Нефтеюганский индустриальный колледж
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Коммуникативная компетенция как одна из ведущих компетенций технического специалиста.
Выполнили обучающиесягруппы 1РЭ71:
Белоусов Иван Вячеславович
Ханкишиев Эрман Эльманович Руководитель:Фёдорова Н. С.
Нефтеюганск
2019
Введение 3
Глава 1.Компетенция как одно из требований ФГОС 5
1.1. Понятие «компетенция» - одно из основных понятий ФГОС 5
1.2. Коммуникативная компетенция как средство организации 6
эффективного общения
Глава 2.Описание исследования 7
2.1. Анализ результата опроса среди обучающихся 2-4 курсов 7
2.2.Анализ тенденций изменения понимания значимости 9
коммуникативной компетенции в зависимости от возраста
респондентов.
2.3. Анализ результатов интервью с представителями работодателя 11
Глава 3. Способы решения выявленной проблемы 12
3.1. Рекомендации по более качественному формированию 13
коммуникативной компетенции у обучающихся СПО
Заключение 14
Список литературы 15
Приложение 1 16
Приложение 2 18
Приложение 3 22
Приложение 4 25
Приложение 5 26
Приложение 6 27
Новое время, изменения в обществе неизбежно влекут за собой необходимость изменений и в сфере образования. Реформа образования, начавшаяся еще в последнем десятилетии XX века, привела не только к серьезным изменениям в дошкольном и школьном образовании, но и неизбежно затронула среднее профессиональное и высшее образование. В результате появилась необходимость пересмотреть требования к качеству подготовки выпускников, к сформированности у них новых, необходимых в профессиональной реализации компетенций, среди которых немаловажную роль играет коммуникативная компетенция.
Идея осветить данную проблему возникла в связи с тем, что нами было отмечено у многих обучающихся нашего колледжа непонимание того, зачем будущему технику (механику, технологу) иметь хорошо развитую речь, умение четко формулировать и выражать мысли, т.е. обладать сформированной коммуникативной компетенцией.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что большинство обучающихся нашего колледжа, доучившись до 2-4 курса, так до конца и не понимают, что такое коммуникативная компетенция и зачем она им нужна.
Сегодня существует достаточно большое количество работ, связанных с освещением указанной выше проблемы, но мы, понимая, что формирование коммуникативной компетенции как одной из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего специалиста необходимо при дальнейшем трудоустройстве, т.к. в наше время работодателю нужен грамотный специалист, который будет уметь убеждать людей в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию, владеть коммуникативными умениями, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние и т.д., решили изучить эту тему на примере Нефтеюганского индустриального колледжа, и в этом заключается новизна нашего исследования.
Объект исследования: коммуникативная компетенция.
Предмет исследования: уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся колледжа.
Цель: привлечь внимание к проблеме недостаточного формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения в колледже и выявить причины, не позволяющие обучающимся СПО осознанно формировать у себя выше указанную компетенцию. Задачи:
1. Изучить литературу по заявленной теме;
2. Выяснить значение терминов «компетенция», «коммуникативная компетенция»;
3. Провести анкетирование среди обучающихся 2-4 курса с целью определения реального уровня сформированности коммуникативной компетенции;
4. Провести интервью с представителями работодателя;
5. Проанализировать полученные результаты исследования;
6. Определить возможные пути решения проблемы;
7. Сформулировать рекомендации для обучающихся и преподавателей как основных участников образовательного процесса.
