«Комплект рабочих листов с использованием уровневых заданий по разделу «Юмористические произведения» для уроков литературного чтения в 4 классе (для реализации в условиях инклюзивного образования)»
Изучение литературы является важной частью образовательного процесса, и это не исключение для обучающихся 4 класса. Для достижения планируемых результатов необходимо подходить к изучению литературного чтения с учетом возрастных и психофизических способностей
Для чего же необходимо изучать юмористические произведения и как в этом могут помочь уровневые задания в рабочих листах?
Юмор - важная составляющая литературы, которая способна развивать у детей креативное мышление, изобретательность и чувство юмора. Изучение юмористических произведений предлагает обучающимся возможность не только получить удовольствие, но и развить навыки чтения, понимания текста и анализа. Перед тем, как приступить к чтению и анализу юмористического произведения, учитель может предложить детям ознакомиться с вводными занятиями, например, обсудить понятие юмора и его роль в литературе, посмотреть совместно смешные ролики или анекдоты. Это поможет создать положительную атмосферу, повысить мотивацию и понимание темы.
Для этого можно использовать уровневые задания в рабочих листах, которые помогут структурировать и систематизировать процесс изучения юмористических произведений. Уровневые задания позволяют детям развивать свои навыки чтения, понимания текста, а также анализа и интерпретации юмористических приемов.
Уровневые задания в рабочих листах являются важным инструментом, позволяющим дифференцировать обучение в классе. Они представляют собой задания разных видов и уровней сложности.
Если говорить именно об уровневых заданиях, то В.П. Беспалько выделяет следующую характеристику:
1) узнавание - неспособность обучающегося самостоятельно, без помощи извне (подсказка, инструкция, алгоритм) воспроизводить и применять усвоенную информацию. Задания этого уровня предполагают альтернативный выбор - "да нет», "или-или", выбор правильного ответа. Предлагаемые ответы становятся подсказкой и деятельность обучающегося состоит в узнавании и правильном ответе ранее усвоенной информации.
2) воспроизведение - задания направлены на актуализацию и воспроизведение уже имеющихся усвоенных знаний без их изменений. Обучающийся демонстрирует знания, умения, навыки, выполняя задания по образу. Виды заданий: На подстановку - текст, чертеж, схема с пропуском слов, фраз, букв, чисел.
3) понимание – это уровень воспроизведения по памяти ранее усвоенной информации. Никакой новой информации на этом уровне деятельности не создаётся, а только буквально воспроизводится то, что ранее было заучено.
4) применение в знакомых условиях - уровень характеризуется тем, что обучающиеся умеют применять знания на практике в стандартных ситуациях. Здесь используются задания, требующие самостоятельного преобразования знаний для решения задач.
5) применение в новых условиях - предполагает способность обучающегося выполнять задания, требующие творческого применения знаний.
Примеры уровневых заданий по В.П. Беспалько:
Пример приведен по рассказу В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка»
Уровень |
Задание |
Узнавание |
Задание 1. Выбери вариант ответа, в котором верно определена основная мысль текста. Обоснуй свой ответ с опорой на текст. 1) Любить можно только то, что съедобно 2) Каждый человек должен любить что-то возвышенное, прекрасное 3) Любить можно только то, что одинаковое. |
Воспроизведение |
Задание 2. Назови героя произведения по его характеристике. Подготовь пересказ эпизода, в котором раскрывается образ этого героя. _______________ - понимающий, добрый, умеет находить общий язык с детьми. |
Понимание |
Задание 3. Расскажи, как ты относишься к тому, что любит Мишка. |
Применение в знакомых условиях |
Задание 4. Раздели текст на смысловые части. Составь план рассказа «Что любит Мишка». Перескажи один из эпизодов. 1. 2. 3. 4. |
Применение в новых условиях |
Задания 9. Перечитай концовку рассказа. Предложи свой вариант продолжения текста. Запиши 3-4 предложения. |
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что уровневые задания в литературном чтении — это эффективный метод помощи ученикам в развитии навыков понимания текста. Они позволяют ученикам работать на разных уровнях сложности и глубины анализа текстов.
Изучение юмористических произведений в 4 классе через использование уровневых заданий в рабочих листах способствует развитию навыков анализа, понимания текста и рефлексии обучающихся, позволяет сделать обучение более интересным и эффективным, а также помогает школьникам развивать свои критическое мышление и креативность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.