ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ЭССЕ НА ТЕМУ “КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЯЗЫКОВОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ”
Итоговый тест по дисциплине
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания английского языка»
Дисциплина «Теория обучения иностранным языкам»
Выполнил:
Алексеева Ирина Алексеевна Форма обучения – дистанционная Научный руководитель:
Доцент кафедры перевода и переводоведения
ФГВОУ ВПО «НВИ ВВ»
Колмакова Маргарита Владимировна
Новосибирск
2018 г.
Актуальность данной темы обусловлена стремительным социально-экономическим прогрессом, диктующим высокие требования к качеству преподавания иностранного языка в учебных заведениях, так как каждое новое поколение учащихся должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Изменение социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обусловливают необходимость качественного изменения подготовки.
В связи с модернизацией отечественного образования одной из важнейших задач, стоящих перед учебными заведениями, является формирование ключевых компетенций, особенно актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Знание иностранного языка открывает учащемуся доступ к зарубеж- ным источникам информации, без которой в настоящее время немыслима любая деятельность. Умение работать с оригинальной литературой включает в себя получение информации, содержащейся в тексте, ее критическое осмысление, обобщение, анализ и оценку достоверности. Иноязычная компетентность обеспечивает готовность учащегося реально использовать полученные знания в условиях профессиональной среды. Понятие «компетенция» происходит от латинского слова compete, которое означает подходить, соответствовать. В общем смысле оно означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в определенных областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными
знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.
Впервые понятие «компетенция» появилось в 60-е гг. XX в. в Соединенных Штатах Америки, где использовалось в рамках деятельностного образования, целью которого была подготовка профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда. Первоначально все сводилось к автоматизации полученных практических навыков в рамках бихевиористского подхода, что явно было недостаточным для развития творческих и индивидуальных способностей обучаемых. В связи с этим различают два понятия: компетентность и компетенция (competence and competencies). Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили «автономию» компетентности.
Говоря о компетенциях, необходимо уточнить и понятие «компетентность» – комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности. Компетентность – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.
В свою очередь под компетентностным подходом в образовании понимают метод обучения, который направлен на развитие у учащихся способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение методами и приемами решения возникших проблем.
Компетентностный подход предъявляет определенные требования к учащимся и уровню владения ими иностранного языка. В связи с этим различают базовые и продвинутые компетенции у учащихся.
На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т. д.).
Продвинутый уровень предполагает, что учащиеся будут использовать иностранный язык для решения практических задач, например для поиска необходимой информации по профилю своей специальности. Этот уровень имеет междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только по правильности употребления определенных грамматических конструкций и активной лексики. Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения. В число таких форм и методов входят:
➔ монолог учителя;
➔ фронтально-индивидуальный опрос;
➔ информирующие беседы;
➔ самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя;
➔ демонстрация фильма;
➔ контрольная работа.
Компетентностный подход к обучению иностранному языку требует творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умений владения иноязычной речью. Поэтому необходимо стремиться к созданию на занятиях таких условий, когда усвоение учащимися языкового материала осуществляется естественным путём, в процессе общения преподавателя с учащимися между собой в моделируемых нами различными способами жизненных ситуациях.
Формирование компетенций учащихся зависит от их активности, когда «активность» педагога переходит в активность обучаемых. Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать знания. Таким образом, компетентностный подход включает совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в самоопределении, самоактуализации и развитии индивидуальности обучаемых. Не менее важным является вопрос выбора форм и методов обучения студентов. Обучение в компетентностно ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т. е. формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах; используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; выстраивается индивидуальная образовательная траектория; в процессе обучения активно реализуются межпредметные связи; развиваются важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность.
Формирование учебно-познавательной компетенции – это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль. Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий, технологии кейс-стади. При проведении занятий мы используем электронные мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая обучаемым возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения. Учащиеся определяют социальные роли, ведут диалоги на различные темы, практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого – ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом формируя социально-трудовую компетенцию. В условиях обучения иностранному языку у учащихся развиваются определенные компетенции путем получения знаний, которые они смогут приобрести в своей дальнейшей профессиональной деятельности в сфере экономики, коммерции и бизнеса, овладения различными способами решения проблемно-познавательных задач, опытом эффективного принятия решений и достижения поставленных целей через преодоление препятствий. Запас знаний, владение способами решения проблем и опыт достижения цели являются необходимыми составляющими компетенции студентов. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов делает компетентность дефектной.
Таким образом, компетентностный подход в обучении иностранному языку развивается как альтернатива традиционному обучению, в процессе которого идет овладение знаниями, умениями, навыками, ограничивающими их практическое применение в будущей профессиональной деятельности студентов. И таким образом, для грамотного использования компетентностного подхода требуется значительная подготовка, создание прочной языковой базы у учащихся, что осуществляется в системе обучения. В свою очередь, высокое качество изучения иностранного языка способствует конкурентоспособности и профессиональной мобильности в сфере профессиональной деятельности и общения будущего специалиста. Приобретение учащимися иноязычной компетенции заключается в овладении иностранным языком на таком уровне, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.