КОМПЛЕКС ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
по развитию познавательных процессов у учащихся, выпускников школ-интернатов в условиях НПО (СПО)
Цель: формирование положительной установки на работу в группе; создание доверительной и деловой атмосферы; тренировка внимания, памяти, мышления; развитие умения принимать ситуацию с пользой для себя.
ЗАНЯТИЕ 1
Задача: развивать активный словарь, абстрактно-логическое мышление; выявлять общие понятия; увеличивать объем и переключение внимания; учить находить закономерности.
Оборудование: листки бумаги, авторучки, карточка с числами, бланк с 20-ю обобщающими словами и к каждому из них набор из 5-и слов.
Ход занятия
1. Приветствие. Учащиеся встают в круг и приветствуют друг друга, передавая привет пожатием руки.
2. Мини-лекция «Память».
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
Виды памяти:
Механическая - память, основанная на повторении материала без его осмысления.
Оперативная - вид памяти, появляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.
Смысловая - вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Непроизвольная - запоминание без специальной установки.
Произвольная - память, основанная на запоминании со специальной установкой.
Память хранит не только воспринятое, но и продуманное человеком. Вот почему всегда «Я» человека всегда отражает, обычно немного отставая, но нередко и значительно опережая, то время, в котором он живет.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение ее личностью и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
3. Подбор словесных ассоциаций.
Наши мысли и воспринимаемые нами впечатления всегда ассоциируются каким-нибудь образом. Вам необходимо назвать первую пришедшую в голову ассоциацию (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Например: стол – комната, качается, большой; пруд – рыба, кататься в лодке, глубокий.
1. Программа 6. Верхолаз
2. Взаимоотношение 7. Полководец
3. Характеристика 8. Космос
4. Самообразование 9. Гласность
5. Век 10. Истоки
4. Определить, какие логические выводы правильные, какие ложные.
1. Все арабы смуглые.
Ахмед смугл.
Следовательно, Ахмед – араб.
2. Коренные жители Конго – негры.
Мухаммед – негр.
Следовательно, Мухаммед – житель Конго.
3. Когда идет дождь, все крыши домов мокрые.
Крыши всех домов мокрые.
Следовательно, идет дождь.
4. Все граждане России имеют право на труд.
Иванов – гражданин России.
Следовательно, он имеет право на труд.
5. Все учащиеся группы №13 учатся хорошо.
Петя Смирнов учится хорошо.
Следовательно, он учащийся группы №13.
Переменка. Аутогенное упражнение «Полет».
Встаньте, закройте глаза, опустите руки вдоль тела. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять руки вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.
5. Подбор слов.
Подобрать слова, имеющие общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом.
Предлагается набор из 5-и слов, два из которых два из которых более всего с ними связаны. Найти эти слова в каждой строке и подчеркнуть.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).
9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).
10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).
6. Объем внимания.
Указание: Сейчас я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько чисел. Посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их и сумму запишите.
Когда сумма будет записана, попросить ответить, на каких фигурах были записаны числа.
7. Упражнение на переключение и персеверацию внимания
Указание: Напишите два любых числа одно под другим. Например: 2 и 4. Сложите их, единицу суммы напишите рядом сверху, а верхнее число перенесите вниз. Теперь сложите эти числа. Подготовьте себе следующую пару и продолжайте ряд.
4 6 0 6 6 2
2 4 6 0 6 6
8. Продлите каждый ряд по найденной закономерности.
1. 6 10 14 18 22
2. 10 12 11 13 12
3. 24 21 19 18 15
4. 3 6 8 16
Ключ: 1. +4; +4; +4
2. +2; -1; +2; -1
3. -3; -2; -1; -3
4. х2; +2; х2
9. Аутотренинг.
- Я отдыхаю.
- Мышцы лица расслаблены.
- Веки опущены и слегка сомкнуты.
- Расслаблены мышцы рта.
- Все лицо расслабленное, спокойное.
- Я отдыхаю.
- Чувствую себя свежим.
- Мои добрые действия отразятся на мне добром.
- Я склонен к совершению добра.
- Тело напряжено как пружина.
- Я полон сил и бодрости.
10. Итог занятия. Рефлексия.
1. Какие задания мы сегодня выполняли и какую цель ставили перед собой?
2. Какое задание вам было особенно трудно выполнять?
ЗАНЯТИЕ 2
Задача: Продолжать активизировать словарь с помощью словесных ассоциаций; развивать память, абстрактно-логическое мышление; увеличивать объем внимания; продолжать учить искать закономерность числового ряда.
Ход занятия
1. Приветствие. Разминка «Странный город».
Инструкция. Жители странного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами.
Ход упражнения. Участники свободно передвигаются по аудитории. При каждом хлопке ведущего они здороваются согласно инструкции: глазами… руками… плечами… коленями… лбами…спинами.
2. Подбор ассоциаций.
Выбор словесных ассоциаций проводится по принципу предыдущего занятия.
1. Согласие 7. Скульптор
2. Государство 8. Вещь
3. Граница 9. Чуткость
4. Перестройка 10. Дальновидность
5. Великодушие 11. Восток
6. Виртуоз 12. Фантазия
3. Исключение понятий.
Зачитываются 5 слов, из которых 4 объединяются общим понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и записать «лишнее».
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, сиреневый, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, строжка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, неудача, выигрыш, удача, спокойствие.
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
4. Упражнение на запоминание.
Материал: 1. Наглядный – карточки-сетки с 25 ячейками с фигурами.
2. Раздаточный – сетки с 25 пустыми ячейками.
