Конспект интегрированного урока внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Счастливый принц"
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Счастливый принц"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +2
5 кл—6 кл
29.02.2020
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Счастливый принц"
процесс интеграции требует серьезного подхода и многоплановой работы. На данное занятие выделяется два урока (литература + ИЗО), которые проводятся в один день. Конспект содержит в себе направления работы учителя/учителей и виды деятельности учащихся. Конспект построен по требованиям ФГОС.
Интегрированный урок по О.Уайльду.doc

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения

6 класс. Оскар Уайльд. «Счастливый принц» Урок внеклассного чтения (2 часа, за счет урока литературы и ИЗО)

Тема. Что важнее: добро или красота? (По сказке О.Уайльда «Счастливый принц»).                        

 Тип урока: Комбинированный урок, включающий этап изучения нового учебного материала, обобщения, творческой работы.

Цель: раскрывая идейное содержание сказки, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения.

Задачи:

  • Образовательные – использовать содержание сказки О. Уайльда «Счастливый принц» для расширения смыслового поля важнейших нравственных понятий «добро», «милосердие», «гуманность», «счастье».
  • Развивающие – развитие навыков анализа произведения малой прозаической формы, навыков анализа произведений живописи, киноискусства (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков и умений по применению знания в новой ситуации).
  • Воспитательные – способствовать воспитанию доброты и милосердия, прогнозированию последствий своих поступков, развитию готовности к социальному взаимодействию.

Планируемые результаты:

 

Личностные результаты:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные результаты:

·         овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

·         овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·         овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·         готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·         определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Литература:

·         глубокое понимание идейного содержания сказки, её художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения;

·         осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Музыка:

·         умение слушать музыку, слышать ее ритм, мелодику, уметь определять настроение, передаваемое музыкой

Изобразительное искусство:

·         умение рассматривать иллюстрации, определять композицию и сюжетное содержание

·         умение определять средства выразительности, используемые автором (цвет, контраст, композиционные центры и др.)

·         умение создавать наброски – иллюстрации к литературному произведению, умение находить сюжет и выбирать композицию для иллюстрирования

·         умение представить свою работу, обосновать выбор сюжета, композиции.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный метод (слово учителя как необходимый элемент в системе урока изучения учебного материала, сообщение обучающихся как реализация ролевого распределения материала);
  • метод смыслового чтения (выразительное чтение сцен и анализ эпизодов сказки);
  • эвристический метод (беседа по вопросам учителя, наблюдение);
  • проблемно-поисковый (решение проблемных вопросов).

Ключевые понятия: добро, нравственность, счастье, сострадание

Оборудование урока: текст сказки О.Уайльда «Счастливый принц»; мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, иллюстрации художников к книге (распечатаны)

У детей: альбомные листы, простые карандаши/ черная пастель/ восковые мелки, стирательные резинки

Литература. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012

Технические средства:  ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, презентационный экран, магнитная доска, полка с книгами по теме урока

 

Предварительная работа. Подготовка с учащимися: инсценирование отрывка произведения;

Подготовка учащегося к рассказу биографии О.Уайльда (оказание помощи в создании презентации

Содержание работы над произведением:

№ п/п

Этап работы

Содержание работы

Приёмы и направления анализа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация, постановка цели урока

- Здравствуйте! Вы готовы к уроку? Тогда мы можем начинать…                              Закройте глаза на минуту, вспомните, какие чувства вы испытываете, когда совершаете добрые дела. Откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
- Сегодня нам предстоит непростой урок, мы с вами будем постигать мир человеческой души, оценивать поступки, пробовать давать оценку им, что всегда делать очень сложно. Попробуем найти ответ на вопрос: «Что важнее: добро или красота?» Пусть этот урок принесёт вам радость новых открытий, радость познания.

 

 

 

Оживление личных впечатлений

2.

 

 

1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

 

 

 

 

4)

 

 

 

 

5)

 

 

 

 

6)

 

 

 

 

 

 

 

 

7)

 

 

 

 

 

 

8)

 

 

9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10)

 

 

 

 

11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13)

 

 

 

 

14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц».

