Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».спект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».
Оценка 5

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».спект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
25.05.2021
Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».спект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».
познавательное_занятие_В_гостях_у_русской_печки.doc

 

Конспект фольклорно-познавательного занятия

«В гостях у русской печки».

Цель:   

· закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;

Задачи

· вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:  

   загадок,  пословиц, сказок;

· Развивать связную  речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;

   воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям   

   и  обычаям.

Оборудование:  карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.

 

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Добро пожаловать!

- Добрый гость всегда в пору.

- Для дорогого гостя и ворота настежь!

- Удобно ли вам, гости дорогие?

- Всем ли видно, всем ли слышно?

Лог.- Гостям – то места хватит!

  Не тесновато ли хозяевам?

Д. – В тесноте, да не в обиде!

Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».

Слайд №1.

Введение в тему.

Лог.- Чем больше в будущее входим,

          Тем больше прошлым дорожим.

          И в старом красоту находим,

          Хоть новому принадлежим!

И мы с вами сегодня  окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.

-Отгадайте ребус.

Ответ (печка). 

Слайд № 2 .  

                                                         

Сообщение темы занятия.

Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.

Слайд №3.

С какой буквы начинается слово «ПЕЧЬ»?

Буква П. Буква эта называется «покой». Она защищает человека как сверху, так и справа, и слева. П(ечка) в доме, похожая на букву «П», даёт семье покой, дарит тепло. П(ища), которую готовят в печи, таит в себе много неожиданного. В сказках хозяева всегда в первую очередь кормят гостя, а это значит, -вводят его в круг своих дел, своей жизни. Такое же правило сохраняется и в обычной жизни: сначала человека, пришедшего в дом, надо накормить, а потом уж решать с ним вопросы. И всё это очень просто, ведь п(росто) – это врата для роста.

Краткий исторический экскурс.

Печь –центр, наиболее значимый предмет в доме. В печи готовили пищу, на ней спали. Печь, как вместилище пищи и домашнего огня, значила домашнее благополучие. Печь была главным оберегом семьи внутри дома, так как семейный очаг является началом начал, основой основ.

Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи, которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Слайд №4,5

Основная часть.

А) Дидактическая игра «Собери  пословицу».

Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.

·  На печи все…(красное лето).

·  Без работы и…(печь холодна).

·  Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).

Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав  один из трех вариантов:

1. После работы нужен отдых.

2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо   трудиться.

3. Лежа вредно есть.

Лог.- Попробуйте отгадать одну  (известную вам) пословицу по картинкам.

-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.

Слайд № 6, 7.

 

Б) Словесная игра «Словечки -  элементы печки».

Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?

Д.-  Если натопить печку, в доме будет тепло.

- Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.

(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).

Из разбросанных букв  или слогов; стертые буквы и т.п.

Дети  отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.

Слайд № 8,9.

Физминутка.

Подвижная игра «Баба Яга».

Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).

Дети – дразнят Бабу Ягу:

«Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит, «У меня нога болит!»

Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.

Продолжение работы по теме занятия.

В). Словесная игра «По страницам русских сказок».

Лог.- Чтобы расколдоваться вам  нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.

Отрывки из сказок:

-«Царевна-лягушка»;

- «Колобок»;

- «Гуси – лебеди»;

- «Лиса и заяц»;

- «По щучьему велению»;

- «Финист – ясный сокол».

Слайд № 10,11.

Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони.

Г). Продолжение беседы.

Лог.- Молодцы, сказки отгадали.

Все снова на своих местах.

Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,

что она сушит?

Дети - На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.

Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.

Д) Дидактическая игра «Угадай траву»

Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.

-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.

(Дети нюхают саше).

Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.

Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?

Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.

Е). Дидактическая игра «Загадки».

Слайд 12.

У каждого угла в доме было своё предназначение. Красный угол в русской избе, где находился обеденный стол и иконостас, считался самым почётным местом в доме. Самые важные праздники и торжества отмечались именно в красном углу.

От боковой стены до входной двери располагалась широкая лавка, которая с боков была забрана досками. Очень часто её широкая боковая доска была вырезана в форме конской головы, благодаря чему такая лавка получила название коник. Коник предназначался для хозяина дома, поэтому считался мужской лавкой. Резьба украшала не только коник, но и многие другие элементы интерьера. 

Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.

А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.

Поддержание огня и приготовление пищи были женскими занятиями. Вынув хлеб или другую пищу из печи, в неё клали одно или пару поленьев, чтобы хлеб «не выводился», не было голода, чтобы у огня или печи было, что есть и пить. Домашний огонь в печи непрерывно поддерживали и сохраняли ночью в виде горящих углей. Угли старались не давать в другой дом, так как вместе с домашним огнём семью могли покинуть достаток и благополучие.

В качестве женской половины избы выступало пространство от устья печи до передней стены (называлось оно «середа», «упечь», «путь», «чулан», «бабий кут»). Здесь занимались приготовлением пищи и хранили необходимую для этого утварь. В северных регионах русскую печь часто располагали на значительном расстоянии от задней и боковой стен, закрывая образованное пространство дверцей и используя для хранения прочей домашней утвари. С одной из боковых сторон печи пристраивали ящик из досок, откуда по лестнице можно было попасть в подполье.

Как называлось место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?

Д.- Бабий кут.

Лог.- Что находилось в бабьем куте?

Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.

Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.

Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:

-Рогат, да не бык,

Пищу берт, а не сыт. (Ухват).

- Сверху - дыра, снизу - дыра,

Посередине огонь да вода. (Самовар).

- В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).

-Новая посудина, а вся в дырах.  (Сито).

- Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).

- Утка в море, хвост на воле. (Ковш).

- Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Слайд № 15,16.

Ж. Дидактическая игра  «Из чего – какая?»

Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,

  - из дерева  -

  - из бересты -

  - из чугуна -

  - из меди -

Блюда из русской печи.

Лог.-  У русского народа есть замечательная поговорка:

«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.

-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?

Д.-   Каша.

Лог.- Какая бывает каша?

Д.- Из манки - манная,

 -из овса – овсяная,

 -из риса – рисовая,

- из перловки – перловая,

 - из тыквы – тыквенная,

 - из кукурузы – кукурузная.

Лог.- А что такое полба?

Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.

Лог.- А что выпекали в печи?

Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.

Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.

Слайд №19,20.

Релаксация

Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?

Что интересного вы узнали на занятии?

Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Итог занятия.

Лог.- пока мы с вами беседовали, в нашей печи пироги подоспели.

« Что есть в печи – всё на стол мечи».

(Угощает детей).

Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.

Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много  нового, а заодно поиграли, повеселились!

 Спасибо всем!

 

Список литературы

1.Паншина, В.М. А у нас - перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.

  Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки»

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки»

Сообщение темы занятия. Лог

Сообщение темы занятия. Лог

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи

Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете, что она сушит?

Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете, что она сушит?

Д.- Бабий кут. Лог.- Что находилось в бабьем куте?

Д.- Бабий кут. Лог.- Что находилось в бабьем куте?

Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни

Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».спект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».спект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021