Указание: Сейчас я вам покажу на 10 секунд карточку с фигурками. Запомните, в каких клетках какие фигуры нарисованы. Расставьте эти фигуры в своих сетках.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переменка. Аутогенное упражнение «Расхождение рук».
Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
5. Упражнение на переключение и персеверацию внимания.
Указание: Напишите одно число под другим. Сумму чисел напишите внизу, а нижнее число перенесите вверх. Например:
2 4 6 0 6 2
4 6 0 6 6 6
6. Отыскание логичности
Задача 1. Встретились два человека, друзья детства, и между ними произошел следующий разговор:
- Сколько лет я тебя не видел и ничего не слушал о тебе.
- А у меня уже дочь.
- И как же ее зовут?
- Как и ее мать.
- И сколько же лет Леночке?
Вопрос: Как собеседник узнал, что дочь зовут Леночкой?
Ответ: Мать Леночки – одна из двух встретившихся друзей детства. Фраза «друзья детства», шаблонно понятая, дает образы двух мужчин, поскольку «человек» и «друг» - слова мужского рода.
Задача 2. Подумайте и скажите, может ли так быть?
На перроне особа в черном встречает молодого человека и говорит: «Вчера ваша мать умерла». Молодой человек – сын особы в черном.
Ответ: особа в черном – отец.
Задача 3. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев.
Ответ: зрячие – это сестры.
Задача 4. Как зачеркнуть, не отрывая карандаша, четыре точки квадрата тремя прямыми линиями, вернувшись в исходную точку?
. .
. .
7. Поиск закономерности. Какие числа пропущены?
1. 24 21 19 18 15 13 _ _ 7
2. 1 4 9 _ _ 49 64 81 100
3. 16 17 15 18 14 19 _ _
Ключ.
1. 12 9 (-3; -2; -1)
2. 25 36 (+3; +5; +7; +9; +11; +13; +15; +17; +19)
3. 13 20 (+1; -2; +3; -4; +5)
8. Запоминание слов с логической связью.
Указание: Я зачитаю вам слова. Запомните их попарно. Затем я прочту вам только первое слово, а вы запишите второе.
Кукла - играть мышка - норка
Курица - яйцо снег - зима
Ножницы - резать петух - кричать
Лошадь - сани чернила - тетрадь
Книга - читать корова - молоко
Бабочка - муха паровоз - ехать
Солнце – лето груша - компот
Щетка - зубы лампа - вечер
При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, ставят «+», если неправильно или вообще не написано – «-».
9. Аутотренинг.
- Я отдыхаю.
- Дышу ровно и спокойно.
- Мое сердце успокаивается.
- Оно бьется легко и спокойно.
- Я совершенно спокоен.
- Мне легко и приятно.
- Я могу встретить сотни людей в течение дня и среди них одного человека, которого люблю.
- Есть две вещи, которые управляют действиями людей: любовь и милосердие.
- Потягиваюсь, открываю глаза.
-Тело напряжено, как пружина.
- Я полон сил и бодрости.
10. Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 3
Задача: активизировать словарь, увеличивать объем памяти, развивать умение решать абстрактно-логические задачи, внимание, находить закономерность числового ряда.
Ход занятия
1. Приветствие. Разминка «Хорошо-плохо»
Учащиеся сидят по кругу. Начинает ведущий: «Я учащийся, и это хорошо…» - объясняя почему. Следующий участник подхватывает: «Я учащийся, и это плохо…» - также объясняя причину. «Хорошо» и «плохо» называется по очереди. Важно закончить игру на «хорошо».
2. Мини-лекция. «Память и чувственный опыт»
Эмоции и чувства – лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечь информацию. Даниель Лапп сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забрасываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью: чем больше чувств вовлечено, тем легче вспомнить информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.
Мы запоминаем лучше:
1) ту информацию, которой мы постоянно пользуемся;
2) то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);
3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);
4) прерванные действия (так как их приходится возобновлять).
3. Подбор ассоциаций.
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только нарицательные существительные. Например: стол – тарелка; пруд – вода.
1. Школа 9. Этаж
2. Народ 10. Люстра
3. Буква 11. Пакет
4. Количество 12. Геометрия
5. Семья 13. Врач
6. Ученик 14. Митинг
7. Наука 15. Поезд
8. Путешествие 16. Журнал
4. Исключение понятий.
Зачитываются 5 слов, из которых 4 объединяются общим понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и записать «лишнее».
1. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша
2. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький
3. Хата, печь, дым, хлев, будка
4. Береза, сосна, дуб, сирень, ель
5. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива
6. Секунда, час, год, вечер, неделя
7. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
8. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
9. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
10. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
5. Отыскание логичности
Задача 1. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?
Задача 2. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
Задача 3. Человек ложится спать в 8 вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько будет спать человек?
Задача 4. Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?
Переменка. Аутогенное упражнение «Схождение рук»
Встаньте, закройте глаза, руки в стороны. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте их свести, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
6.Упражнение на запоминание.
Материал: 1. Наглядный – карточки-сетки с 25 ячейками с фигурами.
3. Раздаточный – сетки с 25 пустыми ячейками.
Указание: Сейчас я вам покажу на 10 секунд карточку с фигурками. Запомните, в каких клетках какие фигуры нарисованы. Расставьте эти фигуры в своих сетках.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Поиск закономерности
1. 19 16 22 19 25 22 28
2. 17 13 18 14 19 15 20
3. 4 6 12 14 28 30 60
4. 26 28 25 29 24 30 23
Ключ.
1. -3; +6; -3; +6;
2. -4; +5; -4; +5;
3. +2; х2; +2; х2;
4. +2; -3; +4; -5; +6; -7.