Гипотеза: предполагаем, что обучающиеся часто имеют ошибочное мнение о том, что коммуникативная компетенция не является необходимой в их последующей профессиональной деятельности, а также небрежное отношение к языку и, возможно, в целом к гуманитарным дисциплинам есть основа непонимания важности сформированной коммуникативной компетенции у технического специалиста. Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме;
2. Наблюдение за речью обучающихся колледжа;
3. Анкетирование обучающихся колледжа;
4. Интервью с представителями работодателя;
5. Анализ полученных результатов; Предполагаемый результат:
1. Приобретение опыта исследовательской работы;
2. Определение возможных путей решения проблемы;
3. Разработка буклета с рекомендациями для обучающихся и преподавателей по формированию коммуникативной компетенции;
4. Приобретение опыта работы по составлению и изготовлению буклета в программе Сanva.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении значимости коммуникативной компетенции для обучающегося СПО при трудоустройстве, в социальном становлении личности, а также в том, что обучающееся не только, возможно, обратят внимание на результаты исследования, но и сделают собственные выводы.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать при изучении обще гуманитарных дисциплин, например, «Русский язык», «Русский язык и культура речи»,«Обществознание» и др.
Образовательный стандарт (ФГОС 3+) в современных условиях требует, чтобы у будущего специалиста были сформированы различные общие и профессиональные компетенции, в число которых, входит и коммуникативная компетенция. Большая часть специальностей, которые получают обучающиеся в нашем колледже, в профессиональном стандарте имеют 3 общие компетенции, так или иначе связанные с коммуникативной компетенцией: ОК2,ОК6, ОК7.Именно сформированные данные компетенции подразумевают включение будущего технического специалиста в групповую (коллективную) деятельность, при осуществлении которой техник-технолог либо техник-механик должен не только понимать сущность и социальную значимость своей профессии (ОК1), но и организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК6) и брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий (ОК7).
Исходя из выше сказанного, ключевым понятием для нашего исследования становится понятие«компетенция», и как следствие «коммуникативная компетенция».
Что же такое «компетенция»? Как трактует данное слово «Толковый словарь» Ушакова Д.Н., под «компетенцией» следует понимать «круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием и опытом», а «Коммерческий словарь»Рябовой Т.Ф. объясняет слово«компетенция» как «обладание достаточными знаниями о каком-либо предмете».
Таким образом, компетенция– это набор неких идеальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать специалист для дальнейшей профессиональной деятельности, так же компетенцию можно рассматривать как расширение познаний в какой-либо области, накопление знаний и освоение новых. В то время, как компетентность – это
самосовершенствование профессиональных качеств, которые способствуют дальнейшему профессиональному росту специалиста. Стоить отметить, что компетентность находится в прямой зависимости от компетенции. Чем больше развитых компетенций в рамках той или иной специальности, тем качественнее будет компетентность.
Но поскольку наше исследование подразумевает анализ сформированной коммуникативной компетенции у обучающиеся СПО, то нельзя не рассмотреть понятия «коммуникация» и «коммуникативная компетенция».
Под данными определениями понимается, что «коммуникация» - 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем) («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия»). Также в «Энциклопедии эпистемологии и философии наук» И.Т.Касавина указывается, что «коммуникация» – это общение, приводящее к взаимопониманию, устанавливающее как личностные отношения, так и тип гибкого социального порядка, восстанавливаемого и видоизменяемого в ходе дискуссии. Отсюда можно согласиться с толкованием определения в учебнике Куницыной В.Н.«Межличностное общение», что под «коммуникативной компетенцией»следует понимать умение эффективно общаться, способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми, или система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций, для которого характерны: 1) понимание коммуникативной ситуации и предмета общения; 2) умение передавать и получать сообщения; 3) понимание намерений партнера; 4) умение распознавать и нейтрализовать негативные эффекты; 4) учет собственных коммуникативных намерений и адекватное самопредъявление; 5) налаживание взаимодействия с партнером; 6) выбор наиболее подходящей дистанции; 7) избегание противоречий в содержании сообщений, передаваемых в процессе общения по разным каналам посредством различных «языков» и др. При этом коммуникативная компетенция проявляется в выборе наиболее адекватных ситуации приемов общения, а одним из важных показателей коммуникативной компетенции является достижение цели общения(И. А. Мещерякова«Психологический словарь»).
Таким образом, сформированная коммуникативная компетенция не только соответствует требованиям Профильного стандарта специальностей, которые получают обучающиеся в НИК (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ», но и позволяет будущим техническим специалистам реализовать себя как при осуществлении профессиональной деятельности, так и при личностной реализации в социуме.
