КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Оценка 4.7

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +2
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
06.01.2017
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Архив содержит презентацию к методическому семинару
Публикация является частью публикации:
Методический семинар мой.docx
ЕЖЕГОДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ  «Я в педагогике нашел свое призвание…» Номинация «Учитель года – 2015» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Лукина И.Г., учитель начальных классов МКОУ «Алнерская основная школа» Сухиничского района ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе» Проводя   свои   или   присутствуя   на   открытых   уроках,   иногда   приходится ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны,   отсиживают   45   минут.   Плотность   урока   высокая.   Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Учитель торопится изложить материал, чтобы успеть всё. И тут возникает ассоциация с черно­белыми полосами, которые никак не может преодолеть учитель. Я не хочу, чтобы мои уроки ассоциировались со словами однообразие, типичность, скука…  Этого не хочет ни один учитель.      И что же получается: Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно?   Знаем   не   всегда.   Учитель,   заинтересованный   в   достижении результатов обучения и воспитания каждого обучающегося, превратит чёрно­белые полосы в замысловатые узоры… И, конечно же, в музыкальные клавиши. В музыку, которую уже невозможно представить монохромными красками. Здесь обязательна вся палитра цветов.  Вы, наверное, задаётесь вопросом: о чём это я? О том, что мы должны сделать обучение   увлекательным,     показать   детям   все   краски   жизни,   находить нестандартные эффективные решения любых поставленных задач. Я это называю – оседлать радугу.  Некоторое время назад передо мной стоял вопрос,  как научить всех? Всех: очень   способных   и   не   очень,   усердных   и   ленивых,   холериков   и   меланхоликов, сангвиников и флегматиков… Научить каждого строительству своей неповторимой «радуги» и оседлать её. Вместе с тем ответ на данный вопрос в педагогике найден давно –  учить, применяя  интерактивные  формы и методы организации  учебного процесса. Именно   поэтому   я   начала   работу   над   проектом  «Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе».  Почему интерактивные методы?  На мой выбор повлияло несколько причин.  Во­первых,   я   хочу,   чтобы   учение   было   интересно   и   мне   и   детям,   чтоб «будоражило кровь» и питало голову, а результат – создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Чтобы первые шаги в школе стали самыми незабываемыми, и учение превратилось в увлечение.  Потому что в Концепции ФГОС НОО чётко указано, что «Целью и смыслом современного образования является развитие личности… на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира».  А   ещё,   то,   что   мы   называем   исторической   основой.   У   данного   метода довольно серьезная история. Интерактивные методы обучения использовали в своей работе   именитые   педагоги:   Сухомлинский,   Шаталов,   Амонашвили,   Лысенкова. Согласитесь, что стоит прислушаться к их мнению.  Следующей причиной я считаю создание условий для того, чтобы ребёнок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим. В чём же особенность интерактивного обучения? Начнем с того, что понимают под интерактивностью. В этом нам поможет англо­русский   словарь.   Интерактивный   –   взаимодействующий.   Интерактивное обучение – это взаимодействие между всеми объектами и субъектами обучения, в котором   учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется   адресная   корректировка   знаний,   оптимальный   результат достигается   через     сотрудничество,   сотворчество,   самостоятельность   и   свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема   взаимосвязи  между  участниками   образовательного  процесса,  в  контакте   с учителем     и   сверстником   ученик   чувствует   себя     комфортнее. Таким   образом, налицо признаки личностно­ ориентированного подхода. Актуальность и новизна опыта.  