Композиция. Жанры в фотографии

  • docx
  • 27.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л.4 Композиция. Жанры в фоотграфии.docx

Л. 4 Композиция. Жанры в фотографии.

 


Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

 

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто https://dphotoworld.net/_ld/0/s71196177.jpgизящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере https://dphotoworld.net/_ld/0/s99097518.jpgнакопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.

Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.

Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать https://dphotoworld.net/_ld/0/03415154.jpghttps://dphotoworld.net/_ld/0/60280242.gifтакую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s54384495.jpgНа протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием "Золотого сечения". Близкое понятие к правилу третей. https://dphotoworld.net/_ld/0/s16546173.jpgОбнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8-left$Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной https://dphotoworld.net/_ld/0/s18011687.jpgдиагонали.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s43332048.jpg

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

 

Равновесие на снимке - для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной.  Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s92670147.jpghttps://dphotoworld.net/_ld/0/s13386826.jpgСамый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s68868595.jpgЧтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s39250293.jpghttps://dphotoworld.net/_ld/0/s28263505.jpgМожно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ. Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

 

Важный элемент - задний план. Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s62669681.jpgВообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s14968674.jpg

https://dphotoworld.net/_ld/0/s09403432.jpgПостарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

 

Ритм. Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

 

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

https://dphotoworld.net/_ld/0/94257173.jpgОбрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

 

https://dphotoworld.net/_ld/0/s38887113.jpg

https://dphotoworld.net/_ld/0/s33930125.jpgНарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

 

https://dphotoworld.net/_ld/0/s90809732.jpgЗаваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s01352740.jpgВ кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s73069107.jpgНесбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s18361404.jpgНезамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока,  бутылка, окурок...) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

https://dphotoworld.net/_ld/0/s87847382.jpgПустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».

https://dphotoworld.net/_ld/0/s11822823.jpgПерегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

 

2 Жанры в фотографии.

Существует 3 категории:

·                     Винтаж

Винтажными считаются фотоотпечатки, сделанные при жизни фотографа как им самим, так и под его наблюдением лаборантом. Они имеют статус уникальности и являются предметом коллекционирования: выбор химии, бумаги и оборудования оказывает значительный эффект на конечное изображение, которое и считается наиболее «оригинальным» в сравнении с фотографиями, отпечатанными позднее с того же самого негатива. По словам американского коллекционера Алана Крэйна, «только винтаж обладает необъяснимой магией присутствия, присутствия своего создателя».

Согласно одной из трактовок термина «винтаж», такой фотографией может называться только та, которая была отпечатана вскоре после получения негатива. В некоторых случаях это определение является проблемным. Например, когда автор фотографии спустя несколько лет возвращается к негативу и переосмысливает то, как его необходимо подать при печати, или когда фотоотпечаток был впервые сделан лишь спустя несколько лет после экспонирования негатива.

Благодаря статусу уникальности и своей ограниченности в количестве винтажная фотография является значимой частью артрынка, на котором вплотную подбирается к работам современных художников. Так, в феврале 2006 года на аукционе «Сотбис» винтажный отпечаток американского фотографа начала XX века Эдварда Стейхена «Озеро в лунном свете» ушёл с молотка за 2,9 млн долларов, став на тот момент самой дорогой фотографией в мире. Выставки винтажных фотографий регулярно проходят в Нью-Йоркском музее современного искусства и других мировых экспозиционных центрах.

 

·                      Научная фотография

Научная фотография - вид фотографии осуществляемой для проведения научных исследований. Широко используется практически во всех областях естественных и прикладных наук.

 

·                      Фотоохота

Фотоохо́та (англ. Wildlife Photography) — вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях. Объединяет в себе три аспекта — спортивный (поэтому может рассматриваться также как новый вид спортивной охоты, появившийся в начале XX века и ставший особенно популярным в наше время); — познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии в которой документальность рассматривается как основное требование; — художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства — в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов.