Для того, подтвердить или опровергнуть гипотезу, нам необходимо было провести опрос среди обучающихся2-4 курсов,чтобы выяснить, почему обучающиеся колледжа не считают необходимым развивать собственную речь (прежде всего устную) и формировать у себя коммуникативную компетенцию. В опросе приняло участие 92 человека, опрос проводился в виде анкетирования, в ходе которого респонденты отвечали на предложенные вопросы (см. приложение 1).
Естественно, первое, что нас интересовало, знают ли обучающиеся, что такое компетенция как понятие? Выяснилось, что только 26% из опрошенных знают (или предполагают) смысл термина (см. приложение 2, д. №1). Следовательно, мы не могли не спросить, понимают ли обучающиеся, что такое коммуникативная компетенция. И из 92 человек только 22% имеют примерное представление, что такое коммуникативная компетенция. К сожалению, оставшиеся 78% не только не понимают, что такое вышеуказанная компетенция, но даже не попытались сформулировать собственное толкование понятия. Отсюда мы можем вполне обоснованно сделать вывод, что почти у 75% обучающихся нет четкого представления о том, что собственно формируется у них в процессе изучения лингвистических и гуманитарных дисциплин (см. Приложение 2, д. №2).
Поскольку в индустриальном колледже ведется обучение техническим специальностям, опрашиваемым был задан вопрос: что дает техническому специалисту обладание хорошо развитой коммуникативной компетенцией? Примерно половина респондентов (46%) считают, что хорошо развитая коммуникативная компетенция помогает находить общий язык с коллегами, высказать свою точку зрения в правильной и доступной форме и даёт возможность получить хорошую работу, проявив себя при собеседовании как технически грамотного специалиста. Остальные же 54% затруднились ответить (см. Приложение 2, д. №3).
Мы также посчитали важным узнать мнение обучающихся 2-4 курсов о том, какие способы и методы формирования коммуникативной компетенции возможны?20% из опрошенных готовы принимать участие в конференциях, деловых играх и т.п., 10% указали необходимость введение в учебный план спецкурсов по формированию речевой компетенции, 4% считает, что необходимы дополнительные занятия по языковым дисциплинам, а 3% предложили в качестве варианта непосредственное общение с однокурсниками и преподавательским составом. Но 63% указали на необходимость наличия разных форм, которые будут функционировать параллельно (элективные и факультативные курсы, кружки, конференции и др.), (см. Приложение 2, д. №4).
Безусловно, формирование коммуникативной компетенции невозможно без наличия целого цикла гуманитарных дисциплин, которые в основном ведутся на1-2 курсах. Именно поэтому мы поинтересовались, нужны ли гуманитарные дисциплины после окончания 1-2 курсов («Русский язык и культура речи», «История», «Философия», «Иностранный язык» и др.)? Ответы обучающихся показали, что 58% опрошенных считает, что гуманитарные дисциплины нужны на протяжении всего курса обучения в колледже. Но нас не удивили и ответы 34% обучающихся, которые уверены, что гуманитарные дисциплины не нужны после окончания половины курса обучения, а 8% вообще затруднились ответить на поставленный вопрос (см. приложение 2, д. 5).Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что почти треть респондентов убеждена в нецелесообразности изученияна протяжении длительного времени тех дисциплин, где необходимо демонстрировать навыки связной монологической устной речи, что, на наш взгляд, связано с недостаточным пониманием значения хорошо развитой речи, а значит и сформированной коммуникативной компетенции, в дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни.
Тем не менее респонденты достаточно развернуто ответили на вопрос, развитию каких навыков способствует выполнение обучающимися заданий, связанных с развитием коммуникативной компетенции на дисциплинах гуманитарного цикла. 17% указали на умение правильно и быстро донести свою мысль до аудитории, 13% на умение работать с аудиторией, 8% - на способность быстро реагировать на изменение настроения в аудитории, а 60% «скомбинировали»все выше указанные ответы, и только 2% отметили необходимость формирования умения не бояться публики, говорить без запинки, ненужных пауз и слов-паразитов(см. Приложение 2, д. №6).
