Технологическая карта арт-терапевтического занятия «Волшебные камни».
ФИО участника: педагог – психолог ,воспитатель
Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с игровой деятельностью.
Тема занятия: занятия «Волшебные камни».
Возрастная группа: старшая (5- 6 лет)
Цель занятия: снижение психо-эмоционального напряжения посредством нетрадиционного рисования камнями- марбалами.
Задачи занятия:
–закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сюжета, повторять отдельные слова и фразы
- познакомить с разновидностью драгоценных камней и их свойствами – янтарь,гранит,кварц, тигровый глаз, слюда
- побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложноподчинённых предложений;
– помогать детям правильно воспринимать содержание беседы, снижать психо- эмоциональное напряжение.
– воспитывать чувство доброты и отзывчивости, любовь к сказкам, живой и неживой природе.
- формировать умение отражать свои эмоции, через художественно- эстетическую деятельность
Дополнительные задачи:
Здоровьесберегающие: снятие физического и эмоционального напряжения.
Словарная работа: марбалы, янтарь,гранит,кварц, тигровый глаз, слюда, «палец дьявола»
Оборудование: коробки из-под конфет , белые листы бумаги А4, жидкая гуашь основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий), кисти среднего размера, непроливайка, коллекция природных камней, полудрагоценные камни из коллекции DeAGOSTINI, стеклянные круглые камни «марбалы» диаметром 1 см, партотивная музыкальная колонка, музыкальная композиция «Хозяйка медной горы» Натальи Сорокиной.
Планируемый результат занятия: ознакомились со сказкой, умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, эмоционально воспринимают авторскую сказку П.Бажова «Хозяйка медной горы» и выражают своё отношение к её персонажам, проявляют положительные эмоции.
Подготовительная работа: разгадывание загадок, чтение сказки П.Бажова «Хозяйка медной горы», объяснение значения слова малахит, янтарь,гранит,кварц, тигровый глаз, слюда, «палец дьявола»
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приёмы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1 |
Организационно-мотивационный этап (2 мин) |
Организация детей, переклю-чение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя |
– Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте, поздороваемся, подарим им свои улыбки, пожелаем доброго дня. – Встанем в круг и пожелаем доброго утра друг другу. Передаём «Камень и говорим: «Доброе дня» |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контакта |
Приветствие, участие в игре.
Передают «Клубок Доброты» друг другу и говорят: «Доброе утро» |
Внимание детей направлено на предстоящую деятельность, создан соответствующий эмоциональный настрой |
2 |
Основной этап |
|
||||
2.1 |
Этап постановки проблемы (3 мин) |
Организация умственной и практической деятельности детей, выполне-ние всех постав-ленных образова-тельных задач, создание условий для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата |
В гости к детям приходит герой «Хозяйка медной горы», под музыкальное сопровождение. С собой у героя ларец с камнями. Герой: «Здравствуйте ребята, я Хозяйка медной горы, пришла к вам в гости со своими друзьями. Вы хотите с ними познакомится?».
Хозяйка открывает ларец, приглашая детей посмотреть на камни. Детям предлагается взять по камню на свой выбор. - «У вас в руках природные камни, какие они по ощущениям?» - «Да, по своей природе камни – холодные, особенно в горах. А как их можно согреть?» - «Давайте согреем моих друзей в руках. Почувствуйте, что с ними стало?» - «Некоторые камни имеют свою историю, я хотела бы вам рассказать про одни интересные камни, которые имеют необычное название |
Создание проблемно-поисковой ситуации на основе сказки П. Бажова «Хозяйка медной горы» |
Отгадывают загадки.
Дают ответы на поставленные вопросы.
Высказывают своё мнение |
Расширение кругозора детей, пополнение и активизация словаря
Готовность к слушанию.
Выдвижение гипотез |
2.2 |
Этап ознакомления с материалом (3 мин) |
– Ребята, садитесь удобнее. За ступенькою ступенька – Станет лесенка, Слово к слову ставь складненько – Будет песенка. А колечко на колечко – Станет вазочка. Сядь со мною на крылечко, послушайте истории.
- «Некоторые камни имеют свою историю, я хотела бы вам рассказать про одни интересные камни, которые имеют необычное название «Пальцы дьявола». (Хозяйка показывает эти камни детям). -«Много миллионов лет назад на месте нашей Саратовской области было море и на его дне находились эти камни «Пальцы дьявола», затем произошло большое землетрясение с извержением вулкана и дно моря поднялось и образовалась возвышенность Природный парк «Кумысная поляна» и по сей день в этом месте находят эти камни».
- «Ребята были ли вы когда-нибудь на «Кумысной поляне?»
- «А еще эти камни имеют особые свойства исцелять раны. Если «Палец дьявола» натереть в мелкую крошку и посыпать на рану, то рана заживет быстрее.»
