Календарно-тематический план решения задачи: развитие речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».
Образовательные задачи.
Познавательное развитие:
1. Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
2. Расширить словарь детей, за счет употребления прилагательных и слов - антонимов, использующихся при описании героя рассказа.
3. Воспитывать бережное и гуманное отношение детей к животным.
4. Воспитывать литературный вкус у детей, в процессе знакомства с творчеством автора К. Паустовского.
Материалы и оборудование.
1. Дидактический материал: мяч, игрушка кот, иллюстрации к рассказу, портрет К. Паустовского, схема составления рассказа, жетоны разного цвета, корзинка.
2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Развивающая предметно-пространственная среда |
Ожидаемые результаты |
1 |
Воспитатель читает детям рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Дает ребятам возможность обменяться впечатлениями. Воспитатель спрашивает детей: -«„Кот-ворюга“ – это рассказ или сказка? – уточняет воспитатель. – Можете объяснить, почему это рассказ?». Воспитатель обращает внимание на то, как начинается, и заканчивается сказка и рассказ. Воспитатель и дети приходят к выводу о том, что это рассказ.
Воспитатель задает детям вопрос: -Как зовут автора, который написал этот рассказ? -Правильно, автора зовут Константин Паустовский. Посмотрите на его портрет. Рассказ воспитателя о К.Паустовском. -К. Паустовский знаменитый русский писатель, у него есть и сказки и рассказы для детей. В его произведениях всегда присутствует любовь к природе, людям, животным, насекомым и др. Рассказы Константина Георгиевича наполнены добром, светом и теплом Даже если кто – нибудь из герое ошибется, то обязательно исправит свое поведение и отношение. |
Внимательно слушают рассказ К. Паустовского «Кот - ворюга». Дети обмениваются мнениями о рассказе. Дети размышляют на тему: это рассказ или сказка. -Сказка начинается со слов: жили – были, жал – да был, в некотором царстве, в некотором государстве. Рассказ начинается со слов: как -то раз, однажды, и др. -Написал рассказ Константин Паустовский. |
Иллюстрации к рассказу, портрет К. Паустовского, схема составления рассказа |
Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Сформировано желание делиться впечатлениями. Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
|
2 |
Физминутка «Рыжий котик». Рыжий котик потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Лапы в стороны развел, И как буд-то бы пошел. Туловище повертел. На окошко тихо сел.
Воспитатель обращает внимание на то, как ярко описаны проделки и подвиги кота, какой при этом используется богатый словарь: -«Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали», «Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами», «Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел». Воспитатель обращает внимание на иллюстрации к рассказу «Кот - ворюга». Воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Скажи, какой был кот».
-Дети, помните момент, когда наш кот стал жить рядом с людьми, и больше не воровал у них еду. Теперь мы о коте скажем по другому, и поможет нам в этом мяч. Поиграем в игру «Скажи – по другому». Кто мой мяч поймает, тот называет противоположное слово, моему.
- Как вы думаете, дети, изменился ли наш кот после того, как он стал жить ближе к людям? Почему?
Воспитатель предлагает выполнить заявки детей, если они понятно объяснят, какой отрывок им хочется услышать еще раз (зачитывает 3–4 отрывка). |
Поднимание рук вверх, опускание вниз. Наклоны к правой и левой ноге. Руки в стороны разведены. Поднимание колен поочередно. Повороты влево- вправо. Приседание. Дети внимательно слушают воспитателя, и повторяют самые яркие словосочетания.
Дети внимательно рассматривают иллюстрации к рассказу.
Дети описывают кота, называют его качества и внешние характеристика: -Хитрый, ловкий, быстрый, шустрый, голодный, рыжий, злой, испуганный и др. Дети называют слова – антонимы. -хитрый – простой, быстрый – медленный, шустрый – спокойный, голодный – сытый, рыжий – черный, злой – добрый, испуганный – спокойный, тяжелый – легкий, смелый – трусоватый. - Кот изменился, он перестал воровать еду, потому, что люди его начали хорошо кормить. Он стал заботливым, хозяйственным. Дети внимательно слушают отрывки из рассказа. |
Игрушка кот, мяч. |
Снято физическое напряжение. Расширен словарь детей, за счет употребления прилагательных и слов - антонимов, использующихся при описании героя рассказа. Воспитан литературный вкус у детей, в процессе знакомства с творчеством автора К. Паустовского.
|
3 |
Воспитатель раздает детям жетоны разного цвета, и обращается к детям: -Дети, мы сегодня прочитали и обсудили рассказ К. Паустовского «Кот - ворюга», можем ли мы с вами определить правила обращения с животными. Для этого нам помогут жетоны. Мы называем правило, и отдает жетон нашему коту. -Дети, я вам предлагаю запомнить эти правила, и быть внимательными и заботливыми к животным. |
Каждый ребенок называет одно правило обращения с животными: -Ласково обращаться. -Кормить. -Если заболело животное, то лечить. -Играть. Не обижать, не пугать и др. |
Жетоны разного цвета, игрушка кот, корзинка. |
Воспитано бережное и гуманное отношение детей к животным.
Подведены итоги образовательной деятельности. |
Литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.