Вероятно, недостаточно сформированные умения хорошо красиво грамотно говорить, четко формулировать свою мысль, работать с аудиторией и т.д. и стали причиной нежелания современных подростков принимать участие в публичных выступлениях. Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, мы попросили респондентов высказаться по этому вопросу и указать, могут ли помочь преодолеть смущение, стеснение и т.п. дисциплины гуманитарного цикла. 64% респондентов считают, что нежелание принимать участие в публичных мероприятиях связано с неуверенностью в себе, с личной незаинтересованностью и ленью, опасением попасть в неловкое положение на публике, а 36%затруднились ответить на данный вопрос (см. Приложение 2, д. №7).
В заключение мы не могли не узнать у обучающихся их мнение о том, может ли стать формирование коммуникативной компетенции осознанным действием. 65% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос, однако 35% респондентов указали, что формирование коммуникативной компетенции должно быть осознанным действием обучающегося и дали пояснение, что в будущем именно этот навык поможет найти достойную работу и очень хорошо показать себя на собеседовании (см. Приложение 2, д. №8).
Таким образом, несмотря не недостаточное понимание самих терминов «компетенция» и «коммуникативная компетенция», довольно большое количество обучающихся не отрицает необходимость развития и формирования коммуникативной компетенции именно в процессе получения образования, в курсе изучения гуманитарных дисциплин, а значит, цикл таких дисциплин не только необходим, но и, вероятно, должен быть по возможности расширен.
В ходе проведения опроса и при анализе его результатов у нас возникло желание проследить, не изменяется ли мнение респондентов в зависимости от возраста опрашиваемых, т.е. пронаблюдать динамику понимания терминологии и осознания необходимости формирования коммуникативной компетенции по мере взросления обучающихся.Для сравнительного анализа с точки зрения возраста мы выбрали те группы 2-3-4 курсов, которые обучаются по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (25, 19 и 20 человек соответственно).
Сделав необходимые вычисления, мы увидели следующую картину: почти все обучающиеся 2-ого курса не понимают значение понятия компетенция (95%), в то время как у обучающихся 3-его и 4-ого курсов понимание смысла термина более точное (55% и 40% соответственно) (см. Приложение 3, гр. №1).
В целом подобную картинумы были готовы увидеть и при толковании понятия «коммуникативная компетенция», но результаты несколько разошлись с нашими ожиданиями: если среди обучающихся 2-ого курса только 10% понимают указанный выше термин, то среди третьекурсников лишь 5% имеет примерное представление о том, что такое коммуникативная компетенция, а вот четверокурсники разделились по пополам (ровно 50% из опрошенных обучающихся 4-ого курса дали верное объяснение понятия). По нашему мнению, это объясняется тем, что обучающиеся 2 курса совсем недавно закончили изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», а обучающиеся 4 курса уже более осознанно воспринимают терминологию, в том числе и исследуемое понятие.
Ответы на вопрос «Что дает техническому специалисту обладание хорошо развитой коммуникативной компетенцией?» показали понимание обучающимися значимости коммуникативной компетенции в прямой зависимости от возраста. Если на 2-ом курсе обучающиеся еще не видят дальней перспективы и 26% обучающихся считают, что развитая коммуникативная компетенция даёт возможность получить хорошую работу, и поможет найти общий язык с коллегами, то респонденты 3-4 курсов были более точны в своих ответах, указав на карьерный рост и возможность более легкого общенияс руководством и коллегами (85% и 100%соответственно) (см. Приложение 3, гр. №2).