8. Запоминание слов с логической связью.
Указание: Вам дается три минуты для запоминания приведенных ниже слов. Затем вам надо будет вспомнить, что означает слово, начинающееся с буквы, которую я вам назову: цветок, инструмент, птицу, произведение искусства или животное. Помните, что все заученные слов начинаются с разных букв, т.е. ни одна начальная буква не повторяется.
ЦВЕТЫ |
фиалка |
тюльпан |
гвоздика |
лилия |
василек |
ИНСТРУМЕНТЫ |
молоток |
иголка |
щипцы |
нож |
шило |
ПТИЦЫ |
журавль |
чибис |
утка |
аист |
павлин |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВ |
опера |
стихотво- рение |
басня |
роман |
картина |
ЖИВОТНЫЕ |
заяц |
еж |
дельфин |
хорек |
ягуар |
Задание.
1. Слово, первая буква которого «б» означает:
а) цветок, б) инструмент, в) птицу, г) произведение искусства, д) животное.
2. Слово, начинающееся с буквы «ё».
3.Слово, первая буква которого «ч», и т.д.
9. Аутотренинг.
- Я успокаиваюсь.
- Совсем спокоен.
- Я спокоен.
- Совсем спокоен.
- Я погружаюсь в освежающий отдых.
- Я совсем успокоился.
- Лицо расслаблено, дыхание ровное.
- Лоб овевает свежий ветерок.
- Я все лучше владею собой.
- Я способен контролировать свои поступки.
- Я всегда внимателен к себе и к людям.
- Я добр.
- Мои силы восстанавливаются.
- Я весь наполняюсь силами.
4. Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 4
Задача: формирование коммуникативных навыков; тренировка памяти, внимания, абстрактно-логического мышления, сообразительности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие. Разминка «Пустой стул».
Стулья расставлены по форме круга, чтобы стульев было на один больше, чем половина учащихся под номером один.
Указание. Рассчитайтесь на первый-второй. Участники под номером один садятся на стулья, под номером два – встают за их стульями. Один стул дожжен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним, - задержать его.
2. Игра-забава «Змея».
Группа делится на пары, которые рассаживаются напротив друг друга. В игре используется лист в крупную клетку. На листе рисуется точками квадратная решетка 5х5. Первый соединяет две точки, второй продолжает. Точки соединяются только по горизонтали или по вертикали. Каждым ходом игрок соединяет один из концов нарисованной ломаной линии. Выигрывает игрок, сделавший последний допустимый ход.
3. Объединение слов в группу.
Указание: Вам дается ряд из пяти слов. Четыре из них по значению можно объединить в одну группу. Вы должны записать пятое слово, не входящее в эту группу, то есть не относящееся к тому смыслу, которое является общим для остальных четырех слов.
Например:
1. а) стол, б) стул, в) голубь, г) диван, д) шкаф. Слова «а», «б», «г», «д» обозначают предметы мебели, а слово «в» не означает этого.
2. а) идти, б) мчаться, в) ползти, г) бежать, д) лежать. Слова «а», «б», «в», «г», обозначают разные виды передвижения, слово «д» обозначает пребывание на месте.
Задание.
1. а) писать, б) рубить, в) пилить, г) читать, д) ковать.
2. а) узкий, б) угловатый, в) короткий, г) высокий, д) широкий.
3. а) велосипед, б) мотоцикл, в) поезд, г) трамвай, д) автобус.
4. а) запад, б) курс, в) направление, г) путешествие, д) север.
5. а) видеть, б) говорить, в) осязать, г) нюхать, д) слышать.
6. а) прилечь, б) приподняться, в) присесть, г) прислониться, д) привстать.
7. а) круг, б) эллипс, в) стрела, г) дуга, д) кривая.
8. а) добрый, б) верный, в) отзывчивый, г) трусливый, д) честный.
9. а) зависть, б) скупость, в) обжорство, г) жадность, д) скаредность.
10. а) тонкий, б) худой, в) узкий, г) дородный, д) короткий.
11. а) горлышко, б) пробка, в) ножка, г) спинка, д) ручка.
12. а) туманный, б) морозный, в) ветреный, г) хмурый, д) дождливый.
5. Упражнение на запоминание.
Материал: 1. Наглядный – карточки-сетки с 25 ячейками с фигурами.
6. Раздаточный – сетки с 25 пустыми ячейками.
Указание: Сейчас я вам покажу на 10 секунд карточку с фигурками. Запомните, в каких клетках какие фигуры нарисованы. Расставьте эти фигуры в своих сетках.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Отыскание логичности.
Задача 1. У Мамеда 10 овец. Все, кроме 9, сдохли. Сколько осталось овец?
Задача 2. Вы пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту?
Задача 3. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
Задача 4. Вы заходите в малознакомую комнату. В ней две лампы: газовая и бензиновая. Что вы зажжете в первую очередь?
8. Составление изображений.
Материал: стандартный лист бумаги, на котором изображены 5 квадратов с кругом посередине.
Указание. Добавьте любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Допиши название к каждому рисунку.
|
|
|
|
|
9. Игра «Применение предмета»
Указание: Я назову предмет, а вы должны сказать, как и где можно применить этот предмет: книга, линейка, газета, шарф, и т.д.
10. Аутотренинг
- Я отдыхаю.
- Я спокоен.
- Тепло нагревает кисти.
- Приятное тепло пульсирует в кончиках пальцев.
- Я наедине со своим спокойствием.
- Сейчас я полностью предаюсь отдыху.
- Я говорю всем: спасибо, благодарю.
