Компоненты готовности: физическая готовность, социальная готовность.
Физическая готовность
Физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребенка, изменение режима, серьезный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического напряжения. Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты: хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма, высокая степень сопротивления заболеваниям, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям (или некоторое опережение их), высокий уровень развития моторики. Важную роль в подготовке детей к школе играет развитие мелкой мускулатуры кисти руки - это обязательное условие успешного овладения письмом. Физическая готовность к школе предполагает овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычки к соблюдению правил личной гигиены.
Физическая готовность – это необходимый компонент формирования у ребенка школьной зрелости.
Для определения «школьной зрелости» используется многофакторный анализ, который предполагает оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем), оценку функциональной готовности к школе как главного показателя «школьной зрелости» и прежде всего уровня развития ряда физиологических функций. К физиологическим функциям относятся:
-развитие способности к торможению, необходимому для достаточно длительного сидения за партой;
-хорошая координация движений, в частности мелких движений пальцев, необходимая для выполнения графических задач, связанных с письмом и рисованием;
-относительно быстрое образование и упрочение условных связей положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй сигнальной системы.
Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются методики, разработанные советскими исследователями (М, В. Антропова, М. М. Кольцова, Т. С. Сорокина и др.), тест Керна-Ирасека (ЧССР),
Необходимыми условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе являются: режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим.
Состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки является одним из основных критериев характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению. Тяжелое протекание адаптации говорит о непосильной учебной нагрузке и режима обучения для организма первоклассника, но в то же время сам процесс адаптации, его выраженность и длительность зависят от состояния ребенка к началу систематического обучения.
Благополучная адаптация детей к школе - благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений состояния здоровья, усвоение программного материала. Но даже хорошее здоровье может оказаться под угрозой, если поставить ребенка в непосильные для него условия, т.е. условия, значительно превышающие функциональные возможности организма.
Состояние здоровья, без сомнения, является одним из ведущих, наиболее значимых факторов, который определяет и обуславливает все аспекты жизни ребенка, связанные с процессом обучения. Недооценка состояния здоровья, несвоевременная или неквалифицированная помощь может привести к весьма неблагоприятным последствиям и стать причиной школьных проблем в течение всего периода обучения.
Для ребенка очень важно быть сообразительным, активным, раскрепощенным. Хорошо учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение целенаправленно и последовательно двигаться к поставленной цели. Развитое мышление и речь, любознательность – эти качества так же важны, как умение читать и писать.
Социальная (личностная) готовность к обучению в школе это готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, нужно рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса 7 лет.
В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П.П. Блонским в 20-е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элькоиина, Л.И. Божович и др. . [16, стр.49]
В результате проведенных исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
В стабильные периоды - развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.
Критические или переходные периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит стремительный, бурный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Критические периоды, по замечанию Л.С. Выготского, — это «поворотные пункты» в детском развитии. [3, стр.43]
В старшем дошкольном возрасте стремление к самостоятельности — своеволие основано на осознании своих возможностей (правда еще ограниченном) и опирается на достаточно обширный индивидуальный опыт ребенка. С помощью взрослого дошкольник может анализировать свои действия и их результаты, делать логические выводы. В работе с детьми 6-7-летнего возраста надо не запрещать, а убеждать, предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно, предварительно обсудив с ним способы действий, научив тому, что он еще не умеет, но очень хочет делать.
В переходные периоды развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым потому, что система применяемых к нему педагогических требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям. Другими словами, изменения педагогической системы не поспевают за стремительными изменениями личности ребенка. Чем значительнее этот разрыв, тем острее протекает кризис.
Кризисы, не являются обязательными спутниками психического развития. Кризисов совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием.
Кризис 7 лет всегда связывается с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст является переходной ступенью в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе 3х лет.
Л.С. Выготский считал что такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Дети старшего дошкольного возраста перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причина таких изменений - это дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. [3, стр.75]
Одно из важнейших достижений старшего дошкольного возраста – это осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.
В старшем дошкольном возрасте ребенок, осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения - это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.
Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.
Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе. Определили, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис 7 лет до школы никак не проявлялся.
Если говорить о связи кризиса 7 лет с готовностью ребенка к обучению в школе, то необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера.
Замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит из-за того, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья же в этом отношении более консервативна. Родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на возраст. Часто происходят расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей 6-7-летнего возраста. Мамы жалуются на упрямство и своеволие ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного ребенка, которому можно поручить серьезное дело.
При выявлении симптомов кризиса нужно учитывать, прежде всего, мнение родителей.
На основании многочисленных исследований, проведенных Леонтьевым А.Н. и его сотрудниками, он выдвинул положение о том, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять его развитие. У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности». [9, стр.23]
Специалисты Института возрастной физиологии РАО Безруких М.М. и Ефимова С.П. считают, что « готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка». [15, стр.65]
Волевая готовность
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. [3, стр.28]
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития. [24, стр.41]
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается, вместе, с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако взрослые продолжают оставаться притягательным постоянным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.
В условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемое ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности». [9, стр.23]
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе. У них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья. Необходимо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, - важно только знать и учитывать эти особенности. В каждом отдельном случае необходимо решить вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу, какой вариант программы обучения выбрать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.