серьёзные вопросы о том, что составляет основу человеческой природы. Рождается ли человек с теми признаками, которые отличают его от прочих живых существ, или же он приобретает их в результате общения с себе подобными? Виктор «чувствовал» иначе; он «слышал» и «видел» не так, как нормальное человеческое существо. Его эмоции и его мотивации тоже были иными. Сделала ли его таким среда, в которой он жил, или у него изначально отсутствовал умственный багаж, необходимый для того, чтобы вести себя как подобает человеку? Тем не менее он относительно быстро научился передвигаться на двух ногах, а не на четвереньках, пользоваться предметами обихода цивилизованного человека и, что самое главное, овладел, хотя и в зачаточной степени, членораздельной речью, к чему не способна ни одна обезьяна. Какова же в развитии индивидуума роль врождённого и приобретённого? Это один из вопросов, лежащих в основе понимания нашего поведения. При рассмотрении истории Виктора встаёт второй вопрос, вытекающий из первого: если мальчик был наделён признаками человека, то почему он не смог полностью освоиться в человеческом обществе? Был ли он идиотом от рождения, как это считал Пинель, или аутистическим ребёнком, который не смог бы адаптироваться в любом случае, даже если бы воспитывался среди себе подобных? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих «детей­волков» или «детей­газелей», обнаруженных в Вест­Индии, а также пятилетнего «маленького Тарзана», перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создаётся при этом впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По­видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определённым вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет. Какое же заключение можно сделать о Викторе на основании всего, что о нём известно? Был ли он нормальным или нет? Безусловно, да – до тех пор, пока он жил в лесу. Одно то, что он сумел выжить на протяжении стольких лет, говорит о его почти идеальной адаптации к этому образу жизни. Но люди, ежедневно соприкасавшиеся с Виктором после того, как тот был найден, утвер­ © ООО «Баласс», 2014ждали обратное, поскольку он жил и реагировал не так, как они. Вот ещё одна проблема, встающая перед тем, кто начинает изучать поведение:  на какие критерии  следует опираться  при определении нормы. Нередко мы обращаемся  к своим собственным  схемам мышления, чтобы судить о том, что считать «нормальным», а что нет. В этом случае мы легко можем посчитать сумасшедшим того, кто ведёт себя в соответствии с обычаями, присущими другим культурам, как только его поведение начинает отличаться от нашего и мы перестаем его понимать. Но существуют ли абсолютные критерии? Все вопросы, поднятые в связи с историей Виктора, находятся в центре внимания психологии, когда речь идёт о развитии любого человека. (Годффруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М., 1996. – С. 19–21.) © ООО «Баласс», 2014