При выборе способа, способного помочь сформировать коммуникативную компетенцию на достаточном уровне,95% обучающихся 4-ого курса убеждены, что необходимо наличие нескольких способов и с ними согласны 45% респондентов 3-его курса, в то время как второкурсники в большинстве своем (64%) считают, что нужны спецкурсы по формированию коммуникативной компетенции и дополнительные занятия по языковым дисциплинам, а 31% выбрал вариант участия в публичных мероприятиях, конференциях, деловых играх. На наш взгляд, такая узость понимания необходимости формирования языкового навыка у обучающихся 2 курса связана с тем, что они еще в силу возраста не могут осознать, что формирование компетенций, в том числе и коммуникативной, происходит под воздействием различных сторон, а значит должны существовать одновременно несколько форм занятий, где обучающиеся могли бы оттачивать свое языковое мастерство.
Это подтверждается и ответами, полученными на вопрос: «Нужны ли гуманитарные дисциплины после окончания 1 курса (культура речи, история, философия, иностранный язык и др.)?» Анализ ответов говорит о том, что обучающиеся 4 курса (70%) осознают понижение уровня собственной языковой компетенции в виду отсутствия дисциплин гуманитарного цикла на старших курсах. Но стоит отметить, что 37% обучающихся 2 и 3 курсов так же отмечают необходимость ведения гуманитарных дисциплин в более поздний период обучения (см. Приложение 3, гр. №3).
Далее мы попросили респондентов конкретизировать, какие умения могут быть сформированы или были сформированы у них в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла. Более существенный разброс в вариантах ответов продемонстрировали обучающиеся 3 курса, из которых почти четверть опрошенных убеждены в том, что научились правильно и быстро доносить собственную мысль до аудитории, 42% считают, что приобрели целый комплекс навыков. Однако нельзя не отметить, что целых 22% вообще не стали отвечать на поставленный вопрос, и, как нам кажется, это связано с тем что данная группа обучающихся просто не осознает приобретённые умения и навыки в ходе занятий.
В то время как на этот же вопрос обучающиеся 2 курса в большинстве своем (63%) отметили, что главный полученный ими навык - это умение работать с аудиторией и реагировать на изменение настроения в ней.
Мнение же четверокурсников разделилось пополам: 50% считают, что они овладели достаточным навыком работы с аудитории в качестве оратора.
Несмотря на то, что многие обучающиеся убеждены в необходимости навыка работы с аудитории, ответы на следующий вопрос «С чем, на ваш взгляд, связано нежелание современных подростков принимать участие в публичных выступлениях и могут ли помочь это преодолеть дисциплины гуманитарного цикла?» показывают, что примерно одна треть опрошенных на 2-3 курсах (37% и 36% соответственно) не готовы определить, что собственно мешает обучающимся, в том числе и самим опрашиваемым, принимать участие в публичных выступлениях. Респонденты 4-ого курса в большинстве своем (80%) отметили, что нежелание подростков принимать участие в публичных выступлениях связано не столько со страхом сцены или публики, сколько с незаинтересованностью самого обучающегося в подобного рода деятельности (см. Приложение 3, гр. №4).
Завершая опрос, мы решили поинтересоваться, может ли стать формирование коммуникативной компетенции осознанным действием обучающегося?
Ответы на последний вопрос зафиксировали, что с возрастом обучающиеся подходят более осознанно к формированию компетенций: если на 2 курсе (73%) респондентов затруднились ответить на этот вопрос, то на 3 курсе более половины опрошенных считают, что навык может стать осознанным, в то время как обучающиеся 4 курса (65%) убеждены, что формирование данной компетенции должно быть осознанно (см.
Приложение 3, гр. №5).
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие вывод, что наши предположения об изменениях о динамике понимания терминологии и осознания необходимости формирования коммуникативной компетенции растут по мере взросления обучающихся и получения ими необходимых навыков и завершения обучения в колледже.
Еще одним этапом нашего исследования стала беседа с представителями ООО «РН-Юганскнефтегаз», принимавших участие в «Деловой игре - 2019» и являющихся преподавателями колледжа (см. Приложение 4).
В беседе участвовало 5 человек,работающих на разных должностях и в разных подразделениях компании. Мы попросили этих сотрудников ответить на несколько вопросов, связанных с коммуникативной компетенцией.
