"Компоненты готовности к школьному обучению"
Оценка 5

"Компоненты готовности к школьному обучению"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
воспитание +1
СCУЗ, ВУЗ
09.02.2024
"Компоненты готовности к школьному обучению"
материал для педагогов
Компоненты готовности.doc

Компоненты готовности: физическая готовность, социальная готовность.

Физическая готовность

      Физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребенка, изменение режима, серьезный учебный труд, длительность уроков требуют от него значитель­ного физического напряжения. Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты: хоро­шее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная вы­носливость и работоспособность организма, высокая степень со­противления заболеваниям, гармоничное физическое и нерв­но-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям (или не­которое опережение их), высокий уровень развития моторики. Важную роль в подготовке детей к школе играет развитие мел­кой мускулатуры кисти руки  - это обязательное условие успешного овладения письмом. Физическая готовность к школе предполагает овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычки к соблюдению правил личной гигиены.

Физическая готовность – это  необходимый компонент формирования у ребенка школьной зрелости.

Для определения «школьной зрелости» используется многофак­торный анализ, который предполагает оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной, дыхательной и сердеч­но-сосудистой систем), оценку функциональной готовности к шко­ле как главного показателя «школьной зрелости» и прежде всего уровня развития ряда физиологических функций. К физиологическим функциям отно­сятся:

-развитие способности к торможению, необходимому для достаточно длительного сидения за партой;

-хорошая координация движений, в частности мелких движений пальцев, необходимая для выполнения графических задач, связанных с письмом и рисованием;

-относительно быстрое образование и упрочение условных связей положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй сигнальной системы.

Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются методики, разработан­ные советскими исследователями (М, В. Антропова, М. М. Коль­цова, Т. С. Сорокина и др.), тест Керна-Ирасека (ЧССР),     

Необходи­мыми условиями обеспечения физической готовности детей к обу­чению в школе являются: режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкуль­турные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим.

Состояние здоровья ребенка  и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки является одним из основных критериев характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению.  Тяжелое протекание адаптации говорит о непосильной учебной нагрузке и режима обучения для организма первоклассника, но в то же время сам процесс адаптации, его выраженность и длительность зависят от состояния ребенка к началу систематического обучения.

Благополучная адаптация детей к школе - благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений состояния здоровья,  усвоение программного материала. Но даже хорошее здоровье может оказаться под угрозой, если поставить ребенка в непосильные для него условия, т.е. условия, значительно превышающие функциональные возможности организма.

Состояние здоровья, без сомнения, является одним из ведущих, наиболее значимых факторов, который определяет и обуславливает все аспекты жизни ребенка, связанные с процессом обучения. Недооценка состояния здоровья, несвоевременная или неквалифицированная помощь может привести к весьма неблагоприятным последствиям и стать причиной школьных проблем в течение всего периода обучения.

Для ребенка очень важно быть сообразительным, активным, раскрепощенным. Хорошо  учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение целенаправленно и последовательно двигаться к поставленной цели. Развитое мышление и речь, любознательность – эти качества так же важны, как умение читать и писать.                                                       

Е.Е.Кравцова считает, что примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.  [7, стр. 26]                                                                      

 Социальная готовность

         Социальная (личностная) готовность к обучению в школе это  готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обуслов­ленным ситуацией школьного обучения.

Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, нужно рассмотреть стар­ший дошкольный возраст через призму кризиса 7 лет.

В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П.П. Блонским в 20-е годы. Позже изучению кризисов развития были по­священы работы известных отечественных психологов: Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элькоиина, Л.И. Божович и др. . [16, стр.49]

     В результате проведенных исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут про­ходить резко, критически, либо постепенно. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередо­вание стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды - развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти пери­оды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незамет­ны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произош­ли в его психике в этот период.

