Компоненты процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
С целью достижения высоких результатов в духовно-нравственном воспитании младших школьников мы выделили шесть компонентов: целевой, организационный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный, рефлексивно-оценочный, которые обобщенно представлены в таблице и пояснены ниже.
Компоненты процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Целевой компонент |
||||||||||
Цель: духовно-нравственное воспитание младших школьников. Задачи: создание единой воспитательной направленности в развитии личности ребенка в процессе его духовно-нравственного воспитания; удовлетворение национально-культурных запросов через систему духовно-нравственных оценок, выбора поступков обучающимися; формирование потребностей к духовно-нравственному саморазвитию, самоактуализации и самосовершенствованию. |
||||||||||
Организационный компонент |
||||||||||
Создание экспериментальной площадки по организации совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива школы, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей в духовно-нравственном воспитании младших школьников. |
||||||||||
Содержательный компонент |
||||||||||
Деятельность классных руководителей и учителей-предметников |
Деятельность педагогов дополнительного образования |
Деятельность родителей и родительского совета |
Деятельность ученического совета |
|||||||
Занятия по авторским программе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» и учебным пособиям «Основы духовно-нравственного воспитания» в 1 – 4 классах, программе совместной деятельности образовательных учреждений и семьи «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников», программе воспитательных мероприятий, родительского факультатива «Основы духовно-нравственного воспитания детей в семье», организация совместной социокультурной деятельности образовательных учреждений и семьи, организация информационно-просветительского пространства, индивидуальные консультации и поддержка семьи и др. |
||||||||||
Процессуально-коммуникативный компонент |
||||||||||
Этапы |
Формы |
Методы
|
Промежуточные результаты уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности детей. |
|||||||
1 - констатирующий 2 - формирующий 3 - итоговый |
групповые и индивидуальные |
теоретические и эмпирические |
- низкий - средний - высокий |
|||||||
Диагностико-результативный компонент |
||||||||||
Взаимосвязанные аспекты духовно-нравственной воспитанности младших школьников |
||||||||||
Методы выявления духовно-нравственной воспитанности детей |
Критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников |
Показатели духовно-нравственной воспитанности младших школьников |
||||||||
Рефлексивно-оценочный компонент |
||||||||||
Анализ результативности функционирования технологии духовно-нравственного воспитания младших школьников |
Анализ управления воспитательной деятельностью |
Анализ самоуправленческой деятельности детей |
||||||||
Оценка окончательных результатов уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников: низкий, средний, высокий |
||||||||||
Духовно и нравственно воспитанные младшие школьники |
||||||||||
Целевой компонент включает в себя цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей и приоритетные идеи построения педагогического процесса и, согласно исследованиям А.В. Кирьяковой и Н.П. Шитяковой, является ядром педагогического процесса, так как его цель – духовно-нравственное воспитание младших школьников. А задачами являются: создание единой воспитательной направленности в развитии личности ребенка в процессе его духовно-нравственного воспитания; удовлетворение национально-культурных запросов через систему духовно-нравственных оценок, выбора поступков обучающимися; формирование потребностей в духовно-нравственном саморазвитии, самоактуализации и самосовершенствовании.
Учитывая открытость современной образовательной среды, важно отметить значимость данного компонента в плане мобилизации совокупных воспитательных ресурсов на основе согласованности педагогических действий учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей. Школа в этом пространстве отвечает не только за согласование их совместных действий, но и за выработку четких ориентиров в духовно-нравственном воспитании, разработку разнообразных оценочных шкал и способов учета достижений школьников в плане их личностных изменений.
Организационный компонент процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи носит полиструктурный характер. Основу организационного компонента составляет совместная воспитательная работа педагогического коллектива, кураторов младших школьников из числа старшеклассников, родителей и других, значимых для детей взрослых, наполненная конкретным содержанием.
