"Комплексный подход к выявлению и анализу нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста"

  • docx
  • 13.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Комплексный подход к выявлению и анализу нарушений письменной речи у школьников.docx

                                                             Васильева Оксана Владимировна

                                                             Учитель логопед-дефектолог

                                                             МОБУ СОШ №4 имени В.Ф. Подгурского

                                                             Город Сочи Краснодарский край

 

 

«Комплексный подход к выявлению и анализу нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста»

     На сегодняшний день наблюдается повышенный интерес к проблеме формирования письменной речи детей младшего школьного возраста.

     Увеличение статистики объясняется усложнением симптоматики и механизмов нарушения письменной речи, а также процессами интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные школы, где на сегодняшний день ещё недостаточно налажена система сопровождения данной категории детей.

      Успешное обучение детей зависит от овладения ими полноценными навыками письменной речи, которые представляют собой сложный многофункциональный и психофизиологический процесс, который базируется на сформированности у детей устной речи и высших психических функций, а также пространственно-временных представлений, зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, а также наглядно-образного мышления. В случае нарушения формирования той или иной функции возникает дисграфия.

      В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: рече-двигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Совместная работа всех этих анализаторов обеспечивает сенсомоторный уровень процесса письма, отвечающий за технику письма.

Для овладения письменной речи на данном уровне необходимы: обобщённые представления о звуках родной языковой системы; устойчивые связи между звуками и буквами, обозначающих эти звуки.

    Таким образом, при письме звуковой анализ обеспечивается совместной работой акустического и кинестетического анализаторов; перекодирование звуков и букв обеспечивается акустическим, кинестетическим и оптическим анализаторами; при написании буквы осуществляется работа оптического, пространственного и двигательного анализаторов, мелких движений руки.

    Также следует отметить, что в осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, словесно-логическое мышление и т.д.

    Вышеизложенное свидетельствует о наличие двух подходов к выявлению и анализу нарушений письменной речи, в частности к анализу механизмов лежащих в их основе.

    Традиционный подход предполагает реализацию двух этапов.

1 этап включает в себя анализ видов деятельности с целью выявления детей, имеющих трудности в овладении письменной речью, на основе выделения ошибок в письменных работах и сопоставление и анализ всех видов ошибок.

2 этап включает в себя углубленное логопедическое обследование.

Содержание этого этапа предполагает углубленное изучение уровня сформированности фонетико-фонетической стороны речи, грамматического строя и связной речи.

    Таким образом, логопедическое обследование позволяет выявить лишь симптоматику нарушений письменной речи и определить зону актуального речевого развития ребёнка

     Современный этап развития в логопедии, предполагает подход к выявлению и анализу нарушений навыка письма у младших школьников и перспективным в данном направлении является нейропсихологический подход.

    Внедрение в логопедическую практику комплексной методики позволяет повысить эффективность диагностического этапа и получить полное представление о состоянии высших психических функций учащихся и структуре имеющихся у них нарушений письма. При использовании комплексной психолого-педагогической и нейропсихологической диагностики можно будет составить индивидуальную коррекционную программу. При подборе правильной коррекционной программы можно исправить то или иное нарушение.