- «Раньше из камней создавали различные постройки, сооружения. Я предлагаю вам создать свою постройку из природных камней, так чтобы все камни, которые в ваших руках, были задействованы». - «Вам понравились ваши постройки?»
«А еще я вам принесла другие камни – это камни, созданные не природой, а человеком и их называют – искусственные. Давайте их рассмотрим и подержим в руках. Какие эти камни по ощущениям».
«А давайте проведем эксперимент: проходят ли солнечные лучи через искусственные камни. Подойдите к окну и наведите камень на солнечный свет, что вы видите?» - «Давайте посмотрим, есть ли различия между искусственными и природными камнями?» - «Да, вы правильно заметили различия, они действительно разные, они отличаются по насыщенности цвета, по размеру и форме и также ощущениям и своим свойствам. Природные камни полезные, могут обладать лечебными свойствами и их можно встретить только в природе. А искусственными камнями также можно любоваться, играть, использовать для украшения дома, аквариумов. А еще как из искусственных, так и из природных создают ювелирные украшения». Физминутка. Стоит гора – старушка, До небес макушка Её ветер обдувает,
Её дождик поливает,
Стоит гора, страдает, камешки теряет И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
|
беседа
Беседа/ демонстрация
Демонстрация
Постановка проблемной ситуации.
Эксперименирование
Сравнительный анализ |
Внимательно слушают
рассматривают, и изучают камни.
Создают конструкции из камней
Примерные ответы детей на поставленный вопрос.
Участвуют в эксперименте, изучают свойства камней.
Сравнивают, анализируют, Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представ-лениях, отвечают на вопросы.
поднимают руки вверх тянутся на цыпочках обмахивают себя кистями рук встряхивают кистями рук прикладывают ладошки к щекам и качают головой педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки часть детей отходят в сторону |
Приобщаются к слушанию произведения
Расширение кругозора детей, пополнение и активизация словаря
Сконструированные инсталяции
Выдвигают гипотезы преодоление стеснительности у неактивных детей.
Снятие физического и эмоционального напряжения |
|
2.3 |
Этап практического решения проблемы (4 мин) |
- «Ребята, а еще с помощью камней можно создавать картины». Хозяйка показывает ребятам образцы картин. «Да, камни, могут рисовать. Хотели бы вы попробовать рисовать камнями?» - «Приглашаю вас сесть за столы и попробовать этот необычный способ». - «Перед вами лежат коробки с бумагой, кисти, гуашь и тарелочки с круглыми искусственными камнями «марбалами». На листах в коробках мы будем сначала делать мазки кистями. Возьмите в руки кисти, обмакните ее в гуашь того цвета, который вам больше понравился на данный момент. Мне нравится зеленый цвет, я начну с него. Теперь вместе со мной наносим жирные мазки на лист бумаги в коробке. Мазки нужно нанести на весь лист бумаги не более 10. Теперь кисти необходимо промыть и обмакнуть в другой цвет гуаши. Наносим мазки др. цвета в пустых местах листа. Для насыщенности цвета на картине, нужно добавить еще 2 др. цвета, также промывая кисть. У кого нанесены мазки 4 цветов по всему листу, могут взять по 2 камня и положить их в коробку с листом. Теперь можно начать рисовать с помощью камней. Коробку можно двигать в разных направлениях по столу, так чтобы камни внутри коробки катались и образовывались дорожки разных цветов. Когда вы почувствуете, что картина готова, камни можно убрать обратно в раздаточную тарелку». |
Демонстрация
Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. эвристическая беседа,
организация взаимодейст-вия в достиже-нии результата |
Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представ-лениях, отвечают на вопросы.
Выполняют задание
|
Правильное восприятие содержания
Доброжелатель-ное взаимодейс-твие со сверст-никами |
|
3 |
Заключительный этап (3 мин) |
Подведение итогов и оценка результатов деятельности |
Эти вопросы задаются всем детям: и активным, и пассивным. Рефлексия : - «Ребята, понравилось ли вам играть с камнями?» - «Что вы узнали нового о камнях?» - «А все ли камни одинаковые ?» - «Какое значение имеют «волшебные камни» в жизни человека?» «Получилось ли у вас нарисовать картину камнями? Понравился ли вам этот новый способ?» – Очень понравилось, как отвечал сегодня…, очень внимательно слушала истории, … грамотно строил предложения …, |
Обсуждение эмоциональ-ного состояния, обсуждение особенностей индивидуаль-ной и совмест-ной работы, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов |
Высказываются по поводу своего эмоционального состояния |
Выражают своё отношение к творческим работам, делают вывод и положительно оценивают проделанную работу
Осознание себя как участника творческого познавательного процесса |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.