Дисциплина: русский язык
Тема: Количественные числительные. Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Практикум.
Возраст: 11-12 лет (учащиеся 6 класса).
Тип урока: урок закрепления знаний.
Универсальные учебные действия (УУД):
Метапредметные:
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст).
М/к: строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в дистанционном формате, оказывать помощь и проводить самоконтроль.
Личностные: интерес к изучению языка, развитие познавательного интереса, воспитание доброго отношения к родному краю; способность к самооценке.
Предметные:
- различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по разрядам;
-правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.
Основные термины, понятия: Целые, дробные, собирательные, фразеологизмы, числительные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, презентация.
Раздаточный материал: путевые листы.
Ход урока
I. Организационный этап. Эмоциональный настрой учащихся.
1. Слово учителя. Доброе утро, ребята. Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Несмотря на то, что мы не можем собраться в классе, мы все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока и доброго настроения до конца дня. Сегодня мы продолжаем разговор о числительных.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
1. Слово учителя. Какую роль играют числительные в нашей жизни?
Цифры говорят нам об очень многом. Они окружают нас везде и играют огромную роль в нашей жизни.
Сегодня наш урок пройдёт в необычной форме: мы отправимся на экскурсию по Донецку, поэтому вы будете работать не с рабочей тетрадью, а с путевыми листами, которые приготовили заранее.
Нашу заочную экскурсию мы совершим на автобусе. Для того, чтобы сесть в него, мы должны предъявить контролёру… что? Правильно, билеты. А приобрести мы их можем в кассе банка. Ребята, проблема в том, что мне пришло письмо от администратора банка с пометкой «Для учащихся 6-А класса лицея №12». Читаю: «Ребята! Мы откроем вам тайну. Многие части речи так любят маскироваться под имя числительное, что трудно определить, где здесь числительное, а где существительное, прилагательное, глагол, наречие. А вы хорошо знаете все признаки имени числительного? Помогите нам отыскать имена числительные. Особые приметы: характер точный, тесно связаны с числами и счетом. Ждем вашей помощи!!! С уважением, числа».
СЛАЙД 1.
1. Выборочный диктант.
Выпишите только те словосочетания, в которых есть имена числительные.
СЛАЙД 2. Проверим себя.
Слово учителя. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием, теперь все с билетами, и мы можем отправляться (щелчок, появляется билет). Но люди обычно перед тем, как отправиться в путешествие собирают багаж! Для обычного путешественника – это самые необходимые вещи. А для нас, для нашего необычного путешествия – это знания.
СЛАЙД 3.
2. Упражнение «Собери чемодан знаний». Ответьте на вопросы:
– Что такое имя числительное?
– Что обозначает эта часть речи?
– На какие вопросы отвечает?
– По составу имена числительные делятся на …?
– Какие разряды числительных по значению вы знаете?
– На какие группы делятся количественные имена числительные?
СЛАЙД 4.
3. Слово учителя. Очень хорошо. Так какова же тема урока сегодня? Правильно, мы будем закреплять полученные знания о разрядах количественных числительных.
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Слово учителя. Но люди обычно отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель.
IV. Первичное закрепление.
СЛАЙД 5.
1. Слово учителя. Желаю всем удачного путешествия! Итак, первая остановка – лаборатория «Имя числительное». Все вы в данный момент младшие научные сотрудники лаборатории. Перед вами схема классификации количественных числительных, которую мы составляли на предыдущем уроке. Она отражает теоретическую информацию о числительных, которой вы владеет на данный момент. Осталось заполнить примерами.
СЛАЙД 6.
2. Распределительный диктант.
СЛАЙД 7. Проверим себя.
СЛАЙД 8. Остановка 2. Кукольный театр. Вспомните, сколько спектаклей вы посмотрели в этом театре, сколько народной мудрости познали. И здесь числительные не стояли в стороне.
3. Упражнение «Найди ответ». Запишите ответы на вопросы, используя числительные. Укажите их разряд.
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10. Давайте проверим, что у вас получилось. Кто готов?
К какому разряду относятся эти числительные? (щелчок).
СЛАЙД 11. Остановка 3. Спортивный комплекс «Олимпийский». Здесь нас встретит тренер и расскажет о своей работе. Послушайте его рассказ и выпишите из текста только собирательные числительные.
4. Выборочный диктант.
СЛАЙД 12. Проверим, что у вас получилось.
СЛАЙД 13.
5. Физкультминутка
СЛАЙД 14.
6. Упражнение «Восстанови текст». Ребята, обычно люди знакомятся в дороге, что-то рассказывают друг другу. Вот одна такая история. Прочтите ее, раскрывая скобки, в которых «спрятаны» числительные.
– Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями!
СЛАЙД 15. Остановка 4. Кинотеатр.
7. Творческая работа. Ребята, нам было так весело в автобусе, что мы не заметили, как подъехали к кинотеатру. Давайте вспомним названия фильмов, мультфильмов и сказок с числительными в названиях.
– Спасибо за активность, ребята. Какие замечательные произведения вы вспомнили!
V. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Слово учителя. Ребята, к сожалению, наша экскурсия подходит к концу. СЛАЙД 16. Конечная остановка в парке Щербакова. Посмотрите, как здесь красиво и хорошо. Здесь можно погулять и отдохнуть.
2. Беседа.
– Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
– Что было сложным?
– Что не получилось, по вашему мнению?
– Что понравилось больше всего?
– Нужно ли нам знать имена числительные в повседневной жизни?
СЛАЙД 17. В парке много аттракционов, но я хочу обратить ваше внимание на силомер. Предлагаю с его помощью определить показатель, соответствующий вашему настроению.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
СЛАЙД 18.
1. Слово учителя. В конце парка расположилась ярмарка, но не обычная, а ярмарка заданий, которые вы возьмете с собой домой.
А домашнее задание будет разноуровневое. Выберите то задание из трех, которое будет вам по силам, и выполните его в рабочих тетрадях.
1 уровень: выполнить упражнение ___
2 уровень: подготовить сообщение о разрядах количественных числительных. Свой рассказ проиллюстрировать с помощью таблицы и примеров.
3 уровень: выписать или составить по 3 предложения с разными разрядами количественных числительных (напр., пословицы, поговорки, фразеологизмы).
VII. Выставление оценок.
СЛАЙД 19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.