Первое что нас интересовало насколько важны коммуникативные навыки как при трудоустройстве, так и при последующем осуществлении трудовой деятельности
Большинство опрошенных считают, что при собеседовании с потенциальным работником сформированность коммуникативной компетенции не всегда имеет приоритетное значение.
Более того, для будущего техника не имеет принципиально важного значения умение определять уровень речевой подготовленности собеседника. Нам кажется, что это связанно с тем, что на первоначальном этапе работы выпускник СПОскорее всего будет работать в коллективе, где все имеют примерно одинаковую речевую подготовленность.
О значении наличия большого словарного запаса у будущего сотрудника предприятия большая часть опрошенных (4 из 5) сошлись во мнение что богатый лексикон хотя и не является приоритетным, но имеет достаточно веское значение так как мы поняли может служить основой для дальнейшего профессионального обучения.
Так же стоит отметить что умение претендента грамотно говорить, правильно обращаться с русской речью, является одним из важнейших качеств будущего специалиста, на которое обращает внимание работодатель, так как при непосредственном собеседовании необходимо уметь сделать качественную самопрезентацию, тем самым показав себя как необходимого сотрудника для выбранного предприятия. В этом мнении сошлись все опрошенные представители ООО «РН-Юганскнефтегаз».
Хотя при собеседовании учитываются совершенно разные параметры речи,особое внимание работодатель обращает на то, что будущему сотруднику необходима более четкая дикция, которая вряд ли возможна при нехватке уверенности в себе, отсутствии спокойствия, отсутствие которых во время собеседования на наш взгляд, может быть связано с незнакомой официальной обстановкой и большим чувством ответственности.
В качестве рекомендаций представители предприятий дали различного рода советы, а именно: учиться более точно и осознано выделять главное, формировать навык делать самопрезентацию (как через резюме, так в устной форме при собеседовании), развивать профессиональные навыки и четко, коротко и уверенно излагать свои мысли.
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: работодатель хочет видеть в лице будущего работника всесторонне и гармонично развитую личность. Для современного предприятия нужны специалисты способные не только понимать терминологию и сущность своей деятельности, но и быть готовыми к тому, что необходимо выстраивать эффективное общение между сотрудниками как своего уровня так и выше стоявшими. Именно поэтому представители ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратили особое внимание на то, что коммуникативная функция выпускника СПО должна быть развита если не на высоком уровне, то по крайне мере на среднем (это отметили представители почти всех подразделений ООО «ЮНГ»). Следовательно, обучающиеся СПО в ходе учебного процесса должны усвоить все профессиональные дисциплины, но кроме этого обратить должное внимание и на дисциплины гуманитарного цикла, в чем нас и убедила беседа с сотрудниками работодателя (ООО «РН-
Юганскнефтегаз»).
Все вышесказанное убеждает нас в том, что решение данной проблемы невозможно в одностороннем порядке, так как только совместные усилия всех участников учебного процесса позволят ликвидировать недостаточное развитие коммуникаций у современных обучающихся. Для этого мы выработали некоторые рекомендации, адресованные, прежде
всего,обучающимся, но и для преподавательского состава, нам думается, эти рекомендации тоже будут интересны.
Рекомендации для обучающихся(см. Приложение 5).
1. Начиная обучение, необходимо четко осознавать, какие определенные общие и профессиональные компетенции (умения и навыки) должен сформировать у себя будущий специалист по окончанию колледжа.
2. Для развития коммуникативной компетенции необходимо систематическое участие: а)в учебных занятиях, развивающих коммуникативные навыки и, как следствие, повышающих качество устной и письменной речи обучающегося (участие в дискуссиях, семинарских занятиях, в научнопрактических конференциях и т.п.), б) в разного рода внеклассных мероприятиях (интеллектуальных играх, квестах, литературных кружках и т.п.)
3. Находиться в процессе постоянного саморазвития путем чтения различного рода литературы (по философии, психологии, социологии и другим дисциплинам), а также систематического чтения как классической, так и современной художественной литературы.
