Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дивинская средняя общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
Совместная образовательная деятельность
воспитателя, музыкального руководителя, детей старшей группы и родителей
Комплексное занятие по лепке
«Дымковская игрушка»
Провела: Панова Т.А.
старший воспитатель
МКОУ Дивинской СОШ
2018 г
«Дымковская игрушка»
«Пусть ребенок чувствует красоту
И восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти
Навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
Автор: Панова
Татьяна Александровна
Назначение: занятие рассчитано на детей старшей и подготовительной
группы. Занятие итоговое, интегрированное.
Дата проведения: 16 марта 2018 г.
Тема: «Лепка по мотивам дымковской игрушки»
Возраст детей: Старший дошкольный возраст: 5-7 лет.
Цель:
- Формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков и приобщение к миру красоты через изобразительную деятельность: лепку Дымковской игрушки.
Задачи:
- Закреплять представления о процессе создания игрушек, развивать активную речь.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Сформировать знания об особенностях росписи
игрушек, колорите, основных элементах узора.
- Учить создавать образ, используя полученные
навыки и приемы лепки.
- Помочь детям замечать и выделять основные
средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета,
декоративность, разнообразие элементов росписи.
- Прививать детям любовь и уважение к труду
народных мастеров-умельцев.
- Развивать художественный вкус в результате
изготовления поделок.
- Воспитывать аккуратность, развивать творческую
инициативу.
Направленность всех задач:
- привить любовь к Родине, к его народному творчеству, сохранить народные промыслы, пришедшие к нам из богатых источников прошлого нашего народа, знать технологию их производства, которые не должны быть утеряны. Рассматривать изобразительно-пластическую культура русского народа не как «музейное, а как живое, творческое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающих поколений».
Новизна занятия
Состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых, дети не просто лепят и рисуют, а изготавливают народную дымковскую игрушку.
Проблема, решаемая при реализации цели и задач
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием, лепкой могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Знакомство с народным промыслом расширяет кругозор детей, приобщает их к изобразительному искусству, помогает развивать интерес к традициям и истории русского народа.
Актуальность проблемы
Приобщение ребенка к родной культуре должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка.
С самого раннего возраста нужно научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за родную страну, богатую славными традициями.
История дымковской игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества. На протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
«Дымка» с одной стороны простая и незамысловатая, а с другой – нарядная и веселая. Ее хочется рассматривать и взрослым и детям. Знакомство дошкольников с этим видом народного искусства дает возможность развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику, развивает интерес к народному творчеству.
Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край, беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер, цвет, а также специфическими художественными навыками. Дети учатся лепить фигурки людей и животных, украшая их разноцветным пластилином, и появилась возможность использования поделок для развития всех компонентов связной речи, а также повышения эффективности самовыражения в игровой и театральной деятельности.
Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства.
Немаловажное значение на занятиях имеет и физическое развитие детей и использование здоровьесберегающих технологий, в связи с этим были использованы физкультминутка и гимнастика для глаз.
Интеграция ОО:
Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и
фольклора, музыкальная, изобразительная.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации «Народная игрушка», книжки-раскраски
по росписи дымковских игрушек, дымковские игрушки, альбомы с картинками,
готовые детали игрушек для наглядности и определения форм, магниты на доску:
виды дымковской игрушки: водоноска, петух, барыня на коне, пластилин, стеки,
доски, салфетки, тряпочки, розетки с водой, влажные салфетки, технологические
карты по лепке.
Техническое обеспечение:
Музыкальный центр, мультимедийный проектор,
ноутбук, колонки, баян.
Подготовка педагога к занятию:
- подготовить презентацию о создании дымковской игрушки;
- подбор музыкального сопровождения;
- изготовление образца дымковской барышни-водоноски из пластилина, готовых деталей игрушек;
Основные направления работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей.
Предварительная работа:
- принимают участие в организованной образовательной деятельности;
- беседа о народных промыслах на Руси во время НОД и совместной деятельности воспитателя и ребёнка;
- рассматривание мультимедийных иллюстраций про виды села Дымково, рассказ о Дымковских игрушках;
- использование альбомов о народных промыслах, раскрасок;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек, пословиц о труде, частушек про дымковские игрушки;
- игры;
- рисуют дымковские игрушки и расписывают их элементами дымковской росписи;
- театральная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);
- чтение стихов об игрушках;
- делают вывод о завершении работы.