 

 Беседа с обучающимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания (работа со словарем)

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма

 

 

 

 

Анализ фрагментов сказки, чтение отрывков

 

 

 

Беседа с учащимися

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций к сказке

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

 

 

Работа с текстом.

Выразительное чтение отрывков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Словесное рисование

 

 

 

 

Выразительное чтение учителем  отрывков сказки на фоне музыки и с демонстрацией картин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение учителем  отрывков сказки на фоне музыки и с демонстрацией картин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление литературного произведения и других видов искусства по теме

Беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение фрагментов текста учащимися

 

 

 

 

Прослушивание музыки и ее анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление литературного текста с произведением изобразительного искусства

Беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценирование отрывка сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с учащимися

 

Просмотр отрывков мультфильмов

и беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр ДВУХ разных концовок мультфильмов и постановка проблемного вопроса

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Знакомство с новыми этическими понятиями (работа со словарной статьей)

 

 

Знакомство с понятиями, подбор синонимов

 

 

 

 

 

 

Беседа с учащимися

 

 

 

 

 

Знакомство с личностью писателя, фрагментами его биографии

(рассказ заранее подготовленного учащегося и демонстрация презентации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь темы урока с личным опытом учащихся

 

 

 

 

Творческое задание

(словесное рисование, создание макета обложки или ЭСКИЗА иллюстрации)

- «На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги», – так начинается сказка английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц».

Вопросы, способствующие раскрытию читательского восприятия.                                                                

- Перед знакомством с содержанием произведения по его названию вы пытались определить, о ком пойдёт речь в сказке, высказывали предположения о его внешности и характере. Вспомним ваши слова.

 

 

- Вы все прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями о ней. Совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали из произведения?

 

- Выразите одним словом – именем существительным – то, что вы ощутили после чтения.

                                                       

 - В качестве домашнего задания вам нужно было подготовить словарную статью ключевых понятий урока. Знакомство со словами «добро», «сострадание».

Подберем синонимы к слову «сострадание».

 

 

 

 

- Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма «Счастливый принц» и ответьте на вопросы: «На каком приёме построено начало данного рассказа? Зачем на фоне прекрасной статуи создаётся картина нищеты и страданий?»

 

 

- Почему же люди называли статую Счастливым Принцем?

 

 

 

- Как вы думаете, все восхищались статуей, потому что ценили человеческие достоинства своего правителя и после смерти отдавали ему дань уважения?

 

 

 

- Какие конкретно черты статуи поражали прохожих? Как это пытались показать художники - иллюстраторы?

 
 

 

 

 

 

 

 

 


- Почему каждый нашёл в статуе Счастливого Принца свою особую привлекательную черту?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Но ведь его и при жизни называли Счастливым Принцем. Выразительно прочитайте, как об этом рассказывает сам герой.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Была ли статуя Принца просто бессловесным украшением города? знал ли об этом кто-нибудь из жителей города? Когда Принц перестал быть беззаботным и радостным?

 

 

 

 

 

 

- Кто обнаружил, что статуя Принца может испытывать человеческие чувства? Опишите, какой вы представляете себе птицу.

 

 

 
- Что же он увидел с высоты своей колонны? Перечитаем его рассказы о своём городе. (На фоне музыки концерта    А.Вивальди «Зима», 1 часть, звучат отрывки). (Демонстрируются картины Ф.С.Журавлёва «Дети-нищие», 1860-е, В.Г.Перова «Дети на кладбище»,            В.Г.Перова «У замёрзшего фонтана», 1865, «Спящие дети, 1870,                              И.М. Прянишникова «Швея», 1870).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите репродукции картин. Что объединяет эту реалистическую живопись с рассказами Принца о городе?

Какие средства использовали художники для того, чтобы донести до нас идею сострадания? Что такое композиционный центр? Где он на каждой иллюстрации? Почему?

О чем это говорит?

 

- Какая страна противопоставлена мрачному, холодному и бесприютному городу? Кто рассказывает о ней Принцу?                                     

 

- Как эта маленькая птичка оказалась в городе?

