Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»
Оценка 4.6

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Оценка 4.6
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
22.02.2018
Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»
Материалы конференции по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании» , знакомят педагогов с двумя понятиями «компетенция» и «компетентность», так же с основными составляющими компетентности педагогических работников в ДОУ. В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы общения. Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении.Конференция по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»
Конференция - «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании».doc
Тема:  «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании» (слайд 1)                                                                                                                                     Педагог­психолог                                                                          детского сада «Золотой ключик»                                           Бондарь Е.М. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент­Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. (слайд 2) Человеческое   общество   немыслимо   вне   общения.   Общение   выступает необходимым   условием   бытия   людей,   без   которого   невозможно   полноценное формирование   не   только   отдельных   психических   функций,   процессов   и   свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Человек   с   момента   рождения   общается   с   другими   людьми,   но   порой   люди, отличающиеся   высокими   достижениями   в   изучении   явлений   материального   мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен   изучать   правила   взаимодействия   с   людьми,   чтобы   стать   социально полноправным членом общества. Другими словами,  общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.  (слайд 2) Профессиональная   компетентность   педагога   в   системе   повышения квалификации   не   сводится   к   набору   знаний   и   умений,   а   определяется эффективностью   их   применения   в   реальной   образовательной   практике.   Быть компетентным   ­   значит   уметь   мобилизовать   имеющиеся   знания,   опыт,   свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность ­ это   профессионально   значимое,   личностное   качество   педагога,   формирующееся   в процессе саморазвития. Выделяют   два   понятия  ­  «компетенция»   и   «компетентность»,   которые взаимосвязаны.  (слайд   3).   Компетенция ­ общая   способность,   основанная   на знаниях,   опыте,   ценностях,   которые   приобретены   благодаря   обучению   (область  Компетентность ­   уровень   умений   личности,   отражающий   степень знаний). соответствия   определенной   компетенции   (области   знаний),   позволяющий действовать   конструктивно   в   изменяющихся   условиях.   Понятие   «компетенция» сужается до круга должностных (функциональных) полномочий, а «компетентность» ­ некая личностная характеристика, отражающая осведомленность, авторитетность. Основными   составляющими   компетентности   педагогических работников является: (слайд 4) Профессиональная   компетентность  –  качество   действий   работника, обеспечивающих   эффективное   решение   типичных   профессиональных   задач, 1 возникающих   в   реальных   ситуациях,   связанных   с   обучением   и   воспитанием обучающихся   (воспитанников,   детей);   владение   необходимыми   методическими приемами и средствами, их качественное применение. Информационная   компетентность  –  качество   действий   работника, обеспечивающих   эффективный   поиск,   структурирование   информации,   её адаптацию к особенностям образовательного процесса, использование различных информационных ресурсов, профессиональных  инструментов, готовых программно­ методических   комплексов   для   выполнения   типичных   профессиональных практических задач; использование компьютерных и мультимедийных технологий в образовательном процессе, ведение документации на электронных носителях. (слайд 5) Коммуникативная   компетентность  –  качество   действий   работника, обеспечивающих   эффективное   установление   контакта   и   взаимодействие   с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями, (лицами их   замещающими),  коллегами   по   работе;    умение   реализовывать   стратегию, тактику   и   технику   взаимодействий   с   людьми,  организовывать   их   совместную деятельность   для   достижения   поставленных   целей;  умение   убеждать,   владение   ораторским   искусством, аргументировать   свою   позицию; грамотностью   устной   и   письменной   речи,   публичным  представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное   использование   в   профессиональной   деятельности   нормативных правовых документов для решения профессиональных задач. Развитие   компетентного   общения   в   современных   условиях   предполагает   ряд принципиальных направлений его гармонизации.  (слайд 6)  При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно­деловое и интимно­личностное.  Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – отстранённой и близкой. Компетентность во всех   видах   общения   заключается   в   достижении  трёх   уровней  адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть   направлена   на   обретение   богатой   многообразной   палитры   психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.                                                                                                                   (слайд 7) Коммуникативная сторона общения ­ это передача информации. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но   и   активный   обмен   ею.   Особую   роль   для   каждого   участника   общения   играет значимость   информации   при   условии,   что   информация   не   только   принята,   но   и понята, осмыслена. Интерактивная   сторона   общения ­   взаимодействие   людей   при   помощи организации   их   совместной   деятельности,   межличностное   взаимодействие,   т.е. 2 совокупность   связей   и   взаимовлияний   людей. Межличностное   взаимодействие  представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Перцептивная сторона общения ­ восприятие другого человека: его внешних признаков,   соотнесение   его   с   личностными   характеристиками   воспринимающего индивида   и   интерпретация   его   поступков.   Речь   идет   не   только   о   восприятии, сколько   о  познании   другого   человека.   В  самом   общем   плане   можно  сказать,  что восприятие   другого   человека   означает   восприятие   его   внешних   признаков, соотнесение   их   с   личностными   характеристиками   воспринимаемого   индивида   и интерпретацию на этой основе его поступков.  (слайд 8) Коммуникативная   компетентность   рассматривается   как   базовая,   ключевая компетенция, которой должен обладать психолог.  различные  Исследователи   выделяют  типы   коммуникативной компетентности:   по   качеству   –  продуктивная  и  реподуктивная  (Л.А. Петровская),  первичная  и  вторичная  (Т.Ю.   Осипова);   по   широте   –  общая  и профессиональная (Ю.Н. Емельянов), по специфике – компетентность слушания и компетентность  высказывания  (И.В.   Макаровская).   Э.Ф.   Зеер,   И.Г.  Климкович, А.В. Хуторской, Н.В.                                                                                   (слайд 9) Коммуникативная компетентность складывается из способностей: 1.   Давать   социально­психологический   прогноз   коммуникативной   ситуации,   в которой предстоит общаться; 2. Социально­психологически  программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 3. Осуществлять социально­психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. В характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение   как   системно  ­  интегрирующий   процесс,   который   имеет   следующие составляющие  коммуникативной компетенции:             (слайд 10) Коммуникативно­диагностическую  (диагностика   социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных,   социально­психологических   и   других   противоречий,   с   которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении).  Коммуникативно­программирующую  (подготовка   программы   общения, Коммуникативно­исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой   разворачивается   общение   личности,   прогноз   развития   этой   ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения). Каждая   из   этих   составляющих   требует   специального   социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на   коммуникативно­исполнительской   части.   Она   рассматривается   как коммуникативно­исполнительское мастерство личности. 3 разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения). Коммуникативно­организационную  (организация   внимания   партнёров   по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.) Коммуникативно­исполнительское   мастерство   личности  проявляется как   два   взаимосвязанных   и   всё   же   относительно   самостоятельных   умения   найти адекватную   теме   общения   коммуникативную   структуру,   соответствующую   цели общения,   и   умение   реализовать   коммуникативный   замысел   непосредственно   в общении.   В   коммуникативно­исполнительском   мастерстве   личности   проявляются многие   навыки   и   прежде   всего   навыки   эмоционально­психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего   личность   достигает   адекватного   коммуникативно   ­   исполнительской деятельности эмоционально­психологического состояния. Эмоционально­психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в   соответствующих   ситуациях,   эмоциональный   настрой   на   ситуацию   общения, означает,   прежде   всего,   перевод   обыденных   эмоций   человека   в   тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.                                           (слайд 11) В   процессе   эмоционально­психологической   саморегуляции   следует   различать три   фазы:  длительное   эмоциональное   «заражение»   проблемой,   темой   и материалами   предстоящей   ситуации   общения;  эмоционально­психологическую идентификацию  на   стадии   разработки   модели   своего   поведения   и   программы  оперативную   эмоционально­психологическую предстоящего   общения; перестройку в обстановке общения. Связь эмоционально­психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая   связь   внутреннего   и   внешнего   психологического.   Это   стремление   и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении.                                                                                                                 (слайд 12) По  мнению ряда психологов  можно говорить о  коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: 1. Творческое мышление; 2. Культуру речевого действия; 3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; 4. Культуру жестов и пластики движений; 5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; 6. Культуру эмоций. Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не   возникает   на   пустом   месте,   она   формируется.   Но   основу   её   формирования составляет   опыт   человеческого   общения.   Основными   источниками   приобретения коммуникативной   компетентности   являются:   соционормативный   опыт   народной культуры;   знание   языков   общения,   используемых   народной   культурой;   опыт межличностного   общения   в   непраздничной   [форме]   сфере;   опыт   восприятия искусства.  Соционормативный   опыт  –   это   основа   когнитивного   компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.  Опыт   общения   занимает   особое   место   в   структуре   коммуникативной компетентности   личности.   С   одной   стороны,   он   социален   и   включает интериоризированные   нормы   и   ценности   культуры,   с   другой   –   индивидуален, 4 поскольку   основывается   на   индивидуальных   коммуникативных   способностях   и психологических   событиях,  связанных   с  общением   в  жизни   личности.  (слайд 13)                 Коммуникативная   компетентность   психолога   предполагает   наличие следующих умений:   доводить до партнера содержание информации на доступном ему языке;   предоставлять   критическую   информацию   с   позитивных,   конструктивных позиций;   придерживаться   в   коммуникации   общепринятых   в   человеческом   обществе ценностей, принципов, идеалов;   быть   внимательным,   не   умалять   достоинство   партнеров   по   общению,   не проявлять агрессивные намерения;   доказательно,   убедительно   отстаивать   свою   точку   зрения   на   предмет обсуждения;   концентрироваться   на   содержании   информации,   обсуждаемой   темы,   не затрагивая личностные качества собеседника;   контролировать время коммуникации, предоставлять возможность партнеру реагировать на получаемую информацию.  Коммуникативную компетентность психолога характеризуют как:   направленность его коммуникации, определяемая потребностью в общении;   целенапрвленность;   общительность;   быстрота вступления в контакт, гибкость;  Таким   образом,   коммуникативная   компетентность   является   необходимым условием успешной реализации личности психолога. Список литературы: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. ­ М.: Аспект Пресс, 1996. ­ 376с. 2. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд­во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.­ 256с. 3.   Жуков   Ю.М.,   Петровская   Л.А.,   Соловьёва   О.В.   Введение   в   практическую   и   социальную психологию. М.: Смысл, 1996.­373с. 5 4. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.­Издат Лен. Гос. Ун., 1985.­ 162с 5. Мелибурда  Е.Л.­ Ты­мы: Психологические  возможности улучшения общения.­ М.: Прогресс, 1986.­ 265с. 6. Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).­ Иркутск. «Символ», 1995.­ 608с. 7.  Основы   социально­психологической   теории.   Под   редакцией   Бодалева  А.А.,  Сухова  А.Н.­М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.­ 412с. 8. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.­ М.: 1987.­ 297с. 9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд­во МГУ,1989.­ 216с. 10. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. ­ М.: ИНФА­М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.­224с. 11.   Рудесташ   К.   Групповая   психотерапия.   Психокоррекционные   группы:   теория   и   практика.   – М.:Прогресс, 1990.­ 220с. 12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.­736с. 13.   Хрестоматия   по   социальной   психологии.   Учебное   пособие   для   студентов   под   редакцией Кутасовой Т.­ М.: Международная педагогическая академия,1994.­222с. 14. Чистякова М.И. Психоглинастика .М.: Просвещение: Владос, 1995.­160с. 6

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «Составляющие коммуникативной компетентности психолога в образовании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018