Методы и приемы, используемые на занятии:
- словесные методы: объяснение, беседа о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры, физкультминутка, гимнастика для глаз.
- наглядные методы: рассматривание иллюстраций, магнитов на тематику дымковской игрушки: водоноски, петуха, барышни на коне, элементов росписи, показ с проговариванием действий, работа со схемами.
- практические методы: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, показ приёма лепки: (раскатывание пластилина между ладошек, между пальчиками, разминание, сплющивание, присоединение, сглаживание, отщипывание, надавливание, оттягивание, примазывание), раскрашивание в альбомах трафаретов игрушек, глядя на дымковский орнамент, в альбоме «Волшебное кружево» дорисовывали карандашами недостающие палочки, кружочки, волнистые линии.
- игровые методы: художественное слово, музыкальное сопровождение.
Для реализации поставленных задач использовались различные принципы (наглядности, системности, доступности, последовательности, индивидуального подхода развития голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта), которые отображали одну тематику и были тесно связаны. Деятельность детей характеризуется, как индивидуальная, творческая.
Взаимодействие с родителями:
- беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка.
- подбор информации о народном промысле Дымково.
- совместное творчество родителей и детей – подготовить к выступлению для девочек головной убор кокошник (к частушкам).
- совместное творчество – выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках.
Ожидаемые результаты:
Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок).
Применение своих поделок в самостоятельных играх, а также в театральной деятельности.
дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;
лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах (обращает внимание на доску, где висят картинки дымковских игрушек). Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
Воспитатель: Посмотрите, сколько красивых игрушек слепили мастера-гончары
Эти глиняные лепные игрушки, называют их дымковскими. Их создают очень давно в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Для чего нужны были эти игрушки? Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Раньше люди не могли объяснить происхождение многих явлений, и народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки назывались оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать от несчастий и болезней. Потом дымковцы стали раскрашивать глиняные игрушки яркими красками и использовать их, как игрушки и сувениры.
Кому же быть благодарными за сохранение дымковской игрушки? Возрождение этого давнего промысла связано с именами А.А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек и художника А.И. Деньшина – автора первых монографий о дымковском промысле. Дымковская игрушка давно стала народной скульптурой. Мы любуемся веселой и озорной дымковской игрушкой.
Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную.
Дымковская игрушка – искусство только рукотворное – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и существует в единственном экземпляре. Каждая игрушка уникальна и единственна. Люди-мастера умели трудиться. В каждое творенье мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью, поэтому они получались такими красивыми, так радовали душу. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого умельца была своя отличная манера изготовления.
Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время, … (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут)
Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
Воспитатель: Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то, игрушек у детей не было, а им тоже хотелось играть, и нашлись замечательные выдумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки. Из дерева, мочалок, тряпок, соломы…
Воспитатель: Ребята, у вас у всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Ответы детей (из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.)
Воспитатель: (показывает на стол, где расположены предметы разных умельцев; туесок из бересты, поднос хохломской росписи, стеклянная цветная корзинка и матрешка, фарфоровая чайная посуда, деревянные расписные дудки, ложки, глиняная собака, дымковские барышни.)
Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы, рассказывают из чего они изготовлены, любуются ими, разглядывают, из дудочек пробуют свистеть.
Воспитатель: Ребята, а мы можем гордиться этими мастерами – умельцами? (ответы детей) Почему, вы так считаете? Да, у них золотые руки.
Воспитатель: Ребята, а у мастеров-умельцев на самом деле руки золотые? (обсуждают, что слово золотые имеет переносное значение).
Воспитатель: А наше путешествие начинается у реки Вятки. (презентация с видами улиц села Дымково)
«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушки ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А люди поселились в Дымково умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Затем к работе приступали гончары. Готовую глину раскатывали на шарики, из которых и лепили потом игрушки.
Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка-палочка и мокрая тряпочка. Палочкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости. И получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. После мастера «отбеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.
Красок у художника-мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в вятских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.
(На доску крепятся орнаменты дымковской росписи. Дети рассматривают их, называют узоры, какие краски использовал мастер, расписывая игрушку).
Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Знамениты дымковские «барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники». Продавать свои игрушки мастера-умельцы возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками, которые умели петь на разные голоса. От этих свистулек и пошло название гуляньям.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки создают в селе Дымково.
Чем
знаменито Дымково? Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного, а есть
любовь людей.
В ней что-то есть от радуги, от
капелек росы.