- Я щедрый человек.
- Я добрый человек.
- Я хорошо отдохнул.
- Дыхание становится чаще.
- Я испытываю радостный подъем.
- Я становлюсь как пружина.
11.Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 5
Задача: активизировать словарь при помощи словесных ассоциаций, развивать память, внимание, абстрактно-логическое мышление.
Ход занятия
1. Приветствие. Разминка «Лавата».
Группа образует круг.
Инструкция: Это необычный танец «Лавата». Когда его танцуют, то берут своего партнера за разные части тела и так двигаются по кругу. Итак, начали:
- за коленки;
- за уши;
- за пятки;
- за нос;
- за плечи;
- за кончики пальцев и т.д.
2.Мини-лекция «Внимание».
Внимание – это выделение сознанием одних воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания. Различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, является физиологической основой внимания.
Качества внимания:
концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;
объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания) 4
распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
3. Упражнение «Круги внимания»
Послушать, что творится на улице, в коридоре, в кабинете (самые отдаленные звуки и шорохи).
4. Упражнение «Тренировка памяти, внимания, наблюдательности».
а) назвать самый дальний, самый близкий объекты, находящиеся в поле зрения; перечислить в кабинете все предметы определенной формы, одного цвета;
б) перечислить предметы в кабинете, начинающиеся на одну букву;
в) «Что нового в одежде соседа?» - вся группа сидит с закрытыми глазами и вспоминает внешний вид соседа.
5. Выбор словесных ассоциаций.
В ответ на слово необходимо использовать только прилагательные. Например: стол – круглый; пруд – большой.
1. Список 11. Интерес
2. Звезда 12. Страна
3. Кругозор 13. Жизнь
4. Лекция 14. Библиотека
5. Дом 15. Собака
6. Критика 16. Убежище
7. Закон 17. Пример
8. Птица 18. Воспитание
9. Книга 19. Музей
10.Счастье 20. Приказ
Переменка. Упражнение «Левитация руки».
Руки опущены. Настройтесь, чтобы рука стала легче и начала подниматься, всплывать. Если этот прием не получается, необходимо искать другое движение или попробовать сделать его после других движений.
6.Упражнение на запоминание.
Материал: 1. Наглядный – карточки-сетки с 25 ячейками с фигурами.
Раздаточный – сетки с 25 пустыми ячейками.
Указание: Сейчас я вам покажу на 10 секунд карточку с фигурками. Запомните, в каких клетках какие фигуры нарисованы. Расставьте эти фигуры в своих сетках.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Поиск закономерности.
Найдите закономерность числового ряда.
1. 29 26 13 39 36 18 54
2. 21 7 9 12 6 2 4
3. 5 6 4 6 7 5 7
Ключ:
1.-3; :2; х3; -3; :2; х3;
2. :3; +2; +4; :2; :3; +2; +4;
3. -1; -2; +2; -1; -2; +2.
7. Отыскание логичности.
Задача 1. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц? Ответ: 4 минуты.
Задача 2. В школе 370 учащихся. Докажите, что среди учащихся этой школы обязательно найдутся ученики, отмечающие свой день рождения в один день. Ответ: в году 365 дней, а учащихся 370.
Задача 3. Один поезд едет из Москвы в Петербург, а другой – из Петербурга в Москву. Вышли одновременно, но скорость первого поезда в три раза выше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи? Ответ: Одинаково.
Задача 4. Отец с сыном попали в катастрофу. Отец скончался в госпитале. К сыну в палату заходит хирург и говорит, показывая на него: «Это мой сын». Могут ли эти слова быть правдой? Ответ: Могут, если хирург – женщина.
8. Анаграммы. Указание: Чтобы получить слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.
1. Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (карп – парк)
2. В океане он живет,
И мала ему река,
Буквы ставь наоборот –
Будет дергаться щека. (кит – тик)
3.По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки,
Если ж, буквы смешав, мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (вена – Нева)
4. Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу,
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (насос – сосна)
10.Аутотренинг.
- Я отдыхаю.
- Я спокоен.
- Каждое слово реализуется в приятное ощущение.
- Истинное счастье состоит в искоренении эгоизма.
- Никто не может сделать меня счастливым, кроме меня самого.
- Помогая миру, я помогаю самому себе.
- Все гармонично в этом мире.
- Потягиваюсь, открываю глаза.
- Мне уже приятно.
11. Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 6
Задача. Продолжать развивать активный словарь с помощью словесных ассоциаций; увеличивать объем внимания; закреплять умение находить закономерность числового ряда; составлять анаграммы; распределять внимание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие. Разминка «Я знаю пять названий…»
Игрок должен в ритме отскакивающего мяча назвать пять предметов, названий на заданную тему (транспорт, растения, животные и т.п.). Итак, каждый игрок проговаривает пять названий предметов, считая, ритмично ударяя мячом об пол.
2. Упражнение «За что мы любим…»
Ведущий говорит учащимся:
-Вступая во взаимодействие с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся (или не нравятся). Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который вам нравится. Укажите пять качеств, которые вам в этом человеке особенно нравятся. Имя человека на характеристике не пишите. Мы прочитаем и попробуем угадать человека, к которому относится характеристика.
3. Подбор словесных ассоциаций.
В ответ на слово необходимо использовать только прилагательные. Например: музей – исторический; приказ – строгий.
1. Физика 11. Человек
2. Город 12. Случай
3. Принцип 13 Революционер
4. Группа 14. Воздух
5. Воззвание 15. Голос
6. Действие 16. Содружество
7. Дефицит 17. Группировка
8. Шрифт 18. Депутат
9. Аргумент 19. Делец
10. Начало 20.Подробность
4.Тренировка памяти.