 

- Почему Ласточка отправилась в такое трудное путешествие одна, а не летела вместе со своей стаей?

 

- Если Ласточка испытывала такую глубокую привязанность к Тростнику, почему она всё-таки улетела от него?

 

- Что Ласточка рассказывала Счастливому Принцу о Египте? Перечитаем рассказы о Египте. Чем он привлекателен?      

 

 

 

   (На фоне музыки концерта     А.Вивальди «Зима», 2 часть, звучат отрывки).   

Обсуждение МУЗЫКИ. Ее темпа, ритма, настроения, которое она передает.       

Тёплая, светлая, мягкая музыка Вивальди усиливает ощущение гармонии и света.   

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассмотрите репродукции картин, посвящённые Египту. Похож ли Египет, который создали на своих полотнах художники на тот, о котором рассказывала Ласточка? (Демонстрируются картины Д.Робертса «Гиза. Пирамиды Хеопса и Хефрена», «Колоссы Мемнона», «Большой Сфинкс», Ж.-Л.Жерома «Верблюды у источника»,).

- Чудесная страна из какого-то сна…Она совсем не похожа на тот страшный город, в котором по воле судьбы оказалась Ласточка. Почему же она не улетела?

 

 

 

 

 

 

- Как вёл себя Счастливый Принц, когда расставался с драгоценными камнями и золотом, составлявшими украшения статуи?

 

- Счастливый Принц говорит: «Самое удивительное в мире – это людские страдания». Почему в городе живут люди, которым плохо? Почему они страдают?

 

 

- Давайте послушаем самых главных людей города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 


- Какими же предстают власти города?             

                        

- Трудно жить в таком городе. Как Счастливый Принц решает помочь обездоленным людям?                                  (Демонстрируется фрагмент из мультипликационного фильма).

 

 

 

 

 

 

 

 

- Приносило ли это подношение счастье бедным людям?

 

 

- Как долго Ласточка оставалась верной помощницей Принца?

- Трагичен финал сказки: от лютого холода погибает Ласточка,

 

Посмотрите два фрагмента из мультипликационных мультфильмов, рассказывающих об этой трагедии. Какой из финалов вам кажется наиболее ярким? Почему?

- Почему раскололось сердце Принца? Автор говорит об этом так: «Воистину был жестокий мороз». А вы тоже считаете, что во всём повинен холод?                                    

- И всё-таки наши герои счастливы. Почему?

 

 

 

 

 

 

- В начале урока мы задали себе вопрос «Что важнее: добро или красота?» Как ответил писатель своим произведением на этот вопрос? Попробуйте ответить на него теперь, когда разговор о сказке подходит к концу. Вспомните какое-нибудь доброе дело, сделанное вами, и то чувство, которое вы испытали при этом.

- Почему же нужно спешить делать добрые дела?

 

- В начале урока мы знакомились со словами «добро», «сострадание». Анализируя сказку, мы с вами подошли к таким понятия, как «счастье», «нравственность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что из описываемых событий сказки можно отнести к реальному миру?

 

- Счастливый Принц прошёл долгий путь осознания настоящего счастья. В чём же оно проявилось в его жизни?

 

 

- А каким вам представляется писатель, создавший такую замечательную сказку?   

- Так, к сожалению, было не всегда. Уайльд не хотел замечать социальной несправедливости, которой в Англии было очень много. При каждом столкновении с людским страданием он старался заглушить совесть и убегал к своим книгам, стихам, творчеству. Каждым своим произведением он доказывал, что искусство должно быть далёким от реального мира, оно должно создавать новую красоту вместо грубой повседневной правды, мораль должна быть отвергнута  во имя красоты и наслаждения жизнью. Но весь мир однажды  писателя был разрушен: друзья отшатнулись от него, книги были сожжены, жена умерла от горя, дети были отняты - нищета и страдание стали уделом этого человека.
Уайльд наконец понял, что значат горе и социальная несправедливость. Он прикоснулся к человеческим страданиям сердцем – так же, как его замечательный герой Счастливый Принц. Его сказка «Счастливый Принц», написанная под влиянием сказок Х.К.Андерсена, опровергает выдвинутые им же теории. В решении вопроса: что важнее – добро или красота, О.Уайльд сам подводит своих героев к ответу: добро, служение людям выше и важнее красоты.

