Задания
3. Определение вида переплетения в готовых материалах.
4. Определение веса материала.
5. Определение плотности тканей.
представлена практическая работа необходимая для изучения и приобретения практических навыков работы с текстильными материалами. Работа -комплексная. Выполнение одной работы позволяет охватить несколько тем программы, но так как они между собой органически связаны, целесообразно выполнять их в таком комплекте. Так, к примеру, во второй работе студентам предлагается на одних и тех же образцах материалов изучить свойства, в отчете рекомендуется проанализировать изменение свойств материалов в зависимости от внешнего вида, волокнистого состава, отделки. В каждой работе даны вопросы для повторения и минимальный теоретический материал необходимый для выполнения работы.
Комплексная работа № 2
«СТРОЕНИЕ СОСТАВ И СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Углубить теоретические знания, приобрести необходимые
практические умения и навыки в распознавании ткацких и трикотажных
переплетений, определении направления нитей основы, утка и лицевой
стороны.
Приобретения необходимых практические умения и навыки в
распознавании волокнистого состава материала и ее свойств
органолептическим методом.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: Знать основные виды ткацких и трикотажных
переплетений, графические изображения их на бумаге, распознавание в
материале; умение определять основу, уток и лицевую сторону
материала.
Знать и применять на практике органолептические методы
определения волокнистого состава материала, физикомеханических,
гигиенических и технологических свойств.
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ: Устный опрос или письменный контроль знаний
до начала занятий; проверка приобретенных навыков при сдаче работы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
1 Определение понятия "ткацкие переплетения".
2 Классификация ткацких переплетений.
3 Графическое изображение ткацкого переплетения.
4 Определение и порядок записи основных показателей переплетения
(раппорт, сдвиг и длина перекрытия).
5 Какие характеристики используются для оценки толщины нитей основы и
утка?
6 В чем различие характеристик заполнения и наполнения ткани?
7 Где граница между классами мелкоузорчатых и крупноузорчатых
переплетений?
8 По какому признаку ткацкие переплетения относятся к классу сложных
переплетений?
9 Классификация трикотажных полотен.
10 Графическое изображение трикотажного переплетения.
11 Какие структурные показатели трикотажного полотна влияют на его
поверхностную плотность?
12 Как определить плотность в полотнах двойных переплетений?
13 Какая отличительная особенность класса производных переплетений
трикотажа?
14 Что такое линейный модуль петли и как его рассчитать?
15 Органолептический метод определения волокнистого состава материалов.
16 Виды пряжи и нитей по отделке, конструкции, способу прядения.17 Физикомеханические свойства тканей.
18 Гигиенические свойства материалов.
19 Технологические свойства материалов.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1 Определение волокнистого состава материала.
2 Распознавание различных видов отделки материалов и определение лица и
изнанки готового материала.
3 Определение вида переплетения в готовых материалах.
4 Определение веса материала.
5 Определение плотности тканей.
6 Определение плотности трикотажа.
7 Определение физикомеханических свойств материалов.
8 Определение гигиенических свойств материалов.
9 Определение технологических свойств материалов.
10 Определение прочности окраски.
Определение вида переплетения в готовых образцах материалов.
ЗАДАНИЕ 3
задание 3а
Цель работы: Научить студентов определять вид ткацких переплетений в
готовых тканях.
Приборы и материалы: Образцы тканей в виде мелкого лоскута:
полотняного, репсового, саржевого, сатинового, мелкоузорчатого, ворсового,
двойного и других переплетений; Лупа; препаровальные иглы; схемы ткацких
переплетений.
Ход работы
1. С начало найти основу и уток у рассматриваемых образцов тканей и
положить их перед собой в направлении основы.
