Количественные числительные. Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Практикум.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок-путешествие с элементами системно-деятельностного подхода
Иконка файла материала УРОК.docx

Дисциплина: русский язык

Тема: Количественные числительные. Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Практикум.

Возраст: 11-12 лет (учащиеся 6 класса).

Тип урока: урок закрепления знаний.

Универсальные учебные действия (УУД):

Метапредметные:

М/п:  извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст).

М/к: строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в дистанционном формате, оказывать помощь и проводить самоконтроль.

Личностные: интерес к изучению языка, развитие познавательного интереса, воспитание доброго отношения к родному краю; способность к самооценке.

Предметные:

- различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по разрядам;

-правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.

Основные термины, понятия:  Целые, дробные, собирательные, фразеологизмы, числительные.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, презентация.

Раздаточный материал:  путевые листы.

 

Ход  урока

 

I.                  Организационный  этап. Эмоциональный настрой  учащихся.

1. Слово учителя. Доброе утро, ребята. Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Несмотря  на то, что мы не можем собраться в классе, мы все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока и доброго  настроения  до конца  дня. Сегодня мы продолжаем разговор о числительных.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

1.     Слово учителя. Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры говорят нам об очень многом. Они окружают нас везде и играют огромную роль в нашей жизни.

Сегодня наш урок пройдёт в необычной форме: мы отправимся на экскурсию по Донецку, поэтому вы будете работать не с рабочей тетрадью, а с путевыми листами, которые приготовили заранее.

Нашу заочную экскурсию мы совершим на автобусе. Для того, чтобы сесть в него, мы должны предъявить контролёру… что? Правильно, билеты. А приобрести мы их можем в кассе банка. Ребята, проблема в том, что мне пришло письмо от администратора банка с пометкой «Для учащихся 6-А класса лицея №12». Читаю: «Ребята! Мы откроем вам тайну.  Многие части речи так любят маскироваться под имя числительное, что трудно определить, где здесь числительное, а где существительное, прилагательное, глагол, наречие. А вы хорошо знаете все признаки имени числительного? Помогите нам отыскать имена числительные. Особые приметы: характер точный, тесно связаны с числами и счетом.  Ждем вашей помощи!!! С уважением, числа».

СЛАЙД 1.

1.     Выборочный диктант.

Выпишите только те словосочетания, в которых есть имена числительные.

СЛАЙД 2. Проверим себя.

Слово учителя. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием, теперь все с билетами, и мы можем отправляться (щелчок, появляется билет). Но люди обычно перед тем, как отправиться в путешествие собирают багаж! Для обычного путешественника – это самые необходимые вещи. А для нас, для нашего необычного путешествия – это знания.

СЛАЙД 3.

2.     Упражнение «Собери чемодан знаний». Ответьте на вопросы:

 – Что такое имя числительное?

Что обозначает эта часть речи?

На какие вопросы отвечает?

– По составу имена числительные делятся на …?

Какие разряды числительных  по значению вы знаете?

– На какие группы делятся количественные имена числительные?

СЛАЙД 4.

3.                 Слово учителя. Очень хорошо. Так какова же тема урока сегодня? Правильно, мы будем закреплять полученные знания о разрядах количественных числительных.

 

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.                 Слово учителя. Но люди обычно отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель.

IV. Первичное закрепление.

СЛАЙД 5.

1.                 Слово учителя. Желаю всем удачного путешествия! Итак, первая остановка – лаборатория «Имя числительное». Все вы в данный момент младшие научные сотрудники лаборатории. Перед вами схема классификации количественных числительных, которую мы составляли на предыдущем уроке. Она отражает теоретическую  информацию о числительных, которой вы владеет на данный момент. Осталось заполнить примерами.

СЛАЙД 6.

2.     Распределительный диктант.

СЛАЙД 7. Проверим себя.

СЛАЙД 8. Остановка 2. Кукольный театр. Вспомните, сколько спектаклей вы посмотрели в этом театре, сколько народной мудрости познали. И здесь числительные не стояли в стороне.

3.                 Упражнение «Найди ответ». Запишите ответы на вопросы, используя числительные. Укажите их разряд.

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10. Давайте проверим, что у вас получилось. Кто готов?

К какому разряду относятся эти числительные? (щелчок).

СЛАЙД 11. Остановка 3. Спортивный комплекс «Олимпийский». Здесь нас встретит тренер и расскажет о своей работе. Послушайте его рассказ и выпишите из текста только  собирательные числительные.

4.     Выборочный диктант.

СЛАЙД 12. Проверим, что у вас получилось.

СЛАЙД 13.

5.     Физкультминутка

СЛАЙД 14.

6.                 Упражнение «Восстанови текст». Ребята, обычно люди знакомятся в дороге, что-то рассказывают друг другу. Вот одна такая история. Прочтите ее, раскрывая скобки, в которых «спрятаны» числительные.

– Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями!

СЛАЙД 15. Остановка 4. Кинотеатр.

7.                 Творческая работа. Ребята, нам было так весело в автобусе, что мы не заметили, как подъехали к кинотеатру. Давайте вспомним названия фильмов, мультфильмов и сказок с числительными в названиях.

– Спасибо за активность, ребята. Какие замечательные произведения вы вспомнили!

V. Подведение итогов. Рефлексия.

1.                 Слово учителя. Ребята, к сожалению, наша экскурсия подходит к концу. СЛАЙД 16. Конечная остановка в парке Щербакова. Посмотрите, как здесь красиво и хорошо. Здесь можно погулять и отдохнуть.  

2.     Беседа.

 – Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

–  Что было сложным?

–  Что не получилось, по вашему мнению?

–  Что понравилось больше всего?

– Нужно ли нам знать имена числительные в повседневной жизни?

СЛАЙД 17. В парке много аттракционов, но я хочу обратить ваше внимание на силомер. Предлагаю с его помощью определить показатель, соответствующий вашему  настроению.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

СЛАЙД 18.

1.     Слово учителя. В конце парка расположилась ярмарка, но не обычная, а ярмарка заданий, которые вы возьмете с собой домой.

А домашнее задание будет разноуровневое. Выберите то задание из трех, которое будет вам по силам, и выполните его в рабочих  тетрадях.

1 уровень: выполнить упражнение ___

2 уровень: подготовить  сообщение о разрядах количественных числительных. Свой рассказ проиллюстрировать  с помощью таблицы и примеров.

3 уровень: выписать или составить по 3 предложения с разными разрядами количественных числительных (напр., пословицы, поговорки, фразеологизмы).

VII. Выставление оценок.

СЛАЙД 19.