Компетентностный подход в образовании.
Оценка 4.9

Компетентностный подход в образовании.

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации
Взрослым
05.12.2018
Компетентностный подход в образовании.
Данная работа разъяснит понятие – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Компетентностный подход в образовании.docx
Компетентностный подход в образовании. Ковалева И.И. МБОУ «СОШ № 5» Обнинск Понятия   –   «компетентностный   подход»   и   «ключевые   компетентности»   получали распространение   сравнительно   недавно   в   связи   с   дискуссиями   о   проблемах   и   путях модернизации   российского   образования.   Обращение   к   этим   понятиям   связано   со стремлением   определить   необходимые   изменения   в   образовании,   обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед   собой   цели,   достигать   их,   эффективно   общаться,   жить   в   информационном   и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы,   в   том   числе   и   нестандартные,   быть   хозяином   своей   жизни.   Каждое   из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности   формировать.   Но   компетентности   бывают   разные:   ключевые, межпредметные,   предметные.   Компетентности,   являющиеся   важнейшими   для   жизни   в современном мире, называются «ключевыми». Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:  1. Ценностно­смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная   с   ценностными   представлениями   ученика,   его   способностью   видеть   и понимать   окружающий   мир,   ориентироваться   в   нём,   осознавать   свою   роль   и предназначение,   уметь   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   для   своих действий   и   поступков,   принимать   решения.   От   неё   зависит   индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно­нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных,   общественных   явлений   и   традиций,   роль   науки   и   религии   в   жизни человека,   их   влияние   на   мир,   компетенции   в   бытовой   и   культурно   ­   досуговой сфере,   например,   владение   эффективными   способами   организации   свободного времени. 3. Учебно­познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере   самостоятельной   познавательной   деятельности,   включающей   элементы логической,   методологической,   общеучебной   деятельности,   соотнесённой   с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования,   самооценки   учебно­познавательной   анализа, деятельности.   В   рамках   этой   компетенции   определяются   требования соответствующей   функциональной   грамотности:   умение   отличать   факты   от домыслов,   владение   измерительными   навыками,   использование   вероятностных, статистических и иных методов познания.   рефлексии, 4. Информационная   компетенция.  При   помощи   реальных   объектов   (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий   (аудио­   и   видеозапись,   электронная   почта,   СМИ,   Интернет), формируются   умения   самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта   компетенция   обеспечивает   навыки   деятельности   ученика   с   информацией, содержащейся   в   учебных   предметах   и   образовательных   областях,   а   также   в окружающем мире. 5. Коммуникативная   компетенция  включает   знание   необходимых   языков, способами взаимодействия  с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.  6. Социально­трудовая   компетенция  означает   владение   знанием   и   опытом   в гражданско­общественной   деятельности   (выполнение   роли   гражданина, наблюдателя,   избирателя,   представителя),   в   социально­трудовой   сфере   (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и   обязанностей,   в   вопросах   экономики   и   права,   в   профессиональном самоопределении.   В   эту   компетенцию   входят,   например,   умения   анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой,   владеть   этикой   трудовых   и   гражданских   взаимоотношений.   Ученик овладевает   минимально   необходимыми   для   жизни   в   современном   обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать   способы   физического,   духовного   и   интеллектуального   саморазвития, эмоциональную   саморегуляцию   и   самоподдержку.   Реальным   объектом   здесь выступает   сам   ученик.   Он   овладевает   способами   деятельности   в   собственных интересах   и   возможностях,   что   выражается   в   его   непрерывном   самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической   грамотности,   культуры   мышления   и   поведения.   К   этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая   грамотность,   внутренняя   экологическая   культура.   Сюда   же   входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию  к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых   образовательных   компетенций.   Это   значит,   что   компетентностный   подход   в нашей стране приходит на смену знаниевому.  Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного Основания для сравнения Цель обучения Основная формула  результата  образования Характер  образовательного  процесса Традиционный подход Компетентностный подход Передача/приобретение  теоретической суммы  преимущественно абстрактных  ЗУНов, составляющих содержание  образования Ориентация на практическую  составляющую содержания  образования, обеспечивающую  успешную жизнедеятельность  (компетенции) «Знаю, что» «Знаю, как» Репродуктивный Продуктивный Доминирующий  компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная  работа Характер  контрольных  процессов Статистические методы оценки  учебных достижений  Комплексная отметка учебных  достижений (портфолио –  продукт творческого обучения) Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых  методик проверки эффективности обучения.  Накапливается   и   осмысливается   уже   опыт   решения   не   учебных,   а   жизненных   задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей. При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами  воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и  чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы,  как монолог учителя, фронтально­индивидуальный опрос, информирующая беседа,  самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др. Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может  включать в себя три основных этапа: 1­й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и  основные задачи. 2­й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит: 1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:    теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.; практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы,  практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование  которых возможно на основе материала данной темы; 2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции,  определение логики нового содержания образования); 3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются  компетенции, и результатов их происхождения. 3­й этап – выбор формы организации учебно­познавательной деятельности.  Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно­познавательной  деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах  жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому  уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать  продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:  Исследовательский метод и вид деятельности;  Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;  Многообразие подходов и точек зрения;  Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;  Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания. 4­й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно­практическими действиями  знание преобразуется в способ деятельности). На заключительном, 5­м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий  (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а  также процедур анализа и коррекции. Что даёт компетентностный подход?  Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,  Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,  Подготовку учащихся к успеху в жизни,  Повышает степень мотивации учения,  Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного  процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и  собственной культуры для его жизни. Учитель должен уметь:  Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.  Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.  Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся,  характерными для их возраста.  Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.  Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной  работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и  индивидуальной), диалогических и проектно­исследовательских методов.  В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».  Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по  предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.  Оценивать достижения учащихся не только отметкой­баллом, но и содержательной  характеристикой.  Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни. Учитель должен понимать:  Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым  неожиданностям,  Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и  вчерашнего опыта невозможно,  Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни  своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники,  Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся. Не надо:  Считать себя единственным и главным источником знаний,  Передавать свой опыт жизни и воспитания,  Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного»  решения житейских и профессиональных проблем,  Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято». Главной   отличительной   чертой   компетентностного   подхода   является   его деятельностный   характер.   Критерием   проявления   компетенции   является   достижение учащимся положительного для себя результата. Уметь   анализировать,   сравнивать,   выделять   основное,   давать   адекватную самооценку,   быть   ответственным,   самостоятельным,   уметь   творить   и   сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений ­ это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе.  Задача  педагога  ­  так  выстроить  процесс  обучения  и   воспитания,   чтобы  помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.  Учителям,   родителям,   администрации   образовательных   учреждений   необходимо осмыслить   требования   к   образованию,   предъявляемые   новыми   стандартами   и   находить новые подходы в работе. Направленность на воспитание и развитие школьника ­ основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения.  Изменение   модели   образования   требует   прежде   всего   изменения   личности   самого   информационных   готового   достигать   социальных, учителя,   коммуникативных, компетенций, толерантности, высокого уровня  образованности. Позиция учителя  Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной   задачей   становится   мотивировать   учащихся   на   проявление   инициативы   и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия,   развивающую   среду,   в   которой   становится   возможным   выработка   каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.  Развитие ребенка  Меняется   и   смысл   термина   «развитие».   Индивидуальное   развитие   каждого   человека связано   в   первую   очередь   с   приобретением   умений,   к   которым   у   него   уже   есть предрасположенность   (способность),   а   не   с   приобретением   тематической   информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, но и, по сути, не имеет никакого отношения к его индивидуальности.  Можно   выделить   те   характеристики   ситуаций,   которые   должен   организовать   любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».  К необходимым можно отнести следующие:  1. Самостоятельный   выбор   учащимся   (темы, форм и способов работы и т.д.).    уровня   сложности   задания, 2. Самостоятельная учебная работа, деятельность  3. Осознанность цели работы и ответственность за результат.  4. Реализация индивидуальных интересов учащихся.  5. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование).  6. Формирование понятий и организация своих действий на их основе.  7. Использование   системы   оценивания,   адекватной   требуемым   образовательным результатам.  8. Демонстрация учителем компетентного поведения.  Конкретизируя   эти   условия,   можно   определить   возможные   действия   учителя, направленные на создание развивающей среды: 1. Поощрять за попытки что­то сделать самостоятельно.  2. Демонстрировать   заинтересованность   в   успехе   учащихся   по   достижении поставленных целей.  3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.  4. Побуждать   к   выражению   своей   точки   зрения,   отличной   от   точек   зрения окружающих.  5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.  6. Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.  7. Создавать   разные   формы   мотивации,   позволяющие   включать   в   мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.  8. Позволять   строить   собственную   картину   мира   на   основе   своего   понимания   и культурных образцов.  9. Создавать   условия   для   проявления   инициативы   на   основе   собственных представлений.  10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.  11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения.  12. Учить   выслушивать   и   стараться   понять   мнение   других,   но   иметь   право   не соглашаться с ним.  13. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.  14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.  15. Доводить   до   полного   понимания   учащимися   критериев   оценки   результатов   их работы.  16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.  17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.  18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.  19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. 20. Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.  21. Делиться   с   учениками   своими   мыслями,   чувствами,   ожиданиями   относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.  22. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что­то новое.  23. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними. 24. Показывать относительность любого знания  и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.  25. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего­то «не знаю», «не умею» или   «не   понимаю»,   не   только   не   стыдно,   но   является   первым   шагом   к   «знаю», «умею» и «понимаю».

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018