Материал: 1. Наглядный – карточки с 25 ячейками с 6 фигурами. 2. Раздаточный – карточки-сетки с 25 пустыми ячейками.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переменка «Автоколебания тела»
Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, мысленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления своего тела. Главное – искать приятный ритм и темп раскачивания.
4. Найдите закономерность.
1. 17 15 18 14 19 13 10
2. 279 93 90 30 27 9 6
3. 4 7 8 7 10 11 10
4. 9 12 16 20 25 30 36
5. 5 2 6 2 7 2 8
Ключ:
1. -2; +3; -4; +5; -6;
2. :3; -3; :3; -3;
3. +3; +1; -1; +3; +1; -1;
4. +3; +4; +4; +5; +5; +6
5. -3; +4; -4; +5; -5.
6. Загадки. Анаграммы.
Указание: Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы нельзя.
1. В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера.
Если ж буквы переставить,
Гибким стеблем стану я. (зола - лоза)
2. Мой первый звук во рту растет,
Второй растет на огороде.
Все вместе прочитав наоборот,
Найдешь на корабле и пароходе. (зуб + мак = камбуз)
3. Кто по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе – превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму. (катер – Артек)
7. Распределение внимания.
Указание. Напишите числа от 1 до 20 и одновременно громко ведите счет в обратном порядке.
8.Упражнение на расслабление «Свеча».
Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшите его. Когда вы раздуваете его, становится светлее, когда уменьшаете его, становится темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становится ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь медленно приглушайте свет пламени.
9. Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 7.
Задача. Тренировать в выполнении некоторых мыслительных умений; производить обобщение понятий; продолжать увеличивать объем памяти; находить закономерность числового ряда; развивать внимание; разгадывать загадки, кроссворды.
Ход занятия
1. Приветствие. Разминка.
Упражнение «Конспиратор»
Группа становится в круг лицом, ведущий – изнутри круга. Ему завязывают глаза, и он должен узнать всех играющих на ощупь, начиная с головы. Лучший конспиратор – последний из узнанных.
2. Мини-лекция «Понятие»
Понятие – одна из форм мышления. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятие бывает эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое представление фиксирует одинаковые предметы на основе сравнения, а теоретическое – объективную связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-исторческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
3. Выделение общего и подчиненного понятия
Указание: Вам нужно подыскать к каждому слову общее понятие и подчиненное, более частное. Например:
Лампа: а) свет, б) осветительный прибор, в) телевизор, г) настольная лампа.
Для понятия «лампа» общим понятием является «осветительный прибор». Его и следует назвать. А видовым или частным «настольная лампа».
1. Местоимение.
А) часть речи, б) синтаксис, в) указательное местоимение, г) междометие.
2. Ветер.
а) атмосферное явление, б) прохлада, в) движение воздуха, г) снег.
3. Крахмал.
а) жиры, б) картофель, в) кукурузный крахмал, г) органическое вещество.
4. Отрицательное число.
а) сумма, б) число, в) минус пять, г) положительное число.
5. Угнетенный класс.
а) феодалы, б) класс, в) крепостные крестьяне, г) угнетатели.
6. Деление.
а) умножение, б) деление с остатком, в) действие с числами, г) разность.
7. Столица.
а) столица государства, б) окраина, в) город, г) деревня.
8. Словарь.
а) книга, б) фразеологический оборот, в) учебник, г) орфографический словарь.
9. Ягода.
а) плод, б) орех, в) чад, г) земляника.
10. Угол.
а) треугольник, б) фигура, в) прямой угол, г) сторона.
4. Найдите закономерность.
1. 9 12 16 20 25 30 36
2. 5 2 6 2 8 3 15
3. 15 19 22 11 15 18 9
4. 8 10 16 23 32 43 56
Ключ:
1. +3; +4; +4; +5; +5; +6.
2. -3; х3; - 4; х4; -5; х5.
3. +4; =3; :2; +4; +3; :2.
4. +3; +5; +7; +9; +11; +13.
Переменка. Игра «Молчанка»
Выбирается ведущий. Он произносит:
-Кто скажет слово или рассмеется, тот исполнит мое желание. Стоп!
Все затихают. Ведущий должен разговорить или рассмешить кого-нибудь из участников. Кто издал звук, тот и исполняет желание ведущего.
5. Тренировка памяти.
Материал: карточки с геометрическими фигурами.
Указание: Вам следует вести одновременно счет разных фигур, например, (первая строка) круг белый – один, круг черный – один, круг белый – два, круг белый – три, круг черный – два, круг белый – четыре и т.д. (По мере считывания фигуры закрываются)
6. Разгадывание загадок и кроссворда.
Указание. В этом кроссворде все заданные слова стоят на своих местах, вам же, отгадав загадки, предстоит определить их местоположение в сетке и зачеркнуть. Слова могут «изгибаться» по вертикали и горизонтали, вверх и вниз, но не по диагонали. Из оставшихся букв у вас должно получиться ключевое слово.
К |
У |
Л |
И |
П |
О |
Д |
Б |
А |
Р |
Р |
Т |
К |
А |
С |
Х |
Ь |
Т |
Е |
П |
А |
Е |
О |
У |
Л |
О |
Ё |
Д |
А |
Р |
Л |
Н |
Е |
Ф |
Ж |
У |
Л |
К |
А |
Г |
С |
В |
Ё |
Г |
У |
Б |
Р |
Р |
О |
Р |
К |
А |
З |
Л |
Б |
И |
Х |
Е |
Л |
А |
С |
Е |
Ы |
А |
Загадки.
1. Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)
2. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
3. Алый сапог в земле горит. (Свекла)
4. Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух)
5. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)
6. Хороводом в ряд в шляпах молодцы стоят. (Грибы)
7. Горшочек маленький, кашка сладенькая, горшочек не разбить – и каши не добыть. (Орех)
8. В шубе летом, а зимой раздетым. (Лес)
9. Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
10. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
11. Дед в шубу надет, наружу мех. (Еж)
7. Упражнение «Сними зажим»
Участники сидят на стульях в кругу. По знаку ведущего все меняют удобную позу на неудобную (например: прижать подбородок к ключице; коснуться пальцами руки задней ножки стула; оглянуться, не поворачивая плеч и туловища; достать карандаш, лежащий на полу далеко от стула и т.д.). При этом должно возникнуть локальное напряжение или зажим в определенных мышцах. Участники должны замереть в этой позе на несколько секунд, минуту, попытаться точно выделить область напряжения и сконцентрировать свое внимание на ней. После этого снять зажим усилием воли. Упражнение заканчивается обсуждение следующих вопросов:
· У кого возникли трудности со снятием зажимов?
· Как преодолели эти трудности?
Каждый участник рассказывает о своем опыте остальным.
8. Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 8
Задача: формировать положительные установки на работу в группе; продолжать тренировать учащихся в выполнении некоторых мыслительных умений; находить закономерность числового ряда; правильно строить свою речь и расставлять логическое ударение; разгадывать анаграммы; продолжать развивать умение внимательно слушать и пользоваться мыслительными операциями.
Ход занятия
1. Приветствие. Игра «Прорыв»
Выбирается учащийся, которому необходимо любыми усилиями прорваться в круг. Вся группа становится в тесный круг и старается не пустить внутрь прорывающегося. Учащемуся разрешается применить хитрость, уговоры, подкуп, но не грубую физическую силу. После игры идет обсуждение ощущений играющих.
2. Игра «Картинка»
Группе предлагается картинка (любая), но перед объяснением задания ее не показывают. Ведущий говорит, что по картинке надо будет составить рассказ из тех слов, которые ребята придумают заранее, еще не видя ее. Все придуманные слова надо записать на листе бумаги. Затем демонстрируется изображение, и участники составляют свой рассказ, используя записанные слова и добавляя служебные слова в случае необходимости.
3. Нахождение смысловой связи
Указание: В каждом задании вам будут даны слова. Первое и второе из них, напечатанные через двоеточие, находятся между собой в определенной связи. После третьего стоит знак вопроса. Из приведенных ниже и обозначенных буквами «а», «б», «в», «г», «д» вам нужно выбрать одно, соотносящееся с третьим словом также как второе с первым.
Например.
1. Лес: дерево луг:?
а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка.
Решение: Выбирается слово «трава».
2. Темный: светлый мокрый?
а) дождливый; б) пасмурный; в) сырой; г) влажный; д) сухой
Решение: Так как слова «темный» и «светлый» противоположны по значению, вы и для слова «мокрый» находите противоположное по значению слово. Это слово «сухой».
Задание:
1. Лицей: директор кружок:?
а) председатель, б) член, в) руководитель, г) заведующий, д) посетитель.
2. Часы: время термометр:?
а) прибор, б) измерение, в) ртуть, г) тепло, д) температура.
3. Искать: находить размышлять:?
а) запоминать, б) приходить к выводу, в) расследовать, г) совершать поступок, д) вспоминать.
4. Круг: шар квадрат:?
а) призма, б) прямоугольник, в) тело, д) куб.
5. Животное: коза птица:?
а) продукт, б) еда, в) обед, г) хлеб, д) кухня.
6. Ель: дуб стол:?
а) мебель, б) шкаф, в) скатерть, г) гардероб, д) гарнитур.
7. Язык: горький глаз:?
а) зрение, б) красный, в) очки, г) свет, д) зоркий.
8. Горы: перевал река:?
а) лодка, б) мост, в) паром, г) брод, д) берег.
9. Кожа: осязание глаз:?
а) освещение, б) зрение, в) наблюдение, г) взгляд, д) смущение.
10. Грусть: настроение гнев:?
а) печать, б) ярость, в) страх, г) аффект, д) прощение.
4. Найдите закономерность
1. 9 6 18 21 7 4 12
2. 7 8 10 7 11 16 10
3. 15 6 18 10 30 23 69
4. 3 27 36 4 13 117 126
Ключ:
1. -3; х3; -3; :3; -3; х3.
2. +1; +2; -3; +4; +5; -6.
3. -9; х3; -8; х3; -7; х3.
4. х9; +9; :9; +9; х9; +9.
Переменка. Гимнастика и самомассаж.
Указание: Посмотрели (повернули голову) направо, вверх, вниз (повторить 4 раза).
Подняли плечи – сбросили (4 раза).
Кулаком потереть по часовой стрелке затылок. Погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.
Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.
Похлопали в ладоши. Отлично. Молодцы!
5. Построение предложений.
Указание: Сейчас я вам зачитаю предложения, а вы скажите мне, что в нем не так и как в нем надо правильно поставить слова.
1. Приказали пленнику жестами выпить эту воду.
2. Санитар из глубокого кувшина наливал в кружку молока.
3. Для поступления на имя директора следует направлять заявление с приложением документов.
4. Мужик в три пуда ерша выудил.
6. Анаграммы.
Указание. Вам будет дан набор букв. Составьте из них слова. Убирать, добавлять и изменять буквы нельзя.