- Недавно в рамках международного кинофестиваля «Литература и кино» (г.Гатчина) мы смотрели с вами художественный фильм, поставленный по мотивам сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда». Что объединяет эти произведения? (Как вы думаете, есть ли в сюжетах этих произведений что-либо общее?)

Если бы вы получили заказ на иллюстрирование этого произведения, то какие эпизоды бы выбрали?

Представьте, что вам нужно создать эскиз обложки этого произведения. Что вы изобразите? Почему?

Создайте набросок обложки к произведению.

Будет говориться о Счастливом принце. Скорее всего, Принц красив, благороден, ему всё удаётся, у него много друзей, он физически и духовно само совершенство (представление облика Принца зависит, в первую речь, оттого, что каждый из учащихся вкладывает в смысл понятия «счастье»). В сказке должно произойти что-то очень хорошее, светлое, волшебное.

Сказка оказалась печальной, никого не оставила равнодушным. Добро победило зло, но грустно, потому что главные герои: Принц и Ласточка - погибают.              

- Добро, счастье, боль, нищета, страдание, милосердие, любовь, сострадание, надежда, радость, грусть, равнодушие, злоба.   

Обучающиеся зачитывают словарные статьи предложенных слов.          Добро – всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Синонимы: благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение.             Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем. Синонимы: участие, жалость, сожаление, милосердие, сочувствие, соболезнование, гуманность, сердобольность, сердоболие. («Большой толковый словарь русского языка» А.С.Кузнецов, «Словарь синонимов русского языка» М.Р.Львов)                                       

Учащиеся смотрят  фрагмент одноимённого мультипликационного фильма.

 Начало повествования построено на антитезе – противопоставлении. На фоне красоты и великолепия статуи Счастливого Принца мы видим нищих, бездомных людей, охваченных горем, страданиями, безысходностью, болезнями.

Учащиеся отвечают на вопрос с опорой на текст сказки:               - Он был очень красив и «покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги». Сверкающие камни и золото притягивали взоры людей, и Принц казался им воплощением счастья и благополучия. Описание статуи – это идеал красоты, который заслуживает поклонения. Позже Принц скажет: «Люди, покуда живут, думают, что в золоте счастье».                          

– Каждый человек, смотря на статую Счастливого Принца, не вспоминал образ живого человека. Он видел лишь прекрасную дорогую оболочку монумента.

- Городской Советник оценивал все достоинства статуи, рассматривая её как предмет искусства. Разумная мать восхищалась его спокойным, исполненным достоинства поведением. Гонимый судьбою горемыка завидовал её богатому исполнению. Приютские Дети считали его прекрасным, как ангел: он был для них пришельцем из сказки.

- Каждый житель города выделил для себя то, чего, как ему казалось, ему не хватало для счастья: один мечтал о славе и очень хотел прослыть тонким ценителем искусства; другой понимал своё счастье в разумном и умеренном использовании земных благ, в мирном безоблачном течении всей жизни; третьему для счастья не хватало материального достатка; четвёртые мечтали, глядя на статую, о сказочном мире, в котором они не были бы одинокими и нашли  отеческую заботу, любовь, взаимопонимание.

- «Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слезы, – ответила статуя. – Я жил во дворце San-Souci (Дворец беззаботности), куда скорби вход воспрещен. Днем я в саду забавлялся с товарищами, а вечером я танцевал в главной зале. Сад был окружен высокой стеною, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней. Вокруг меня все было так роскошно! «Счастливый Принц» – величали меня приближенные, и вправду я был счастливый, если только в наслаждениях счастье».

- Статуя Принца, хотя и имела теперь только оловянное сердце, могла мыслить, чувствовать, переживать, говорить. Но никто в городе этого не мог себе даже представить.                              «Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже не живой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета, какая только есть в моей столице. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез».

- Это была Ласточка. Небольшая юркая птичка, с большими добрыми глазами, отзывчивым сердцем, с оперением, отливающим синим цветом, и белой грудкой – цвета, символизирующие чистоту и счастье.