Критические или переходные периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом суще­ственно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит стремительный, бурный, «революционный» характер. При этом в очень ко­роткий срок ребенок меняется весь. Критические периоды, по заме­чанию Л.С. Выготского, — это «поворотные пункты» в детском развитии. [3, стр.43]

В старшем дошкольном возрасте стремление к самостоятельнос­ти — своеволие основано на осознании  своих возможностей (правда еще ограниченном) и опирается на достаточно обширный индивидуальный опыт ребенка. С помощью взрослого  дошкольник может анализировать свои действия и их результа­ты, делать логические выводы. В работе с детьми 6-7-летнего возраста надо не запрещать, а убеждать, предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно, предваритель­но обсудив с ним способы действий, научив тому, что он еще не умеет, но очень хочет делать.

В переходные периоды  развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым потому, что система применяе­мых к нему педагогических требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям. Другими словами, изменения педагогической системы не поспевают за стремитель­ными изменениями личности ребенка. Чем значительнее этот разрыв, тем острее протекает кризис.

Кризисы, не являются обязатель­ными спутниками психического развития. Кризи­сов совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием.

Кризис 7 лет всегда связывается с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст является переходной ступенью в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник.  Замече­но, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребе­нок резко меняется и становится более трудным в воспитатель­ном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе 3х лет.

Л.С. Выготский считал что такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственно­сти». Дети старшего дошкольного возраста  перестают быть наивными и непос­редственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причина таких изменений  - это дифферен­циация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внеш­ней жизни. [3, стр.75]

Одно из важнейших достижений старшего дошкольного воз­раста – это осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.

В старшем дошкольном возрасте ребенок, осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди дру­гих людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется  выраженное стремление к тому, чтобы занять новое,  более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и при­меняемой к нему педагогической системы, теряет интерес к до­школьным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения -  это прежде всего проявляется в стремлении детей к со­циальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудов­летворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.

Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе. Определили, что дошкольники, в поведе­нии которых до поступления в школу замечены симптомы кризи­са, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис 7 лет до школы никак не проявлялся.

Если говорить о связи кризиса 7 лет с готовностью ребенка к обучению в школе, то необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера.

 Замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит из-за того, что образователь­ные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья же в этом отношении более консервативна. Родители, особенно мамы и ба­бушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на  возраст. Часто происходят расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей 6-7-летнего возраста.  Мамы жалуются на упрям­ство и своеволие ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного ребенка, которому можно поручить се­рьезное дело.

При выявлении симптомов кризиса нужно учитывать, прежде всего, мнение родителей.

   На основании многочисленных исследований, проведенных Леонтьевым А.Н.  и его сотрудниками, он выдвинул положение о том, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять его развитие. У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».  [9, стр.23]

  Специалисты Института возрастной физиологии РАО Безруких М.М. и Ефимова С.П. считают, что « готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором  требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка». [15, стр.65]

   Волевая готовность

       Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский  рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. [3, стр.28]

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к волевым длительным усилиям.

Нравственная готовность

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.

Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития. [24, стр.41]

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается, вместе, с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться притягательным постоянным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемое ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем  многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».  [9, стр.23]

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе. У них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно  больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и  в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья. Необходимо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, - важно только знать и учитывать эти особенности. В каждом отдельном случае необходимо решить вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу, какой вариант программы обучения выбрать.

 


Компоненты готовности: физическая готовность, социальная готовность

Компоненты готовности: физическая готовность, социальная готовность

Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются методики, разработан­ные советскими исследователями (М,

Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются методики, разработан­ные советскими исследователями (М,

Недооценка состояния здоровья, несвоевременная или неквалифицированная помощь может привести к весьма неблагоприятным последствиям и стать причиной школьных проблем в течение всего периода обучения

Недооценка состояния здоровья, несвоевременная или неквалифицированная помощь может привести к весьма неблагоприятным последствиям и стать причиной школьных проблем в течение всего периода обучения

В стабильные периоды - развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер

В стабильные периоды - развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер

Чем значительнее этот разрыв, тем острее протекает кризис

Чем значительнее этот разрыв, тем острее протекает кризис

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия,…

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия,…

На основании многочисленных исследований, проведенных

На основании многочисленных исследований, проведенных

Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом

Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом

Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника

Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника

Однако взрослые продолжают оставаться притягательным постоянным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка

Однако взрослые продолжают оставаться притягательным постоянным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью,…

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024