 «Жанры фотографии»

·                     Архитектурная фотография

Архитектурная фотография, архитектурная фотосъёмка — жанр фотографии, фотосъёмка архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.

При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания, отделки, скульптур и элементов декора.

Архитектурная фотосъёмка может производиться для художественного воспроизведения объекта. В этом случае точность может быть принесена в жертву художественной выразительности, максимального воспроизведения характерных черт города, страны, эпохи.

Особенности архитектурного стиля могут быть подчёркнуты соответствующим выбором точки съёмки, правильным ракурсом, характером освещения.

 

·                     Астрофотография

А́строфотогра́фия, а́строгра́фия, астрономи́ческая фотогра́фия — способ проведения астрономических наблюдений, основанный на фотографировании небесных тел с использованием астрографов. См. также «фотографический метод».

Преследует две основные цели:

Исследовательские. Преимущество фотоматериалов перед человеческим глазом состоит в накоплении светового воздействия фотографической эмульсией за время длительной выдержки. Это позволило астрономам получать изображения объектов чрезвычайно низкой яркости. Кроме того, фотографический метод позволяет получить изображение сразу многих объектов и отличается документальностью и объективностью.

Художественные.

В узком смысле астрофотографией называют фотографическую астрометрию.

 

·                     Викторианский безголовый портрет

Викторианский безголовый портрет (англ. Victorian headless portrait) или просто безголовый портрет (англ. headless portrait) — особый жанр фотографии, существовавший в Великобритании во 2-й половине XIX — начале XX века. На подобных фотографиях голова модели отделена от тела, часто натурщик сам держит её в своих руках. Хотя за этим жанром закрепилось название «безголовые портреты», именно голова на фотографии всегда присутствует, а тело может отсутствовать.

·                     Высокий ключ

Портрет в светлой тональности (Высокий ключ) — портрет, тональное исполнение которого определяется тем, что самые тёмные участки изображения не выходят за границы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей. (Определение в дословном прочтении есть в книге Я. Д. Фельдмана[4]/ (Высо́кий ключ англ. High-key ) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность светлых тонов на изображении. Требуемый эффект достигается исключительно при съёмке, однако получение фотографии в «Высоком Ключе» является невозможным без правильной организации позитивного процесса печати, При редактировании фотоизображений, снятых в Нормальном Ключе, обработке в графическом редакторе невозможно получить качественное изображение в Высоком ключе. Это связано с тем что при съёмке в Высоком Ключе основной объём изображения ложится на VIII и IX ступень и имеет 64 (VIII) + 128 (IX) — до 192 градаций света, а при съёмке в Нормальном Ключе основное изображение ложится в районе V (светло-серое на лице) и VI ступени и имеет максимум 96 градаций света, а в графических редакторах растянуть 94 градации на 192, при условии неровных линий (на лице) возможно только в ручном режиме, то есть нарисовать руками."… Фотографии в высоком ключе нельзя путать с высококонтрастными отпечатками, где присутствуют только крайние проявления цветовых тонов с очень небольшим количеством промежуточных. …" — Джон Фримен «Фотография»

·                     Документальная фотография

Документальная фотография — ветвь фотоискусства, направление фотографии, художественная программа которого ориентирована на изображение достоверного. Центральная идея документальной фотографии — обращение к реальным событиям. В некоторых случаях документальная фотография формируется как обращение или призыв и подразумевает создание фотографического документа.

По мнению Сьюзен Зонтаг: документальная фотография — важный художественный прецедент, где профессионализм и многолетняя практика не гарантируют безусловного преимущества перед спонтанным и случайным. Отчасти потому, что важное значение в документалистике приобретает стечение обстоятельств, которое поддерживает несовершенное как изобразительный принцип. В своей книге «О фотографии» Сюзан Зонтаг обращала внимание на идеологический аспект документальной фотографии даже в тех случаях, когда целью кадра является объективность. В частности, Зонтаг считала снимки Уолкера Эванса и Доротеи Ланж попыткой тенденциозного изображения событий Великой Депрессии и способом формирования художественного вектора посредством акцентирования драматического начала.