Использование технологии интерактивного обучения,  требует  от   учащегося  «вхождения  в  неизвестность»:  в  его  жизненном опыте не представлены ни новые правила деятельности, ни алгоритмы действий, не определен   его   новый   статус   в   изменившейся   ситуации   (особенно   это   касается учащихся начальных классов). Для   того   чтобы   процесс   адаптации   к   новым   методам   работы   начался   и прошел   успешно,   учащемуся   необходимо   выйти   за   прежние   рамки   «зоны комфорта»,   расширить   ее   границы,   почувствовать   себя   в   безопасности   в   новой ситуации. Преодоление страхов, неуверенности перед новой ситуацией, понимание и принятие   учащимся   новых   требований   будет   в   свою   очередь   влиять   на эффективность его учебной деятельности.   Новизна опыта состоит в разработке интерактивных упражнений, методов и приёмов,   которые   могут   использоваться   на   учебных   занятиях   и   внеклассных мероприятиях.   Накоплении   методического,   дидактического,   наглядного   и раздаточного   материала   к   учебным   темам.   Данный   опыт   отражает   систему совершенствования   практики   преподавания   в   начальной   школе,   исходя   из требований к современному уроку в рамках ФГОС НОО. Но сразу же передо мной встал следующий вопрос: как использовать ИМО в начальных классах, и особенно в первом? Привычной   и   желанной   формой   деятельности   для   младшего   школьника является игра – значит, надо использовать эту форму организации деятельности для повышения   мотивации   детей   к   обучению.     Интеграция   игры   и   учебно­ воспитательного процесса служит для достижения образовательных целей. Поэтому следует   использовать   интерактивные   методы   обучения,   поскольку   они способствуют   высокой   степени   мотивации,   максимальной   индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Новизна опыта состоит в разработке интерактивных упражнений, методов и приёмов,   которые   могут   использоваться   на   учебных   занятиях   и   внеклассных мероприятиях.   Накоплении   методического,   дидактического,   наглядного   и раздаточного   материала   к   учебным   темам.   Данный   опыт   отражает   систему совершенствования   практики   преподавания   в   начальной   школе,   исходя   из требований к современному уроку в рамках ФГОС НОО. Ведущая идея опыта. Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются   в   насыщенный   образовательный   процесс   по   собственной   воле.   Их мотивация   определяется   в   первую   очередь,   собственным   интересом   к   учебной деятельности   в   такой   форме.   При   использовании   ИМО   снимаются   рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение   становится   выбором   самого   обучающегося.   Данная   технология обеспечивает самостоятельность обучающихся в постановке целей   и определении путей   их   достижения,   организации   командной   работы   и   построении   истинных субъект­субъектных отношений.  Таким образом, идея моего опыта состоит в целенаправленном и системном использовании   интерактивных   методов,   которые   обеспечивают   качественное обучение,   воспитание,   развитие   и   социализацию   обучающихся,   приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. Трудоёмкость опыта. Подготовка к уроку с использованием интерактивных методов обучения подразумевает под собой кропотливый труд по отбору приемов для   каждого   этапа   урока.   Нельзя   добиться   каких   бы   то   ни   было   результатов, применяя интерактив время от времени – это системная работа.  Использование групповых форм обучения не является гарантией активности со стороны учащихся. Пассивность может быть вызвана боязнью негативной оценки своего мнения окружающими, не желанием высказывать мнение, идущее в разрез с мнением группы, просто ленью и желанием отсидеться за спинами команды, или наоборот   доминирующей   позицией   лидера,   подавляющего   своей   волей   и авторитетом   группу.   Поэтому   учитель   должен   строить   свою   работу   так,   чтобы устранить эти препятствия. Технология   опыта.  Я   работаю   с   младшими   школьниками,   а   это   значит необходимо   учитывать   специфические   возрастные   особенности:   неустойчивое внимание, преобладание наглядно­образного мышления, повышенную двигательную активность,   стремление   к   игровой   деятельности,   разнообразие   познавательных интересов. Чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходимо чтобы мыслительная деятельность была активной и интересной.      