- «Там, далеко, в переулке, я вижу убогий дом, – продолжала статуя тихим мелодическим голосом. – Одно окошко открыто, и мне видна женщина, сидящая возле стола. Лицо у нее изможденное, руки огрубевшие и красные, они сплошь исколоты иголкой, потому что она швея. Она вышивает цветы страстоцветы на шелковом платье прекраснейшей из фрейлин королевы, для ближайшего придворного бала. А в постельке, поближе к углу, ее больное дитя. Ее мальчик лежит в лихорадке и просит, чтобы ему дали апельсинов. У матери же нет ничего, только речная вода. И вот этот мальчик плачет...

Там, далеко, за городом я вижу в мансарде юношу. Он склонился над столом, над бумагами. Перед ним завядшие фиалки. Его губы алы, как гранаты, его черные волосы вьются, а глаза его большие и мечтательные. Он торопится закончить свою пьесу для директора театра, но он слишком озяб, огонь догорел у него в очаге, и от голода он лишается чувств...

Внизу, на бульваре, – молвил Счастливый Принц, – стоит маленькая девочка со спичками. Она уронила их в канаву, они испортились, и отец её прибьет, если она возвратится без денег. Она плачет. У нее ни башмаков, ни чулок, и голова у нее непокрытая».

- Страдание людей, нищета, бедность людей, которые измождены от голода, холода, болезней – это и есть единый мотив сказки и картин, отражающих социальную действительность. Во многом рассказы Принца выглядят совсем не сказочно, а скорее близки действительности и очень искусно вплетены в ткань сказки.

- Ласточка постоянно говорит о Египте как о счастливой и богатой стране.

- Ласточка пролетала через этот город ночью. Её путь лежал в Египет, и перед дальним перелётом ей нужно было отдохнуть.                                      - Стая улетела раньше Ласточки на семь недель, а она отстала от стаи, так как была влюблена в красивый тростник и долго не решалась оставлять его одного.    -  Ласточка была верна Тростнику, но не нашла в растении ответного понимания и такого же взаимного чувства. Тростник не нуждался в ней. Она почувствовала себя сиротою.

- «Мои подруги кружатся над Нилом и беседуют с пышными лотосами. Скоро они полетят на ночлег в усыпальницу великого царя. Там почивает он сам, фараон, в своем роскошном гробу. Он закутан в желтые ткани и набальзамирован благовонными травами. Шея у него обвита бледно-зеленой нефритовой цепью, а руки его, как осенние листья.

Завтра подруги мои полетят на вторые пороги Нила. Там гиппопотамы лежат в тростниках, и на великом гранитном престоле восседает там бог Мемнон. Всю ночь он глядит на звезды, а когда засияет денница, он приветствует ее радостным криком. В полдень желтые львы сходят к реке на водопой. Глаза их подобны зеленым бериллам, а рев их громче, чем рев водопада.

А в Египте теплое солнце на зелени пальм, и крокодилы вытянулись в тине и лениво глядят по сторонам. Мои подруги вьют уже гнезда в Баальбековом храме, а белые и розовые голуби смотрят на них и воркуют».

- Похож. Он такой же яркий, таинственный, тёплый, полный чудес. В Египте тепло, много зелени, птиц и животных, и все они живут в мире среди покоя, солнца, древних храмов и царских гробниц.

- Сначала она пожалела Принца, ведь он так хотел помочь людям, но был неподвижен и беспомощен, а у неё было «предоброе сердце». А потом, когда по его просьбе она выклевала рубин из эфеса шпаги рубин и глаза-сапфиры и отдала их больному мальчику и его матери-швее, юноше-писателю и девочке-торговке, она сказала: «Теперь, когда ты слепой, я останусь с тобой навеки». Огромное чувство любви и понимание, что в ней нуждаются, не позволило Ласточке улететь.

                                                                         - Он отдавал их без тени сожаления, осознавая, что они не принесут ему ни пользы, ни радости, тогда как этим страдающим людям они облегчат  жизнь, а кого-то, может, и спасут от верной гибели.

- Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни, наживаются на чужой беде, за счёт других. Вспомните девушку из прекрасного дворца, которая упрекает бедную, измождённую швею в лени, полицейского, который безжалостно прогоняет нищих детей под дождь.

– «Рано утром внизу на бульваре гулял городской голова, а с ним городские советники. Проходя мимо колонны Принца, голова посмотрел на статую.
– Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! – воскликнул городской голова.
– Именно, именно оборвыш! – подхватили городские советники, всегда с головой соглашающиеся.
И они приблизились к статуе, чтобы ее осмотреть.
– Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла, – продолжал городской голова. – Он хуже любого нищего!
– Именно, хуже нищего! – подтвердили городские советники.
– А у ног его валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.
И секретарь городского совета тотчас же занес это предложение в книгу.
И свергли статую Счастливого Принца.
– В нем уже нет красоты, а стало быть, нет и пользы! – говорил в университете профессор эстетики.
И расплавили статую в горне, и созвал голова городской совет, и решали, что делать с металлом.
– Сделаем новую статую! – предложил городской голова. – И эта новая статуя пускай изображает меня!
– Меня! – сказал каждый советник, и все они стали ссориться.
Недавно мне довелось о них слышать: они ссорятся и доныне»
.

-  Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными.

Смотрят отрывок из мультипликационного фильма.

  «Он сказал Ласточке:
- Я весь позолоченный. Сними с меня золото, листок за листком, и раздай его бедным. Люди думают, что счастье в золоте...»                           - Ласточка продолжила дело Принца, заменив ему собственные глаза. Она облетала весь город и рассказывала об увиденном ею. И туда, где люди нуждались в помощи, она несла в клюве листочки золота – часть убранства Счастливого Принца.

- Да. В домах появился хлеб, и жители города не страдали от голода, а дети начинали смеяться и затевать игры на улицах.

- Она помогала Принцу до тех пор, пока не поняла, что пришёл час умирать.

«и в ту же минуту страшный треск раздался у статуи внутри, словно что-то там разорвалось. Это раскололось оловянное сердце».                                     

 

- Нет. Сердце Счастливого Принца раскололось в ту же минуту, когда умерла Ласточка. Он не вынес этого горя.

                                                                     - Они счастливы, потому что пожертвовали собой ради других. Помните, Ласточка, рассказывая Принцу о том, как она помогла швее и её ребёнку, говорит: «И странно…хотя на дворе стужа, мне теперь нисколько не холодно». А Принц ей объясняет: «Это потому что ты сделала доброе дело!» В добре сила радости и счастья.

 

 

 

- Конечно, важнее добро. Это счастье – делать добро.           - Было хорошо, тепло, радостно, счастливо, что смогли оказаться кому-то нужным в трудную минуту

- Нужно спешить делать добрые дела, чтобы успеть, чтобы не опоздать оказать помощь тем, кто в ней нуждается именно сейчас, а не завтра или как-нибудь потом. Может быть слишком поздно.

Обучающиеся знакомятся со словами.                        Нравственность –                     1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.
2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Синонимы: мораль, благонравие, добродетельность, беспорочность, добронравие, благородство, целомудрие.

Счастье – состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.                    

- Страдания бедных людей, несправедливость и жестокость тех, у кого много денег и есть власть – это не выдумка, это - реальный мир.    – Принц осознал, что счастье – это не горы золота и беззаботная жизнь, счастье – это любовь и дружба, верность и преданность тому, что нуждается в твоей поддержке и защите.

- Он добрый, чуткий, сочувствующий бедным и осуждающий богатых, для него ценны не материальные блага, а Добро, Сострадание, Милосердие.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Главные герои произведений пришли к одному и том же выводу: важнее всего на свете доброта. Именно она делает людей красивее, именно она несёт людям счастье.

Ответы детей

 

Рассуждение детей и словесное рисование

Словесное рисование. Создание карандашного наброска (формат работы А8)

Сочетание различных путей анализа при доминирующей роли одного из них:

·        «вслед за автором»;

·      «пообразный»;

·      проблемно-тематический.