В ней что-то есть от
радости, гремящей, как басы. (В.Феофанов)
Звучит русская музыка
с пересвистом
1-й
ребенок:
Ели спят у большака в инее седом,
Спит деревня, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все
кругом.
Голубые дали, и село большое - Дымково назвали.
2-й
ребенок:
В Дымкове за Вяткою рекой, драгоценный продолжая
труд,
Мастерицы славные живут. Красная за окнами
калина,
Пароходный движется дымок, на столе ещё сырая
глина,
Грубый неоформленный комок.
3-й
ребенок:
За своей работою старушка на скамейке низенькой
сидит,
Глиняную вятскую игрушку лепит… нет, не лепит, а
творит.
Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростно
светла,
И видна в ней радость молодая, ставшая
искусством ремесла.
4-й
ребенок
В любой порядочной избушке есть место дымковской
игрушке.
Какие чудные зверюшки - лошадки, курочки,
индюшки,
У барыни на коромысле ведерки синие повисли,
А у другой румяной пышки под боком милые
детишки.
5-й
ребенок:
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Ты подай голосок через тёмный лесок,
Через лес, через реку прокричи - «Ку- ка- ре-
ку!»
Воспитатель: Вот какая это деревня, где рождалась истинная красота
человеческих рук.
выходят девочки в костюмах Дымковских
барынь и исполняют
«Игрушкины частушки»
…… Станем девицы рядком, да частушки споём,
Раздайся народ, меня пляска берёт, пойду запою, на людей посмотрю.
…… Мы частушек знаем много и хороших и плохих.
И полезно тем послушать, кто не знает никаких.
…… Ты, подруга, моя Настя, давай вместе распевать.
Мы запляшем веселее, лучше люди будут знать.
…… У меня на сарафане петухи, да петухи,
Когда вырасту большая, берегитесь, женихи.
…… Наши руки крендельком, щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на
ярмарке.
…….Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
… Дымковские барыни всех на свете краше,
А гусары-баловни, кавалеры наши!
….. С лентами да бантами мы гуляли с франтами.
Мы гуляли парами, проплывали павами.
…….Мы игрушки знатные, складные да ладные.
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся.
Воспитатель: Понравились вам веселые барыни? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь, давайте немного подвигаемся.
Физминутка
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки
вверх, вперед смотри – это три.
Руки
разведем пошире на четыре.
С
силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем
ребятам тихо сесть – это шесть!
Воспитатель:
- Сейчас я предлагаю вам стать на некоторое
время мастерами, но чтобы войти в мастерскую, вам нужно ответить на вопросы:
Из чего мастерили дымковские игрушки?
Какие еще для работы требовались материалы?
Какие инструменты использовались в работе? (ответы детей)
Воспитатель:
- Проверьте, все ли готово к работе? (дети
отвечают) Обратите внимание!
(на доске – образцы дымковских игрушек)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня-водоноска.
Воспитатель:
- Наиболее распространённые сюжеты это: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий,
малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках мы видим кружочки, точки, линии,
клеточки, прямые, волнистые полоски, волны, квадраты, ромбы, колечки, овалы.
(Воспитатель предлагает детям гимнастику для глаз)
Гимнастика для глаз: Дружно на ноги мы встали, часто-часто поморгали,
Подмигнули пару раз и закрыли правый глаз.
Подмигнули левым глазом и закрыли оба сразу.
Посчитали: 1-2-3-4-5,
работу можем продолжать!
Воспитатель:
Сейчас вы приступаете к работе. Выбирайте, что
хотите слепить.
Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми,
аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я
надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать.
Дети приступают к работе, воспитатель следит за
работой, советует, показывает приемы работы на куске пластилина.
Итог
занятия
Воспитатель:
Посмотрим, как наши мастера справились с
работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?
Воспитатель обращает внимание на готовые работы, отмечает самые красочные, оригинальные образы, всех хвалит за работу. (Обобщение результатов работы)
Воспитатель: Кто трудился от души, веселись теперь, пляши!
Вывод: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с созданием и возрождением дымковской игрушки, народным промыслом формирует у детей уважение и любовь к Родине, традициям и истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Красота нужна всем, но прежде всего она необходима
детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
У дошкольников развиваются творческие способности, историческая и культурная память. Эти занятия способствуют расширению и уточнению знаний воспитанников о народных промыслах.
В итоге все задачи, поставленные при планировании НОД, были решены, цель достигнута. У каждого ребенка получилась своя оригинальная поделка. Детям было интересно, они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.