Почему надо что-то менять? В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира.
Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук.
России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин.
Модернизация образования – это обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества. Система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе и новые запросы.
Модернизация системы образования в России направлена на приведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшиеся в процессе социально - экономических преобразований в стране.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает важнейшую роль учреждений дополнительного образования детей в создании условий, обеспечивающих конкурентоспособность молодых людей в условиях рыночной экономики. Наиболее полно суть модернизации в образовании отражает компетентностный подход.
Анализ содержания программ дополнительного образования показывает, что оно (содержание) в большей мере направлено на формирование технологической компетенции в рамках предмета деятельности.
В ситуации изменившихся запросов сообщества, обучающихся и заказа государства, появляются новые потребности в новых результатах образования, направленные на развитие ключевых компетентностей у воспитанников учреждений дополнительного образования.
Компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно с этой точки зрения делаются утверждения:
Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально – экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
Компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);
Компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);
Компетентность определяется как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относят следующие положения:
1. Смысл образования заключается в развитии у детей способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, включая собственный опыт;
2. Содержание образования – дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского – соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого – либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов
Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности, уровень образованности. В Глоссарии терминов ЕФО (1997), компетенция определяется как
способность делать что – либо хорошо или эффективно;
соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; способность выполнять особые трудовые функции.
В настоящее время предлагается следующая типология образовательных компетенций: ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными; межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов. Особое внимание уделяется ключевым компеиенциямКомпетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следующие характерные признаки:
Многофункциональность - позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
Надпредметность и междисциплинарность – применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и семье, профессии, политике и т.д.
Многомерность - сочетают различные умственные и психические процессы и интеллектуальные умения (абстрактное мышление, саморефлексия, самооценка, критическое мышление и т.д.)
Ключевые компетентности
Ценностно – смысловые компетенции: компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности;
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации);
Компетентность информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем, задач);
Ключевые компетентности
Общекультурные компетенции: осведомленность, обладание познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственной основы жизни человека и человечества, отдельных народов, семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере;
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
Компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);
Ключевые компетентности
Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам, ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
Ключевые компетентности
Информационные компетенции.
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, телефон и т.д.) и информационных технологий (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Ключевые компетентности
Социально – трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально – трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения; умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
Ключевые компетентности
Личностного самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Технология деятельностного подхода
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.