 

·                     Интерьерная фотография

Интерьерная фотография — разновидность архитектурной фотографии, съёмка помещений, мебели и аксессуаров.

·                     Инфракрасная фотография

Инфракрасная фотография — это техника фотосъёмки, в которой используется специальная фотоплёнка или матрица цифрового фотоаппарата, чувствительные к инфракрасному световому излучению; используется специальный фильтр для цифрового фотоаппарата, который пропускает инфракрасный свет, но блокирует видимую часть спектра. Волновой диапазон, используемый в такой фотографии, лежит в пределах от 700 до 900 нм.

·                     Модная фотография

Модная фотография, или фешн-фотография (англ. Fashion photography) — жанр фотографии, связанный с демонстрацией модной одежды и других товаров индустрии моды. Данный тип фотографии связан с рекламой товаров, а также модными журналами, таких как Elle, Vogue, Vanity Fair.Модная фотография играет важную роль в создании такого феномена как мода.

·                     Мыслеграфия

Мыслеграфия, также проекционная термография, психокинетическая фотография, психическая фотография, ненграфия, нэнся, ненша (яп. 念写), — предполагаемая способность «выжигать» силой мысли изображения на различных поверхностях, например таких, как фотоплёнка. В английском лексиконе термин thoughtography (мыслеграфия) существует с 1913 года, более поздний термин projected thermography (проекционная термография) — неологизм, происходящий из американского фильма 2002 года «Звонок», ремейка одноимённого японского фильма ужасов 1998 года.

·                     Натюрморт

Натюрмо́рт (фр. nature morte — мёртвая природа; нидерл.  stilleven , (нем.  Stilleben, (англ. still-life — тихая, спокойная жизнь) — жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра».

·                     Низкий ключ

Портре́т в тёмной тона́льности (Ни́зкий ключ англ. Low-key lighting) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность тёмных тонов и полное отсутствие или незначительное присутствие светлых тонов на изображении. Требуемый эффект может достигаться во время съёмки, при проявке или печати, а также обработке в графическом редакторе. При этом изображение в низком ключе является противоположностью снятого в высоком ключе. Его также важно не путать с высококонтрастными снимками, где присутствуют только крайние проявления цветовых тонов, как очень светлых, так и очень тёмных, с крайне небольшим количеством промежуточных.

·                     Ню (жанр)

Ню (фр. nu — «нагой, обнажённый», от фр. nudité — «нагота, обнажённость») — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту и эстетику обнажённого человеческого тела.

Худо́жественная фотогра́фия в сти́ле ню — жанр художественной фотографии, изображающий обнажённое человеческое тело с акцентом на форме, композиции, эмоциональной составляющей и других эстетических качествах. Обнажённая натура стала объектом фотографии почти с момента её изобретения и играла важную роль в её становлении как формы искусства. Разграничение между художественной и другими жанрами фотографии не является чётким и бесспорным, но есть некоторые определяющие характеристики. В художественной фотографии эротический интерес, хотя он часто присутствует, является вторичным, что отличает её и от гламурной фотографии, которая прежде всего хочет показать объект фотографии в наиболее привлекательном виде, и от порнографической фотографии, главная цель которой сексуально возбудить зрителя. Художественные фотографии не создаются с намерением быть использованными в журналистских, научных или других практических целях. Различия между жанрами не всегда ясны, и фотографы, как и другие деятели искусства, как правило, имеют свою оригинальную точку зрения на своё творчество, которое зритель, со своей стороны, может тоже воспринимать по-своему.

Обнаженное тело спорно и неоднозначно воспринимается как объект во всех видах искусства, но это особенно так в фотографии из-за присущего ей реализма. Мужская нагота менее распространена, чем женская, и реже выставляется и публикуется. Использование детей для съёмки в жанре ню особенно спорно.