 

 

Оживление личных впечатлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий общекультурного типа

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление элементов художественного текста

 

 

 

 

 

Выразительное чтение

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

 

 

 

Рассуждение учащихся

 

 

Элементы рассказывания

Анализ иллюстративного материала

 

 

 

 

 

Элементы рассказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение

 

 

 

Словесное рисование

 

 

 

 

Выразительное чтение учителем отрывка под музыку дает возможность еще раз услышать образцовое чтение, музыка дает эмоциональный настрой, зрительные образы создают нужное настроение.

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение учителем отрывка под музыку дает возможность еще раз услышать образцовое чтение, музыка дает эмоциональный настрой, зрительные образы создают нужное настроение.

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ композиции: рассмотрение связей пейзажа с общим течением текста

 

 

 

Анализ музыкального произведения

 

Выразительное чтение

 

 

 

 

 

Выразительное чтение

 

 

 

Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства

 

 

Элементы рассуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заранее подготовленные обучающиеся разыгрывают отрывок из сказки. 

                                            

Инсценирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр отрывков мультфильма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр концовок двух мультфильмов по произведению

 

 

 

Проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся смотрят фрагменты презентации с выдержкой из словаря, подбирают к синонимы к нравственно-этическим понятиям

 

 

 

 

 

 

Элементы рассуждения

 

 

 

 

Комментарий исторического и общекультурного типа

 

 

 

 

 

 

 

(Демонстрируются фрагменты презентации, посвящённой жизни и творчеству писателя).

 

 

 

Элементы рассуждения

Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя

 

Словесное рисование

 

Обсуждение некоторых работ учащихся. Представление работ учащимися:

6.

 

Защита творческой работы

 

Представьте свой проект работы, расскажите о том, какой эпизод произведения вы выбрали и почему, какие цвета собираетесь использовать, что является у вас композиционным центром.

-Я выбрал эпизод…так как… Я изобразил…т.к…

-В моем рисунке будет центром композиции…,потому что…

-Я выбрал такие цвета, так как считаю, что…

Учащиеся представляют свои работы классу, объясняя выбор формата изображения, эпизод, цвет и проч.

 

7.

Подведение итогов урока.

- Завершая нашу работу над сказкой, хочу вас спросить: «Какие уроки вы вынесли для себя из этого произведения? Что помогли вам понять используемые на уроке картины?»

 Сказки Оскара Уайльда несут свет Добра и Любви. Учитесь у его героев Состраданию, Милосердию, Самоотверженности и радуйтесь своей потребности делать Добро.                     

Учиться делать Добро, расти духом нужно, не дожидаясь испытаний.

(Учитель демонстрирует книги Уайльда с выставки).

8.

Домашнее задание

 

 

 

Обучающимся предлагается индивидуальное задание по группам:

·  Сформулируй вместе с родителями основные нравственные правила, которых ты будешь придерживаться в своей жизни.

·  Ответьте на вопросы:  Почему ангел в качестве самого ценного в городе выбрал мёртвую Ласточку и оловянное сердце Принца? За что в Золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу?

·  Создай иллюстрацию к произведению (завершить работу с наброском/макетом)

Запись дом.задания

 

Проблемный анализ. Проблемный вопрос

Умение находить сюжет и выбирать композицию для иллюстрирования

9.

Рефлексия

·                     На уроке я работал активно / пассивно

·  Своей работой на уроке я доволен / не доволен

·  Урок для меня показался коротким / длинным

·                     За урок я не устал / устал

·  Мое настроение стало лучше / стало хуже

·  Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен, легким / трудным

Учащиеся по памятке (она есть  в тетрадях по литературе) анализируют свою деятельность на уроке

Умение анализировать свою деятельность

10.

Итог урока

Оценивание работы обучающихся и в течение бесед с учителем и по результатам создания наброска

 

 

 

 

 

 

 


Конспект интегрированного урока внеклассного чтения 6 класс

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения 6 класс

Предметные результаты: Литература: · глубокое понимание идейного содержания сказки, её художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения; · осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

Предметные результаты: Литература: · глубокое понимание идейного содержания сказки, её художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения; · осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

Содержание работы над произведением: № п/п

Содержание работы над произведением: № п/п

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020