Содержание воспитательной работы в рамках духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи заключалось в планировании и реализации авторской программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников», учебных пособий «Основы духовно-нравственного воспитания», программ «Формирование семейных ценностей у обучающихся в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов», программы-тренинга «Мир вокруг нас», программы родительского факультатива «Основы духовно-нравственного воспитания детей в семье» и программы совместной воспитательной деятельности образовательных учреждений и семьи «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников» и др. Эти программные материалы позволили нам выстроить процесс духовно-нравственного воспитания как целенаправленную, специально проектируемую и организуемую деятельность педагогов по приобщению младших школьников к духовно-нравственным ценностям общества и являются для педагогов методическим руководством.
Содержательный компонент процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи обеспечил при использовании различных форм и методов педагогической деятельности, достижение запланированных целей и результатов формирования духовно-нравственных ценностей в младших школьниках.
Процессуально-коммуникативный компонент процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников предусматривает использование аксиологического, гуманистического и культурологического подходов, совокупность действий субъектов воспитательного процесса («педагог–младший школьник», «педагог–младший школьник-родители», «ребенок–родители»), направленные на формирование духовно-нравственных ценностей.
В основу данного процесса включаются формы деятельности, которые призваны обеспечивать наполнение всей жизнедеятельности младших школьников личностным смыслом. Другим системообразующим фактором процессуально-коммуникативного компонента данного процесса выступает личность педагога.
Процессуально-коммуникативный компонент в технологическом аспекте включает в себя этапы, формы и методы воспитательного воздействия, а в социально-психологическом – широкую палитру взаимоотношений взрослых и детей в школьном сообществе, различные формы коммуникации, которые влияют на развитие у младших школьников духовно-нравственных ценностей. Данный компонент предполагает промежуточные результаты выявления сформированных духовно-нравственных ценностей у них, обеспечивает целостность педагогического процесса и коммуникативную связь с внешней средой. Наряду с традиционными методами и формами работы, в воспитательном арсенале появились разработанные нами психологические тренинги, деловые и ролевые игры, ситуации успеха, различные воспитывающие ситуации, часы общения и воспитательные проекты.
Диагностико-результативный компонент разрабатывался на основе выбора разнообразных методов оценки и учета промежуточных и итоговых результатов духовно-нравственной воспитанности, а также включал критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности детей. Учитывая специфику социокультурной среды сообщества образовательных учреждений, мы руководствовались такими критериями сформированности духовно-нравственных ценностей, как духовно-нравственные чувства, духовно-нравственное сознание и духовно-нравственное поведение.
В соответствии с избранными критериями и показателями подбирались диагностические методики, которые позволяли получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена.
Рефлексивно-оценочный компонент включает в себя управление детьми своим поведением. Содержание рефлексивного управления побуждает их к самоанализу на основе духовно-нравственных ценностей, к осознанию ответственности за свои поступки; приобщает их к технологиям рефлексии; помогает в самоопределении ее границ, стимулируя к собственному поиску резервов развития.
Также данный компонент включает оценку результативности духовно-нравственного воспитания младших школьников и самоуправления.
Изучение и анализ различных педагогических процессов показывают, что сложно проводить грань между воспитательным и педагогическим процессом. На наш взгляд, воспитательный процесс может называться педагогическим, а педагогический процесс, в свою очередь, может называться воспитательным и включать в себя и воспитательный, и обучающий процесс.
Выбор компонентов педагогического процесса может иметь различные основания и являться интуитивным творческим актом. Взаимодействие компонентов педагогического процесса способствует возникновению педагогического процесса. Другими словами, она создается и функционирует с целью обеспечения успешного протекания данного процесса. Функцией же этого процесса является достижение целей, задаваемых обществом. Например, учебное занятие есть целостная динамическая процедура, а ее структурный элемент – это воспитательно-образовательный момент, который воплощает в себе учебно-воспитательные цели, задачу, методы и содержание учебного материала, формы организации деятельности младших школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.