 

·                     Пейзаж

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

·                     Пикториализм

Пикториали́зм (англ. pictorialism от pictorial «живописный») — течение в европейской и американской фотографии второй половины XIX — начала XX вв. Подразумевает использование изобразительных и технических приёмов, сближающих фотографию с живописью и графикой таких направлений, как импрессионизм, символизм, модерн, живопись прерафаэлитов и др.

·                     Поляроид-арт

Поляроид-арт (англ. Polaroid art) ― направление в современном фотоискусстве.

Некоторые моментальные фотографии, снятые фотоаппаратами производства компании Polaroid подходят для различных форм альтернативной обработки, которая позволяет достичь различных художественных эффектов. Особенно любопытных результатов художники могли достигать, экспериментируя над фотографиями Polaroid SX-70: для этого они использовали самые различные инструменты и методы: например, добивались высыхания эмульсии для создания эффекта масляной живописи. Однако SX-70 давно вышел из производства, а аналогичные продукты линейки Polaroid Originals не обладают такими же художественными качествами ― поэтому и эксперименты с фотоплёнкой также в конце концов сошли на нет.

Подъём эмульсии может быть достигнут путём погружения Polaroid, пластины с разделительным слоем Fuji и некоторых плёнок Impossible Project в воду, а затем ― переноса эмульсии на новую поверхность, такую как дерево, металл или бумага.

Передача изображений ― это ещё один метод переноса изображения с мгновенно отслаивающейся пленки на новую поверхность. Передача изображений осуществляется путем снятия негативно-позитивной вставки на части в начале разработки и плотного надавливания влажной негативной стороны на лист бумаги для печати и применения равномерного давления с помощью ролика, который переносит его на новую поверхность.

 

·                     Портрет

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[Комм 1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, видео), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).

·                     Посмертная фотография

Посмертная фотография (реже пост-мортем или постмортем; англ. Post-mortem photography, от лат. post mortem — после смерти) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были широко распространены в конце XIX столетия и в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

·                     Предметная фотография

Предметная фотография — жанр фотографии, использующийся в рекламе для демонстрации внешних характеристик рекламируемого продукта — его дизайна, конструкции и значимых элементов. Исходя из задачи, проводится фотосъёмка товара, предметов или ассортиментных групп, объединенных в кадре общей композицией. Достигаются максимально выигрышные ракурсы, убедительно «говорящие» о важных функциональных свойствах товара и его отличиях от конкурентной продукции.

·                     Проклятые изображения

Понятие "Проклятые изображения" относится к изображениям, которые воспринимаются как загадочные, и тревожные из-за их содержания, низкого качества или их комбинации. Проклятое изображение в первую очередь заставляет человека задавать вопросы о существовании фотографии. С 2016 года такие изображения стали популярными в сети, и впоследствии стали интернет-мемом.

·                     Свадебная фотография

Сва́дебная фотогра́фия — направление в фотографии, призванное художественно запечатлеть события, происходящие во время свадьбы. Этот жанр в фотографии требует от фотографа умения совмещать в своей работе такие жанры, как портрет, фотожурналистика, документальная фотография, художественная фотография.

·                     Спиритическая фотография

Спиритическая фотография (англ. Spirit photography) — фотография, на которой якобы присутствует объект, явившийся из потустороннего мира. Получила распространение во второй половине XIX века. Спиритическая фотография была предметом дискуссий сторонников спиритизма и их противников, неоднократно становилась предметом серьёзного анализа историков, психологов, социологов и искусствоведов, в настоящее время воспринимается как особый жанр фотографии, характерный для этого времени.