1) д а о в 5) а у р к
2) а и з м 6) с я а т
3) р о е м 7) а ы р д
4) а у т ч 8) г я и р
7. Отыскание логичности.
Указание. Я зачитаю вам выражения, а вы мне ответите, может ли так быть и почему?
1. Она мне соседка, но я ей не соседка.
2. Он – мой дед, но я ему не внук.
3. Я тебе дочь, но ты мне не мать.
4. У меня есть сестра, но у моей сестры нет сестры.
8. Упражнение «Покой»
Сосредоточиться на своем дыхании, дыхательном ритме, дышать плавно, ритмично, спокойно, четко выделяя вдох, выдох и паузу.
Сосредоточение на кончике носа; зрительное внутреннее сосредоточение ( при закрытых глазах) на одной точке или пятне; сосредоточение на лице.
Стараться хорошо, последовательно почувствовать части своего тела, скользя лучом сосредоточения сверху вниз, стараясь хорошо почувствовать соответствующие уровни своего тела раздельно.
9. Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 9
Задача. Продолжать формирование коммуникативных навыков; запуск процесса самораскрытия; продолжать учить применять свои мыслительные умения; разгадывать кроссворды, анаграммы; учить понимать смысл притч и делать из них нравственные выводы.
Ход занятия
1. Приветствие. Разминка.
Упражнение «Бег сороконожки»
Указание. Встаньте по росту, начиная с самого высокого. Теперь первый участник просовывает свою левую руку между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берет его за руку правой рукой, а свою левую руку тоже просовывает между своих ног. Остальные продолжают таким же образом. Итак, получилась целая цепочка. Теперь надо очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, сделать круг по комнате.
2. Игра «Слово в слове»
Указание. Вам дается слово. Кто больше найдет в нем других слов, тот победит. Первое слово «трансформатор» (затем предлагается слово «стабилизатор»).
3. Решение буквенных примеров
Указание. Я вам даю для решения примеры, где ответами являются буквы. Вам нужно узнать какое число соответствует каждой букве, поставить в пример и решить. Начинать нужно с первого примера.
1. 15 + 15 = К 5. И + 23 = К
2. Ы : 2 = 15 6. К + 2 = А
3. А – 17 = Н 7. Л + 19 = Ы
4. Н : 2 = И
4. Кроссворд «Интересный»
1 |
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
5 |
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
|
8 |
|
|
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
11 |
|
|
|
12 |
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
15 |
|
16 |
|
|
|||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
По горизонтали: 1. Где болото и вода, встретим мы его всегда, то растение высоко, родственное для осоки. 3. Этот фейерверк, друзья, в праздники увидел я, краски яркого огня поразили так меня. 5. В Средней Азии такой, как лепешка, хлеб большой, белый, очень ароматный и на вкус весьма приятный. 6. Крупный хищник, с длинной шерстью, косолапый, любит он поспать зимой, а просыпается весной. 7. Жидкость, которую добывают при помощи буровой установки, из которой делают потом бензин и керосин. 9. Чувство, которое появляется, когда вас оскорбляют или огорчают. 11. Этот край земли вы встретить у реки могли, у нее их целых два, омывает их вода. 13. Горная порода, из которой издавна делали кирпичи и посуду. 15. Пока он урчит, наш автомобиль бежит по улице, по мостовой, что за двигатель такой? 17. Эта птица никогда не вьет гнезда и в лесу своих птенцов оставляет у других. 18. Искусственно проложенное русло с берегами, по которому могут ходить суда. |
По вертикали: 1. Вшитый или нашивной мешочек небольшой есть на брюках и пальто, отгадать его легко. 2. Серое пальтишко сшито для солдата. 3. Не простой прыжок совершил спортсмен. Телом ловко извернулся, в воздухе перевернулся. 4. Если на ночь замер дом и безмолвие кругом, шума, звуков не слыхать, как такое называть? 8. Эта вещь пригодится в работе, чтоб от грязи защищать и одежда с ним, ребятки, будет пребывать в порядке. 10. Раньше этим словом называли танцевальный вечер. 11. В чем мы можем закрывать яблоки и огурцы? Отгадали? Молодцы! 12. Фрукт на дереве растет, странной формы его плод: весь округлый, удлинен, книзу же расширен он. 13. Сетка для лежанья, закрепленная между двумя деревьями. 14. Быстрая работа на судне, выполняемая всей командой при наведении порядка. 16. Забор, сделанный из заостренных бревен, воткнутых в землю, для обороны от врагов. |
Переменка. Упражнение «Растем» (снятие мышечных зажимов)
Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корочках: голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий предлагает представить: «Вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти».
5. Составление анаграмм.
Указание. Составьте из букв слова. Помните, что добавлять, убирать, изменять буквы нельзя.
1. я а з р 5. о о л с в
2. с з ю о 6. р п ж о а
3. и а з б 7. а а р в т
4. о е к с п 8. о с м т е
6. Притча «Грязные гнезда»
Указание. Сейчас я прочту вам притчу, которая называется «Грязные гнезда». Подумайте, чему она нас учит.
Притча «Грязные гнезда»
Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный, острый запах, исходящий из этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот все кивал головой и наконец, сказал: «Оттого что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезда, а от тебя самого».
7. Упражнение «Рисуем радость»
Участникам в течение 5 минут предлагается нарисовать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. Рисунки рассматриваются. Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают радость.
8. Итог занятия. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 10
Задача. Продолжение процесса самораскрытия; продолжать учить пользоваться мыслительными операциями: памятью, вниманием, мышлением; учить делать необходимые выводы из собственного опыта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие. Разминка.