Я пришла к выводу, что деятельность при    применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому   важно,   чтобы   весь   процесс   обучения   вызывал   у   ребенка   интенсивное внутреннее   побуждение   к   знаниям,   напряженному   умственному   труду.   Из   своей практики   я   установила,   что   развитие   ребёнка   происходит   более   активно   и результативно,   если   он   включен   в   деятельность,   соответствующую   зоне   его ближайшего   развития,   если   учение   вызывает   положительные   эмоции,   а педагогическое   взаимодействие   участников   образовательного   процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии. Применяя   на   своих   уроках   интерактивные   методы   обучения,   я   обратила внимание   на   то,   что   учебная   ситуация   преобразуется   в   личностно­значимую ситуацию, а учебная информация из обобщенной (скорее обезличенной) в событие самого ученика, который является участником этого события.  В   интерактивном   обучении   учитель   выступает   в   роли   помощника (консультанта) в работе, одного из источников информации. Активность педагога уступает место активности учащихся. Задачей учителя становится создание условий для развития и активизации инициативы обучающихся. Так же необходимо, чтобы познавательная   активность   развивалась   в   трех   обязательных   направлениях: физическом,   социальном   и   познавательном.   Эти   три   компоненты   должны присутствовать на каждом уроке. В данной презентации я хочу познакомить Вас с некоторыми интерактивными методами, которые стали наиболее эффективными в моей работе. Так как ИМО подразумевают под собой взаимодействие, я организую работу с детьми в парах (статичных и сменного состава), коллективно и индивидуально. На протяжении   урока   пары   постоянно   меняются,   что   позволяет   всем   детям   между собой контактировать и решается задача развития коммуникативных, личностных и регулятивных УУД. Начали   мы   с   упражнений   для   создания   благоприятной   психологической обстановки,   развития   умения   слушать   и   высказываться,   выполнять   правила совместной работы.  Для того чтобы лучше понять, как использовать интерактивные технологии на практике, приведу примеры их использования мною в структуре урока. Конечно, это   субъективный   опыт,   и   каждый   учитель   вправе   сам   выбирать   интерактивные упражнения для достижения наибольшего эффекта.  1. Мотивация. Материал, представленный во время мотивации, подытоживается и становится «мостиком» для представления темы урока. Для   этого   я   использую   приемы,   создающие   проблемные   ситуации, вызывающие  у детей  удивление, интерес  к знаниям  и процессу их получение. В качестве таковых применялись:  короткий рассказ учителя;  беседа;  наглядная демонстрация;  несложная мультимедийная технология. Этот элемент урока должен занимать не более 5% времени занятия. На данном этапе я использовала следующие упражнения: «Найди лишнее», «Раздели   слова»,  «Ледокол»,   «Бананы»,  «Микрофон»,  «Задом   наперед», «Книга жалоб» (в презентации представлены упражнения «Раздели слова») 2.   Сообщение   темы    Объявление, представление   темы   и   ожидание   учебных   результатов   обеспечивает   понимание учениками содержания их учебной деятельности, т.е. того, чего они должны достичь на   уроке   и   чего   от   них   ждет   учитель.   Я   стараюсь   привлечь   к   определению ожидаемых результатов всех учеников.   и   ожидаемых   учебных   результатов. Этот   этап   урока   должен   занимать   не   более   5%   времени   занятия.   Можно использовать такое упражнение, как «Дешифровщик». 3.   Актуализация   знаний  –   это   фаза   урока,   на   протяжении   которой   ученикам предлагаю  подумать над  тем, что они уже знают из темы, поставить  вопросы  и установить   цель   учебной   работы.   Цель   этого   этапа   урока   –   дать   ученикам достаточно информации для выполнения практических заданий. Это может быть:  мини­лекция;  чтение раздаточного материала;  выполнение домашнего задания;  овладение информацией с помощью ТСО или наглядности. Эта часть урока занимает около 10 – 15% времени. Упражнения: «Мозговой штурм», «Карусель» (мозговая атака), «Углы», «Пять слов – три слова», «Интервью в три шага». 