4. Регулярно следить за научными монографиями, диссертациями, различного рода публикациями в специализированных изданиях, с целью не только повышения профессионального уровня, но и расширения представления о развитии науки в стране и мире.
5. Ответственно подходить к изучению не только профессиональных дисциплин, но и дисциплин гуманитарного цикла («Философия», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык» и др.)
Рекомендации для преподавателей(см. Приложение 6).
1. Прежде всего необходимо систематически объяснять обучающимся, что такое «компетенции», какие компетенции должны быть сформированы у каждого выпускника СПО.
2. Разработать обучающие занятия, направленные на формирование коммуникативной компетенции в курсе каждой, в том числе и профессиональной, дисциплины (организация семинарских занятий, диспутов, дискуссий, групповой деятельности, работы в парах и т.п.).
3. Более активно привлекать обучающихся к подготовке и проведению учебных занятий в качестве преподавателя-дублера, помощникапреподавателя, консультанта при изучении определенных тем, проведении семинарских и практических занятий и т.п.
4. Более часто предлагать «сопутствующие» темы для подготовки индивидуальных заданий в виде рефератов, докладов, сообщений с последующей обязательной защитой во время изучения основной темы занятия.
6. Организовывать кружки, разрабатывать и проводить спецкурсы, элективные и факультативные курсы, направленные на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.
7. При организации занятий выделять время для устных монологических ответов обучающихся с возможностью последующих уточняющих вопросов аудитории.
Таким образом, данные рекомендации помогут, на наш взгляд, всем участникам образовательного процесса более полно и планомерно формировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, так необходимую каждому специалисту независимо от его сферы деятельности.
После изучения литературы по данной проблеме и анализа исследуемого материала мы пришли к выводу, что наша гипотеза о существовании у обучающихся явно ошибочного мнения о малой значимости для технического специалиста коммуникативной компетенции подтвердилась не только результатами опросов обучающихся, но и наблюдениями, сделанными представителями работодателя.
Перспективы же дальнейшего исследования мы видим в более подробном изучении причин выявленной проблемы, а также данное исследование может быть расширено изучением не только причин, связанных с формированием коммуникативной компетенции, но способов эффективного решения данной проблемы как самими обучающимися, так и преподавательским составом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных нами ряда рекомендаций по формированию коммуникативной компетенции на протяжении всего срока обучения будущих технических специалистов. И данные рекомендации, как мы считаем, могут быть интересны и полезны всем участникам учебного процесса.
Результаты исследования также могут быть использованы преподавателями при подготовке и проведении занятий или внеклассных мероприятий по дисциплинам «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Обществознание» и др.
Своей работой мы хотели привлечь внимание обучающихся к проблеме непонимания обучающимися того, зачем будущему технику (механику, технологу) иметь хорошо развитую речь, умение четко формулировать и выражать мысли, т.е. обладать сформированной коммуникативной компетенцией.
В процессе написания работы мы осознали, что и сами еще пока не обладаем достаточно сформированной коммуникативной компетенцией, а в процессе работы над исследованием мы не только смогли увидеть более полно масштаб проблемы, но и приобрели опыт исследовательской деятельности.
Считаем, что полученные знания позволят нам избежать ошибок, которые допускают многие обучающиеся, приходя на собеседование при трудоустройстве и при участии в деловой игре «План карьеры», т.к. результаты исследования заставили нас задуматься о личной ответственности каждого за свое будущее, которое невозможно без эффективного общения, умения работать в коллективе и строить отношения с другими членами социума.
Исследование в корне изменило наше представление о значимости коммуникативной компетенции для техников, которыми в скором времени мы надеемся стать.
1.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940.Ящурный. / Гл. ред. Б. М.
Волин, Д. Н. Ушаков; Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С.
И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков; Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1940. - 1502 стб.
2. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. — 1248 с.
3. Межличностное общение : учебник / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова,
В.М. Погольша. Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с.: ил. – ISBN 5-80460173-3.