При отыскании основы необходимо помнить следующее:
если потянуть ткань вдоль и поперек, то в поперечном направлении
ткань тянется сильнее. Для проверки нужно, кроме того, осторожно
вытянуть по одной нити обоих направлений, и мы увидим, что одно нить
изогнута больше другой. Сильнее изогнута нить утка;
нити основы обычно скручены сильнее, чем уточные, поэтому они
более гладкие и жесткие; уточные же нити более рыхлые и мягкие.
Иногда бывает, что в одном направлении нити скручены в два конца, а в
другом они одинарные. Основные нити всегда двойной крутки;
в ткани могут быть полосы, образованные из цветных нитей или же
ткацким рисунком (например, ткань в елочку). Обычно полосы идут в
направлении нити основы, (исключение составляют модные ткани для
женских платьев). основные нити в ткани лежат более равномерно и абсолютно
параллельно друг другу; по утку же расположение нитей менее
равномерно, нити иногда лежат дугообразно и даже накладываются одна
на другую;
в тканях с начесом (фланель, бумазея), или ворсовых шерстяных
тканях (некоторые сукна, драпы, бобрики), выходящие на поверхность
ткани волокна расположены вдоль основы.
2. Рассмотреть образцы тканей и определить по их внешнему виду характер
ткацкого рисунка, руководствуясь признаками переплетений.
3. Из взятого образца ткани при помощи препаровальной иглы снять с верхней
стороны несколько уточных нитей. Затем препаровальной иглой отодвинуть с
левой стороны образца ткани конец уточной нити, не вынимая нить из ткани, и
глядя в лупу, на этом участке ткани определить, сколько основных нитей,
данная уточная нить покрывает и под сколькими основными нитями она
проходит. Проследить, повторяется ли такое перекрытие и далее вправо.
Таким путем определить раппорт переплетения ткани по основе. Затем
рассмотреть, как переплетаются последующие нити утка с нитями основы, и
определить раппорт переплетения по утку.
зарисовать схему переплетения образца
4. На клетчатой
рассматриваемой ткани. Около схемы аккуратно прикрепить образцы тканей,
расположив их на листе по основе. Определив, таким образом, вид
переплетения подписать его название под образцом.
5. Ознакомиться таким же способом с переплетениями 23 образцов других
тканей.
6. Результаты работы занесите в тетрадь в виде таблицы 2.2
бумаге
таблица 2.2 — Строение материала
Графическое
изображение
Класс и вид
переплетени
№
п\п
Диаметр
нити, мм
я
2
1
ы
в
о
н
с
о
4
3
Вес
г/м2
Линейно
Количес
е
заполне
ние, %
ы
в
о
н
с
о
к
о
т
у
тво
нитей на
10 см
ы
в
о
н
с
о
к
о
т
у
а
к
т
у
5
6
7
8
9
10
Задание 3б
Цель работы: Научить студентов определять вид трикотажных переплетений
в готовых материалах.
Приборы и материалы: Образцы материалов в виде мелкого лоскута; Лупа;
препаровальные иглы; схемы трикотажных переплетений.1. С начала определить расположение петельных столбиков и рядов в
трикотажном полотне и положить их перед собой в направлении петельных
столбиков.
При отыскании столбика необходимо помнить следующее:
петельный столбик представляет собой нанизанные друг на друга петли,
расположенные в долевом направлении полотна.
петельный столбик образует на поверхности полотна продольный рубчик.
в основовязаном переплетении атлас петельный столбик изза наличия петель
с односторонними протяжками имеет зигзагообразное строение.
во многих основовязаных переплетениях наклонно расположенные протяжки
образуют на изнаночной стороне так называемые ложные столбики,
направленные под углом 90° к петельным столбикам.
в большинстве трикотажных полотен растяжимость вдоль петельных рядов
значительно больше, чем вдоль петельных столбиков.
2. Рассмотреть образцы трикотажа и определить по их внешнему виду
характер трикотажного рисунка, руководствуясь признаками переплетений:
3. С помощью лупы просмотреть взаимосвязь нитей в полотне, форму
элементарных звеньев, проследить путь одной из нитей.
