Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель» (в основной школе)
Оценка 5

Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель» (в основной школе)

Оценка 5
Педсоветы
doc
классное руководство +1
Взрослым
08.02.2019
Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель»  (в основной школе)
Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, в одних случаях это перерастает в открытый спор, в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает и настоящим «сражением». Самым главным в деятельности учителя – уметь правильно (профессионально) разрешать конфликты. Это умение происходит не сразу, а лишь методом проб и ошибок, со временем. Данная работа может быть использована классным руководителем средней школы на педагогическом совете.
Конфликты и их предупреждение в ситуации общения.doc
Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель»  (в основной школе) Одной из важнейших задач любой школы является взаимодействие семьи и школы для воспитания   подрастающего   поколения.   Самый   тяжелый   период   переживают   дети   и   их родители   при   переходе   из   начальной   школы   в   основную.   В   это   время   наступает подростковый   кризис.   В   инновационной   педагогической   практике   уже   показано,   что многих   кризисных   явлений   перехода   из   начальной   в   основную   школу   (спад   учебной мотивации, нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) можно избежать, если сам этот переход  строится как мягкий и постепенный.  Именно в этот период могут возникать первые конфликты между учителями и родителями. Высшим проявлением педагогического профессионализма является способность учителя найти общий язык, достигнуть уважения, добиться активного участия родителей совместно с учителем и школой в деле воспитания собственных детей. Прежде   чем   разбираться   в   причинах   возникновения   конфликтов   между   родителями   и учителями,   необходимо   четко   понимать,   что   не   любая   словесная   перепалка,   не   любая неприятная ситуация является конфликтом. Недовольство системой образования в целом, внутришкольными   и   внутриклассными   правилами,   резкое   высказывание   в   адрес устоявшихся норм общества – это лишь личное мнение родителя, но не конфликт между родителем и классным руководителем. Стоит понимать, что классный руководитель – это, прежде   всего,   педагог,   а   воспитание   лежит   на   плечах   родителей.   И   не   во   всех   так называемых «грехах» виноват учитель.  Если учесть, что и каждый учитель, и каждый родитель, и любой член семьи имеет свои суждения и взгляды, то часто их несовпадение и порождает конфликтную ситуацию. Как преодолеть   этот   барьер?   Как   же   сделать   так,   чтобы   снизить   причины   возникновения конфликтов? Попробуем разобраться. Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, в одних случаях это перерастает в открытый спор, в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает и настоящим   «сражением».   Самым   главным   в   деятельности   учителя   –   уметь   правильно (профессионально)   разрешать   конфликты.   Это   умение   происходит   не   сразу,   а   лишь методом проб и ошибок, со временем.  Для начала давайте посмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и учителями в основной школе. Например, недопонимание и недовольство возникает между молодым специалистом, которому поручили классное руководство в основной школе, и родителем подростка. Еще не привыкнув к правилам, Уставу, детям, не имея за спиной педагогического опыта, многие молодые учителя, сами того не желая, вступают в скрытый конфликт с родителями. Претензий с их стороны может быть достаточно: забыл поставить ребенка на питание, не предупредил о предстоящем собрании, не увидел, что ребенок не здоров,   не   вовремя   выставил   оценки,   не   вовремя   записал   домашнее   задание,   отругал ребенка, не дал роль на празднике и т.п. Очевидно, что дело в столкновении моральных принципов,   воспитания,   интересов,   неумении   оценивать   ситуацию.   Дело   в непонимании родителями учителей – это первая причина. Чтобы решить сложившийся спор – разговаривайте. Совет учителю – умейте правильно донести информацию до родителя, при этом не переходя личностные границы, не оскорбляя ученика (даже в шуточной форме, даже не со зла). Не каждому родителю свойственно такое качество как чувство юмора. Поэтому   говорите   умело,   по   делу.   К   разговору   необходимо   подготовиться   и   четко обозначить мысль, которую вы хотите донести до собеседника. Лучше, если главная мысль будет сформулирована до разговора, заранее. Это позволит отработать разные ее варианты. Стоит   отметить,   что   еще   одной   первостепенной   причиной   конфликтов   между   людьми является  собственное   самопринятие,   саморазвитие,   самооценка   и   самокритика. Адекватная   самооценка   и   самокритика   –   исключительно   редкий   навык.   Особенно   это заметно в работе с потоком творческих проектов в деятельности педагога. Прежде чем давать советы родителям или самому ребенку, педагогу необходимо понять, насколько объективна   его   оценка,   не   навязывает   ли   он   свою   точку   зрения.   