4. Осознание смысла – этап урока, на протяжении которого ученики осуществляют поисковую деятельность и в результате конструируют или усваивают новое знание. Соединяют новое с уже знакомым, и, таким образом, расширяют полученные знания. Интерактивное  упражнение  –   центральная  часть   урока,  ее  целью  является усвоение учебного материала, достижение результатов урока. Интерактивная часть должна занимать 50­60% времени на уроке.  Для   этого   этапа   подходят   упражнения:   система   обозначений  «Помощь», «Ажурная   пилка»,   чтение   с   предвидением,   метод   «ПРЕСС»,   «Займи позицию», «Хорошо или плохо». 5. Рефлексия  – этап урока, на котором ученики производят обзор открытых ими идей, значение которых они усвоили; ученики спрашивают, интерпретируют, спорят, дискутируют, изменяют и расширяют полученные знания. Вывод – это самая важная часть интерактивного урока. Детям необходимо установить факты (что случилось?), проанализировать причины (почему это случилось?), и спланировать действия (что нам делать дальше?). В своей работе я использовала упражнения  «Синквейн», «Незаконченное предложение», «Тестирование», «Трехминутное эссе». Продолжением   включения   в   учебный   процесс   активных   форм   обучения является   переход   к   самостоятельной   деятельности:   создание   творческих   и проектных работ, выявление уровня самооценки, самоконтроля, самовыражения. На уроках чтения использую возможности  кукольного театра. Этот прием можно   использовать   на   этапе   актуализации   изученного   материала,   закрепления нового, а так же для физкультминуток. Как я уже говорила,   интерактивные методы предполагают взаимодействие, поэтому после того как была освоена работа в парах, мы перешли к более сложному методу – это «Центры активного обучения». Этот метод хорошо зарекомендовал себя   на   уроках   обучения   чтению   и   письму   и   окружающего   мира.  Центрами активного обучения является весь класс, вся его учебная среда (места хранения наглядно­дидактического   материала,   полочки   с   книгами,   играми,   счетным материалом и т.д.). Именно в этих центрах происходит закрепление и обобщение изученного материала (примерно за 10 минут до конца урока).  В своей работе я использую центры: математики, науки, чтения и письма, драматизации и искусства.  Небольшое   помещение   класса   не   стало   для   нас   препятствием,   а   сыграло положительную роль в развитии познавательной активности детей. Так как я решила выходить за пределы кабинета и посещать другие классы школы. На уроках чтения, окружающего   мира   и   во   внеурочной   деятельности   часто   используем   кабинет биологии и библиотеку. Недавно   мы   вступили   в   «Школу   юного   следователя»   и   первым   нашим проектом стала «Энциклопедия одного слова». Результативность   опыта.  Интерактивные   методы   обучения,   за   счёт высокомотивированной самостоятельной разнообразной деятельности обучающихся в процессе урока, обеспечивают 80­90% эффективность освоения материала. Я   считаю,   что  результатом   применения   той  или  иной  технологии   должны быть не только учебные достижения обучающихся, но и их участие в предметных, общепредметных олимпиадах и творческих конкурсах. Это подтверждает интерес учащегося к учению и желание получать новые знания. Поэтому каждого ученика, независимо от его учебных достижений, я поддерживаю и стимулирую к участию в дистанционных мероприятиях.  1. Результативность участия в предметных олимпиадах и конкурсах Показатели Всероссийский общепредметеный конкурс «Домик­Семигномик»  Международный конкурс­игра по русскому  языку «Ёж» Международный конкурс «Живой мир рядом с  нами» Всероссийская дистанционная олимпиада по  математике «Инфоурок» Всероссийский конкурс «Молодежное  движение» по математике, окружающему миру Открытая Всероссийская интеллектуальная  олимпиада "Наше наследие" 2012­13 Учебный год 2013­14 2014­15 1 призер 1 призер 2 призера,  2 победителя III место III место, лауреат Участие  Участие  Участие  I место – 2  чел, II место – 1 чел, III  место – 1 чел. 2. Результативность участия учеников класса в творческих конкурсах Учебный год Показатели  2012­13 2013­14 2014­15 Участие  Два 2­х места 1 место Участие  Участие  Районная акция «Мой папа самый  лучший» Районный конкурс «Чрезвычайные  ситуации глазами детей» Районный конкурс поделок и  композиций «По страницам Библии» Районный конкурс «Человек. Природа. Космос» Районный конкурс «Зимняя фантазия» 1 место 1 место 3 место 2 место, участие Ежегодный открытый национальный  конкурс социального проектирования  «Новое пространство России» Региональный этап Всероссийский этап VII Всеросссийский творческий  конкурс «Святые заступники Руси»,  посвященный 700­летию Сергия  Радонежского Всемирная экологическая акция,  посвященная Дню защиты животных Всемирная экологическая акция,  посвященная Дню домашних животных Районный конкурс композиций,  букетов, картин «Сказочный лес» Районный конкурс календарей  «Память жива…» Районный конкурс плакатов «Береги  школьный учебник» Районный конкурс «Герои труда в  моей семье» Районный конкурс «Дорога глазами  детей» Районный конкурс презентаций «Моя  семья – это…» Районный конкурс «Родная моя» Областная акция «День домашних  животных» Районный конкурс Новогодних  поделок «Подарок Деду Морозу» Районный конкурс Новогодних  плакатов Районный конкурс фотографий «70  лет без войны» Участие  Участие  Участие  Участие  Участие  Участие  II место (рисунок), III место (поделка) III место, участие  I место, I место, II место, участие Участие  II место I и II место I место (номиниция «Лица»), I место (номинация «Сельское хозяйство») Анализируя результаты работы в выбранном направлении, хочется выделить следующие положительные моменты своей деятельности:  повышение мотивации учащихся к учебной деятельности (анкета)  развитие познавательных компетенций (на основе наблюдений);  обеспечение индивидуальных маршрутов развития;  повышение результативности обучения;  формирование   информационной   культуры,   умений   осуществлять обработку информации;  включение   детей   в   современное   пространство   информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика. Работа   над   инновационным   опытом   позволяет   совершенствовать   и   мое педагогическое   мастерство   и   повышать   личную   мотивацию.   Я   участвовала   во Всероссийской   дистанционной   педагогической   конференции   «Интерактивные методы   обучения   как   средство   формирования   ключевых   компетенций обучающихся»,   где   представила   свой   доклад   «Правила   и   приёмы   организации интерактивного   обучения»   (теория   и   примеры   использования).   Подготовила пособие  «Копилка интерактивных  методов обучения», которую опубликовала  на сайте   «Социальная   сеть   работников   образования   «Наша   сеть» (http://nsportal.ru/node/1476794)  Для   подтверждения   эффективности   ИМО   я   проводила   промежуточные мониторинговые исследования сформированности восьми УУД учащихся начальных классов (Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая, Т.В.Беглова «Школьный старт»). Хочется отметить положительную динамику в развитии каждого учащегося. Таким   образом,   очевидно,   что   использование   интерактивных   методов обучения   обеспечивает   положительную   динамику   уровня   сформированности универсальных   учебных   действий   учащихся   начальной   школы.   Необходимо продолжать дальнейшую работу в этом направлении. Успешность работы по системе  прослеживается в положительной динамике  Риски и эффекты.  Любые методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, поэтому само по себе, использование прогрессивных форм обучения ещё не   является   гарантией   успеха.   Поэтому   особую   важность   приобретает   умение учителя организовать работу в группах и руководить ею. При всех плюсах интерактивных методов я выделила для себя один, наиболее значимый, минус – это большая затрата времени на подготовку к занятиям. Почему же я говорю «ДА» интерактивным методам обучения? Потому что они обеспечивают:  Высокую мотивацию  Прочность знаний  Творчество и фантазию  Активную жизненную позицию  Ценность индивидуальности  Демократичность  Командный дух  Акцент на деятельность  Взаимоуважение  Коммуникабельность В   заключение   мне   бы   хотелось   напомнить   Вам   пример   Тома   Сойера.   Он искусно   превратил   скучное   принудительное   занятие   по   окраске   забора   в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ.  Я желаю Вам быть такими же интерактивными, как Том Сойер.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017