·                     Спрятанная мать

«Спря́танная мать» или «скры́тая мать» (англ. «The Hidden Mother») — современный термин для обозначения жанра (поджанра) ранней фотографии, возникшего с её зарождения и исчезнувшего в 1920-е годы: фотопортрет ребёнка возле спрятанной за драпировкой или иным предметом матери. По мнению современных искусствоведов, появление такого жанра было вызвано несовершенством технической стороны фотографического процесса и особыми представлениями британцев викторианской эпохи о смерти и социальном статусе человека

·                     Субъективная фотография

Субъективная фотография — художественное течение в фотоискусстве, зародившееся в Германии в начале 1950-х годов. У истоков зарождения течения стоял немецкий фотограф Отто Штайнерт, организовавший в 1951 году в Саарбрюккене выставку «Субъективная фотография». Представители течения стремились выразить посредством снимка своё отношение к воспроизведённой реальности в противовес объективному изображению происходящего, при котором фотограф давал право зрителю самостоятельно составить своё мнение об изображении. Термин «субъективная фотография» стал в пятидесятых годах понятием для творчества, опирающегося на явно эмоциональные впечатления фотографов.

·                     Судебная фотография

Судебная фотография (криминалистическая фотография, фотографирование места происшествия) ― вид деятельности, при котором фиксируется первоначальный вид места преступления и сопутствующие ему вещественные доказательства, чтобы обеспечить их сохранение для последующего рассмотрения в рамках судебного разбирательства. Фотография места преступления отличается от других разновидностей фотографии, поскольку судебные фотографы обычно преследуют цель сделать наибольшее количество изображений каждого конкретного предмета в его подробностях.

·                     Туристическая фотография

Туристическая фотография (англ. travel photo) — это жанр фотографии, предметом которого являются впечатления путешественника и то, что он наблюдает в ходе путешествий: культурные и этнические особенности, люди и их характеры, пейзажи, исторические памятники, необычные черты местности и т. д.

·                     Уличная фотография

Уличная фотография, стрит-фотография (англ. street photography) — жанр фотографии, сделанной в общественном месте: на улице, в парке, на пляже и т. п. Уличная фотография бывает документальной, но не ограничивается исключительно документальным жанром. Однозначной периодизации уличной фотографии на данный момент не существует, в литературе встречаются имена отдельных фотографов, снимавших на стыке XIX и XX века документальную, пикториальную и другую фотографию громоздкой фототехникой на улице, однако выделение жанра уличной фотографии в самостоятельное направление фотографии принято соотносить с деятельностью французского идеолога уличной фотографии Анри Картье-Брессона, который впервые сформулировал её основные принципы (прежде всего принцип «решающего момента», англ. decisive moment) и создал фотоагентство «Магнум», основанное на этих идеях.

·                     Фотоарт

Фотоарт — вид цифрового изобразительного искусства, объединяющий фотографию и компьютерную графику. Формирование фотоарта началось на основе такого приёма как фотоколлаж, но активное развитие и усовершенствование техник исполнения привели к обособленности фотоарта и возникновению нового творческого направления. Его отличительные черты, в первую очередь, существенное видоизменение и переработка исходных материалов, живописность, сложность исполнения, визуальная эффектность, а также композиционная и информативная гибкость. Изначально дефиниция «фотоарт» звучала в контексте, когда фотография служила основой для последующей живописной доработки (например, в творчестве художника И. Каменева, представленного на выставке «Фото-арт» в 2007 г.). На данный момент, благодаря многообразию технических приёмов, фотоарт является сплавом фотографии, растровой, фрактальной и даже трёхмерной графики. Нередко фотоарт-работы могут имитировать традиционную живопись, но обязательно имеют в своей основе фотоисходники. Таким образом, фотоарт стоит в стороне от фотоколлажирования как вида более простого и доступного в освоении и является посредником между фотографией и живописью. Наложение и совмещение слоёв, а также вся последующая обработка, осуществляются в графических программах, например, Photoshop. Доминирующую область применения фотоарта — фэнтезийная, мистическая, сюрреалистическая, сказочная иллюстрация, но с возрастающим интересом к фотоарту этот список стремительно расширяется.