Упражнение «Список качеств, необходимых для общения»
Проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется свободный список качеств. Затем каждый участник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него проявляются эти качества (от 0 до 5).
2. Сложные ассоциации. Установление причинно-следственных связей.
Предлагается набор из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов, которые в шифре обозначены буквами.
Вам надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству (по аналогии) пара слов в наборе. Запись ответов ведется следующим образом: пишется номер пары из набора и через черточку – ответ буквой. Например, 1 пара «ИСПУГ – БЕГСТВО». Отношение между ними ИСПУГ – причина, БЕГСТВО – следствие. Этой связи соответствует пара: ОТРАВЛЕНИЕ – СМЕРТЬ. Отравление – причина, смерть – следствие. Значит, пишем 1.Д и т.д.
СЛОВА ШИФР
1. ОВЦА – СТАДО А
2. МАЛИНА – ЯГОДА Б
3. МОРЕ – ОКЕАН В
4. СВЕТ – ТЕМНОТА Г
5. ОТРАВЛЕНИЕ – СМЕРТЬ Д
6. ВРАГ – НЕПРИЯТЕЛЬ Е
ПАРЫ СЛОВ
1. ИСПУГ – БЕГСТВО 11. МЕСТЬ – ПОДЖОГ
2. ФИЗИКА – НАУКА 12. ДЕСЯТЬ – ЧИСЛО
3. ПРАВИЛЬНО – ВЕРНО 13. ПЛАКАТЬ – РЕВЕТЬ
4. ГРЯДКА – ГОРОД 14. ГЛАВА – РОМАН
5. ПАРА – ДВЕ 15. ПОКОЙ – ДВИЖЕНИЕ
6. СЛОВО – ФРАЗА 16. СМЕЛОСТЬ – ГЕРОЙСТВО
7. БОДРЫЙ – ВЯЛЫЙ 17. ПРОХЛАДА – МОРОЗ
8. СВОБОДА – ВОЛЯ 18. ОБМАН – НЕДОВЕРИЕ
9. СТРАНА – ГОРОД 19. ПЕНИЕ – ИСКУССТВО
10.ПОХВАЛА – БРАНЬ 20. ТУМБОЧКА – ШКАФ
3. Упражнение «Испытание силы ума»
Каждому участнику раздается «психологический пример». Необходимо «решить» его, зачитать решение всей группе и обосновать.
Примеры могут быть такими:
Радость + доверие =
Страх + неуверенность в себе =
Выпячивание себя + радость =
Надежда + доброжелательность =
Нежность + дружелюбие =
Злость + страх =
Обида + недоверие =
Тревога + радость =
Тревога + страх =
Радость + интерес =
Сомнение + радость =
Беспокойство + злость =
Восхищение + интерес =
4. Упражнение «Внимание»
Подчеркните каждую 3-ю и 5-ю буквы (считать от подчеркнутой буквы)
СХДАВСХОЕВМИХНАСИСВНХВАЕВКТСНАИЗСЕВХВХЕ
УНАКВНХСПНАИВСАЕРКЕАРХВКТСВДСНАИОСАРИСН
ВОВКГНХИСАХВМЕКВХОИСЛЕИСНОИНКАХСИОКВЗ
НАИХАСНЛНАИКСХЕНИСКВЕАИГХСКЕОВСХАИНАО
ИСДХЕВХМВСОЕВАСНСКАСНЕРЕВХИСАХСВКУЕВХЕ
ШАСКЕКХСАКХКСЕХКОАЕНСНАЕВИСЕВЕИАРИКТАЕ
1. Выпиши все подчеркнутые буквы.
2. Найди и выпиши слова
Ключ: дом, свет, звук, пират, дорога, молоко, зал, снегоход, монарх, сушка, конверт
5. Упражнение «Причина и следствие» (проводится в кругу)
Указание. Ведущий говорит: Я буду называть вам слово и бросать всем по очереди мяч. Возвращая его мне, вам надо назвать другое. Отношения между этими словами должны быть такими же, как между причиной и следствием. Например, я скажу слово выстрел и брошу мяч тебе, Андрей. Ты, возвращая его мне, скажешь кровь. Я могу бросить этот мяч сидящему рядом и назвать это же слово, но возвращенное слово должно быть другим, например, гильза или промах».
Затем ведущий бросает мяч нескольким участникам по очереди, называя слова «мыть», «писать», «падение», «уколоть» и др.
6. Составление «Правил отношения к учебной деятельности»
· Не останавливаться и продолжать тренировать память, внимание, сообразительность, чувство юмора при помощи разгадывания кроссвордов, сканвордов, ребусов.
· Воспринимать очередную неудачу как новый опыт.
· Работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание.
· Планировать предстоящую деятельность.
· Полностью выслушивать объяснение педагога, а затем начинать выполнять задание.
· Не торопиться с ответом и хорошо обдумать его.
· Ясно осознавать и адекватно оценивать свои индивидуальные особенности, их преимущества и недостатки.
· Постараться отыскать для себя рациональные приемы и оптимальные условия учебной деятельности.
7. Итог. Рефлексия.
Литература:
1. Брэгтон А., Феллоуз Л. Игры для ума // Упражнения для развития, математических, визуальных и логических способностей. – М., 2001.
2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
3. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление в психолого-педагогической реабилитации подростков. М., 2004.
4. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль, 2001.
5. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. М-СПб., 2000.
6. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 1989.
7. Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. – Смоленск, 1985.
8. Черникова Т.В. Развитие познавательных возможностей старшеклассников в группах общения. - Волгоград, 1984.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.