4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований;
Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы, 1999
5. Большойпсихологическийсловарь. Под ред. МещеряковаБ.Г.,ЗинченкоВ.П.
(АСТ-Москва 2003, 672с.).
1. https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/295684.html
2. http://www.endic.ru/dal/Kommunikacija-13420.html
3. https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-27169.htm
4. http://endic.ru/ozhegov/Kompetencija-12756.html
5. https://www.b17.ru/dic/kommunikativnaya_kompetentnost
6. http://kursach37.com/kak-pisat-vvedenie-k-kursovoy-rabote
7. http://www.edu.ru/abitur/act.11/index.php
8. http://base.garant.ru/55170687
9. https://www.twirpx.com/topic/600
10. https://eduscan.net/standart/050301
11. https://eduscan.net/spec/050301.52
12. https://ru.wikipedia.org
13. http://obuchonok.ru
14. http://www.slovorod.ru/dic-ushakov
15. http://adverbum.org/ru/enciklopedia-epistemologii-filosofii-nauki
16.http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/Id
Notice:17811
17.https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530 .pdf
18. https://unotices.com/page-books.php?id=64
Вопросы для обучающихся колледжа:
1. Что такое компетенция?
2. Что такое коммуникативная компетенция?
3. Что дает техническому специалисту обладание хорошо развитой коммуникативной компетенцией?
4. Какие способы формирования коммуникативной компетенции возможны?
а) спецкурс по формированию речевой компетенции
б)дополнительные занятия по языковым дисциплинам
в)участие в конференциях, деловых играх и т.д
г)другое
5. Нужны ли дисциплины гуманитарные дисциплины после окончания 1 курса(культура речи, история, философия, иностранный язык и другие.)?
6. Развитие каких умения способствовало выполнение вами заданий, связанных с развитием коммуникативной компетенции на дисциплинах гуманитарного цикла?
а)умение работать с аудиторией
б)умение правильно и быстро донести свою мысль до аудитории
в)умение быстро реагировать на изменение настроения в аудитории г)другое
7. С чем, на ваш взгляд, связано нежелание современных подростков принимать участие в публичных выступлениях и могут ли помочь это преодолеть дисциплины гуманитарного цикла?
8. Может ли стать формирование коммуникативной компетенции осознанны действием обучающегося.
Результаты анализа опроса обучающихся колледжа: Диаграмма №1
иаграмма №5
Нужны ли гуманитарные дисциплины после окончания 1 курса (культура речи, история, философия, иностранный язык и др.)?
(Приложение 3, график №2)
Продолжения приложение 3
(Приложение 3, график №3)
(Приложение 3, график №4)
Продолжения приложение 3
(Приложение3, график №5)
Вопросы для представителей предприятий:
1. При собеседовании с потенциальным работником насколько значима для Вас сформированность коммуникативной компетенции будущего сотрудника?
2. Важна ли для Вас способность потенциального сотрудника строить высказывание с учетом речевой подготовленности собеседника (т.е. использование в речи профессионализмов, терминологии, иноязычных слов и т.п.)?
3. Имеет ли значение наличие большого словарного запаса у претендента?
4. Оцениваете ли Вы умение претендента использовать слова в их прямом назначении, в точном соответствии с их смыслом?
5. Учитываете ли Вы при собеседовании плавность, связность, чистоту (отсутствие в речи слов-паразитов и т.п.) речи будущего сотрудника?
6. Важно ли при собеседовании умение будущего сотрудника продемонстрировать умение четко формулировать мысль, излагать необходимые сведения?
7. Имеет ли для Вас значение способность и умение претендента использовать хорошую и грамотную речь как один из инструментов самопрезентации?
8. Какие еще параметры речи будущего сотрудника Вы учитываете при собеседовании?
9. Какие качества речи Вы могли бы порекомендовать развивать у обучающихся СПО?
Фото 1-ой страницы
Фото 2-ой страницы
Фото 1-ой страницы
Фото 2-ой страницы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.