·                     Фотография еды

Фотография еды — разновидность натюрмортной коммерческой фотографии, направленная на создание привлекательного образа тех или иных видов еды для использования в рекламе, на упаковках, в меню или поваренных книгах. Профессиональная фотография еды является результатом совместных усилий целого ряда людей, включая арт-директора, фотографа, стилиста по еде, стилиста по реквизиту и их ассистентов, но не всегда.

Специалисты по оформлению продуктов для фотографированию называются фуд-стилистами или стилистами по еде. Их цель — сделать продукты питания и напитки как можно более привлекательными и желанными на фотографии.

 

·                     Фотожурналистика

Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:

Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.

Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатлённые события.

Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.

Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определённый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий.

В случае, если фотограф систематически отражает культурные и общественные события, имеющие культурную и историческую значимость, такой тип фотожурналистики относится к фотохронике.

 

·                     Фотоимпрессионизм

Фотоимпрессиони́зм — направление в изобразительном искусстве, сочетающее в себе художественное начало и высокие технологии.

Название «фотоимпрессионизм» изначально было одним из синонимов для пикториализма, но в нынешнее время под ним понимается синтез фотографии, изобразительного искусства и рекламы.

Цель фотоимпрессиониста — усилить впечатление (impression) от фотографии за счёт её перевода в цифровую форму (или создания в такой форме), последующей компьютерной обработки и дальнейшего полиграфического воспроизведения на выбранной автором подложке.

Принципы фотоимпрессионизма:

В основе работы — оригинальная фотография, сделанная лично автором (не считаются оригиналами работы, основанные на чужих фотографиях).

Задача автора — передать своё впечатление средствами обработки целостного изображения; обычно обработка не должна искажать пропорций или выделять отдельные части снимка (процессы с искажением пропорций или выделением отдельных частей называются иначе).

Палитра автора — компьютерные программы обработки изображений, используемые для всего поля снимка, чтобы сформировать целостное впечатление, и компьютерно-полиграфические технологии, позволяющие перенести работу на выбранную автором подложку.

Работа считается таковой только в виде полиграфического произведения, компьютерные варианты не являются законченными произведениями в жанре фотоимпрессионизма.

Оригиналом считается работа, подписанная автором, с указанием даты.

 

·                     Эротическая фотография

Эроти́ческая фотогра́фия — жанр художественной фотографии. Фотографии в этом жанре эротичны или даже с сексуальным подтекстом или сексуально-провокационного характера. Эротическая фотография обычно постановочная, объект неподвижен. Хотя субъекты эротических фотографий обычно полностью или почти раздеты, это не обязательное требование. Эротические фотографии следует отличать от просто обнажённых фотографий, где объекты обнажены, но не обязательно находятся в эротичном положении или обстановке, и порнографических фотографий, которые носят «сексуально-откровенный» характер (фокусируются на гениталиях и/или половом акте). Порнографические фотографии обычно не претендуют на какую-либо художественную или эстетическую ценность.

Эротические фотографии, как правило, предназначены для коммерческого использования, например в серийно выпускаемых календарях, на пинапах и в мужских журналах, как Penthouse и Playboy, но иногда такого рода фотографии создаются одним партнёром для другого. Субъектами эротических фотографий могут быть профессиональные модели, знаменитости или любители. Очень немногие из известных артистов позировали обнажёнными для фотографий. Первой знаменитостью, позировавшей для фотографии в обнажённом (для того времени) виде, считается театральная актриса Ада Айзекс Менкен (1835—1868). Её фотография в боди и чем-то из лёгкой ткани, что Марк Твен сравнил с подгузником, теперь считается первым звёздным пинапом в истории. С другой стороны, в будущем ряд известных кинозвёзд позировали для пинапов (женщины) и/или их активно продвигали в области фотографии или других художественных форм как секс-символов. Традиционно субъектами эротических фотографий являются женщины, хотя с 1970-х годов публикуются и эротические фотографии мужчин.


 

Скачано с www.znanio.ru