4. При зарисовке переплетения сначала на бумагу нанесите контуры
петельных палочек и тонкими линиями укажите расположение игольных дуг.
Затем, рассматривая расположение остовов, соединить их протяжками. При
этом, точно воспроизводя взаимные перекрытия нитей в переплетении. Для
установления является ли переплетение одинарным или двойным, следует
разрезать образец вдоль петельного ряда и зачистить его срез.
Если срез представляет собой один ряд петель, то переплетение одинарное;
если же петли располагаются в два ряда двойное. одинарные переплетения
закручиваются по краям: на изнаночную сторону вдоль столбиков, а на
лицевую вдоль петель.
5. Ознакомиться таким же способом с переплетениями 23 образцов других
полотен.
6. Результаты работы занесите в тетрадь в виде таблицы 2.2
ЗАДАНИЕ 4
Определение веса материала.
Цель работы: научить студентов определять вес материала.
материалы и приспособления: образцы материала в виде мелкого лоскута;
ножницы; препаровальные иглы, технические весы; разновесы.
Ход работы:
1. Для измерения веса приготовить по два квадратных образца перечисленных
материалов 10х10см. Образцы выдержать в обычных комнатных условиях в
течении суток для приобретения нормальной влажности.2. На весах взвесить один за другим два образца материала и по нему
вычислить вес 1 м2 этой материала:
G=104 m / L1 L2 (г) 2.1
где G вес материала, г;
L1 ширина образца, см;
L2длина образца, см;
ЗАДАНИЕ 5
Определение плотности тканей.
Цель работы: научить студентов определять фактическую плотность ткани.
материалы и приспособления: образцы материала в виде мелкого лоскута;
препаровальные иглы, лупы, линейки.
Ход работы
1. Вырезать три квадрата из того же образца ткани размером 5,5x5,5 см.
лишние нити удалить затем расчетом, чтобы образец ткани имел размер ровно
5см. по основе и ровно 5см, по утку. Выступающие в виде бахромы нити
осторожно обрезать, после чего сосчитать число основных и уточных нитей в
каждом из трех образцов. Определенную таким образом плотность на 5см.
трех образцов пересчитать на 10 см. и вычислить среднюю плотность по трем
показателям трех образцов. Результаты измерения записать в тетрадь.
2. Определение линейного заполнения осуществляется следующим образом
вырезать из материала две пробы размером 50х100 мм с длинной стороной
вдоль основы и так же подготовить две пробы по утку. Из каждой длинной
стороны выдергивают вдоль длинной стороны по 50 ниток. Расположить их на
бумаге ровным одиночным слоем близко друг другу, затем измерить их
ширину миллиметровой линейкой и определить условный диаметр одной
нити. По формуле определить линейное заполнение:
Е= А П0 Т0/31,6 2.2
Где, А коэффициент, зависящий от вида волокон;
Т0 линейная плотность нитей, текс;
П0 число нитей, расположенных на длине (ширине) 100 мм ткани
(плотность)
Ориентировочные значения коэффициента А для текстильных нитей из
разных волокон приводятся ниже:
хлопчатобумажная пряжа............. 1,191,26
льняная пряжа.......................1,001,19
шерстяная (гребенная) пряжа.........1,261,30
шерстяная (аппаратная) пряжа........1,301,35вискозная пряжа.....................1,241,26
химические комплексные нити....... 1,181,20
шелксырец..........................1,051,07
С уменьшением крутки значения коэффициента А растут. Линейную
плотность нитей находим по формуле:
Т0=[31,6 d / A]2 2,3
где d диаметр нитей, мм;
тогда линейное заполнение можно посчитать по формуле:
Посчитайте поверхностное заполнение:
E = dП 0 2,4
Еs =E o Е у 0,01Е о Е у 2,5
Для трикотажных полотен определяю плотность по горизонтали и
плотность по вертикали количеством петель столбиков или петель в ряде на
50 мм.