Самое   важное   –   не забывать,   что   связующим   звеном   в   этом   споре   является   подросток,   который   уже   не стесняется выражать свою точку зрения. К этому возрасту в ребенке накапливается ряд сформированных черт характера, он может противиться, не хочет потакать требованиям, хочет выделиться и считать себя во всем правым. Поэтому задача взрослого (педагога и родителя вместе) – выбрать конструктивный способ разрешения конфликтов, не завышать требования, не насмехаться над его мнением, а выслушать ребенка, уточнить, в чем его проблема, а именно: что он хочет, а что не хочет, что ему важно, а что нет. И лишь путем активного слушания решить проблему сообща. Не услышанный ребенок начнет «капаться в себе», не замечать в себе положительных качеств, и тем самым будет развиваться снижение самооценки, самопонимания, самопринятия. Поэтому следующий совет взрослому (будь то учитель или родитель) – выслушайте ребенка, но не всегда вставайте на его сторону в конфликтной ситуации, дайте ему самому понять причины конфликта и пути его решения. Такой   способ   приглашает   к   сотрудничеству   с   самого   начала   и   помогает   решать последующие конфликтные ситуации. О причинах конфликтов можно говорить бесконечно, потому что восприятие ситуации для разных людей ведет за собой разные пути решения. Самое главное — понять, что ваш настрой не изменяется сам собой, и его никто не может изменить. Примите как данность: настрой (установка) зависит только от нас самих, значит, сформировать или изменить ее можем только мы сами.  Несколько советов для педагогов, работающих с детьми подросткового возраста: 1. Умейте  планировать  свое   время.  Составьте  план работы  на  день, на  неделю,  на месяц, и следите за тем, что вы выполняете. При этом пропишите свои обязанности письменно (поставить на питание, поздравить с днем рождения Петю, напомнить о дежурстве, провести беседу с родителями Кати и т.п.) Пусть этот план всегда будет на   виду   вам,   но   не   доступен   детям.   Таким   образом   все   ваши   дела систематизируются воедино и не будет ощущения того, что вам не хватает времени на их выполнение.  2. Используйте метод наблюдения за детьми. Наблюдайте за тем, как они общаются между   собой,   как   ведут   себя   в   стрессовой   или   конфликтной   ситуации,   ведите индивидуальные   беседы   с   каждым   из   тех,   кто,   по   вашему   мнению,   поступает невоспитанно, не обдуманно. Не выделяйте ученика среди всех и найдите время на похвалу, которой так не хватает подростку.  3. Не вставайте на сторону родителя или ученика в конфликтной ситуации. Имейте свою точку зрения, научитесь понять подростка, поддержать его, найти ему дело по душе,   способствуя   при   этом   расширению   его   кругозора,   круга   общения.   Если ученики в конфликтной ситуации обращаются к педагогу и говорят: «Помогите нам, рассудите   нас»   ­   то   это   следствие   того,   что   они   доверяют   своему   наставнику, которому хватает толерантной способности задать наводящие вопросы, предложить отодвинуть окончательный вердикт,  попробовать вместе  поискать ответ. Такому педагогу   можно   поаплодировать,   ведь   доверие   детей,   особенно   в   подростковом возрасте, очень важно для решения очень важных вопросов.  4. Педагог должен уважать территорию свободной личности, не требуя откровенности у ребенка, не заставляя идти его против своих взглядов, принципов, не навязывая ему  своих   представлений   о  дружбе,   искусстве,   моде.  Но  педагог   должен   умело направить   ученика   в   русло   воспитанного,   ухоженного,   ответственного   и интересного ученика. Этот дар дается не каждому. Таким образом, как бы ни было трудно учителю в сложившихся ситуациях конфликта или непонимания со стороны родителей, он всегда должен оставаться профессионалом своего дела:   быть   оптимистично   настроенным,   толерантным,   сдержанным,   умеющим   говорить правду,   держать   слово,   для   которого   нравственные,   культурные,   личностные   ценности стоят на первом месте. Вообще педагог начинается с самоуважения, с постоянной работы над собой, с самообразования, с понимания, насколько он может быть интересен детям и их родителям.   Только   тогда   понятие   «конфликт»   в   жизни   такого   преподавателя   будет отсутствовать. Использованная литература:  1. Лизинский   В.М.   Советы   классному   руководителю,   воспитателю,   родителям   и учителю / М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 160 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» /М.: Издательство АСТ, 2017. – 304 с. 3. Безруких М. М. Родитель и Учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку / М. М. Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 200 с.

Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель» (в основной школе)

Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель»  (в основной школе)

Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель» (в основной школе)

Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель»  (в основной школе)

Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель» (в основной школе)

Конфликты и их предупреждение в ситуации общения «учитель – родитель»  (в основной школе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2019