Цели по линиям развития:
1ЛР: Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Уметь выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в смешанной технике.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина.
Обязательный минимум содержания: колорит (Н), тёплый и холодный колорит, тональный колорит (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: П. Кузнецов «Натюрморт», «Весна в Крыму», М. Волошин «Пейзаж», схема работы над композицией «Морские жители».
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник, 2й класс. – М.:
Баласс, 2011.
Уроки 27 (с презентацией).
Тема. Колорит – душа живописи.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Уметь
выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в смешанной технике.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере
работ П. Кузнецова и М. Волошина.
Обязательный минимум содержания: колорит (Н), тёплый и холодный колорит, тональный колорит (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: П. Кузнецов «Натюрморт», «Весна в Крыму», М. Волошин «Пейзаж», схема работы над
композицией «Морские жители».
Этапы урока
Содержание
1й урок темы
Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя
действия учеников
© ООО «Баласс», 2012
Страница 1I. Создание
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Колорит – душа
живописи», рассказывает сказку о двух братьях
близнецах и просит ответить на вопросы:
– Жилибыли два братаблизнеца, внешне
они были очень похожи, их никто не мог
отличить. Но вот по характеру эти братья
были диаметрально противоположными.
Однажды пригласили они к себе гостей на
день рождения, собрали всех в каминном
зале за большим столом, но хоть друг другу
и пообещали, что не будут спорить и
ругаться, опять затеяли ссору.
– Надо разжечь камин посильнее, мне
хочется тепла, – говорил один из братьев.
– А мне хочется прохлады, надо погасить
камин, – отвечал другой.
Долго бы они спорили, если бы не вмешался
в спор их друг художник. Достал он из своей
папки две картины, одну подарил одному
брату, а другую – второму. Братья
успокоились, любуясь картинами. Один
нашёл свою прохладу, другой – тепло.
– Как художнику удалось разрешить спор двух
братьев?
– Как вы думаете, эти картины были одинаковые?
– Что удалось передать художнику в одной и другой
картинах?
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
– С помощью картин.
– Нет, разные.
– Прохладу и тепло
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Коммуникативные действия
© ООО «Баласс», 2012
Страница 2II.
Формулирование
проблемы.
– Какой вопрос возникает?
– Как художникам
удаётся передавать
прохладу или тепло в
своих произведениях?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
III. Выдвижение
гипотез.
Актуализация
знаний.
IV. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
– Может быть, у вас есть какието предположения?
Предполагают.
то, что знают о живописи.
Вспоминают
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 44,
рассмотреть работы Павла Кузнецова
«Натюрморт» и «Весна в Крыму» и ответить на
вопросы:
– Чем отличаются эти картины?
1. Дети рассматривают
изображения, отвечают на
вопросы.
– На одной изображён
натюрморт, на другой – пейзаж.
– А теперь скажите, от какой картины веет теплом, а от
какой – прохладой?
Одна картина написана жёлто
оранжеворозовыми цветами, а
вторая – зелёноголубыми.
– «Натюрморт» – тепло, «Весна в
Крыму» – прохлада.
1. Высказывать свои мысли
(предложение–текст), вступать
в беседу.
2. Слушать и понимать других,
в т.ч. выразительно читать
чужие тексты.
3. Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки
однозначно оцениваемых
поступков (хорошо/плохо) с
позиции нравственных
ценностей.
3. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
© ООО «Баласс», 2012
Страница 34. Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
6. Развитие чувства
прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной
художественной культурой.
2. Учитель предлагает ребятам поработать с
текстом на с. 44 учебника, используя технологию
продуктивного чтения.
До чтения.
– Прочитайте заголовок текста, выделенные слова и
скажите, о чём будет текст?
– Предположите, что такое колорит.
Во время чтения.
Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст,
учитель останавливает чтеца, чтобы задать
вопросы автору, спрогнозировать ответ,
комментирует по необходимости.
После чтения.
– Какие цвета используют художники, чтобы получить
тёплый колорит? А холодный колорит?
– О колорите. О тёплом,
холодном колорите.
Предполагают.
Выполняют.
Перечисляют.
3. Учитель предлагает рассмотреть картину М.
Волошина «Пейзаж».
– Обратите внимание на работу Максимилиана
Волошина «Пейзаж»: какую особенность колорита вы
замечаете?
– Да, и такой колорит называется тональным, так как
насыщенность цвета (светлее, темнее) можно назвать
тоном.
3. Выполняют.
– Здесь тёплый колорит, и
похоже, что в картине
использован в основном один
цвет, но разной насыщенности.
© ООО «Баласс», 2012
Страница 4V. Выражение
решения
проблемы.
VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос
урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
Выполняют.
Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме
рисунок рыбки в тёплом или холодном колорите,
изучив образцы на с. 40 в Рабочей тетради.
Можно использовать смешанную технику: основной
цвет нанести акварелью в несколько слоёв, а
прорисовку выполнить гуашью, – или работать
акварелью, а прорисовку сделать акварельными
карандашами. Если ребёнок выполнил работу
быстро, то можно предложить ему затонировать
фон и прописать водоросли.
© ООО «Баласс», 2012
Страница 5VII. Итог урока.
Рефлексия.
Отвечают.
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать
свои работы друг другу и оценить свою
деятельность. Несколько учеников демонстрируют
технологию оценивания для всего класса по
следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью?
С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
VIII. Домашнее
задание.
Записывают.
– Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6,
Рабочую тетрадь.
Необходимо решить, будете ли вы проводить второй
урок темы и выполнять коллективную работу.
– Выполнить и вырезать рыбку для коллективной
работы, принести клей (если вы планируете
посвятить этой теме два урока и выполнить на
следующем уроке коллективную работу, то
необходимо заранее подготовить тонированную
бумагу).
Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и
т.д.
© ООО «Баласс», 2012
Страница 6