Занятие включает в себя экспериментальную деятельность, которая так нравится детям.С помощью простейших опытов, игр, загадок, рассматривания иллюстраций дети знакомятся с различными свойствами воздуха и почвы. Изображая нашу планету (изобразительная деятельность) ребенок учится моделировать в своем сознании картину мира.Данное занятие - для детей старшего дошкольного возраста.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСК ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АИСТ»
Комплексная НОД по познавательному развитию
«Небо и Земля»
(старший дошкольный возраст)
Автор:
Жердева Инна Александровна,
воспитательВид деятельности: познавательноисследовательская деятельность
г.о. Новокуйбышевск 2018год
Тема
: «Небо и Земля»
(тема недели «Космос»)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Художественно
эстетическое развитие».
Цели:
Продолжать учить детей проводить простейшие опыты;
Закрепить понятие «небо», «земля»;
Обобщить и систематизировать представления об уникальности Земли;
Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно –
следственные связи;
Активизировать речь детей, обогащая ее новыми словами. Учить понимать
их значение;
Учить детей открывать и фиксировать в рисунках важнейшие смысловые
позиции.
Материалы и оборудование: глобус, иллюстрации с изображением неба и
Земли.
Для опытов: веер, воздушный шар, свистулька, бумажная салфетка и почва.
Методические приёмы:
рассматривание глобуса; проведение опытов; загадывание загадок.
рассматривание иллюстраций о космосе;
Предварительная работа: чтение художественных произведений о космосе,
Земле; изготовление детьми вееров для опыта.
Содержание организационной деятельности детей
1.Организационный момент.
Детям предлагается отгадать загадки Мудрой Совы:1.Синенькая шубейка весь мир покрыла.
2.Расстилается ковер,
Он всегда раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он яркоголубой. (Небо)
2.Беседа.
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы увидеть небо? (Поднять
голову вверх, потому что небо над нами).
Какое бывает небо? Какого оно цвета сегодня? А каким оно было вчера?
Небо бывает разным: серым в дождь, голубым в хорошую погоду, темно
синим вечером.
Чаще всего говорят: синее небо.
Можно ли дотронуться до неба, потрогать его? Давайте попробуем. Почему
нельзя?
А если взобраться высоко, например, на высокую башню? А если взлететь на
воздушном шаре? (Нельзя, потому что небо это воздух).
Правильно. Нашу Землю окружает воздушное пространство, т.е. атмосфера.
А можно ли потрогать воздух? Землю? Небо в отличии от твердой земли
потрогать нельзя. Небо это воздух.
Можно ли по небу бегать, прыгать, ходить? А можно ли увидеть воздух?
(Нет, он невидим).
Но его можно почувствовать и услышать.
3.Опытноэкспериментальная деятельность.
Опыт№1. (почувствовать)
Предложить детям с помощью вееров помахать друг на друга или на самого
себя.
Опыт№2. (услышать)
Взять воздушный шар (надутый) и выпустить из него воздух.
Можно взять свистульку, подуть в нее услышать звук, создаваемый воздухом.
4. Игра.
Мы выяснили, что по небу бегать нельзя. А что можно делать в небе?
(Подбор глаголов: летать, парить и т.д.)
Назовите как можно больше животных и предметов, которые умеют летать.
Итог: мы выяснили, что над нами атмосфера.5.Продолжение работы по теме.
А если мы опустим голову, то увидим…?
Давайте попрыгаем. Что при этом чувствуем? (Под ногами твердое)
Как еще можно передвигаться по Земле?
(Подбор глаголов: ходить, ползать и т.д.)
Дети показывают движения.
Давайте рассмотрим, какого цвета наша Земля? (Рассматривание глобуса) –
коричневого, зелёного, голубого.
Из этого вывод: у нас под ногами земля. А земля это почва.
Почва, какая она?
6. Опытноэкспериментальная деятельность.
Опыт№3.
Детям предлагают салфетку, на ней почва.
Зажать в кулак почву вместе с салфеткой – твердая.
Развернуть – салфетка немного влажная. Вывод: в почве есть вода.
Какого цвета почва?
7.Игра.
Проводится игра малой подвижности «Летает – не летает»
(Воспитатель называет предметы в небе – дети тянутся вверх, на земле – дети
приседают).
8.Рисование.
Предложить детям нарисовать нашу планету и небо такими, какими они их
представляют.
9.Рефлексия.
Планета Земля – наш общий дом.
В космосе она выглядит, как голубой шар.
Землю окружает атмосфера.
Благодаря атмосфере на Земле существует жизнь.